1.
Анализ таблицы «Древнерусские и современные
названия месяцев».
Учитель: Рассмотрите таблицу, в которой приведены древнерусские и
современные названия месяцев. Выдвиньте гипотезу (предположение) относительно
происхождения старинных названий месяцев: почему наши предки дали месяцам
такие названия?
(Групповое обсуждение)
Таблица «Древнерусские и современные
названия месяцев»
Современное название месяцев
|
Древнерусское название месяцев
|
Январь
|
Просинец
|
Февраль
|
Сечень
|
Март
|
Сухый
|
Апрель
|
Березозол
|
Май
|
Травень
|
Июнь
|
Изок
|
Июль
|
Червень
|
Август
|
Зарев
|
Сентябрь
|
Рюин (ревун)
|
Октябрь
|
Листопад
|
Ноябрь
|
Грудень
|
Декабрь
|
Студёный
|
- Выскажите свои предположения.
(Учащиеся высказывают свои предположения)
- А теперь проанализируйте ту же таблицу, только теперь с подсказками
в виде рисунков и опорных слов. Объясните смысл языческих названий месяцев.
Таблица с подсказками
Современное название месяцев
|
Древнерусское название месяцев
|
Подсказка
|
Январь
|
Просинец
|
|
Февраль
|
Сечень
|
|
Март
|
Сухый
|
|
Апрель
|
Березозол
|
|
Май
|
Травень
|
|
Июнь
|
Изок
|
|
Июль
|
Червень
|
|
Август
|
Зарев
|
|
Сентябрь
|
Рюин (ревун)
|
|
Октябрь
|
Листопад
|
|
Ноябрь
|
Грудень
|
|
Декабрь
|
Студёный
|
|
- Учащиеся объясняют смысл названий месяцев с опорой на подсказки.
2. Просмотр видеоролика.
Текст фильма
В языческие времена жизнь людей зависела от природы
и труда. Человек вступал в борьбу и дружбу с природой; ему нужно было вовремя
посеять и собрать хлеб, скосить сено и вырастить скот. Много других дел нужно
было сделать за короткое лето. А лето идет за солнцем, и человек живет по
солнцу. И все поверья народа, его приметы связаны с солнцем. Весной он печет
подобие солнца – круглый колобок. Осенью, собрав урожай, он закалывает
разноцветного, отливающего блеском солнца петуха. И свой календарь он также
строит по солнцу, учитывая все работы, которые важны в нелегком крестьянском
деле.
Языческий год начинался в марте. Март в календаре
древнего крестьянина называется сухый. Странно, что время года, когда
тает снег, народ назвал сухим. Но в это время крестьянин шел в лес, следил,
как сохнут на первом солнце подрубленные им деревья и кустарники. Когда всё
достаточно просыхало, он жег их тут же, на корню, насыщая будущую пашню и
готовя ее к делу. И когда это происходило, наступал уже следующий месяц –
берёзозол (апрель). Зола сожженных берез кормила землю, и в землю
бросалось зерно. Зерно проклевывалось зелеными щеточками на третий с начала
весны месяц, который назвался травень (май).
Следующий за ним месяц (июнь) назван по имени
кузнечика, цикады – изок. Была примета: распелись кузнечики – пора
сено косить. Затем наступал червень (июль) – «красный месяц».
Поспевают плоды и ягоды, созрели овощи. А зерно еще наливается в колосе. В
конце следующего месяца – зарева (августа) – выходят в поле с серпами
и делают самую важную работу: собирают хлеб. А зори в этом месяце яркие,
красивые, и зарницы сияют ослепительно.
Повеяли первые осенние ветры, и пришли первые
осенние дожди в месяц рюин, или ревун. Это сентябрь. «Ветреный,
ветрило, реветь» - годится любое слово для перевода этого древнего названия
ревущего осенними ветрами месяца. Густо посыпались листья в месяц листопад
(октябрь). По ночам смерзается земля, и мертвыми грудами лежит все вокруг в
месяц грудень (ноябрь).
