Главная / Биология / разработка урока по теме "Витамины"

разработка урока по теме "Витамины"

>

hello_html_7510ee13.gifhello_html_227c1543.gifКонспект урока № 53

Класс: 8 «а» Предмет: Биология. Дата: 10.04.2014 г.

Тема урока: Витамины.

Цель: Сформировать понятие о витаминах, их биологической роли в организме, значении для долголетия.

Задачи урока:

1. Сформировать у учащихся знания о биологической роли витаминов, систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина, заболеваниях, о значении витаминов в обмене веществ, сформировать знания об авитаминозе и гиповитаминозе, рассмотреть классификацию витаминов, и их практическом значении для здоровья человека.

2. Продолжать развивать творческое мышление, мыслительные способности учащихся; развить навыки работы с текстом учебника.

3. Воспитание стремления учащихся заботиться о своем здоровье.

Тип урока: комбинированный.

Методы: объяснительно-иллюстрационный, частично-поисковый, работа в группах, с раздаточным материалом, книгой.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран; рисунки в учебнике стр. 195 – 197; портрет Н.И. Лунина; фрукты, аскорбиновая кислота, витамин Е, вода, растительное масло, колбочки

Ход урока:

I. Организационный момент.

На доске: число, месяц, домашнее задание, основные понятия темы (появляются постепенно. В итоге на доске такие слова: витамины, авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз).

Приветствие с учащимися.

На партах: наличие учебников, тетрадей, дневников.

II. Изучение нового материала.

Учитель. Добрый день, ребята!

Учитель. Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Учитель. Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

Учитель показывает видеофрагмент «Авитаминоз».


Учитель.

На моём столе лежат фрукты, аскорбиновая кислота, поливитамины «Комливит», упаковка «Ревита».

Что объединяет все эти предметы?

Ученики.

Наличие в своём составе витаминов. Слайд.

Учитель.

Сформулируйте цель нашего урока.

Ученики.

Сформировать знания о витаминах, их биологической роли в организме.

Учитель.

Для жизни необходимы белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода.

В 1881 году русский врач Николай Иванович Лунин (учитель показывает ученикам портрет) произвёл опыты над двумя группами мышей.

Одних он кормил натуральным молоком, а других – искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода, в тех же пропорциях, что и в натуральном молоке.

Животные второй группы вскоре погибли.

Опыты Лунина были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты были те же.

Но как объяснить результаты такого опята? Почему погибли мыши, вскормленные искусственным молоком?

Лунин решил, что в пище есть ещё какие-то вещества, необходимые для поддержания жизни.

Эти вещества назвали витаминами (от латинск. «Vita» - жизнь, «Аmin» - содержащий азот). Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.

Витамины – это биологически активные вещества, действующие в очень незначительных количествах. Они способствуют нормальному протеканию обмена веществ в организме. Слайд + вывешиваю термин на доску.

Учитель.

Какие витамины вам известны? (на столах лежит раздаточный материал – пачка от поливитаминов «Комливит» пользуясь им, ребята перечисляют витамины).

Ученики.

Витамин А, В, С, D, E, К, , РР, В1, В2, В6, В12.

Учитель.

Правильно. В настоящее время известно около 80 витаминов. Обозначаются большими латинскими буквами.

Все витамины делятся на две большие группы: Слайд.

Витамины

водорастворимые жирорастворимые

it. гр. В, С, РР) (вit. гр. A, D, E, K)

Учитель. Как вы думаете, что значит водорастворимые витамины?

Ученики. Это витамины, которые растворяются в воде.

Учитель. А что значит жирорастворимые.

Ученики. Это витамины, которые растворяются в жиру.

Учитель. А как они поступают к нам в организм?

Ученики. Витамины поступают к нам в организм с продуктами питания.

Учитель. Правильно. Водорастворимые витамины должны поступать извне практически ежедневно, а при избытке они достаточно быстро выводятся с мочой. Жирорастворимые витамины могут образовываться в организме, в основном в жировой ткани и печени.



Учитель.

Проведём опыт, который доказывает, что действительно витамины подразделяются на две группы: водорастворимые и жирорастворимые.

Для опыта возьмём витамины с двух групп. После каждого опыта вы должны сказать, к какой группе (водо- или жирорастворимой) относится данный витамин.



