Разработка
рока по
теме «Окружность. Круг» в 5 классе
Цель урока: Закрепление первоначальных знаний об окружности и круге,
рассмотрение
соотношения между диаметром и радиусом окружности и круга и обучение
переносу полученных знаний в реальную жизнь.
Формировать такие качества, как сплоченность, взаимопонимание, «чувство
локтя ».
Оборудование: учебник, книга «Энциклопедия юного математика», рабочая тетрадь,
ручка, циркуль, ножницы, лист бумаги, мультимедийная доска.
I. Повторение
1) Устные
вычисления:
(Ребята выполняют
вычисления и записывают правильные ответы).
1. Назовите
неправильную дробь: и .
2. Найдите от 21.
3. Чему равно
число, которого составляют 12 рублей?
4. Найдите
значение J.
= .
5. Найдите
наибольшую дробь: ; ; .
6. При каком
наибольшем значении m дробь будет являться правильной?
7. Какая из дробей
; и больше 1?
Дети, укажите буквы, соответствующие
каждому ответу. Какое получилось слово?
О-3 Л-18
У-9 К -
П- С-
Х- Т-18
А-21 Е-8
Д-10 В-49
Какое слово вы составили? ( Учащиеся
отвечают - «ХУЛАХУП», в случае неправильного ответа идет проверка решения).
Кто знает значение этого слова? (Ребята
отвечают – «обруч»). Да, действительно «обруч». (В классе есть дети, которые
увлекаются гимнастикой и, поэтому, ответ обязательно последует).
Тема урока, ребята, связана с этим
словом. Кто-нибудь может назвать тему урока?
(Учащиеся, действительно, называют тему
урока).
Учитель еще раз называет и
записывает тему урока: «Окружность и круг».
II. Актуализация
знаний.
1) - Ребята, в начальной школе вы
строили окружность. Как же ее построить ?
- С помощью какого инструмента можно
построить окружность? (Дети отвечают «транспортир», так как им это известно из
начальной школы).
-Постройте окружность произвольного
радиуса. (Ребята выполняют построение, а учитель помогает при необходимости).
-А теперь постройте круг.
-Как его построить и чем круг
отличается от окружности? (Учащиеся строят окружность, а не круг и не могут
сначала показать его отличие).
- (Ребята отвечают, что окружность –
это линия на бумаге, а круг – часть плоскости, вырезанная по окружности).
-Возьмите в руки окружность. (Дети
не могут выполнить предложенное задание.) Учитель тогда спрашивает: «Почему не
берете окружность в руки? Почему не получается? Ответ: окружность – это же
множество точек.
-А теперь возьмите в руки круг (ученики
с помощью ножниц вырезают круг из бумаги и отмечают отличие круга от окружности).
Учитель просит найти понятие окружности и
круга в «Энциклопедии юного математика». ( Учащиеся зачитывают понятие и
задают, в случае необходимости, вопросы, а затем производят запись в тетрадь).
1. Окружность – это геометрическая
фигура, состоящая из множества точек, равноудаленных от одной и той же точки
(центра).
2. Круг – это часть плоскости,
ограниченная окружностью.
Приведите примеры окружности и круга из
жизни:
1 вариант (примеры
окружности) 2 вариант (примеры круга)
кольцо
крышка
обруч
блин
пяльцы
диск
(Учитель показывает перечисленные предметы).
2) Построение окружности и круга.
(Учитель на мультимедийной доске показывает
пошаговое построение окружности, его центра, радиуса, диаметра и их
обозначение.)
О
– центр окружности
ОМ
– радиус окружности
N NK – диаметр окружности
О
Что вы можете сказать о соотношении радиуса и
диаметра
окружности?
M K
d= 2r (ученики
выводят формулу самостоятельно)
Физическая минутка
(4урок, физическая минутка необходима).
Упражнения выполняет спортсменка по гимнастике
из данного класса с обручем, а учащиеся повторяют их с помощью рук и ног.
3) Работа у доски.
Ученик выполняет
задание:
1.
Постройте
круг с центром в точке А ;
2.
Как
показать отличие круга от окружности в тетради? (Учитель отмечает круг
штриховкой).
3. Постройте
радиус АВ и диаметр СD.
С
А
В
D
III. Закрепление нового материала.
1) Работа у доски. (Два ученика
работают у доски поочередно).
1. Радиус окружности равен 3см. Найдите
диаметр окружности и постройте ее.
2.Диаметр круга равен 8дм. Постройте круг.
2) Работа по вариантам. Два ученика
работают на обратной стороне доски.
1вариант - модель круга (диск),
2вариант - модель окружности (пяльцы). Учащиеся определяют принадлежность
точек и отрезков.
1вариант
2вариант
1.Постройте центр фигуры в точке C D
2.Постройте точку, принадлежащую фигуре
М B
3.Постройте диаметр фигуры
ТК АС
4.Постройте точки, не принадлежащие фигуре N
F
Проводится проверка выполнения задания
по вариантам.
IV. Задание на дом.
Написать сказку, рассказ об окружности и
круге.
V. Игра.
(Звучит фрагмент
новогодней песни « Встаньте дети, встаньте в круг, встаньте в круг, встаньте в
круг… »). Приглашаются представители каждого ряда по 4-5 человек и выполняют
задание из песни. Остальные учащиеся помогают словесно правильно выполнять
данное задание. Выигрывает та группа, которая правильнее и быстрее
выполнит построение.
Вопрос учителя: Ребята, как чаще
всего встают детки? Верно ли? Как необходимо было выполнить построение?
(Учащиеся отвечают, что гости встают в окружность, а чтобы выполнить задание
правильно, необходимо поставить гостей еще и во внутрь круга).
VI. Итог урока.
Подводится итог урока. Выставляются
оценки.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.