Главная / География / Разработка урока " Загадочная Африка"

Разработка урока " Загадочная Африка"

Тема урока : « Загадочная Африка»

7 класс


Цели и задачи урока:

  • Обобщить знания учащихся о природе и населении материка « Африка»;

  • Подвести итоги изучения темы;

  • Проверить знания учащимися характерных черт природы материка;

  • Проверить умение учащихся работать с различными географическими картами, графиками, таблицами


Тип урока: обобщающий.

Оборудование: презентация « Африка», электронный учебник для 7 класса, физическая карта мира, атласы, комнатные растения, плоды финика, банана, зёрна пшеницы и кофе, оливки.

Ход урока:


Этап урока

Слайд

Ход урока.

Организационный

момент


Организация класса к уроку, определение целей и задач урока.

Проверка знаний.


1











2










Загадывает загадку:

Я вам этот континент

Опишу в один момент

Там танцуют под тамтамы,

Там живут гиппопотамы,

Волосатые гориллы

И большие крокодилы.


1Разминка.

Что такое? Кто такой?


Сахара

Рувензори

Серенгети

Таньганьика

Мали

Оазис

Нил

Нигер

пигмей

Намиб

Васко да Гамма

Ливингстон

















































































































































































































































































































3 Домашнее задание


3






























4









































5





















6,7



























8




















































9


































10-25

























26-27






























28
















29



























30



2 Географическое положение.

а) Объясни название материка.

б) Назови особенности географического положения материка.

в) Установи соответствие:


Крайняя точка

Мыс

1 Северная

А) Мыс Игольный

2 Южная

Б) Мыс Альмади

3 Западная

В) Мыс Рас - Хафун

4 Восточная

Г) Мыс Бен – Секка.





г) О какой мыс можно уколоться ( Игольный)


д) Какой пролив в древности был известен как

« Геркулесовы столбы». ( Гибралтарский)


2 Рельеф.

1 Ответь на вопросы.

А) Объясните почему в рельефе преобладают равнины.

( В основании платформа)


Б) На какие две части по высоте можно разделить Африку?


В)Из какой точки Африки видна наибольшая территория? ( вулк. Килиманджаро)


Г)Средняя высота Африки 650 метров над уровнем моря, но есть точки, абсолютная высота которых достигает 4,5 тыс. метров и более. Назови 4 наиболее высокие точки Африки название которых начинается на букву « К»

( Камерун, Кения, Килиманджаро, Карисимба).


Д) Где проходит рифтовая зона в Африке и что это такое? ( В восточной части материка.)


Е) Какими полезными ископаемыми наиболее богата Африка?( Уран, медь, графит)


Ж) Недра какой части Африки богаты золотом, платиной, алмазами. ( Южная Африка)


З) Что такое кимберлитовая трубка и что у нее внутри?


И) Назови страшные сказочные горы на юго- востоке Африки.( Драконовы)



К) Горы на С-З Африки, имеющие название как набор географических карт.( Атлас).


2 Назови лишнее в цепочке.

- Эфиопское, Ахагар, Рувензори.

- Драконовы, Дарфур ( плато) , Атлас


3 Климат

А) Пользуясь климатической картой определи тип климата для пунктов, отмеченных на карте и дай его характеристику по плану:

1 Температура самого холодного месяца

2 Температура самого теплого месяца

3 Годовое количество осадков

4 Режим выпадения ( Когда выпадают?)


Б) Почему про ветер пустыни « Самум» говорят» Шайтан открыл дверь в преисподнюю».


В) Объясни поговорку « В нашей стране солнце заставляет кричать даже камни».


Г ) Почему Африка является самым жарким материком?

( Самая высокая температура, характерная не только для Африки, но и для всего земного шара – Триполи в Сахаре)


Д) Почему в бассейне р. Конго осадки выпадают каждый день?


4 Внутренние воды.