Витамин 1.

Опустим немного порошка в воду.

Что произошло?

Ученики.

Он растворился.

Учитель.

Опустим немного порошка в растительное масло.

Что произошло ?

Ученики.

Кристаллы порошка не растворились.

Учитель.

Какой вывод мы можем сделать?

Ученики.

Вывод: данный витамин относится к водорастворимым.

Учитель. Правильно. Это был витамин С (аскорбиновая кислота).



Витамин 2.

Возьмем несколько капель витамина и опустим их в воду.

Что произошло?

Ученики.

Капли не растворились.

Учитель.

А теперь опустим их в пищевое растительное масло.

Что произошло?

Ученики.

Капли растворились.

Учитель.

Какой вывод мы можем сделать?

Ученики.

Вывод: данный витамин относится к жирорастворимым.

Учитель.

Правильно. Это был витамин Е.

Учитель.

Большинство витаминов образуется в растениях, и только очень немногие имеют животное происхождение.

Обычно человек получает витамины с пищей.

При длительном недополучении организмом какого-либо витамина, возникает заболевание – авитаминоз. Вывешиваю термин на доску.

Если организм всё-таки получает витамин, но недостаточно, то возникает заболевание – гиповитаминоз. Вывешиваю термин на доску.

Гипервитаминоз – это реакция организма на избыток витаминов (одного или нескольких). Так, например, суточная потребность витамина А должна быть 0,4 - 0,7 мг у взрослого человека, а у детей - 1,0 мг. В12 - суточная норма у взрослого человека 2-3 мкг, детей - 0,5 - 2 мкг. Вывешиваю термин на доску.


Учитель.

Какие симптомы могут свидетельствовать о нехватке витаминов в организме?

Ученики.

Сонливость, раздражимость, утомляемость, головная боль, шелушение кожи, выпадение волос и т.д.


Учитель.

Бесспорно, что лучше свежих овощей и фруктов ничего нет. Но, к сожалению, они не могут нас радовать круглый год своими витаминами прямо с грядки. При хранении овощей полгода в них остаётся мизерный процент полезных веществ, а в некоторых и вовсе не остаётся. И поэтому в весенний период у многих возникает авитаминоз.

Учитель предлагает учащимся проверить состояние своего здоровья, выполнив тест, с последующей самопроверкой.

Тест « Есть ли у меня Авитаминоз?» (раздаю каждому напечатанный тест).

1. Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?

А – да Б- нет

2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?

А – да Б – нет

3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?

А – да Б – нет

4. Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость?

А – да Б – нет

5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?

А – да Б – нет

6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?

А – да Б – нет

7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?

А – да Б – нет

8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?

А – да Б – нет

9. Каждый день у вас на столе бывает зелень?

А – да Б – нет

10. Вы много времени проводите на свежем воздухе?

А – да Б – нет



Проверь себя Слайд

За каждый ответ «А» - 1 балл,

За каждый ответ «Б» - 0 баллов

Учитель спрашивает примерно 2-3 учеников о полученных результатах (сколько у кого баллов).

Слайд

0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас следует равняться.

1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок.

3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод на лицо.

6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни.

9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ жизни.



Далее учитель предлагает игру.

Класс разделён на 2 группы –– фирмы:

1 фирма – «Неотложка».

2 фирма «Белые халаты». (выставляю на столы таблички с названием фирм).

Каждая фирма выбирает своего руководителя – главного врача.

Суть игры. Наш город, обеспокоенный низким уровнем медицинского обслуживания, и объявил конкурс на лучшую группу врачей (медицинскую фирму).

1 конкурс

Пользуясь страницами учебника 195-197, заполните таблицу «Витамины». (Каждому раздаю таблицу, которые должны заполнить. И вывожу на слайде «шапочку» от таблицы).

1 группа

Название витамина

Растворимость

Авитаминоз,

какое заболевание вызывает?

В каких продуктах

содержится?

