Главная / Биология / разработка урока "Болезни органов дыхания и их предупреждения. Гигиена дыхания. "

разработка урока "Болезни органов дыхания и их предупреждения. Гигиена дыхания. "

Тема урока: Болезни органов дыхания и их предупреждения. Гигиена дыхания.

Составила учитель биологии МАОУ «СОШ№8»: Зарубина М.Г.

Цель: Формирование экологической компетентности и стремление к здоровому образу жизни.

Цель: познакомить с гигиенической характеристикой воздушной среды, раскрыть причины заболеваний органов дыхания, их профилактику.

Задачи:

  • Обучающие:

  • актуализировать знания о системе дыхания;

  • сформулировать знания о влиянии окружающей среды на органы дыхания и на здоровье человека;

  • дать понятие о наиболее распространенных заболеваниях органов дыхания и профилактических мерах;

  • актуализировать знания о вреде курения.

  • Развивающие:

  • развивать умение работать с дополнительной научно – популярной литературой;

  • развивать умение работать в поисковой системе Интернет;

  • развитие монологической речи и умения вести диалог;

  • развитие умения формулировать выводы.

  • Воспитательные:

  • Способствовать выработке стойкой привычки вести здоровый образ жизни.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Методы: - словесные

- наглядные

- практические.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • представление о многообразии жизни и сложных взаимосвязях в биосфере, позволяющее вырабатывать осознанную и осмысленную позицию в отношении биологических процессов и явлений, своего места в мире;

  •  понимание уникальности и уязвимости жизни как природного явления, осознание ценности жизни человека и других живых существ Земли;

  •  установка на здоровый образ жизни;

  •  уважительное отношение к мировой и отечественной науке;

  •  способность продолжать изучение биологии, осуществляя сознательный выбор своей индивидуальной траектории учения.

Метапредметные результаты:

  • способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность: формулировать вопрос в проблемной ситуации, искать способы действия для решения новой задачи, контролировать и оценивать ход уяснения содержания;

  •  умения и навыки экспериментирования (планирования опыта и наблюдения, подбора и использования оборудования и материалов с учётом возможных ограничений экспериментирования, соблюдения правил техники безопасности, описания и интерпретации результатов);

  •  умение осуществлять информационный поиск для решения задач в учебной, справочной, научно-популярной литературе, в сети Интернет, других поисковых системах;

  •  умение работать с информацией, представленной в разнообразных знаковых формах (тексты, схемы, таблицы, картосхемы, разрезы и пр.);

  •  умение использовать модели объектов и процессов для оценки воздействия разных факторов на ход процессов и прогнозирования изменений систем (в рамках изученного);

  •  способность осуществлять содержательное взаимодействие с другими участниками совместного исследования или учения; описывать и характеризовать результаты своей исследовательской и практической деятельности, превращая результат своей работы в продукт, предназначенный для других.

Предметные результаты:

  • понимание структурно-функциональных связей в биологических системах, позволяющее определять функции биологической системы по её текстовому описанию или графическому изображению и описывать особенности биологической структуры по её функции в биологической системе более высокого уровня организации;

  • понимание физиологических процессов организма в их взаимосвязи и динамике, позволяющее предсказывать последствия для организма нарушения одного из основных физиологических процессов путем выявления прямых и обратных, положительных и отрицательных связей; оценивать влияние на организм человека факторов среды; использовать знания о физиологических процессах для обоснования санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни;


Ход урока:

Действия учителя

Действия учеников

I.Организационный момент (2мин)

  • приветствие;

  • подготовка аудитории к работе;

  • наличие учащихся в классе.



II. Актуализация знаний (5мин)

-Для начала проверим, как вы усвоили ранее изученный материал.

- Проверять будете сами.

1.Какую функцию выполняют реснички мерцательного эпителия слизистой полости носа
А) увеличивают поверхность слизистой
Б) являются чувствительными приборами
В) удаляют слизь и частички пыли из полости носа

2.Какие структуры образуют скелет трахеи и главных бронхов
А) хрящевые пластинки
Б) хрящевые полукольца

2.Альвеолы – это
А) разветвления трахеи
Б) лёгочные пузырьки
В) выпячивания лёгочных пузырьков

3.В каких отделах мозга находится дыхательный центр
А) в среднем мозге
Б) в мосту
В) в продолговатом мозге

4.При вдохе
А) диафрагма и межрёберные мышцы сокращаются
Б) диафрагма и межрёберные мышцы расслабляются

5.Орган, в котором образуются звуки
А) носоглотка
Б) гортань
В) трахея


Дети получают задание. Тесты

Самопроверка.


Выставляют в оценочный лист.

III. Формирование новых знаний (28 мин)

- Сегодня мы продолжаем разговор о дыхании. Скажите, для чего мы дышим?