Стынет все от первых морозцев в месяц студеный
(декабрь). Не просто стынет, звенит от мороза, когда наступает просинец
(январь). В этом месяце появляются первые проблески синего неба, становится
светлее. День прибавляется. Чуть-чуть отпускает мороз к началу следующего
месяца по названием сечень. Одеваются мужики потеплее, идут в лес:
рубят деревья, подсекают густые заросли, расчищают территорию для поля.
Крестьянский цикл замкнулся. Эта система тесно
связана с жизнью крестьян. Позже изменились ритм, смысл и содержание жизни –
изменилась и календарная система.
Учитель: Теперь вам стало понятно, почему каждый месяц получил такое
название?
3.
Игра «Броуновское движение».
Учитель: Проверим, насколько хорошо вы запомнили эти названия.
Разойдитесь по классу, на стенах которого развешены карточки с современными и
старинными названиями месяцев. Найдите их и сопоставьте.
(Групповая работа:
1 группа – весенние месяцы; 2 группа – летние месяцы; 3 группа –
осенние месяцы; 4 группа – зимние месяцы).
4.
Анализ таблицы «Современные, древнерусские,
украинские и белорусские названия месяцев». Сопоставление, выводы.
Учитель: Языческие названия месяцев в современном русском языке не
употребляются, но они не исчезли из семьи славянских языков. Они частично
сохранились у наших ближайших соседей – в украинском и белорусском языках.
- Перед вами таблица, в которой даны современные русские,
древнерусские, украинские и белорусские названия месяцев. Сравните их.
Выпишите те названия, которые пришли в украинский и белорусский из
древнерусского языка.
Таблица «Современные, древнерусские,
украинские и белорусские названия месяцев»
Современные русские названия
|
Древнерусские названия
|
Украинские названия
|
Белорусские названия
|
Январь
|
Просинец
|
Сiчень
|
Студзень
|
Февраль
|
Сечень
|
Лютий
|
Люты
|
Март
|
Сухый
|
Березень
|
Сакавiк
|
Апрель
|
Березозол
|
Квiтень
|
Красавiк
|
Май
|
Травень
|
Травень
|
Май
|
Июнь
|
Изок
|
Червень
|
Чэрвень
|
Июль
|
Червень
|
Липень
|
Липень
|
Август
|
Зарев
|
Серпень
|
Жнiвень
|
Сентябрь
|
Реюн (ревун)
|
Вересень
|
Вересень
|
Октябрь
|
Листопад
|
Жовтень
|
Кастрычнiк
|
Ноябрь
|
Грудень
|
Листопад
|
Листопад
|
Декабрь
|
Студеный
|
Грудень
|
Снежань
|
Учащиеся выписывают слова: студень, травень, червень, листопад,
грудень.
- Как вы думаете, о чем свидетельствует тот факт, что старинные
русские названия месяцев сходны с украинскими и белорусскими, с
лингвистической точки зрения и сточки зрения повседневной жизни людей? (Наши
языки имеют общие корни, одно происхождение. Русские, украинцы и белорусы в
древности занимались одинаковыми хозяйственными делами, вели похожий образ
жизни).
5.
Составление и анализ сравнительной таблицы.
- Какую разницу вы заметили в тех названиях, которые совпали? (они
называют разные месяцы). Составьте таблицу, проанализируйте ее, найдите
закономерность и дайте ей объяснение.
Таблица
Название месяца
|
В Древней Руси
|
У украинцев
|
У белорусов
|
Студень
|
Декабрь
|
-
|
Январь
|
Травень
|
Май
|
Май
|
-
|
Червень
|
Июль
|
Июнь
|
Июнь
|
Листопад
|
Октябрь
|
Ноябрь
|
Ноябрь
|
Грудень
|
Ноябрь
|
Декабрь
|
-
|
(Таблица дается учащимся в незаполненном виде)
Учащиеся делают вывод: одно и то же название отличается на месяц. Это
можно объяснить тем, что Белоруссия и Украина находятся южнее, там более
теплый климат, поэтому тепло туда приходило раньше, а холод – позже. Таким
образом, в названиях месяцев отражены географические и природные условия, в
которых жили народы.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.