Разработка урока по теме:
«Строение и функции оболочки клетки»
З.В. Агузарова
МБОУ СОШ №40 г.
Владикавказ РСО-Алания
Данный урок по биологии
проводится в 10 классе. На уроке формируется знания о строении, свойствах и
функциях внутреннего слоя клеточной оболочки – плазматической мембраны в
системе ТДМ (технология деятельностного метода). В конспекте представлены 9
этапов урока: 1) мотивация к учебной деятельности; 2) этап актуализации и
пробного учебного действия; 3) этап выявления места и причины затруднения; 4)
этап построения проекта выхода из затруднения; 5) этап реализации построения
проекта; 6) этап первичного закрепления; 7) этап самостоятельной работы; 8)
этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап релаксации.
ЦЕЛЬ УРОКА: изучить
микроскопическое строение клеточной оболочки, ее химический состав и
расположение молекул в плазматической мембране, ее полупроницаемость, разные
способы поступления веществ в клетку, связи между клетками. Продолжить
формирование учение работать с учебником и микроскопом.
ТИП
УРОКА: комбинированный
ОБОРУДОВАНИЕ:
микропрепараты растительных и животных тканей, таблицы «Строение и
функции органоидов клетки»
МЕТОДЫ:
беседа, рассказ, демонстрация микропрепаратов.
ХОД
УРОКА
1.
Организационный момент – 1 мин.
2.
Вступление 1-2 мин.
Клетка любого организма, как вы уже знаете, состоит из
двух важнейших, неразрывно связанных между собой частей – цитоплазма и ядра – и
представляет целостную живую систему.
Изучение строения клетки мы начинаем с клеточной оболочки, которая
представляет поверхностную, сложноорганизованную структуру клетки. Клеточная
оболочка состоит из наружного слоя и расположенной под ней плазматической
мембраны.
Демонстрация микропрепаратов растительных и животных клеток.
ВОПРОС: Ребята, скажите, в чем
сходство и различие в строении растительной и животной клеток?
РАЗЛИЧИЯ
Растительные
клетки
|
Животные
клетки
|
Оболочка плотная,
упругая состоит из целлюлозы – клетчатки, располагаются поверх наружной
мембраны клетки. Имеются пластиды. Развитая система вакуолей или одна крупная
вакуоль.
|
Оболочка
отсутствует.
Поверхность
клетки ограничивает тончайшая мембрана. Пластиды отсутствуют. Вакуоли обычно
отсутствуют, в некоторых клетках развиты незначительно.
|
СХОДСТВО:
Имеются ядро, цитоплазма, метохондрии, эндоплазматическая сеть, рибосомы.
У
большинства растительных клеток клеточная стенка выполняет опорную функцию за
счет жесткого наружного слоя, придающего клеткам четкую форму, и называется он
– гликокаликсом.
3. Изучение нового материала.
Клетка, по существу, представляет
собой самовоспроизводящуюся химическую систему. Для того чтобы поддержать в
себе необходимую концентрацию химических веществ, эта система должна быть
физически отделена от своего окружения, и вместе с тем она должна обладать
способностью к обмену с этим окружением, то есть способность поглощать те
вещества, которые требуются ей в качестве «сырья», и выводить наружу
накапливающиеся отходы. Таким путем, то есть выполняя работу, эта система может
сохранять стабильность. Роль барьера между данной химической системой и ее
окружением играет плазматическая мембрана; она помогает регулировать обмен
между внутренней и внешней средой и, таким образом, служит границей клетки.
ВОПРОС: С помощью чего
в клетке происходит обмен веществ?
ОТВЕТ: Обмен веществ
в клетке происходит за счет плазматической мембраны. (см.рис.№1).
Рис. 1. Схема строения плазматической мембраны:
1 — фосфолипиды;
2 — холестерин;
3 — интегральный белок;
4 — олигосахаридная боковая цепь.
С появлением электронного микроскопа впервые открылась возможность
ознакомиться со строением мембраны, и тогда обнаружилось, что плазматическая
мембрана как животных, так и растительных клеток выглядит именно как
трехслойная структура, состоящая из слоя белков и бислоя липидов. Липидный
бислой рассматривается как элементарная мембрана; белки плавают в этом липидном
«море» подобно островам – иногда свободно, а иногда как бы на привязи – их
удерживают микрофиломенты, проникающие в цитоплазму. Липиды также могут перемещаться,
меняя свое положение.
Молекулы липидов состоят полярной головы и двух неполярных хвостов.
Напомню, что полярные группы или молекулы несут заряд и проявляют сродство к
воде (они гидрофильны), а не полярные с водой не смешиваются (они гидрофобны).
ВОПРОС: Какую
структуру имеет плазматическая мембрана?
Рис.2. Структура плазматической мембраны
ОТВЕТ: Трехслойную
структуру (рис.2).
ВОПРОС: Из чего
состоит плазматическая мембрана?
ОТВЕТ: Плазматическая
мембрана состоит из белков и биослоя липидов.
ВОПРОС: Опишите
строение липидов.
