Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРазработка урока "Братья-месяцы. Братья-народы" (история языка) 9 класс

Разработка урока "Братья-месяцы. Братья-народы" (история языка) 9 класс

Скачать материал

РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Крылова Людмила Владимировна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Медынская средняя общеобразовательная школа» г.Медыни Калужской области.

В данной разработке описан урок, в котором демонстрируется использование методических приёмов изучения русского языка на основе диалога культур посредством обращения к истории славянских языков. В основе урока – исследовательская работа учащихся.

8.11.2014

КАРТА УРОКА

ФИО учителя

Крылова Людмила Владимировна

Предмет

Русский язык

Дата

8 ноября 2014 года

Класс

9

Программа

Рабочая программа по русскому языку Г.Г.Граник, Н.А.Борисенко, Г.Н.Владимирской: «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников под общ.ред. Г.Г.Граник. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Г.Г.Граник,  Н.А.Борисенко, Г.Н.Владимирская; под общ.ред. Г.Г.Граник. – М.: Мнемозина, 2013

Тема урока (и место урока в  изучаемой теме)

Славянские языки (второй урок в разделе «Общие сведения о русском языке»).

Имя урока

«Братья-месяцы. Братья-народы».

Тип урока

Открытие новых знаний

Цели урока (задачи):

Образовательные: сформировать представления учащихся о происхождении языков, родстве русского, украинского и белорусского языков посредством исследования происхождения древнерусских названий месяцев и сравнения их с современными названиями в украинском и белорусском языках.

 

Развивающие: развивать исследовательские навыки; навыки анализа, сопоставления, обобщения, выводов; расширить словарный запас старшеклассников.

 

Воспитательные: формировать интерес к истории славянских народов, истории языков; воспитывать уважение к предкам; укреплять чувство единства с родственными народами.

 

Личностные результаты

Приобретение знаний о древнерусских названиях месяцев и отражении этих названий в украинском и белорусском языках; о родстве русского, украинского и белорусского языков.

Предметные результаты

Адекватное понимание информации письменного текста, таблицы, визуальных образов, фильма.

Способность извлекать, анализировать, сравнивать информацию из различных источников, на основе полученных в процессе исследования результатов делать выводы, умозаключения.

Способность использовать знания о древнерусских названиях месяцев при чтении художественной литературы.

Метапредметные результаты

Понимание взаимосвязи русского языка с другими языками, историей, культурой, обычаями, литературой.

Используемые образовательные технологии

В уроке использованы элементы следующих образовательных технологий:

1.     Проблемно-исследовательский метод.

2.     Интерактивное обучение.

3.     Моделирование.

4.     ИК-технологии, в том числе интерактивная доска.

Оборудование

1.     Раздаточный материал: карточки с лингвистическим материалом (см. Приложение).

2.     Техническое оборудование: интерактивная доска «SMART Nоtebook 11», проектор, колонки».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА

№ этапа урока

Этап урока

Вид деятельности

Содержание этапа урока

I.                    

Погружение в тему

Эвристическая беседа

Учитель: Людям всегда хотелось узнать, почему на Земле возникли разные языки. Не одно поколение ученых мира трудилось, чтобы установить, существовал ли общий для всех людей язык. В результате долгих, кропотливых исследований удалось выяснить, что различные языки мира действительно связаны родственными узами. Ученые разделили языки на лингвистические семьи. Языковые семьи языковеды представляют в виде генеалогического древа с несколькими ветвями. Одна из больших лингвистических семей – индоевропейская.

 

- Рассмотрите ветвь индоевропейских языков. Какие семьи в нее входят?

(Демонстрация слайда)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- К какой семье относится русский язык? (Славянские языки)

 

Действительно, в индоевропейскую группу языков входит семья славянских языков, выросшая из праславянского языка (так условно называют общий для всех славян язык). Он выделился в 1-ом тысячелетии до нашей эры.

 

- Обратимся к рисунку «Славянские языки». Сколько ветвей дал праславянский язык? (Три). Это произошло в VIIX веках нашей эры.

 

(Демонстрация слайда)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Расскажите, какие языки входят в восточнославянскую группу языков.

(Русский, украинский, белорусский).

 

- Какие языки можно назвать ближайшими родственниками, братьями русского языка? (Украинский, белорусский).

 

- У кого из вас в роду есть не только русские корни, но и белорусские и украинские? Это значит, что вам небезразличным должен быть не только русский язык, но и языки ваших предков.