Ответ: Ответ учащихся:

-Обеспечение организма кислородом.

- Удаление углекислого газа.

- Окисление органических соединений с выделением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности.

- Удаление конечных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак, сероводород и т.д.)



- Ребята, наш урок сегодня я начну с интересных фактов: по данным Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35 % - 40 % - хронические заболевания.
- Устрашающие цифры, не так ли?

- А что именно, по вашему мнению, пагубно влияет на здоровье детей?

/ предполагаемые высказывания учащихся: алкоголь, наркотики, курение и т.д./

- Да, вы правы, но не только алкоголь, наркотики, табак оказывают влияние на здоровье, но и не знание индивидуальных особенностей своего организма, его развития и питания.

- Скажите, что прежде всего влияет на работу дыхательной системы? /чистый воздух/

- В большинстве городов мира, да и не только городов, воздух загрязнен. ежегодно на головы жителей (особенно больших городов) падает до 100 кг загрязняющих веществ.


- А теперь скажите, исходя из последних уроков и того о чем мы сейчас обговорили, чему вы должны научится на уроке?
- Запишем тему урока в тетрадь.

Тема сегодняшнего урока –« Заболевания органов дыхания , их предупреждение» Слайд № 2,3

Задачи: На уроке нам предстоит с вами познакомиться с гигиенической характеристикой воздушной среды, раскрыть причины заболеваний органов дыхания, их профилактику.

Мы разделимся на группы:

Экологи

Медики

Валеологи

Физиологи


Каждая группа приготовила свой проект по решению наших задач.







Ответ учащихся









(высказывания ребят по данному вопросу)




















Дети формируют задачи урока и тему.



Работа в тетради.




А что же является загрязнителями воздуха?


1 группа Экологи

проект «Загрязнители воздуха»

– Большой проблемой становится загрязненность воздуха .


Мы проводили исследовательскую работу с целью изучить

«Определение запыленности воздуха по снегу» и

« Исследование содержания твердых примесей в воздухе помещений»

Вывод и рекомендации:


Загрязнение воздуха отрицательно сказывается на здоровье человека: могут вызвать различные легочные заболевания. Нужно следить за чистотой воздуха в помещениях, проветривать их, делать влажную уборку






Слушают, делают записи

Бороться с пылью – значит бороться с возбудителями болезней

- Какие болезни органов дыхания вы знаете?

На эти вопросы более подробно нам расскажу медики.

2 группа медики

Проект «Инфекционные заболевания органов дыхания».

Задачи:

Инфекционные заболевания

Основные пути заражения.

Возбудители.

Симптомы, очаги поражения.

Профилактика.

Вывод и рекомендации:

1.Дышать рекомендуется через нос, т.к. при дыхании ртом в легкие поступает холодный воздух, что и является причиной простудных заболеваний.

2. Больной человек, не соблюдающий правил гигиены, становится источником инфекции.

3.Проветривание, влажная уборка помещения.













Слушают, делают записи

-Ребята, не только чистый воздух залог правильной работы дыхательной системы, но и правильное дыхание.

Одним из показателей хорошего состояния дыхательной системы, является жизненная ёмкость лёгких.

3 группа физиологи с проектом

«Как надо дышать»

Жизненная емкость легких

Какое дыхание считается правильным?

Дыхательная гимнастика.


1.Есть такое понятие – жизненная емкость легких - ЖЕЛ

Если сделать глубокий вдох, а затем выдохнуть весь воздух, то выдохнутый объем воздуха и составит жизненную емкость легких. Но и тогда после выдоха в легких остается более 1 л воздуха (остаточный объем). Жизненная емкость легких измеряется при помощи прибора спирометра.ЖЕЛ зависит от:

  • Возраста

  • Пола

  • Роста

  • Степени тренированности

  • Какой должна быть жел:

  • Жел (л) мужчин=2,5*рост (м)

  • Жел (л) женщин=1,9*рост (м)

  • 2,5 и 1,9 - коэффициенты

- При тяжелой физической работе, беге, вентиляция легких достигается за счет большой глубины дыхания.

- Людям с низкой жел приходится дышать часто и поверхностно, ткани получают мало кислорода и человек не может выполнять работу.

- Развивая дыхательные мышцы мы можем увеличить жел.


Физминутка. Сегодня мы проверим емкость наших легких без помощи спирометра, а попробуем это сделать «относительно соседа» и с помощью воздушного шарика. У всех будет по три попытки. Итак, одним выдохом нужно заполнить шарик воздухом и сравнить объем шарика с соседними. (Вторая попытка после 10 приседаний).

Большое всем спасибо! У всех все здорово получилось!



2.Дыхательная гимнастика.