ОТВЕТ: Липиды в
мембранах представлены: фосфолипидами, гликолипидами, стеролами. У фосфолипидов
молекулы состоят из полярной головы и двух неполярных хвостов. Гликолипиды
представляют собой продукт соединения липидов и углеводов. Стеролами называют
спирты, относящихся классу стероидов.
ВОПРОС: Скажите какие
белки расположены в мембране?
ОТВЕТ: Некоторые
мембранные белки лишь частично погружены в мембрану, тогда как другие
пронизывают всю ее толщину. Обычно у белков имеются гидрофобные участки,
взаимодействующие с липидами, и гидрофильные участки, находящиеся на
поверхности мембраны в контакте с водным содержимым клетки.
Функции белков:
1)
Некоторые белки действуют, как переносчики,
транспортируя через мембрану те или иные вещества.
2)
Белки выполняют ферментативные функции. Ферментные
белки, специфические рецепторы переносчики электронов, преобразователи
энергии, участвующие в фотосинтезе и дыхании.
3)
Кроме того, в мембранах имеются гликопротеины. У
них на свободных поверхностях находятся гликозильные группы – напоминающие
антенны. Функция «антенны» связана с распознаванием внешних сигналов. Например:
участки двух соседних клеток могут связаться друг с другом, обеспечивая
сцепление клеток. Благодаря этому правильно ориентируются в области ткани.
Клеточные мембраны обладают избирательной
проницаемостью: через них медленно диффундируют глюкоза, аминокислоты, жирные
кислоты, причем сами мембраны в известной мере регулируют этот процесс – одни
вещества пропускают, а другие нет.
Фагоцитоз – это поглощение твердых частиц. При фагоцитозе плазматическая
мембрана образует впячивания или выросты, которые затем отшнуровываясь,
превращаются в пузыри или вакуоли. Специализированные клетки, осуществляющие
фагоцитоз, называются (например: лейкоциты).
Пиноцитоз
– это поглощение жидкого материала. Пиноцитоз характерен для амебоидных
простейших и для многих других клеток (например: лейкоциты, клетки зародыша,
клетки печени и так далее).
ВОПРОС: Почему
транспорт веществ через мембраны жизненно важен для клеток?
ОТВЕТ:
1.Транспорт
должен обеспечить поддержание в клетке соответствующего рН.
2.
Транспорт питательных веществ.
3.
Выделение из клетки токсичных отходов.
ВЫВОДЫ
l
Через мембраны живой клетки могут проникнуть
вещества как пассивно, так и активно, если:
-
они способны растворить липиды мембраны,
-
они растворены в воде и имеют достаточно малые
размеры молекул,
-
в клетке концентрация этих веществ меньше, чем в окружающей
среде,
-
есть специальные молекулы – переносчики,
запрограммированные на перенос этих веществ.
l
Не все вещества, окружающие клетку, способны
проникнуть через мембрану. Следовательно мембрана - полупроницаема.
l
Она транспортирует те вещества, которые необходимы
для собственного обмена веществ, т. е. транспорт – избирателен.
ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ
Задание:
l
1) Прочтите материал лекции.
l
2) На своем компьютере создайте файлы «Словарь
терминов» и «Контрольные вопросы».
l
3) Создайте словарь терминов.
l
4) Отвечайте на контрольные вопросы.
Метод
работы:
l
записать термин (контрольный вопрос)
l
в тексте лекции найти нужный материал,
l
выделить его,
l
копировать,
вставить
значение термина (ответ на контрольный вопрос)
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
l
клетка,
l
оболочка клетки,
l
клеточная стенка,
l
плазматическая мембрана,
l
транспортные молекулы- переносчики,
l
гликокаликс,
l
периферические белки,
l
полуинтегральные белки,
l
трансмембранные белки,
l
пассивный транспорт,
l
активный транспорт,
l
эндоцитоз,
l
экзоцитоз,
l
фагоцитоз,
l
пиноцитоз.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- Какие вещества
входят в состав плазмалеммы?
- Благодаря каким
свойствам липиды способны образовывать мембраны?
- Из каких слоев
образована оболочка растительной клетки?
- Из каких слоев
образована оболочка животной клетки?
- Благодаря каким
функциям белки способны участвовать в транспорте веществ через мембрану?
- Перечислите
функции плазматической мембраны?
- Как происходит
пассивный транспорт через мембрану?
- Как происходит
активный транспорт через мембрану?
- Какова функция
калий-натриевого насоса?
- Что такое
пиноцитоз?
- Что такое
фагоцитоз?
Литература
1.
Общая биология. Учебник для 10
– 11 класса. В.К.Шумный, Г.М. Дымшиц, А.О. Рувинский. М. «Просвещение». - 2006.
2.
А.В. Пименов. Уроки биологии в
10 (11) классе. Развернутое планирование. Ярославль. Академия развития. - 2001.
3.
Н.И.Сонин. Общая биология. 10
класс./ М. ДРОФА. – 2006.
4.
Н.Грин, У Стаут, Д.Тейлор.
Биология. В 3-х томах. М. Мир. - 1996.
5.
Джеймс Бивен. Иллюстрированное
руководство по анатомии и физиологии. ВНЕШСИГМА. - 1998.
6.
Г.И.Локшин. Биология (краткий
курс для школьников и абитуриентов). М. Лист. – 1998.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.