 

- Как вы думаете, каким образом ученым удалось установить родственную связь между языками? (Путем исследования, наблюдения, сравнения источников).

 

- Сегодня мы тоже проведем исследование. Его тема: «Братья-месяцы. Братья-народы». Цель исследования: убедиться в тесной связи между русским, белорусским и украинским языками; жизнью, историей народов, их культурой, традициями, мировоззрениями.

II.                 

Постановка проблемы

Прогнозирование

Учитель: Каждый из вас знает сказку о братьях-месяцах. Именно братья-месяцы будет предметом нашего сегодняшнего исследования. Все знают, что в году 12 месяцев, все они следуют друг за другом в определенной последовательности и у каждого месяца есть свое название. Однако привычные нам названия месяцев (январь, февраль, март…) у наших предков примерно до 12 века были совсем другими. Какими же? С чем были связаны их названия? На эти и другие вопросы вам предстоит сегодня найти ответы.

 

- Перед вами выдержки из списка языческих праздников «Родноверческие  Святодни». В них названия месяцев старинные. Попробуйте определить, когда, в каком месяце, отмечался тот или иной праздник.

 

(Работа со списком праздников)

 

Фрагмент:

 

Родноверческие Святодни (Праздники)

 

Комоедица (Весеннее Равноденствие), Масленица (проводы Зимы, заклички Весны). Отмечается в конце месяца березозола (марта).

Весеннее Макошье (День Земли-Матушки). Отмечается в начале месяца травеня (мая).

Спожинки/Госпожинки (Велес/Макошь) - праздник окончания Жатвы, собранного Урожая (последний сноп оставляется в поле Велесу "на бородку"). Отмечается в месяце зареве (августе).

День Сварога (Сварог кличет Светлых Богов да Предков на Небо, кое замыкает до будущей Весны). Отмечается в конце месяца листопада (октября).

Осенние Деды (Дзяды) - проводы-поминовение душ Предков. Отмечается в начале месяца груденя (ноября).

Корочун (самый короткий день в Году). Коляда (Возрождение Солнца, начало нового Коло Годового - величайший праздник в Году). Отмечается в конце месяца стуженя (декабря).

 

Учащиеся обсуждают в группах и выдвигают свои предположения.

 

- Как вы определили, о каких месяцах идет речь?

- Как вы думаете, что лежало в основе названий языческого календаря? (Природа и труд крестьян).

III.              

Исследование

Анализ таблицы.

Выдвижение гипотез.

1.     Анализ таблицы «Древнерусские и современные названия месяцев».

Учитель: Рассмотрите таблицу, в которой приведены древнерусские и современные названия месяцев. Выдвиньте гипотезу (предположение) относительно происхождения старинных названий месяцев: почему наши предки дали месяцам такие названия?

 

(Групповое обсуждение)

 

Таблица «Древнерусские и современные названия месяцев»

 

Современное название месяцев

Древнерусское название месяцев

Январь

Просинец

Февраль

Сечень

Март

Сухый

Апрель

Березозол

Май

Травень

Июнь

Изок

Июль

Червень

Август

Зарев

Сентябрь

Рюин (ревун)

Октябрь

Листопад

Ноябрь

Грудень

Декабрь

Студёный

 

- Выскажите свои предположения.

 

(Учащиеся высказывают свои предположения)

 

- А теперь проанализируйте ту же таблицу, только теперь с подсказками в виде рисунков и опорных слов. Объясните смысл языческих названий месяцев.

 

Таблица с подсказками

 

Современное название месяцев

Древнерусское название месяцев

Подсказка

Январь

Просинец

Февраль

Сечень

Март

Сухый

Апрель

Березозол

Май

Травень

 

Июнь

Изок

Июль

Червень

 

Август

Зарев

Сентябрь

Рюин (ревун)

Октябрь

Листопад

Ноябрь

Грудень

Декабрь

Студёный

 

- Учащиеся объясняют смысл названий месяцев с опорой на подсказки.

 

 

 

 

 

2.     Просмотр видеоролика.

 

Текст фильма

 

В языческие времена жизнь людей зависела от природы и труда. Человек вступал в борьбу и дружбу с природой; ему нужно было вовремя посеять и собрать хлеб, скосить сено и вырастить скот. Много других дел нужно было сделать за короткое лето. А лето идет за солнцем, и человек живет по солнцу. И все поверья народа, его приметы связаны с солнцем. Весной он печет подобие солнца – круглый колобок. Осенью, собрав урожай, он закалывает разноцветного, отливающего блеском солнца петуха. И свой календарь он также строит по солнцу, учитывая все работы, которые важны в нелегком крестьянском деле.

