Главная / Биология / Разработка урока: «Птицы открытых пространств суши».

Разработка урока: «Птицы открытых пространств суши».

1 из 7

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

Разработка урока: «Птицы открытых пространств суши».
  • Биология
Описание:

Тема: « Птицы открытых пространств суши».

Цели: Формировать у учащихся на основе технологий соморазвивающего обучения умений самостоятельно проводить сравнительный морфологический анализ видов птиц различных экологических групп, а также выявлять черты приспособленности птиц к условиям среды, раскрывать связи между строением и функциями приспособительных органов птиц, делать правильные выводы и обоснованно высказывать их, развивать устную речь, насыщая ее биологическими терминами и понятиями.

Формировать у учащихся индивидуальный стиль ученой деятельности.

 

Повысить качественный уровень оценивания усвоенных знаний учащихся через организацию различных видов учебной деятельности и форм контроля.

 Оборудование:

1. Кинофрагменты (Птицы открытых пространств – степей, полей).

2.Таблицы с изображениями птиц данной экологической группы (Хтонобионты).

3.Карточки с заданиями  для поэтапного  изучения новой темы и карточки с программированными и тестовыми заданиями для контроля, изученного материала.

Ход урока:

Проверка изученного материала: Класс разбивается на группы, которым предварительно после изучения темы: «Водоплавающие птицы», накануне урока «Птицы открытых пространств суши», задавалось дома подготовить вопросы по пройденной теме.

Последовательно представитель от каждой группы задает вопрос, а учитель отмечает его содержательность, словесно одобряя содержание вопроса или жестом.

Вопросы задаются в последовательности:

1группа — 2группа  —3группа  —4группа    5группа  — 6группа—1группа

Вопросы:

-Кто относится  к группе гидробионтов, приведите примеры.

-Отчего плавает утка? (Загадка с разными вариантами ответа, даже шутливыми).

-Почему говорят: «Вышел сухой, как гусь из воды»?

-Что в процессе эволюции гидробионты освоили раньше плавание или полет?

-Все ли гидробионты умеют летать? Если не все, то кто не умеет? Как компенсируется этот недостаток?

-Назовите основные приспособительные черты птиц, относящихся к группе гидробионтов.

-Какие представители гидробионтов обитают в Астраханском заповеднике?

При обсуждении вопросов, учитель следит за активностью учащихся, за правильностью ответов, делая знаковые отметки, предлагая делать комментарии, исправлять и дополнять ответы учащимся из других групп.

Пока обсуждаются ответы на последний вопрос, учитель раздает карточки с программированными, тестовыми проверочными заданиями по теме: «Гидробионты». (Содержанием вниз; к столу).

Каждый ребенок получает карточку – задание по варианту:№1 или №2, и на листочке, указав фамилию, начинает выполнять проверочную работу в течение 9 - 10 минут.

Перед выполнением задания по своему варианту, каждому ученику предлагается выставить себе предварительную оценку за изученную тему: «Гидробионты». Несмотря на то, что накануне была изучена тема «Гидробионты», в содержание проверочных заданий включены вопросы и по темам: «Птицы леса и хищные птицы» для повторения и для закрепления знаний о многообразии птиц на основе сравнения приспособительных признаков птиц различных природных зон.

                                                    Вариант №1.

Задание №1

Выпишите цифры (от 1 – 11), соответствующие рисункам – а); б); в). 

а) пингвин б) сова   в) дятел (фото)

1.Мягкий бесшумный полет.

2.Хорошо развитый слух.

3.Мощные когти на задних конечностях.

4.Череп нанизан на первый шейный позвонок как молоток на рукоятку.

5.Имеется оперение на задних конечностях.

6.Когти на задних конечностях противопоставлены в соотношении: два против двух.

7.Бывает большим, средним и малым.

8.Наличие перепонок между пальцами.

9.Короткие крылья.

10.Наличие чешуевидных, жестких крыльев.

11.Отсутствует развитый киль.

Задание №2.

 Какие особенности характерны для водоплавающих птиц?

а) Крылья короткие, длинный хвост. в)Ноги длинные, тонкие, большой клюв.

б) Хорошо развитые ноги,                  г) Большие крылья, сильные ноги,     

длинная шея.                                         отставленные назад.

                                                Вариант №2.

Задание №1.

Выпишите цифры (от 1 – 11), соответствующие рисункам – а); б); в).

а) глухарь  б)  орел   в) утка (фото)

1.Имеет короткие крылья, длинный клюв.

2.Бинокулярное зрение.

3.Гнездятся на земле.

4.Строит гнездо на самых высоких точках.

5.Имеет птенцов выводкового типа.

6. Оседлая птица.

7.Выводит гнездовых птенцов.

8.Характерно смешенное питание.

9.Хорошо развита копчиковая железа.

10.Имеет хорошо развитый киль.

11.Ноги отставлены назад под туловищем.

Задание №2.

Какие особенности строения водоплавающих птиц можно назвать приспособительными?

а) Мощные когти на задних конечностях.  в) сальные железы.

б) Подкожный слой жира.                            г)  Мягкий бесшумный полет.

По окончании отведенного времени, учащиеся сверяют свои ответы с правильными ответами, выписанными на доске учителем. С целью экономии времени ответы можно выписать заранее и спрятать под таблицей с изображением водоплавающих птиц.

Отметки выставляются из расчета

«5» - все ответы совпадают.

«4» - есть два – три исправления.