Йоги – фанатики дыхания. Они разработали целую систему дыхательной гимнастики. Они убеждены, что, умея контролировать свое дыхание можно не только излечить недуги, но и победить в себе страх, любые «низкие» эмоции. 

Дыхательная медитация.

Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка… Нежный аромат цветка… Старайтесь вдыхать не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе просачивается наружу. Вдох. Выдох.

Ныряние

Нужно два раза глубоко вдохнуть и выдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребёнок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», он «выныривает». 

Упражнение рекомендуется выполнять между различными дыхательными комплексами, чтобы избежать головокружения. 

Шарик

Предлагаем представить, что вы – воздушные шарики. На счёт: 1,2,3, 4 – дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают. 

 Каша кипит

Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых». Повторить не менее 8 раз. 

Ветерок

Поднять голову вверх – вдох. Опустить голову на грудь – выдох (подул тихий ветерок).

Поднять голову вверх – вдох. Опустить и сдуть «ворсинку» (подул нежный ветерок).

Поднять голову вверх – вдох. Опустить и задуть свечи (подул сильный ветерок).


«Ладошки» - разводим руки в стороны – глубокий вдох. Быстро сводим их вместе и с хлопком совершаем резких выдох.

«Обнималки»- разведя руки делаем глубокий вдох, потом резко обнимает себя и делаем выдох.

«Ай-ай» - покачиваем головой налево и направо. При наклоне головы – вдох, при выпрямлении – выдох.


вывод и рекомендации:
Что же вы отметили у себя в рабочем листе на вопрос «Как надо дышать?»


Дыхательная гимнастика способствует очищению лёгких от пыли, слизи и т.д. 
Дышать нужно глубоко и размеренно.

Движения, связанные с большими усилиями, должны совпадать с выдохом*.

Гребля, ходьба на лыжах, волейбол улучшают дыхание.

Полезно бывать на свежем воздухе.

Дышать надо через нос.

При кашле и чихании следует закрывать нос и рот платком.

Важно бороться с пылью на улице и в помещении.

Для правильного дыхания важна правильная осанка.






















Делают записи


















Выполняют упражнения


Весь мир сегодня борется с вредными привычками и, в первую очередь, - с курением. Выяснить, насколько пагубно пристрастие к табаку нам поможет:



4. Группа  «Валеологи» (специалисты по здоровому образу жизни).

Творческий проект   «Курить – здоровью вредить!»


Колумб Америку открыл,

Великий был моряк.

Но плохо тем, что приучил

Он всех курить табак.

От трубки мира у костра,

Раскуренной с вождём,

Привычка вредная пошла

В масштабе мировом.

Задачи:

1.  изучение теории вопроса.

2.  формулирование проблемы

3. «Как можно отказаться от предложения покурить?


Форма представления результатов проекта

1. «Как можно отказаться от предложения покурить?»

2. Презентация.

3. Памятка:

- курение угнетает нервную систему;

- курение поражает легкие и сердце;

- курение обостряет течение всех болезней;

- курящий человек неприятен окружающим;

- здоровье, радость жизни и счастье в ваших руках.



- Я призываю – любите себя,

Свой мозг, свою печень и сердце, друзья.

Сделайте вывод сами немедля –

Курить человеку опасно и вредно!












Слушают, делают записи в тетрадях


- Человеку создать идеальные условия невозможно. Наступает момент, когда он заболевает. Первое, что может ему помочь – это травы. Отвары трав оказывают различное воздействие на организм человека: успокаивающее, противовоспалительное отхаркивающее, кровоостанавливающее. При поражении дыхательных путей можно рекомендовать: капли в нос, противовоспалительные, отхаркивающие средства.

Рецепты на столах для каждого ученика.

- Может вы знаете, какие-то особые рецепты?

- Кроме того, есть еще витаминизированные отвары, например – шиповник. Вот мы вас им, и угощаем (раздают отвар в чашках).





Пьют отвар



IV. Закрепление (7мин)


V.Домашнее задание




-Таким образам, какой нужно вести образ жизни, чтобы сохранить и укрепить своё здоровье?

- Решите биологическую задачу: Почему людям, живущим в городе, не рекомендуется заниматься бегом в жилой и транспортной зоне?

-Какие негативные факторы влияют на дыхательную систему?


- Расход кислорода усиливается, человек начинает интенсивнее дышать и поглощать при этом пыль и всякие примеси газов, которые оседают в легких.

- Экологическое загрязнение атмосферы

-Уничтожение лесов и загрязнение океанов

-Курение (табачный дым и смолы)

-Неправильное дыхание

-Возбудители инфекционных заболеваний





Ответы учащихся.



V. Итог(Слайд)

-Подведем итоги. Какие рекомендации вы предлагаете по гигиене дыхания?

Запишите в тетрадь.