А) Назови самую длинную реку Африки ( Нил)


Б) Назови самую полноводную реку Африки. ( Конго)


В) Древние египтяне поклонялись реке Нил как божеству. « Чудо» Нила заключается в том, что жарким летом полноводная река перекает горячие пески пустыни. Объясни причину «чуда» Нила.


Г) Что такое вади? ( Это сухие русла рек в Сахаре).

Д) Почему в восточной части материка располагаются глубокие и длинные озера? ( Рифтовая зона)


Е ) Самое длинное пресное озеро Африки.


Ж) Назовите озеро, меняющее свое очертание ( Чад)


З) Река из сказки « Доктор Айболит» ( Лимпопо).


2 По контурам узнай водный объект



5 Природные зоны.


А) Задание на ассоциацию.

Показать детям три карточки:

  1. зеленого цвета. ( Гилеи)

  2. желтого цвета. ( Пустыни)

  3. желто-зеленую.( Саванны)

С какими природными зонами у вас ассоциируются эти карточки?


Б) На слайде написаны названия природных зон. Учащиеся должны по описанию отгадать природную зону.

  1. Гилеи

  2. Саванны

  3. тропические пустыни.

  4. Субтропики


  1. В этой зоне красно – желтые ферраллитные почвы, многоярусные леса, обитают многочисленные обезьяны.
    (Гилеи)

  2. Эта зона занимает 40% материка. ( Саванна)

  3. здесь жаркая сухая зима и влажное жаркое лето. Растут баобабы, зонтичные акации. ( Саванны)

  4. Здесь средиземноморский климат ( Субтропики)

  5. Население этой зоны малочисленно. ( Пустыни)


В) Ответь на вопросы:

  • Какую природную зону Африки называют одновременно « ослепительная красавица» и « зеленый ад, и почему? ( Гилеи).

  • Где жарче в пустыне Сахара или Намиб?

  • Какую из них называют туманной .

( Намиб)

  • Какую одежду вы возьмете с собой путешествуя по пустыне?


Г) Каким опасностям кроме хищных животных подвергается путешественники в Гилеях?

( Обезвоживание, отравление углекислым газом, нагноение ран, инфекционные болезни, гельминты, змеи)


Д) Не смотря на большую влажность в Гилеях мало питьевой воды, так как вода в водоемах заражена бактериями и гельминтами. Как добыть питьевую воду?

( Собрать дождевую в растениях)





6 Растения.

А) Черный ящик. Угадай ,что там лежит.



1. Плод травянистого растения с вкусным плодом, который называют негритянским хлебом.( Банан)


2. Открытием этого растения человечество обязано случаю: некий арабский пастух заметил, что его козы начинают резвиться, когда пасутся в определенных местах. Он заметил : козы обгладывают плоды и листья растений, которые позднее назвали « кавах», соответственно эфиопской местности Каффа, где росло это растение.( Кофе)


3 Трудно перечислить все значения этого растения –это и пища, тень, строительный материал, из волокон делают циновки. Плоды называют «хлебом пустыни». Туареги считают, что счастлив тот муж, жена которого в течении месяца кормит блюдами приготовленными из него и не разу не повторится. ( Финик)


4 . Это растение в Африке открыл Вавилов. Из него делают хлеб. ( Твердые сорта пшеницы)


5 В субтропиках Северной Африки растут целые рощи этого растения. Масло изготовленное из него считается целебным. ( оливки)


6 Это дерево называют бегемотом растительного мира. И боится оно только слонов.( Баобаб)


б) На подоконниках стоят растения . Угадай где они все растут : алоэ, кактус, финиковая пальма, лимон.


7 Животные.

А) Угадай что за животное и где оно живет по фотографии.


Б) Угадай по описанию.

  • Какие животные или насекомые виноваты в истории, случившейся с господином, жившим в великолепном замке в Африке. Однажды он отправился в гости, перед этим закрыв замок на ключ. Когда он вернулся все было в том виде , в каком он оставил, но стоило ему дотронуться до деревянных, бумажных изделий, как они рассыпались. Кто виноват в этом. ( термиты)

  • Какое насекомое виновато в заражении сонной болезнью? ( Муха Це- це)

  • Какое второе название имеет речная лошадь?

