Главная / Музыка / Разработка урока "Что за прелесть эти сказки"

Разработка урока "Что за прелесть эти сказки"


Тема урока: «Что за прелесть эти сказки».


Класс: 4


Тип урока: Комбинированный


Цель урока: 1. Сформировать представление о музыкальных инструментах (ксилофон, флейта –

пикало, гобой).

2. Развитие у учащихся навыков вдумчивого слушания музыки, побуждать их к

размышлению о прослушанном фрагменте, вовлекать в дискуссию о музыкальном

произведении.

3. Возбудить интерес не только к музыке, но и к другим видам искусства.


Задача урока: Закрепить знания о творчестве Н. Римского – Корсакова. Познакомить учащихся

с описанием различных чудес в опере «Сказка о царе Салтане».


Музыкальный материал: 1. В.Шаинский – Ю.Энтин. «В мире много сказок»

2. Н.А. Римский – Корсаков опера «Сказка о царе Салтане».

3. М.Минков – Ю.Энтин «Дорогою добра»

4. Е.Птичкина «В сказках чудеса»


Оборудование: компьютер;

проектор для мультимедийных слайдов;

фортепиано, ноты;

музыкальный центр;

аудио кассеты, СD диски;

таблица «Анализ музыкального произведения».

ХОД УРОКА


Организация начала урока.

Учащиеся входят в класс под музыку В.Шаинский – Ю.Энтин. «В мире много сказок»


Учитель: Всюду, где живёт, трудится и отдыхает человек, - звучит музыка. Музыка может выражать самые высокие чувства и самые тонкие переживания, рисовать звуковыми красками картины природы, создавать портреты, раскрывать характер и рассказывать целые истории, музыка дарит людям радость, надежды, мечты, трудно представить жизнь человека без музыки.


На экране слайд № 1 – заставка театрального занавеса.


Я рада всех приветствовать сегодня на уроке.

Звучит музыкальное приветствие «Добрый день».


Актуализация опорных знаний


Учитель: У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;


Кому принадлежат эти строки?


Дети: А.С.Пушкину


На экране слайд № 2 (портрет А.Пушкина)


Ребёнок читает стихотворение


Стихотворение посвящённое А.С. Пушкину


Я с Пушкиным знакома с малых лет

Его стихи читала в детстве мама

О том, что самый лучший он поэт

Мне кажется, с пелёнок еще знала.


Каким он был? Представить я смогла

О, как любил он жизнь! Как ею наслаждался!

И жизнь кипит во всех его стихах,

И в чувствах, и в душе, и в мыслях о прекрасном.


Поэзия навек останется в сердцах!


Учитель: Что вы знаете об этом писателе?

Какое время года больше всего любил Пушкин?

Как звали няню А.Пушкина, как он её называл?

Какие произведения написал?

Назовите любимые сказки писателя.


На экране слайд №3 (фрагменты сказок «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Кащей бессмертный», «Сказка о попе и о работнике Балде», «Садко»).


Учитель: Ребята мы говорим о сказках, а как вы думаете, как будет звучать тема урока?


Называется тема. Что за прелесть эти сказки


Обратите внимание на ещё один портрет, чей он?


На экране слайд № 4 (портрет Н. Римского – Корсакова)


Дети: Это Н. Римский – Корсаков. Он писал оперу на стихи А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Краткое сообщение о творчестве композитора.


1844 – 1908 г.

Родился Римский-Корсаков в городке Тихвине Новгородской губернии. Его родители были большими любителями музыки. Музыкальные способности мальчика – абсолютный слух, ритм, память – проявились в двухлетнем возрасте. С шести лет родители обучали своего сына игре на фортепиано; в восемь лет он уже проявил композиторские способности.


Но музыка в то время была не единственным и даже не самым любимым занятием Римского – Корсакова. Однако для него была избрана профессия моряка. Его увлекала романтика моря. В 12 лет его отдали в морской корпус. Это была семейная традиция, дядя и старший брат уже были моряками.


По окончанию морского корпуса отправляется на три года в длительное плавания, чтобы завершить своё морское образование. Впечатления, полученные в путешествии, позже ему очень пригодились при написании музыки.


Римский – Корсаков является создателем 15 опер! Все его оперы очень разнообразны по содержанию, многие навеяны народными сказками и преданиями. Им написаны 79 романсов, лучшие из них на стихи А.С. Пушкина.


Менялись времена, менялось окружение, но Римского – Корсакова всегда любили и чтили – не только за прекрасный талант, но и за преданность тем высоким идеалом русского искусства, на которых он был воспитан и которые пронёс через всю жизнь. Римский – Корсаков не только выдающийся композитор, но и замечательный педагог, он воспитал более 200 музыкальных деятелей.


Учитель: Ребята, дайте определение, что такое опера?


Дети: Опера – такое произведение для театра, где на сцене все артисты поют, разговорной речи в опере нет, важную роль в опере играют костюмы и декорации. Исполнителями являются певцы солисты, хор и симфонический оркестр.


На экране слайд № 5 (исполнители оперы).


