Главная / Биология / Разработка урока по теме "Питание человека" 8 класс

Разработка урока по теме "Питание человека" 8 класс

Урок по теме: «Питание человека»

учитель биологии 1 квалификационной категории

Иванова Римма Петровна,

МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №8»

г. Нижнекамска РТ


Задачи урока:

-сформировать представления о правильном питании, о режиме питания, познакомить учащихся с функциями пищеварительного тракта,

-продолжить формирование общеучебных умений (работать с учебной литературой, дополнительной информацией, проводить анализ текста); коммуникативных умений (работать в группе, вести диалог, участвовать в экспериментах);

-воспитывать бережное отношение к своему организму и к продуктам питания.

Оборудование:

компьютер, таблицы « Пищеварительная система», дополнительные тексты о питании для осмысления, лист исследования с таблицей, тесты, пластмассовые шары и бутылки, стеклянный сосуд, ершик, емкость с водой, бумага


Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:- Здравствуйте ребята!

Дарю я «сердце» от души,

Чтоб подружиться с вами.

А проведенные часы…..,

Полезными нам всем бы стали.

Чтоб вместе мы плечом к плечу,

Пришли к единому решению

А пожелать я вам хочу,

Удачи, веры и везенья.

Здоровья я желаю вам…

Такого крепкого как кремень.

Да и урок поможет нам,

Узнать об этой теме.

Что мы едим и как едим,

Чтоб быть с собой в гармонии.

Сегодня здесь поговорим,

Конечно о питании.

Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение ученого Г.Гейне «Человек есть то, что он ест», тем самым, подчеркивая исключительную роль питания в формировании и тела, и поведения человека.


2. Постановка проблемы

Учитель: Почему вещества, пригодные для пищи, например, молоко или куриный бульон, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека?

(Ответы учащихся)

(Для того чтобы находящаяся во внешней среде пища могла снабдить нуждающийся в ней организм необходимыми ему веществами и энергией, она должна быть преобразована в доступную для усвоения форму.)

Учитель: - Живые организмы способны химически расщеплять пищу на вещества, которые могут всасываться и участвовать в обмене веществ. Поэтому для переваривания белков, жиров и углеводов (основа любой пищи) эволюция сумела создать почти универсальный аппарат – пищеварительную систему. Вспомним то, что нам известно, а сигнальные жетоны помогут оценить ваши знания и участие ( красный – 5; синий - 4; зеленый – 3)

3. Актуализация знаний.

Стадия вызова --- ЗНАЮ

Учитель:- Ребята, перед вами сосуд и шары. За каждый правильный ответ, факт или идею вы получите шар, который складываете в сосуд. Ответы должны быть быстрыми, на выполнение отводится 3 минуты.

1. Что такое питательные вещества?

2. Что такое пищеварение?

3. Какие свойства приобретают питательные вещества в процессе пищеварения?

Выводы: так как сосуд не заполнен, очевидно, что знания неполные.

Это совместные знания. Теперь оценим багаж знаний каждого из вас с помощью тестирования, на решение которой отводится 3 минуты.


Тест

1. К пищеварительной системе относится

а- сердце, б- гортань, в- глотка;

2. Пищеварительная система не выполняет функцию

а- двигательную, б- всасывательную, в- строительную

3. Питательные вещества – это

а- сыр, б- молоко, в- жиры;

4. К продуктам животного происхождения относится

а- сахар, б- творог, в- хлеб;

5. Зубной аппарат взрослого человека состоит из

а- клыков, б- молочных зубов, в- хищных зубов;


( самопроверка по таблице 1) – 2-3 минуты


Вопросы

\ответы

1

2

3

4

5

а


+



+

б




+


в

+


+




Учитель:- Молодцы, ребята. Вы получаете сигнальные жетоны.

Выводы: на вопросы теста не все ответили верно. Значит, знаний о питании и пищеварении недостаточны, их нужно расширять. В этом и состоит цель нашего урока.


4. Изучение новой темы.

Стадия осмысления – ХОЧУ ЗНАТЬ

Учитель: - Чтобы жить, человек должен питаться. Правильное питание является необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, повышения защитной функции организма. Но каковы же секреты правильного питания? Предлагаю творческую работу по созданию книги «Секреты питания». И когда возникнут вопросы о правильном питании, вы смогли бы обратиться к этой книге. Обложка книги уже готова, а вот страниц нет. Нам с вами предстоит закончить начатое дело.