«3» - за четыре – шесть исправлений

Учитель задает вопрос: «Сколько получили пятерок?» - фиксирует это количество, подсчитывая поднятые руки. Также подсчитывается количество четверок и троек, отбирает листочки с проверочными работами и обращает внимание учеников на соответствие отметок полученных и предварительных.(3-4 мин.)

Изучение нового материала:

Актуализация знаний

Проблемный вопрос: «Какими вы себе представляете птиц открытых пространств?»

После записи темы урока на доске и в тетрадях, предлагается учащимся самим сформулировать цели урока. После высказывания детей добавить, прокомментировать недостающее. Поскольку темы, изучающие многообразие птиц подобны, дети без труда должны сами сказать что:

- Необходимо познакомиться с основными представителями новой группы.

- Необходимо выявить черты приспособленности птиц к условиям жизни открытых пространств.

- Отметить связь между строением и функциями  приспособительных органов птиц, отметить значение этих органов.

Некоторые ученики, заранее получившие задания перед новой темой подготовить материал о систематизации  видов птиц открытых пространств, выходят к доске и записывают:

Царство: Животные.

Тип: Хордовые.

Подтип: Черепные.

Класс: Птицы.

Подкласс: Бескилевые (Килегрудые).

Отряды: Страусообразные; Нандуобразные.

Семейства: Страусовые.

Род: Страус.

Виды: Страус Эму; Страус Нанду.

Следующим этапом является показ кинофрагмента без звука, сопровождающегося рассказом ученика, получившего опережающее задание, подготовить сообщение о птицах – хтонобионтах.

В связи с тем, что содержания параграфов повторяется по сути и небольшое по содержанию, ученикам предлагается работа по инструктивным карточкам, по содержанию которых они самостоятельно будут изучать птиц данной экологической группы. (5-6 мин.)

                                   Инструктивная  карточка.

1.Прочитайте статью параграфа № 62 и заполните таблицу.

Таблица:

Название видов  птиц.

Местообитание.

Питание

Черты приспособленности.

Австралийский казуар

Африканский страус. Эму.

Дрофа.

 2. Подготовьте устные ответы на вопросы:

1. Чем отличаются представители отрядов птиц открытых пространств от водоплавающих птиц?

2.Есть ли какие – либо черты сходства у птиц этих экологических групп?

3.Чем сходны страусообразные и дрофы?

4.Каие птицы под действием естественного отбора вторично утратили способность летать?

5. К каким экологическим группам их можно отнести?

6.Можно ли отнести аистов к группе хтонобионтов?

Домашнее задание: Учить параграф-, ответить на вопросы ---

Через 8 – 10 минут ученикам раздаются карточки – «ключи» с готовыми правильными данными таблицы и дети, сверяя их со своими записями, выставляют отметки, что-то дописывают, что-то исправляют красной пастой или карандашом. Выставляют сами себе отметки из расчета:

Есть смысловое соответствие, ответы совпадают -5 (отлично).

Есть недочеты; не все отмечено. Одно – два исправления – 4 (хорошо).

Более трех исправлений – 3 ( удовл.).

Нет смыслового соответствия, ответы не совпадают-2 (неуд.)

Карта – «ключ».

Таблица:

 

Название видов птиц.

Местообитание.

Питание.

Черты приспособленности.

Австралийский казуар.

Страус Нанду.

Саванны и лесостепные районы Австралийского континента.

Преобладает пища растительного происхождения.

Крепкие, сильные длинные ноги приспособлены к длительным переходам и бегу. Количество пальцев на ногах сокращено до трех у казуара. Средний палец казуара снабжен особенно острым когтем для защиты и нападения. Очень агрессивная птица. Яркая окраска оперения предостерегает врагов. Перья, состоящие из бородок  только первого порядка, хорошо согревают и защищают от жары в разное время суток.

Африканский страус. Эму.

Саванны северной и южной Африки.

А так же обитает в полупустынных районах Аравии.

Всеядные птицы, но преобладает пища растительного происхождения.

 

Крепкие, сильные длинные ноги приспособлены к длительным переходам и бегу. Количество пальцев на ногах сокращено до двух, это сокращает трение при беге. Длинная шея и хорошее зрение позволяют хорошо и далеко видеть. Перья, состоящие из бородок  только первого порядка, хорошо согревают и защищают от жары в разное время суток.

Дрофа.

 

Степные зоны средней и восточной Азии. Казахстан. Встречается вблизи юго-восточных границ астраханской области.

Всеядная птица, но также преимущественно употребляет растительную пищу.

Крепкие, сильные двупалые ноги приспособлены к длительным переходам и бегу. Длинная шея и хорошее зрение позволяют хорошо и далеко видеть. Перья, состоящие из бородок  только первого порядка, защитной окраски незаметной в рыжей, выгоревшей степи

Подсчитывается и записывается количество пятерок, четверок и троек.

Затем закрепление темы по вопросам, напечатанным в инструктивной карточке. Активность и правильность ответов оценивается отдельно.

В конце урока звучат выводы, комментируются  итоговые оценки, которых может быть несколько за изучение новой темы

В конце на основании учета всех отметок, в классный журнал выставляется итоговая оценка. Тетради собираются для анализа и выявления ошибок.

Уровень обученности высокий. Дети записывают домашнее задание, указанное в инструктивной карточке.

При анализе урока и установлении уровня обученности  учащихся по данной теме подтвердился прогнозируемый результат – высокий уровень самореализации на основе  технологий саморазвивающего обучения.

 

 

 

Автор Купряшева Елена Викторовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1412
Номер материала 38871
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