Главная / История / Разработка урока "Древнегреческая мифология", 5 класс

Разработка урока "Древнегреческая мифология", 5 класс



Урок по теме «Древнегреческая мифология» - 5 класс

Урок - игра


ЦЕЛИ.

Образовательные:

  • организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению знаний в области античной художественной культуры;

  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала.


Развивающие:

  • способствовать развитию творческих способностей учащихся;

  • стимулировать желание обогащать свой жизненный опыт, познания окружающего мира, человеческих ценностей.


Воспитательные:

  • через использование групповой формы организации учебной деятельности формировать чувство ответственности за результат команды, содействовать сплочению детского коллектива.


ОБОРУДОВАНИЕ:

компьютерная презентация.


ТИП УРОКА:

урок-обобщение, построенный на основе комплексного применения знаний и способов деятельности.


ФОРМА УРОКА:

урок-игра.



ХОД УРОКА.

Столы расставлены так, чтобы команды сидели компактно, на каждом столе флажок, с помощью которого ученики должны сообщать о своей готовности отвечать, жеребьевка проходит во время перемены, когда ребята заходят в класс, на партах лежит раздаточный материал, сгруппированный в пять конвертов, чистые листы бумаги, ручки, ведомость оценок.


Учитель ставит цель урока перед учащимися:

Ребята, я предлагаю вам отправиться на машине времени в далекое путешествие по древнегреческим мифам. А вы в конце урока должны будете дать ответ на вопрос – зачем же мы с вами на уроках истории, литературы, мировой художественной культуры постоянно обращаемся к мифам Древней Греции, что, кроме занимательности этих рассказов, привлекает интерес людей на протяжении многих тысячелетий?



Закрываем глаза и представляем себе любую картинку из жизни древнегреческих богов или героев. (Гонг) вот мы и… Где же мы оказались

(Картинка на экране: лабиринт на о. Крит – команды высказывают свои предположения - Приложение 1, слайд 1).


Да, мы на острове Крит в лабиринте чудовищного Минотавра, и нам грозит страшная опасность, но если мы обратимся за помощью к богам, возможно, нам удастся избежать участи быть съеденными человекобыком.

Но сначала надо вспомнить, а какие были у древних греков боги.

(На экране появляются изображения богов, дети должны назвать их имена и сферу их деятельности – см. Приложение 1, слайды 3-12)


* за каждый правильный ответ команде дается жетон, право первого ответа дается команде, капитан которой первой поднял руку).


Учитель

А теперь у каждой команды на столах в конверте №1 лежат пазлы с изображением символов того или иного древнегреческого бога, ваша задача собрать пазл и решить к какому богу вы должны обращаться за помощью.

(Пазлы: Сова, Виноград, Арфа, Орел, Трезубец – см. Приложение 2).


* 2 жетона дается той команде, которая ответила правильно первой, остальным, если ответили правильно, дается по одному жетону.


Учитель

Ну что же обратимся к нашим богам с мольбами, главное не перепутать, какому богу, какой гимн посвящается. Вскройте конверт №2, там лежит лист гимнами, но в них не упоминается имя бога, которому они адресованы, вы должны определить, какому богу какой из гимнов посвящен.

(Тексты гимнов – см. Приложение 3)


*2 жетона дается той команде, которая ответила правильно первой, остальным, если ответили правильно, дается по одному жетону


Учитель

(Гонг-Гром). В этом раскате грома я услышала согласие великого громовержца помочь нам, но при условии, если мы докажем, что помним о древнегреческих богах по сей день и чтим их память.

Да нам будет стоить титанических усилий это задание, но мы преодолеем панический страх перед неведомым, запасемся олимпийским спокойствие и приложим все усилия чтобы доказать великим богам прошлого, что память о них не канула в лету.

Ну вот, уже одно доказательство готово. Скажите, о чем свидетельствует моя речь?


Примерный ответ детей.

В русском языке мы часто употребляем разнообразные фразеологические обороты, которые опираются на древнегреческую мифологию, и, не зная содержания мифов, мы можем не понять своего собеседника, использующего эти фразы. К таким оборотам часто прибегают и писатели, поэты в своих произведениях, поэтому чтобы понять, что хотел сказать автор, надо знать мифы древних греков.


Учитель

Молодцы, а теперь давайте посмотрим, как вы владеете таковыми оборотами? У меня есть волшебный мешок, в котором лежат символы тех или иных фразеологических оборотов, вам необходимо отгадать, о какой фразе идет речь, и что она означает

(Мешок: камень – «сизифов труд», клубок ниток – «нить Ариадны», яблоко – «яблоко раздора», изображение пятки – «ахиллесова пята», лошадь – «троянский конь», гроздь винограда и вода – «танталовы муки», лук и стрелы – «стрелы амура» и т.п.).