1. Работа в группах. Каждой группе предлагается по два листа (А4) с надписями для заполнения, один текст об органе пищеварительной системы ( приложение 2) и задание (приложение 3)

Учитель:- Задание 1. Ребята, вам необходимо внимательно изучить текстовый материал и задания.

Задание 2. Подготовить небольшое сообщение о том, что узнал сам, чтобы знания одного стали знанием всех. Выполнить работу необходимо быстро и качественно (10 мин).

Задание 3. Собрать и вложить страницы в нашу книгу.

Учитель: -Молодцы! Ребята, не забудьте про шары и наш сосуд. Осталось еще чуть-чуть.


5. Закрепление.

Рефлексия – ЧТО УЗНАЛИ

Учитель:- Итак, для здоровья человека должны иметь место и правила, и режим, и качество питания. Но важно знать и некоторые цифры. А теперь, внимание! Демонстративный тест «Три цифры для питания».


Цифра 35

Демонстрация опыта №1: через пластиковую бутылку ершиком протолкнуть манную кашу.

(граммов грубых волокон в день, получаемое организмом из сырых овощей, зелени и фруктов ( в день 500 гр); функция- чистка стенок кишечника.)



Цифра 5

Демонстрация опыта №2: в изогнутую длинную трубку один за другим отправить 5 пластмассовых шара.(Пятиразовое питание в день стимулирует работу кишечника и желудка, способствует снижению веса)



Цифра 2

Демонстрация опыта №3: в пластиковую бутылку, забитую бумагой, влить 2 литра воды.

(Выпивать не менее двух литров воды в день, для проталкивания пищевого комка по кишечнику; чтобы не было запоров)


Выводы: (вместе с учащимися)

Учитель: - А теперь я попрошу поднять сигнальные жетоны, это оценка ваших знаний. Посмотрите, ребята наш сосуд переполнен, а это значит……


6. Домашнее задание

Продолжить работу в поиске «Важные цифры для питания».


Благодарю вас, ребята, за урок!





























Разработка урока по теме "Питание человека" 8 класс
  • Биология
Описание:

Урок по теме: «Питание человека»

учитель биологии 1 квалификационной категории

Иванова Римма Петровна,

МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №8»

г. Нижнекамска РТ

 

Задачи урока:

-сформировать представления о правильном питании, о режиме питания, познакомить учащихся с функциями пищеварительного тракта,

-продолжить формирование общеучебных умений (работать с учебной литературой, дополнительной информацией, проводить анализ текста); коммуникативных умений (работать в группе, вести диалог, участвовать в экспериментах);

-воспитывать бережное отношение к своему организму и к продуктам питания.

Оборудование:

 компьютер, таблицы « Пищеварительная система», дополнительные тексты о питании для осмысления, лист исследования с таблицей, тесты, пластмассовые шары и бутылки, стеклянный сосуд, ершик, емкость с водой, бумага

 

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:- Здравствуйте ребята!

Дарю я «сердце» от души,

Чтоб подружиться с вами.

А проведенные часы…..,

Полезными нам всем бы стали.

Чтоб вместе мы плечом к плечу,

Пришли к единому решению

А пожелать я вам хочу,

Удачи, веры и везенья.

Здоровья я желаю вам…

Такого крепкого как кремень.

Да и урок поможет нам,

Узнать об этой теме.

Что мы едим и как едим,

Чтоб быть с собой в гармонии.

Сегодня здесь поговорим,

Конечно о питании.

 

Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение  ученого Г.Гейне «Человек есть то, что он ест», тем самым, подчеркивая исключительную роль питания в формировании и тела, и поведения человека.

 

2. Постановка проблемы

Учитель:  Почему вещества, пригодные для пищи, например, молоко или куриный бульон, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека?

(Ответы учащихся)

(Для того чтобы находящаяся во внешней среде пища могла снабдить нуждающийся в ней организм необходимыми ему веществами и энергией, она должна быть  преобразована в доступную для усвоения форму.)

Учитель: - Живые организмы способны химически расщеплять пищу на вещества, которые могут всасываться и участвовать в обмене веществ. Поэтому для переваривания белков, жиров и углеводов (основа любой пищи) эволюция сумела создать почти универсальный аппарат – пищеварительную систему. Вспомним то, что нам известно, а сигнальные жетоны помогут оценить ваши знания и участие ( красный – 5; синий - 4; зеленый – 3)

3. Актуализация знаний.