( гиппопотам)

  • Самая крупная нелетающая птица, живущая в пустынях и саваннах.( страус)

  • Почему в гилеях живут в основном животные небольших и средних размеров?

  • Какое животное гилеи по умственному развитию стоит на первом месте после человека? ( горилла)



8 Население

1 Ответь на вопросы.

А) Перечисли расы , живущие в Африке.

( Европеоидная, негроидная, монголоидная)


Б) « Дети леса» . Какие народы Африки так называются?

( Пигмеи)


В) Самые высокие народы Африки, живущие в Саваннах Северной части материка. ( Банту. Средний рост 180 -200 см)


2 Угадай по картинке чье это жилье


9 Страны.

1 Какая часть Африки называется Невольничьим берегом?

( Побережье гвинейского залива)


2 Берег слоновой кости сейчас называется…( Кот –Д Ивуар)


3 Назови страну , о которой Гумилев писал:

между берегом буйного Красного моря

И Суданским таинственным лесом видна,

Разметавшись среди четырех плоскогорий

С отдыхающей львицею схожа , страна.( Эфиопия)


4 какая страна Африки называется страной пирамид?

( Египет)


10 Путешественники.

Кто это совершил. На слайде портреты, а учитель зачитывает выдержки о ученых.

  • Васко да Гама

  • Д. Ливингстон.

  • Вас. Вас. Юнкер.

  • Вавилов
    1 Изучал внутренние районы Африки и открыл водопад Виктория.

2 Первым обогнул Африку с юга (Васко да Гама)

3 Изучал культурные растения Африки. ( Вавилов)

4 Изучал воды, рельеф и климат Центральной и восточной Африки ( Юнкер).



11 Ребусы.

1

hello_html_3003ea13.jpg ( Сахара)


2 На дне реки в прохладной тьме

Скрываюсь я века.

Но вот ты « Н» прибавил мне,

Я – в Африке река.

и

л

Н

и

л


3 Сом_ _ _ ( государство в Африке)


4 Отгадай в какой песне говорится о настойчивом и длительном, но очень разнообразном движении героев на пути к отдаленному географическому объекту. А уж там их ждут удивительные создания зеленого цвета

( Красная шапочка « Если долго, долго, долго)

5 это знакомое с детства произведение рассказывает об удивительном путешествии популярного героя в далекие экзотические страны с целью оказания медицинской помощи редким и охраняемым животным, обитающих среди географических объектов.


6. Что нужно сделать с Атласкими горами, чтобы они стали съедобными?

( Переставить буквы АТЛАС- -САЛАТ)


12Выполнение практических и тестовых заданий на компьютере.



На листе бумаги в виде картинки создать паспорт Африки.







Литература.

1 Т. Н. Воробцова. Поурочные планы по учебнику В.А. Коринской. « География материков и океанов».

2 О.В. Крылова. Уроки географии .7 кл.

3Н.А.Никитина. Поурочные разработки по географии 7 кл.

4 Пивоварова . по страницам занимательной географии.


8


Разработка урока " Загадочная Африка"
  • География
Описание:

Разработка урока " Загадочная Африка" предназначена для использования на уроке обобщающего повторения в 7 классе после изучения темы " Африка". Разработка урока содержит следующие задания:" Что такое, кто такой?",задания по работе с контурной картой Африки .ЗАДАНИЯ ПО РЕЛЬЕФУ  позволят воспользовавшись интерактивной доской проверить знание расположения рифтовой зоны и главных форм рельефа, разработка поможет выявить усмение работать с климатической картой и климатическими диаграммами. По описанию водных объектов учащиеся смогут определить реки и озёра материка.

Автор Бурляева Ирина Леоидовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 544
Номер материала 46220
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