Главная / Физика / Разработка урока по теме "Строение вещества" (7 класс)

Разработка урока по теме "Строение вещества" (7 класс)

hello_html_m5c752932.gif

Учебно-тематическое планирование темы в 7классе «Строение вещества».


Основное содержание темы:

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества.

Демонстрации

- диффузия в растворах и газах, в воде

- модель хаотического движения молекул в газе

- демонстрация расширения твердого тела при нагревании

Эксперименты

- измерение размеров малых тел.


Планируемый результат:

- объяснять на основе знаний основные свойства протекания явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел.

урока, тема

Вид деятельности

Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

5/1. Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение (§ 7—9).

 Объяснять опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества, броуновское движение; схематически изображать молекулы воды и кислорода;  определять размер малых тел; сравнивать размеры молекул разных веществ: воды, воздуха; объяснять: основные свойства молекул, физические явления на основе знаний о строении вещества

6/2. Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел».

Измерять размеры малых тел методом рядов, различать способы измерения размеров малых тел, представлять результаты измерений в виде таблиц, выполнять исследовательский эксперимент по определению размеров малых тел, делать выводы; работать в группе

7/3. Движение молекул (§ 10)

Объяснять явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры тела; приводить примеры диффузии в окружающем мире;  наблюдать процесс образования кристаллов; анализировать результаты опытов по движению и диффузии, проводить исследовательскую работу по выращиванию кристаллов, делать выводы

8/4. Взаимодействие молекул (§11)

Проводить и объяснять опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул; объяснять опыты смачивания и не смачивания тел; наблюдать и исследовать явление смачивания и не смачивания тел, объяснять данные явления на основе знаний о взаимодействии: молекул, проводить эксперимент по обнаружению действия сил молекулярного притяжения, делать выводы

9/5. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел (§ 12, 13)

Доказывать наличие различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов; приводить примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях; выполнять исследовательский эксперимент по изменению агрегатного состояния воды, анализировать его и делать выводы

10/6.Проверочный тест.


1. ВАРИАНТ.

1. Мельчайшие частицы, из которых состоят различные вещества, называются...

А. атомами. Б. молекулами.

2. Все молекулы одного и того же вещества...

А. не отличаются друг от друга. Б. отличаются друг от друга.

3. При охлаждении объем тела...

А. уменьшается. Б. увеличивается.

4. Как зависит процесс диффузии от температуры?

A. Процесс диффузии замедляется с ростом температуры.

Б. Процесс диффузии ускоряется с ростом температуры.

B. Процесс диффузии не зависит от изменения температуры.

5. На расстояниях, сравнимых с размерами самих молекул (атомов)...

А. заметнее проявляются силы притяжения между молекулами, а при дальнейшем сближении — силы отталкивания.

Б. заметнее проявляются силы отталкивания между молекулами, а при дальнейшем сближении — силы притяжения.

6. Какими из указанных свойств обладают газы?

A. Имеют собственную форму

Б. Сохраняют объем.

B. Не имеют собственной формы и постоянного объема.

7. Как расположены молекулы газа?

А. Двигаясь беспорядочно во всех направлениях, почти не притягиваются друг к другу.

Б. Не расходятся на большие расстояния.

В. Молекулы расположены в определенном порядке.

8. В каком состоянии может находиться ртуть?

A. Только в жидком.

Б. В жидком, твердом и газообразном.

B. Только в твердом.

9. Можно ли открытый сосуд заполнить газом на 40% его вместимости?

A. Да, можно.

Б. Нет, нельзя.

В. Определенного ответа дать нельзя.

10. Вода замерзла и превратилась в лед. Изменились ли при этом сами молекулы воды?

A. Нет, не изменились.

Б. Да, изменились.

B. Определенного ответа дать нельзя.


2. ВАРИАНТ.

1. При нагревании объем тела...

А. увеличивается. Б. уменьшается.

2. Молекулы различных веществ....

А. не отличаются друг от друга. Б. отличаются друг от друга.

3. Из явления диффузии можно сделать вывод о том, что...

A. все тела состоят из мельчайших частиц.

Б. молекулы всех веществ неподвижны.

B. молекулы всех веществ непрерывно движутся.

4. Процесс диффузии происходит...

A. только в жидкостях и газах.

Б. только в жидкостях и твердых телах.

B. в газах, жидкостях и твердых телах.

5. Молекулы (атомы) притягиваются друг к другу. При этом они должны как бы слипнуться. Этого не происходит, потому что...

А. молекулы (атомы) непрерывно движутся.

Б. между молекулами (атомами) существуют силы отталкивания.

6. Какие из указанных свойств, принадлежат жидкостям?

A. Легко меняют свою форму, но сохраняют объем.

Б. Не имеют собственной формы и постоянного объема.

B. Имеют собственную форму и объем.

7. Как расположены частицы в твердых телах?

A. Частицы расположены на расстояниях, много больших размеров частиц.

Б. Частицы расположены в определенном (строгом) порядке.

B. Частицы расположены близко друг к другу, но строгого порядка в их расположении нет.

8. В каком состоянии может находиться чугун?

A. Только в жидком.

Б. Только в твердом.

B. В твердом, жидком и газообразном.

9. В бутылке находится вода объемом 0,2 л. Ее переливают в колбу вместимостью 0,5 л. Изменится ли объем воды?

A. Уменьшится. Б. Не изменится. B. Увеличится.

10. В помещениях, где пользуются медицинским эфиром, обычно сильно им пахнет. В каком состоянии находится эфир в этом помещении?

A. В твердом. Б. В жидком. B. В газообразном


Экспертиза проверочного теста.

100-90%; 9-10 заданий – «5», высокий уровень знаний.

89-66%; 7-8 заданий – «4», повышенный уровень.