Витамин А

Жирорастворимые

При недостатке витамина А возникает «куриная слепота» - заболевание, при котором человек теряет способность видеть в сумерках

Рыбий жир, яичный белок, морковь

Витамин В1

Водорастворимые

При недостатке развивается заболевание «бери-бери», при котором появляется быстрая утомляемость, потеря аппетита, резкое исхудание

Арахис, творог, помидоры

Витамин В2

Водорастворимые

Недостаток витамина приводит к нарушению зрения, заболеваниям кожи, слизистых оболочек, выпадению волос

В яйцах, в мясе рыбы

Витамин В6

Водорастворимые

Недостаток витамина вызывает развитие анемии и нарушение обмена веществ.

Грецкие орехи, фундук







2 группа

Название витамина

Растворимость

Авитаминоз,

какое заболевание вызывает?

В каких продуктах

содержится?

Витамин В12

Водорастворимые

Его недостаток приводит к развитию малокровия

Мясо, печень, почки, рыба


Витамин С

Водорастворимые

При недостатке витамина С у людей повышается утомляемость, появляется слабость, уменьшается сопротивляемость к инфекциям. Полное отсутствие этого витамина приводит к заболеванию – цинге. У человека развивается отдышка, кровоточивость дёсен, выпадают зубы

Шиповник, лимон, чёрная смородина

Витамин D

Жирорастворимые

Его недостаток приводит к размягчению костей, их деформации – рахиту

Рыбий жир, УФ-лучи

Витамин РР

Водорастворимые

Недостаток витамина приводит к нарушению деятельности пищеварительной системы, кожа такого человека темнеет, покрывается язвочками

Дрожжи, неочищенный рис, печень.







Далее каждая команда рассказывает про свои витамины (один ученик про один витамин).

2 конкурс

Учитель.

Хорошие врачи должны уметь правильно поставить диагноз. Именно от правильного диагноза зависит дальнейшее лечение и выздоровление больного. Каждой фирме предлагаем жалобы больного. Вы должны поставить правильный диагноз, т.е назвать название болезни, и назвать специалиста, занимающимся этим заболеванием.

Учащиеся: Фирмы получают карточки с описанием заболевания, после минутного обсуждения должны поставить диагноз.

1. Жалобы. У меня странная болезнь, днём, на свету, я вижу хорошо, а вот, как захожу в комнату, я ничего не вижу. Будто на глаза надеты тёмные очки. Выхожу на свет, зрение восстанавливается. Доктор, помогите, пожалуйста. (А – куриная слепота – врач окулист). (Ученик читает диагноз и говорит ответ, в это время я вывожу на слайде правильный ответ)

2. Уважаемый доктор. У меня болят руки, вернее кожа на руках, покраснение и язвочки кожи вызывают боли. И ещё у меня часто повторяется расстройства кишечника, если даже придерживаться диеты. Что со мной, доктор? ( РР – врач дерматолог). (Слайд с правильным ответом).

3. Уважаемый доктор! Помогите! Меня замучили постоянные носовые кровотечения и боли в спине, точнее в позвоночнике. Суставы болят, как после тяжёлой нагрузки. (D – рахит – врач хирург). (Слайд с правильным ответом).

4. Жалобы. Стали болеть десна, потом стали кровоточить. А затем вообще стали выпадать зубы. Что со мной? (С, стоматолог). (Слайд с правильным ответом).



3 конкурс

Учитель.

Мы живём в мире конкуренции. Хорошая реклама – 50% успеха. Следующий конкурс – конкурс реклам. У вас было творческое домашнее задание. Прошу вас выступить с вашей рекламой.

Ученики должны предоставить свою рекламу о каком-либо фрукте и о входящих в него витаминов.

Учитель. Молодцы.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.


Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте - вы птица, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!



Учитель.

Надеюсь, что прозвучавшие сегодня болезни обойдут вас стороной, а для этого, чтобы не случилась с вами беда, ешьте витамины всегда!

Учитель.

«Семь шагов к хорошему самочувствию и отменному здоровью». Слайд

  1. шаг – разнообразное питание.

  2. шаг – молоко (нет более ценного напитка, чем молоко. В нём содержатся белки, много витаминов и минеральные вещества).

  3. шаг – рыба и птица в качестве источника белка.

  4. шаг – овощи, фрукты.

  5. шаг – умеренное употребление углеводов.

  6. шаг – меньше соли.

  7. шаг – маленькие, но очень полезные советы: Слайд

    • Хлеб из грубого помола – источник витаминов.