Языческий год начинался в марте. Март в календаре древнего крестьянина называется сухый. Странно, что время года, когда тает снег, народ назвал сухим. Но в это время крестьянин шел в лес, следил, как сохнут на первом солнце подрубленные им деревья и кустарники. Когда всё достаточно просыхало, он жег их тут же, на корню, насыщая будущую пашню и готовя ее к делу. И когда это происходило, наступал уже следующий месяц – берёзозол (апрель). Зола сожженных берез кормила землю, и в землю бросалось зерно. Зерно проклевывалось зелеными щеточками на третий с начала весны месяц, который назвался травень (май).

Следующий за ним месяц (июнь) назван по имени кузнечика, цикады – изок. Была примета: распелись кузнечики – пора сено косить. Затем наступал червень (июль) – «красный месяц». Поспевают плоды и ягоды, созрели овощи. А зерно еще наливается в колосе. В конце следующего месяца – зарева (августа) – выходят в поле с серпами и делают самую важную работу: собирают хлеб.  А зори в этом месяце яркие, красивые, и зарницы сияют ослепительно.

 Повеяли первые осенние ветры, и пришли первые осенние дожди в месяц рюин, или ревун. Это сентябрь. «Ветреный, ветрило, реветь» - годится любое слово для перевода этого древнего названия ревущего осенними ветрами месяца. Густо посыпались листья в месяц листопад (октябрь). По ночам смерзается земля, и мертвыми грудами лежит все вокруг в месяц грудень (ноябрь).

Стынет все от первых морозцев в месяц студеный (декабрь). Не просто стынет, звенит от мороза, когда наступает просинец (январь). В этом месяце появляются первые проблески синего неба, становится светлее. День прибавляется. Чуть-чуть отпускает мороз к началу следующего месяца по названием сечень. Одеваются мужики потеплее, идут в лес: рубят деревья, подсекают густые заросли, расчищают территорию для поля. 

Крестьянский цикл замкнулся. Эта система тесно связана с жизнью крестьян. Позже изменились ритм, смысл и содержание жизни – изменилась и календарная система.

 

Учитель: Теперь вам стало понятно, почему каждый месяц получил такое название?

 

 

3.     Игра «Броуновское движение».

Учитель: Проверим, насколько хорошо вы запомнили эти названия. Разойдитесь по классу, на стенах которого развешены карточки с современными и старинными названиями месяцев. Найдите их и сопоставьте.

 

(Групповая работа:

1 группа – весенние месяцы; 2 группа – летние месяцы; 3 группа – осенние месяцы; 4 группа – зимние месяцы).

 

 

4.     Анализ таблицы «Современные, древнерусские, украинские и белорусские названия месяцев». Сопоставление, выводы.

 

Учитель: Языческие названия месяцев в современном русском языке не употребляются, но они не исчезли из семьи славянских языков. Они частично сохранились у наших ближайших соседей – в украинском и белорусском языках.

 

- Перед вами таблица, в которой даны современные русские, древнерусские, украинские и белорусские названия месяцев. Сравните их. Выпишите те названия, которые пришли в украинский и белорусский из древнерусского языка.

 

 

Таблица «Современные, древнерусские, украинские и белорусские названия месяцев»

 

Современные русские названия

Древнерусские названия

Украинские названия

Белорусские названия

Январь

Просинец

Сiчень

Студзень

Февраль

Сечень

Лютий

Люты

Март

Сухый

Березень

Сакавiк

Апрель

Березозол

Квiтень

Красавiк

Май

Травень

Травень

Май

Июнь

Изок

Червень

Чэрвень

Июль

Червень

Липень

Липень

Август

Зарев

Серпень

Жнiвень

Сентябрь

Реюн (ревун)

Вересень

Вересень

Октябрь

Листопад

Жовтень

Кастрычнiк

Ноябрь

Грудень

Листопад

Листопад

Декабрь

Студеный

Грудень

Снежань

 

Учащиеся выписывают слова: студень, травень, червень, листопад, грудень.

 

- Как вы думаете, о чем свидетельствует тот факт, что старинные русские названия месяцев сходны с украинскими и белорусскими, с лингвистической точки зрения и сточки зрения повседневной жизни людей? (Наши языки имеют общие корни, одно происхождение. Русские, украинцы и белорусы в древности занимались одинаковыми хозяйственными делами, вели похожий образ жизни).