-отказ от вредных привычек – курение;

- проветривать помещение;

- чаще прогуливаться на свежем воздухе в скверах и в парках;

- витаминизированное питание;

- занятие физической культурой и спортом

Ответы учащихся


Записывают в тетрадь

VI. Домашнее задание (2мин) (Слайд)

- параграф 27.,

-сделать презентацию о здоровом образе жизни

Творческие задачи

1. На заре воздухоплавания 3 французских аэронавта совершили полет на воздушном шаре. Они поднялись на высоту  8000 м. Только один из аэронавтов остался живым, но и он опустился на землю в очень тяжелом состоянии. Объясните причины этой трагедии. (В верхних слоях атмосферы воздух разрежен, и смерть воздухоплавателей произошла оттого, что им не хватило кислорода).

2.У водолазов, находящихся в зоне повышенного давления происходит насыщение тканей организма азотом и гелием. Объясните, почему водолазам нельзя быстро подниматься с большой глубины в зону пониженного давления? (При быстром переходе из зоны высокого давления в зону пониженного давления избыточно растворенный азот и гелий не успевают выводиться через легкие, следствием чего является переход газов из растворенного состояния в газообразное с образованием пузырьков, которые закупоривают кровеносные сосуды. Необходимо соблюдать правильный режим перехода от высокого давления к низкому).

3.В романах Ф. Купера индейцы иногда спасались от врагов, погружаясь в воду и дыша при этом через полую камышинку. Однако дышать таким способом можно на глубине, не превышающей 1,5 м . (На большей глубине давление настолько возрастает, что вдох сделать невозможно.)



Дети записывают в дневник.

VII. Рефлексия (1мин)

- Ребята, большое спасибо вам за работу. Мне было очень приятно, что вы были так активны на уроке и соответственно получили хорошие результаты.

И в завершении:

Перед вами чистые листы бумаги, пожалуйста, напишите на них:

!!- если вам на уроке было всё понятно и интересно;

?!- если вам не всё было понятно, но интересно;

00- если вам всё было непонятно и не интересно.


Дети пишут на заготовленных листах.




разработка урока "Болезни органов дыхания и их предупреждения. Гигиена дыхания. "
  • Биология
Описание:

Тема урока: Болезни органов дыхания и их предупреждения. Гигиена дыхания.

Составила учитель биологии МАОУ «СОШ№8»: Зарубина М.Г.

Цель: Формирование экологической компетентности и стремление к здоровому образу жизни.

 

Цель: познакомить с гигиенической характеристикой воздушной среды, раскрыть причины заболеваний органов дыхания, их профилактику.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Методы: - словесные

               - наглядные

               - практические.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

·         представление о многообразии жизни и сложных взаимосвязях в биосфере, позволяющее вырабатывать осознанную и осмысленную позицию в отношении биологических процессов и явлений, своего места в мире;

·          понимание уникальности и уязвимости жизни как природного явления, осознание ценности жизни человека и других живых существ Земли;

·          установка на здоровый образ жизни;

·          уважительное отношение к мировой и отечественной науке;

·          способность продолжать изучение биологии, осуществляя сознательный выбор своей индивидуальной траектории учения.

Метапредметные результаты:

·         способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность: формулировать вопрос в проблемной ситуации, искать способы действия для решения новой задачи, контролировать и оценивать ход уяснения содержания;

·          умения и навыки экспериментирования (планирования опыта и наблюдения, подбора и использования оборудования и материалов с учётом возможных ограничений экспериментирования, соблюдения правил техники безопасности, описания и интерпретации результатов);

·          умение осуществлять информационный поиск для решения задач в учебной, справочной, научно-популярной литературе, в сети Интернет, других поисковых системах;

·          умение работать с информацией, представленной в разнообразных знаковых формах (тексты, схемы, таблицы, картосхемы, разрезы и пр.);

·          умение использовать модели объектов и процессов для оценки воздействия разных факторов на ход процессов и прогнозирования изменений систем (в рамках изученного);

·          способность осуществлять содержательное взаимодействие с другими участниками совместного исследования или учения; описывать и характеризовать результаты своей исследовательской и практической деятельности, превращая результат своей работы в продукт, предназначенный для других.

Предметные результаты:

·         понимание структурно-функциональных связей в биологических системах, позволяющее определять функции биологической системы по её текстовому описанию или графическому изображению и описывать особенности биологической структуры по её функции в биологической системе более высокого уровня организации;

·         понимание физиологических процессов организма в их взаимосвязи и динамике, позволяющее предсказывать последствия для организма нарушения одного из основных физиологических процессов путем выявления прямых и обратных, положительных и отрицательных связей; оценивать влияние на организм человека факторов среды; использовать знания о физиологических процессах для обоснования санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни;

 

 

Автор Зарубина Марина Геннадьевна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 844
Номер материала 9076
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