* Команды поочередно из мешка достают предметы и высказывают свои предположения, если команда отвечают неверно, то дается возможность ответить другим командам. За правильный ответ и верное дополнение командам даются жетоны.


Учитель

А теперь я вам предлагаю посмотреть на ребусы и попытаться не только разгадать их, но и вспомнить, с какой легендой связаны имена этих героев.

(Ребусы: Волопас, Ликаон, Аркад, Гера, Каллисто - см. Приложение 1, слайды 14-18)


Вспомним эту легенду

(Учитель или один из желающих детей рассказывают легенду – см. Приложение 1, слайд 20

Легенда о Большой Медведице.

Давным-давно в Аркадии правил царь Ликаон. И была у него дочь Каллисто, известная всему миру своей прелестью и красотой. Даже громовержец Зевс восхищался ее божественной красотой.   От него родила Каллисто сына Аркада, который быстро подрос. Стройный и красивый, он ловко стрелял из лука и часто ходил на охоту в лес.
 Гера узнала о любви Зевса и Каллисто. Впав в ярость, она превратила Каллисто в безобразную медведицу. Когда вечером Аркад вернулся с охоты, он увидел в доме медведицу. Не зная, что это его родная мать, он натянул тетиву лука... Но Зевс не допустил, чтобы Аркад, хотя и невольно, совершил такое тяжкое преступление. Еще до того, как Аркад выпустил стрелу, Зевс схватил медведицу за хвост и быстро взвился с нею в небо, где и оставил ее в виде созвездия Большой Медведицы. Но пока Зевс нес медведицу, ее хвост начал удлиняться, поэтому на небосклоне у Большой Медведицы такой длинный и изогнутый хвост. Зная, как сильно Каллисто была привязана к своей служанке, Зевс и ее вознес на небо и оставил там в виде небольшого, но красивого созвездия Малой Медведицы. Зевс и Аркада перенес на небо и превратил в созвездие Волопаса.
   Волопас навсегда обречен беречь свою мать - Большую Медведицу, поэтому он крепко удерживает поводки Гончих Псов, которые ощетинились от ярости и готовы наброситься на Большую Медведицу и разорвать ее).


* за каждый правильный ответ команде дается жетон, право первого ответа дается команде, капитан которой первым поднял руку).



Учитель

А теперь посмотрите на экран. И ответьте на вопрос, зачем же мы так часто обращаемся на разных уроках к древнегреческим мифам.

(На экране появляются картинки: Атлантический океан, Эгейское море, полуостров Пелопоннес, паука Арахна, цветок нарцисс, ахиллово сухожилие, периодическая система Менделеева – см. Приложение 1, слайды 22-29)


Примерный ответ детей.

Очень часто ученые разных специальностей (химики, медики, ботаники, зоологи) используют имена героев древнегреческих мифов для обозначения тех или иных специальных понятий и явлений.


Учитель

Да, и эти названия нередко характеризуют эти самые явления. Например, в периодической системе Менделеева есть такой элемент, как «тантал», который назван так из-за трудностей его получения в чистом виде, а название «селен» как бы подчеркивает то, что этот элемент - спутник теллура, подобно тому, как луна спутник земли, авторы открытия «прометия» хотели подчеркнуть не только метод получения элемента с использованием энергии ядерного деления, но и угрозу наказания зачинщикам войны.


А имеет ли древнегреческая мифология применение в быту современного человека? Если да, то где?

(Подсказка, на экране появляется изображение разнообразных вывесок и этикеток см. Приложение 1, слайды 31-34.)


Примерный ответ детей.

Часто на вывесках и этикетках мы встречаем имена древнегреческих героев, их используют для названия разнообразных организаций, учреждений, лекарственных средств и т.п.


Учитель

Вы правы, но только не всегда такие названия бывают удачными, а вы попытайтесь сейчас каждый в своей команде придумать правильные названия тем предприятиям, которые указаны у вас в конверте №4. Ваши названия должны отражать суть этих предприятий, организаций, заведений

(см. Приложение 4)


Учитель

Ну вот, теперь я думаю, боги удостоверились в том, что мы помним о них по сей день. Теперь мы можем вернуться домой. Закроем глаза и представим себя в классе. Вот мы и дома. Так зачем же мы так тщательно знакомимся с древнегреческими мифами? Какое практическое значение они имеют для современных людей?


Примерный ответ детей.

Древнегреческой мифологией наполнена вся наша жизнь, мы с ней сталкиваемся и в быту, и в разговорной речи постоянно к ней обращаемся, она является вдохновителем многих деятелей искусства (литературы, театра, живописи, скульптуры), ученые разных специальностей часто используют названия, заимствованные из древнегреческой мифологии.


Учитель

Мы справились со всеми испытаниями, доказали богам, что память о них жива, и нам пора возвращаться домой. Закрываем глаза и представляем себя на уроке в классе.

Вот мы и дома, и пришла пора подвести итоги. У вас на столах лежат ведомости, проставьте в них свои фамилии и выставите оценки друг другу самостоятельно за работу на уроке, а команда победителей вся получает дополнительные «пятерки».



















ПРИЛОЖЕНИЕ 2



hello_html_m76bfe846.jpghello_html_m5f0b747.gifhello_html_m5f0b747.gifhello_html_c36b1f5.gifhello_html_c36b1f5.gifhello_html_c36b1f5.gif






hello_html_14d22a71.jpghello_html_m11e2b6b8.gifhello_html_m11e2b6b8.gifhello_html_m4f0210ce.gifhello_html_m4f0210ce.gif













hello_html_m44b1f9d8.gif

hello_html_50616518.jpghello_html_386a4f88.gifhello_html_m4f0210ce.gifhello_html_m4f0210ce.gif






hello_html_m39444875.jpghello_html_m7a6ee846.gifhello_html_m7a6ee846.gifhello_html_70899cd0.gifhello_html_70899cd0.gif




hello_html_6ea8982a.jpghello_html_m4d9aa67f.gifhello_html_m4d9aa67f.gifhello_html_70899cd0.gifhello_html_70899cd0.gif


Приложение 3

1

Бог светоносный, неистовый, отрок преславный, прекрасный,
О Мусагет, о плясун хороводный, стрелец-дальневержец...
Златокудрявый, вещатель грядущего чистых глаголов...
О всецветущий, ведь ты кифарой своей полнозвучной
Ладишь вселенскую ось, то до верхней струны поднимаясь,
То опускаясь до нижней...

(???????????????)

2

Ты, из бесмертных славнейший, всесильный и многоименный,
Держишь в своих ты руках, никогда пораженья не знавших,

Молнии блеск огневой, ослепительный, вечноживущий,
Молнии той, чей удар в смятенье ввергает природу.

(???????????????????)


3

Славься, великий, богатый конями Земли Колебатель,
Грозный трезубцем своим, простирая который,
Ты управляешь стихией морскою, что выбрал во время
Мира раздела, когда победители-боги
Сбросили иго коварного Крона и вместе все стали
Космосом править, но прежде его поделили.

(??????????????????????)


4

Ты, что Акрополь имеешь по жребию, холм неприступный,
Символ твоей принадлежности к высшей цепи, о царица,
Землю - пестунью мужей и матерь для книг - возлюбивши,
Ты, поборовши святое желанье отцовского брата,

Имя свое даровала земле и ум благородный,
Вот отчего, как память о споре богов, пребывает
Там, у подножья холма, в назиданье потомкам - олива.

(???????????????????????)


5

Пред тобой, русокудрая

Богиня, дочь Зевсова,

Ланебойца, зверей гроза,

Я колени склоняю.

(????????????????????????????)


6


Шумного славить начну я тебя, венчанного хмелем, 
Многохвалимого сына Кронида и славной Семелы. 
Так вот же радуйся с нами и ты, многогрозный! 
Дай и на будующий год нам в веселии снова собраться


(????????????????????)


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

hello_html_9cc3ef2.gif



  • АКВАПРК

  • САЛОН КРАСОТЫ



hello_html_9cc3ef2.gif



  • СПОРТИВНЫЙ КЛУБ

  • МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИННАЯ



hello_html_9cc3ef2.gif


  • МАГАЗИН ДЛЯ НОВОБРАЧНЫХ

  • МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР



hello_html_9cc3ef2.gif



  • ШКОЛА ИСКУССТВ

  • ТРЕНАЖЕРНЫЙ ЗАЛ




hello_html_9cc3ef2.gif


  • ОКЕАНИЧЕСКИЙ ЛАЙНЕР

  • ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ГРУППА




Разработка урока "Древнегреческая мифология", 5 класс
  • История
Описание:

Урок по теме «Древнегреческая мифология» - 5 класс

Урок - игра

 

ЦЕЛИ.

Образовательные:

  • организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению знаний в области античной художественной культуры;

  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала.

     

    Развивающие:

  • способствовать развитию творческих способностей учащихся;

  • стимулировать желание обогащать свой жизненный опыт, познания окружающего мира, человеческих ценностей.

     

    Воспитательные:

  • через использование групповой формы организации учебной деятельности формировать чувство ответственности за результат команды, содействовать сплочению детского коллектива.

     

    ОБОРУДОВАНИЕ:

    компьютерная презентация.

     

    ТИП УРОКА:

    урок-обобщение, построенный на основе комплексного применения знаний и способов деятельности.

     

    ФОРМА УРОКА:

    урок-игра.

Автор Федорова Мария Константиновна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 885
Номер материала 47115
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