 

 

5.     Составление и анализ сравнительной таблицы.

- Какую разницу вы заметили в тех названиях, которые совпали? (они называют разные месяцы). Составьте таблицу, проанализируйте ее, найдите закономерность и дайте ей объяснение.

 

Таблица

 

Название месяца

В Древней Руси

У украинцев

У белорусов

Студень

Декабрь

-

Январь

Травень

Май

Май

-

Червень

Июль

Июнь

Июнь

Листопад

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Грудень

Ноябрь

Декабрь

-

 

(Таблица дается учащимся в незаполненном виде)

 

Учащиеся делают вывод: одно и то же название отличается на месяц. Это можно объяснить тем, что Белоруссия и Украина находятся южнее, там более теплый климат, поэтому тепло туда приходило раньше, а холод – позже. Таким образом, в названиях месяцев отражены географические и природные условия, в которых жили народы.

IV.             

Закрепление изученного

Анализ текстов

Учитель: Прочитайте стихотворные и фольклорные фрагменты. Объясните, о каком времени года и о каком месяце идет речь в каждом из них.

 

1)    ПРОСИНЕЦ

 

При звездах зеленых

Рдеют в ночь снега;

Утром небо синее,

И холстов беленых

С высей осветленных

Реют полога.

 

Солнцем высь прогрета;

А полям, в мороз,

И дубраве, в инее,

Снятся ночи лета

Маревами света,

Заревами роз.

(Вячеслав Иванов)

 

2)    Месяц Травный, нахмурясь, престол свой отдал Изоку;

Пылкий Изок появился, но пасмурен, хладен, насуплен;

Был он отцом посаженым у мрачного Грудня. Грудень, известно,

Очень давно за Зимой волочился; теперь уж они обвенчались.

С свадьбы Изок принес два дождя, пять луж, три тумана

          (Рад ли, не рад ли, а надобно было принять их в подарок).

          Он разложил пред собою подарки и фыркал.

 

(В.А.Жуковский «Протокол двадцатого арзамасского

Заседания»)

 

3)    Звонкий песенник Изок,

 Чем я тише, тем ты ближе,

 Сбился с ног, весь изнемог,

 Но зато как ясно вышел

 Месяц юности — изок.

 Кем ты назван так — «Изок»!

 Соловьиная причуда

 Или воздуха глоток?

 Иль не знаешь сам, откуда

 Ты возник, дружок изок?

 

 

(Из песни)

 

4)    Чернобог Зиме ворота

 Открывает в месяц грудень,

 И до снега тёмны - ночи

 Веси скрадывают мраком.

 Но когда кобылы пегой

 След копыт предстанет взору,

 Станет всем тогда понятно,

 Что Зима на ней примчалась,

 И пора саней настала.

 

(Дергачев Геннадий Вячеславович, современный поэт,  член Российского союза писателей)

V.                

Подведение итога урока

Формулировка выводов

Учитель: Итак, сделаем главные выводы из нашего урока. Сформулируйте их и запишите в виде тезисов. (Учащимся выдается карточка-помощник. См. Приложение)

 

1 группа: Лингвистические выводы.

Русский, украинский и белорусский язык имеют общие корни, они относятся к восточнославянской группе языков и являются ближайшими родственниками. Современные русские названия месяцев не совпадают с древнерусскими. Древнерусские названия месяцев частично сохранились в украинском и белорусском языках, что еще раз доказывает близкое родство наших языков и народов.

 

2 группа: Исторические выводы.

Жизнь наших предков – славян – была тесно связана с природой. От времени года, от погоды зависела трудовая деятельность, а значит, и вся жизнь древних крестьян. Основными занятиями их были земледелие и скотоводство.  Несмотря на некоторую разницу в климате, древние русичи, украинцы и белорусы вели похожий образ жизни и хозяйства.

 

3 группа: Литературные выводы.

Без знания истории языка невозможно понимание смысла многих художественных текстов, не только старинных, но и современных.

 

4 группа: Нравственные выводы.

Русские, украинцы и белорусы издревле были близкими друг другу по культуре, традициям, мировоззрению и образу жизни. У наших языков общие корни. Мы народы-братья. Нам следует уважать друг друга, жить в согласии, не разрывая историческую связь между нашими народами.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Карточки для игры «Броуновское движение»

 

ПРОСИНЕЦ

 

 

СЕЧЕНЬ

 

СТУДЁНЫЙ

 

СУХЫЙ

 

 

БЕРЁЗОЗОЛ

 

ТРАВЕНЬ

 

ИЗОК

 

 

ЧЕРВЕНЬ

 

ЗАРЕВ

 

РЮИН

 

ЛИСТОПАД

 

ГРУДЕНЬ

 

Карточки с текстами

 

Вячеслав Иванов

 

Просинец

 

При звездах зеленых

Рдеют в ночь снега;

Утром небо синее,

И холстов беленых

С высей осветленных

Реют полога.