    • Завтракать, перед тем как идти в школу.

    • Ужинать не позже чем за 2 часа до сна.



Учитель.

Что мешает усвоению витаминов?

Ученики (предполагаемый ответ).

Алкоголь, никотин, кофеин.

Учитель (дополняет ответ учеников).

Аспирин, антибиотики, снотворные средства.

А для того, чтобы это не происходило, нужно что…???

Ученики.

Вести здоровый образ жизни.



III. Закрепление изученного материала.

Рефлексия.

Учитель.

Итак, что же мы узнали на уроке?

Ученики.

  1. Витамины – биологически активные вещества, действуют в малых количествах.

  2. Витамины делятся на две большие группы: водорастворимые и жирорастворимые

  3. Авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз (избыток витаминов).

  4. Болезни: рахит (недостаток витамина D), бери – бери (недостаток витамина В), куриная слепота (недостаток витамина А).


Учитель.

Хорошо, молодцы.

А теперь, проверим, как хорошо вы знаете это материал на практике. Предлагаю вам решить тест из пяти вопросов. На решение вам три минуты. (Каждому раздаю тест, ученик должен указать ФИ).

Ученики решают тест.


Тест «Витамины - чудесные вещества».

  1. Витамин А относят к:

а) водорастворимым

б) жирорастворимым


  1. Авитаминоз развивается при:

  1. Избытке витаминов в потребляемой пище

  2. Недостатке ферментов в организме

  3. Недостатке витаминов в пище

  4. Недостатке гормонов в организме человека


  1. Укажите витамин, при недостатке которого развивается РАХИТ:

  1. А

  2. С

  3. В1

  4. D

  1. Где дети чаще болеют рахитом:

  1. В северных странах

  2. В странах, расположенных ближе к экватору

  1. Витамины в организме:

  1. Влияют на обмен веществ

  2. Являются строительным материалом клетки

  3. Участвуют в хранении и передаче наследственных свойств

  4. Служат источником энергии в организме.


Учитель.

Закончили!

А теперь – меняемся своими тестами с соседом по парте. Ваша роль проверить и оценить ответы.

Учащиеся сверят ответы, которые написаны на слайде, ставят число ошибок, оценку, плюс роспись кто проверял. Слайд с ответами.


Критерии оценок: Слайд

О ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

3 и более ошибок – «2».


Учитель.

Какой вывод Вы можете сделать к уроку?

Ученики.

Витамины - это важная составляющая часть питания человека. В связи с этим люди должны включать в свой рацион питания как можно больше овощей, фруктов, зелени, злаков и пищи животного происхождения богатой витаминами.


IV. Домашнее задание. Слайд.

Стр. 194 – 197 (пересказ).

Подготовить (некоторым ученикам) сообщение на тему:

1). «Витамины для детей»

2). «Витамины в жизни людей».

V. Подведение итогов.

Учитель объявляет: «Урок закончен, у кого есть какие вопросы?» (отвечает на вопросы, благодарит за внимание).

В конце урока проведён анализ работы учащихся, выставлены отметки в журнал.

14

разработка урока по теме "Витамины"
  • Биология
Описание:

Аннотация

На уроке обобщения по теме: «Питание и пищеварение» учащиеся закрепляют знания, полученные из прошлых занятий. Ученики должны придти к выводу о взаимосвязи приспособленности организма к среде обитания.

На уроке используется индивидуальная, фронтальная, групповая, форма работы, работы тестовой формы, самостоятельный поиск информации. Задания носят творческий характер, заставляют учеников нестандартно и самостоятельно мыслить.

Данный урок предназначен учащимся 8-го класса. 

Разработка урока по теме "Витмамины". конспект урока составлен к учебнику  Н.И.Сонина. урок в учебном плане по номеру 53. 

Тип урока: комбинированный.

Методы: объяснительно-иллюстрационный, частично-поисковый, работа в группах, с раздаточным материалом, книгой.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран; рисунки в учебнике стр. 195 – 197; портрет Н.И. Лунина; фрукты, аскорбиновая кислота, витамин Е, вода, растительное масло, колбочки

Автор Кайгородова Ольга Николаевна
Дата добавления 04.12.2014
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 952
Номер материала 6448
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