 Стадия вызова --- ЗНАЮ

 Учитель:- Ребята, перед вами сосуд и шары. За каждый правильный ответ, факт или идею  вы получите шар, который складываете в сосуд. Ответы должны быть быстрыми, на выполнение отводится 3 минуты.

1. Что такое питательные вещества?

2. Что такое пищеварение?

3. Какие свойства приобретают питательные вещества в процессе пищеварения?

 

Выводы: так как сосуд не заполнен, очевидно, что знания неполные.

Это совместные знания. Теперь оценим багаж знаний каждого из вас с помощью тестирования, на решение которой отводится 3 минуты.

 

                                        Тест

1. К пищеварительной системе относится

 а- сердце, б- гортань, в- глотка;

2. Пищеварительная система не выполняет функцию

а- двигательную, б- всасывательную, в- строительную

3. Питательные вещества – это

а- сыр, б-  молоко, в- жиры;

4. К продуктам животного происхождения относится

а-  сахар, б- творог, в- хлеб;

5. Зубной аппарат взрослого человека состоит из

а- клыков, б- молочных зубов, в- хищных зубов;

 

( самопроверка по таблице 1) – 2-3 минуты

 

Вопросы

\ответы

1

2

3

4

5

а

 

+

 

 

+

б

 

 

 

+

 

в

+

 

+

 

 

 

Учитель:- Молодцы, ребята. Вы получаете сигнальные жетоны.

Выводы: на вопросы теста не все ответили верно. Значит, знаний о питании и пищеварении недостаточны, их нужно расширять. В этом и состоит цель нашего урока.

 

4. Изучение новой темы.

 Стадия осмысления – ХОЧУ ЗНАТЬ

Учитель: - Чтобы жить,  человек должен питаться. Правильное питание является необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, повышения защитной функции организма. Но каковы же секреты правильного питания? Предлагаю творческую работу по созданию книги «Секреты питания». И когда возникнут вопросы о правильном питании, вы смогли бы обратиться к этой книге. Обложка  книги уже готова, а вот страниц нет. Нам с вами предстоит закончить начатое дело.

1. Работа в группах. Каждой группе предлагается по два листа (А4) с надписями для заполнения, один  текст об органе пищеварительной системы ( приложение 2) и задание (приложение 3)

Учитель:- Задание 1. Ребята, вам необходимо внимательно изучить текстовый материал и задания.

Задание 2. Подготовить небольшое сообщение о том, что узнал сам, чтобы знания одного стали знанием всех. Выполнить работу необходимо быстро и качественно (10 мин).

Задание 3. Собрать и вложить страницы в нашу книгу.

Учитель: -Молодцы! Ребята, не забудьте про шары и наш сосуд. Осталось еще чуть-чуть.

 

5. Закрепление.

 Рефлексия – ЧТО УЗНАЛИ

Учитель:- Итак, для здоровья человека должны иметь место и правила, и режим, и качество питания. Но важно знать и некоторые цифры.  А теперь, внимание! Демонстративный тест «Три цифры для питания».

 

                                            Цифра 35

Демонстрация опыта №1: через пластиковую бутылку ершиком протолкнуть манную кашу.

 (граммов грубых волокон в день, получаемое организмом из сырых овощей, зелени и фруктов ( в день 500 гр); функция- чистка стенок кишечника.)

 

  

 

                                             Цифра 5

 Демонстрация опыта №2: в изогнутую длинную трубку один за другим отправить 5 пластмассовых шара.(Пятиразовое питание в день стимулирует работу кишечника и желудка, способствует снижению веса)

 

 

                                                         

                                            Цифра  2

 Демонстрация опыта №3: в пластиковую бутылку, забитую бумагой, влить 2 литра воды.

(Выпивать не менее двух литров воды в день, для проталкивания пищевого комка по кишечнику; чтобы не было запоров)

 

Выводы: (вместе с учащимися)

Учитель: - А теперь я попрошу поднять сигнальные жетоны, это оценка  ваших знаний. Посмотрите, ребята наш сосуд переполнен, а это значит……

 

6. Домашнее задание

Продолжить работу в поиске «Важные цифры для питания».

 

 

Благодарю вас, ребята, за урок!

 

Автор Иванова Римма Петровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 578
Номер материала 35388
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