Учитель: Обратимся к музыкальной сказке Римского – Корсакова, ибо где, как не в сказочно – фантастической музыке, можно услышать и картины природы, и различные чудеса, представленные в волшебных звуках оркестра.


Слушание музыки. Вступление к последней картине оперы «Три чуда».


1 чудо (анализ музыкального фрагмента)

На экране слайд № 6 (инструменты ксилофон, флейта – пикколо)


Учитель даёт характеристику музыкальных инструментов.


На экране слайд № 7 (Белка орешки грызёт)


Музыкальная характеристика Белки, включающая два звуковых эпизода, поручена ксилофону и флейте – пикколо. Обратите внимание на щёлкающий характер звучания ксилофона, который так точно воспроизводит раскалывание золотых орешков, а на свистящий тембр флейты – пикколо, придающий песенки Белки характер насвистывания.

Второе проведение мелодии обогащается челестой – одним из самых «сказочных» инструментов, - рисующей образ хрустального дома, в котором живёт Белка.


2 чудо (анализ музыкального фрагмента)


На экране слайд № 8 (Витязи морские)


Музыка «второго чуда» - богатырей – нарастает постепенно. В ней слышится и рокот разбушевавшейся морской стихии, и завывание ветра. Богатыри предстают в тембровой характеристике медных духовых – самых мощных инструментов симфонического оркестра.


Посмотрите, как точно автор сумел передать характер морской стихии, её непредсказуемость, красоту и мощь. Давайте мы с вами побудем в роли оркестра и попробуем изобразить такую волну.


На экране слайд № 9 (медные духовые инструменты).


Упражнение «Волна».

Садимся ровно, по моему сигналу мягко набираем воздух и шипим. Внимательно следите за рукой, я покажу, когда надо прибавить звук, а когда нужно уходить.


3 чудо (анализ музыкального фрагмента)

На экране слайд № 10 (Царевна – Лебедь).


«Третье чудо» является нам в сопровождении арфы. Пение Лебедь - птицы поручено солирующему гобою. Постепенно мелодия Лебеди преобразуется. Превращение вызывает у Гвидона восторг. Оркестр в этот момент достигает высшей полноты и яркости, выделяются тембры медных духовых, ведущих свою торжественную мелодию.


Подводится итог слушанья.


Физ. минутка

Звучит песня «Дорогою добра» (дети делают музыкально-ритмические движения).


Дети исполняют приём «Музыкальные листочки».

Взяв тетрадные листы, дети повторяют движения за учителем, выполняя роль шуршаще – ритмического аккомпанемента.


Распевка.


Исполнение песни. «В сказках чудеса».


1 куплет

В сказках всё бывает, в сказках чудеса

Спящая царевна, девица – краса

Золушки и принцы, ведьмы, короли.

Чудо совершится, если веришь ты.


Припев

Золушка принцессой стала неспроста

Туфелька хрустальная счастье принесла,

Потому что миром правит доброта

Людям помогает светлая мечта.


2 куплет

Сказка нас научит, зло как победить,

Как с врагами сладить, счастья как добыть.

Нам всегда помогут добрые друзья,

Будут рядом биться верные сердца.


Учитель: В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них.



Учитель: В сказках всегда добро побеждает зло.

Какое бывает Добро? (Его цвет, музыка)


На экране слайд №11 (добро по цвету).


Какое оно на ощупь?

Легко или трудно быть добрым?

Что значит «Добрый человек», «Добрый поступок», «Добрые дела»?

В сказках существуют добрые и отрицательные персонажи.

Какими голосами бы вы наделили добрых героев? А злых?


ДОБРО ЗЛО


спокойный резкий

светлый темный

высокий низкий

нежный грубый


Учитель: Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть Добро на веки

Побеждает зло.


Итог урока: Что вам запомнилось больше всего из сегодняшнего урока?


Учитель: Ребята, спасибо вам за работу на уроке.

На экране слайд № 9 занавеса, на его фоне звуковой файл аплодисментов


Аплодисменты предназначаются в первую очередь учащимся, которые получили хорошие оценки

(Выставление оценок).







































































































Разработка урока "Что за прелесть эти сказки"
  • Музыка
Описание:

Всюду, где живёт, трудится и отдыхает человек, -  звучит музыка. Музыка может выражать самые высокие чувства и самые тонкие переживания, рисовать звуковыми красками картины природы, создавать портреты, раскрывать характер и рассказывать целые истории, музыка дарит людям радость, надежды, мечты, трудно представить жизнь человека без музыки. Композиторы всегда обращались к литературным произведениям, поэтому предлагаю разработку урока "Что за прелесть эти сказки"

Цель урока: 1. Сформировать представление о музыкальных инструментах (ксилофон, флейта-пикало, гобой). 2.  Развитие у учащихся навыков вдумчивого слушания музыки, побуждать их к               размышлению о прослушанном фрагменте, вовлекать в дискуссию о музыкальном произведении. 3.  Возбудить интерес не только к музыке, но и к другим видам искусства.    

Задача урока: Закрепить знания о творчестве Н. Римского – Корсакова. Познакомить учащихся с описанием различных чудес  в опере «Сказка о царе Салтане».

Автор Герасименкова Ольга Робертовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 628
Номер материала 50139
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