 

Солнцем высь прогрета;

А полям, в мороз,

И дубраве, в инее,

Снятся ночи лета

Маревами света,

Заревами роз.

 

 

 

 

 

 

 

 

В.А.Жуковский

 

Протокол двадцатого арзамасского

Заседания

 

Месяц Травный, нахмурясь, престол свой отдал Изоку;

Пылкий Изок появился, но пасмурен, хладен, насуплен;

Был он отцом посаженым у мрачного Грудня. Грудень, известно,

Очень давно за Зимой волочился; теперь уж они обвенчались.

С свадьбы Изок принес два дождя, пять луж, три тумана

(Рад ли, не рад ли, а надобно было принять их в подарок).

Он разложил пред собою подарки и фыркал.

 

 

 

 

Из народной песни

 

Звонкий песенник Изок,

Чем я тише, тем ты ближе,

Сбился с ног, весь изнемог,

Но зато как ясно вышел

Месяц юности — изок.

Кем ты назван так — «Изок»!

Соловьиная причуда

Или воздуха глоток?

Иль не знаешь сам, откуда

Ты возник, дружок изок?

 

 

 

 

Дергачев Геннадий Вячеславович,

 современный поэт,

 член Российского союза писателей

 

Чернобог Зиме ворота

Открывает в месяц грудень,

И до снега тёмны - ночи

Веси скрадывают мраком.

Но когда кобылы пегой

След копыт предстанет взору,

Станет всем тогда понятно,

Что Зима на ней примчалась,

И пора саней настала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки-подсказки для формулирования выводов

1 группа

 

Лингвистические выводы

 

Русский, украинский и белорусский язык имеют общие _________, они относятся к ____________________________ группе языков и являются ближайшими _________________. Современные русские названия месяцев ____________________ с древнерусскими. Древнерусские названия месяцев частично сохранились в _______________________   и ___________________языках, что еще раз доказывает близкое _____________________ наших языков и народов.

 

 

 

2 группа

 

Исторические выводы

 

Жизнь наших предков – славян – была тесно связана с ______________________. От времени года, от погоды зависела _____________________ деятельность, а значит, и вся __________________ древних крестьян. Основными занятиями их были _________________________________  и ________________________________.  Несмотря на некоторую разницу в _________________________, древние русичи, украинцы и белорусы вели ___________________________ образ жизни и хозяйства.

 

3 группа

 

Литературные выводы

 

Без знания ____________________ языка невозможно понимание смысла многих _________________________ текстов, не только _____________________________________, но и _____________________________________.

 

4 группа

 

Нравственные выводы

 

Русские, украинцы и белорусы издревле были _________________________ друг другу по культуре, традициям, мировоззрению и образу жизни. У наших языков общие __________________. Мы народы-__________________. Нам следует ____________________ друг друга, жить в _____________________, не разрывая __________________________ связь между нашими народами.

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока "Братья-месяцы. Братья-народы" (история языка) 9 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Научный сотрудник музея

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная работа представляет собой подробную разработку урока-исследования. Этот урок можно провести в курсе изучения русского языка в 9 классе по любой программе (раздел "История языка") или как внеклассное мероприятие. 

Цели урока:

 Образовательные:сформировать представления учащихся о происхождении языков, родстве русского, украинского и белорусского языков посредством исследования происхождения древнерусских названий месяцев и сравнения их с современными названиями в украинском и белорусском языках.

 Развивающие: развивать исследовательские навыки: анализа, сопоставления, обобщения, выводов; расширить словарный запас старшеклассников.

 Воспитательные:формировать интерес к истории славянских народов, истории языков; воспитывать уважение к предкам; укреплять чувство единства с родственными народами.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 822 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2466
  • 358
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3169
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 385
    • DOCX 5.6 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Крылова Людмила Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Крылова Людмила Владимировна
    Крылова Людмила Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4759
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Мини-курс

Переходные моменты в карьере

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Тревожные расстройства: диагностика и причины

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Формирование здоровых детско-родительских отношений: влияние и преодоление сепарации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 159 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 85 человек