65-50%; 5-6 заданий– «3», средний уровень.

Меньше 50%;˂5 заданий–«2», низкий уровень.

План-конспект урока: «Строение вещества».


Цель урока: усвоить одно из положений теории о строении вещества на уровне применения знаний в знакомой ситуации.

Предметные задачи:

-раскрыть положение о строении вещества (дискретность);

-познакомить с основными этапами деятельности при использовании метода наблюдения.

Метапредметные :

-организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность учащихся.

Личностные:

-формировать умение планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний.

Структурные элементы урока

Деятельность учителя и учащихся

Организационный момент:

Изучение нового учебного материала

Постановка задачи урока и темы

Выбор пути решения


Работа над осознанием того, что все вещества состоят из мельчащих частиц.

Приветствие, проверка готовности, отчёт дежурных.

Учитель приводит примеры веществ, которые чаще встречаются в трёх состояниях. Предлагает пронаблюдать за явлениями кипения воды, таяние льда, показывая опыты. Выясняет, есть ли что-либо общего во внутреннем строении воды, льда, водяного пара; в чём различие между ними.

Предлагает учащимися ответить на поставленные вопросы, наблюдая и анализируя опытные факты.


Опыт 1 
Оборудование: мел, пузырёк с кристалликами марганцовки, 3 стакана с чистой водой.
Ход работы:
Проведите пальцем по поверхности мела. Что вы наблюдаете? Что вы можете сказать о размерах частиц, из которых состоит мел?
Бросьте в стакан с чистой водой  несколько крупинок марганцовки, размешайте и перелейте несколько капель во второй стакан, затем повторите эту процедуру ещё раз. Ответьте на вопросы:
Сохранились ли основное свойство вещества - цвет?
Вспомнив размеры кристалликов марганца, что можно сказать о размерах мельчайших частиц вещества?
Вывод:   Вещества состоят из мельчайших частиц (молекул).
Эти частицы сохраняют основные свойства вещества: частицы марганцовки – красные, а мела белые.
Опыт 2 
Оборудование:
Фильтровальная бумага, пипетка, спирт или одеколон. 
Ход работы:
Капните из пипетки одеколон или спирт на фильтровальную бумагу.
Наблюдайте, что происходит с образовавшимся пятном.
Ответьте на вопросы:
Куда исчез одеколон или спирт?
Мгновенно ли он исчез?
Видели ли вы, как он исчез?
Где сейчас одеколон?
Какую гипотезу о строении вещества можно выдвинуть для объяснения такого постепенного исчезновения?
Вывод:
Вещества состоят из отдельных, мельчайших частиц, разделённых промежутками.
Опыт 3
Оборудование: Воздушный шарик.
Ход работы:
Надуйте воздушный шарик. Изменился ли объём воздуха в нём?
Нажмите на него руками. Что вы можете сказать об изменении объёма воздуха?
Попробуйте выдвинуть гипотезу о строении газов.
Обсуждение  результатов  опытов.
Вывод:
Газ легко изменяет свой объём, в результате внешних воздействий.
Выводы:
1.Все тела состоят из отдельных частичек. Молекулы - это мельчайшие частицы, из которых состоят вещества. Молекулы состоят из еще более мелких частиц – атомов. 
2.Между этими частичками существует притяжение.
3.Тела изменяют свой объем за счет уменьшения или увеличения промежутков между частичками.

Обобщение



Закрепление учебного материала



Систематизация знаний












Задание на дом



РЕФЛЕКСИЯ

Учитель подводит итог: рассмотренные опыты, факты, встречающиеся в жизни, позволяют сделать вывод, что вещества состоят из частиц разделённых промежутками.


Учащиеся отвечают на вопросы: например, вода не выливается из наполненного до краёв стакана, если всыпать в него чайную ложку соли. Какой вывод можно сделать из наблюдаемого факта?


Подготовленный ученик показывает презентацию о том, как развивалась учение о строении вещества, используя материалы ЭОР:

http://fotki.yandex.ru/users/sahanova/view/314905/…

http://soundhealing.ru/kak-vozdejstvuyut-xrustalnye-chashi/…

Http: //www.fairies-secrets.com

http://selenaart.ru/rubric/1976335/…

http://medicini.info/krasota/276-vesennyaya-reabilitaciya-volos.html…

http://school.xvatit.com/index.php…

http://tvojasicilia.ru/ostrov-sicilia/vulkan-etna-dostoprimechatelnost-dlya-turistov… 

http://smotret-mir.ru/prirodnye-yavleniya/vodyanoj-par-v-atmos

Учитель говорит, что они дома должны по учебнику проработать материал параграфов 7-8(зачитывает названия параграфов).

Ученики подчёркивают правильный ответ на подготовленных заранее листочках:

1. На уроке я работал:

2.Своей работой на уроке я:

3.Урок для меня показался

4.За урок я:

5.Материал урока мне был:

активно / пассивно

доволен / не доволен


коротким / длинным

не устал / устал

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным
















Разработка урока по теме "Строение вещества" (7 класс)
  • Физика
Описание:

   Планирование темы "Строение вещества" и разработка урока по этой теме для 7 класса. Разработка соответствует требованиям ФГОС.

  В соответствии с новыми стандартами указаны планируемые результаты, система оценивания и критерии оценок по данной теме.

В разработке урока акцентировано внимание на деятельность учителя и учащихся на каждом этапе урока.

  Завершающий этап - рефлексия.

  Данную разработку можно использовать при работе по учебникам, входящим в Федеральный перечень учебников  ( В.В.Белага, И.А.Ломанченков "Физика7", А.В .Перышкин "Физика7").

 

Автор Кушнарева Татьяна Михайловна
Дата добавления 25.12.2014
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 911
Номер материала 12171
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы