Главная / Химия / Разработка урока по теме "Кислоты"

Разработка урока по теме "Кислоты"

hello_html_5d323231.gifhello_html_72ba2122.gifhello_html_m52006dff.gifhello_html_74529861.gifhello_html_6f444663.gifhello_html_2ce46158.gifhello_html_m1de02061.gifhello_html_56b00e29.gifhello_html_m1de02061.gifhello_html_4b9f48b.gifhello_html_m2120a6df.gifhello_html_31432d5f.gifhello_html_7d78d8e.gifhello_html_24959cbb.gifhello_html_m531239d.gifhello_html_41c1afcb.gifКислоты

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, на основе деятельного подхода к организации образовательного процесса.

Цели урока: формировать представления о кислотах и их классификации, научить выделять общие признаки класса кислот, уметь составлять формулы кислот, давать им названия, продолжить формирование естественного мышления, развитие коммуникативных умений путем работы в парах, навыков самоконтроля и взаимоконтроля через самопроверку.

Тип урока: изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Планируемые результаты:

  1. Личностные: развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности.

Познавательные: находить сходства и различия между объектами, обобщать полученную информацию, вести наблюдения, классифицировать объекты по предложенным критериям.

Информационно - коммуникативные: уметь формулировать определение, подбирать аргументы.

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью. Соотносить учебные действия с известными правилами. Выполнять учебное действие в соответствии с планом. Оценивать свои учебные достижения.

  1. Предметные умения: давать определение «кислоты», распознавать кислоты среди других веществ, составлять формулы кислот и называть их, описывать кислоты, знать их классификацию.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, проблемный.

Организация образовательного пространства: ресурсы – мультимедийный проектор.



1-й этап. Актуализация опорных знаний

Учитель: мы приступаем к изучению сложных неорганических веществ.

Назовите, какие вещества вы знаете? ( Оксиды, основания, кислоты, соли). Вспомните их определения.

Задание: перед учениками формулы веществ, написанные в три столбика. Предлагается в каждой строке вычеркнуть формулы веществ, которые принадлежат к другому классу соединений (Кислоты).



CaO

Cu(OH)2

KNO3

BaO

NaOH

HNO3

K2O

HCl

CaCO3

H2SO4

Zn(OH)2

BaCl2



Учитель: из своего жизненного опыта вы знаете, что многие продукты питания обладают кислым вкусом. Кислый вкус эти продуктам придают кислоты. Кислый вкус лимону придает лимонная кислота, яблоку – яблочная, скисшему молоку – молочная. Щавель имеет кислый вкус благодаря наличию в его листьях щавелевой кислоты.



2-й этап. Изучение нового материала

Учитель: итак, цели нашего урока:

дать определение кислотам;

классифицировать кислоты;

ознакомиться с номенклатурой кислот;

изучить способы получения кислот.

Итак, что такое кислоты?

Это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода кислотного остатка.

Предмет нашего изучения сегодня – это кислоты (Сообщает тему урока, цели, задачи, знакомит с планом урока(на доске).)

  1. Кислоты (определение)

  2. Классификация кислот

  3. Физические и химические свойства кислот.

Задание: составить формулы разных кислот и дать им названия:

H, H2, H3, S, No2, PO4, Cl, SO3.

(HNO2, HCl, H2S, H2SO3, H3PO4)

Задание: найти лишнюю формулу и объяснить почему ( Учитель показывает карточки.)





HCl H2SО4 H2CO3



HNO3 H3PO4 H2SO4



Входит ученик-историк. На нем старинная накидка, в руках свиток и гусиное перо. Он заранее подготовил материал об истории открытия уксусной, соляной, серной и азотной кислот и характеризует области их применения (см. приложение 3).Основные даты, фамилии ученых он прикрепляет на доске.

CH3COOH – уксусная кислота (I – век до н.э.; «древесная кислота»).

H2SO4серная кислота (X век; купоросное масло).

HClсоляная кислота (XV век; селитряная водка).

H2CO3угольная кислота (XVIII век; содовая кислота).

Учитель: По каким признакам разделяют кислоты? (по основности, по наличию кислорода в кислотном остатке).

Задание: дайте характеристику: первый ряд: H2SO4, второй ряд – H3PO4, третий ряд – HCl, используя различные признаки классификации кислот.

Назовите окраску лакмуса, фенолфталеина, метилоранжа в кислотной среде (ответы учащихся учитель подтверждает демонстрационным опытом).

Учитель: вспомните физические свойства H2SO4 при демонстрации ( бесцветная жидкость, вязкая, не имеющая запаха, гидроскопична, обугливает древесину, кожу, ткани).

Вспомните слова М.Фарадея: «Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты, поэтому постоянный контроль необходим.

Задание: провести лабораторный опыт.

Инструктаж «Меры безопасности при работе с кислотами», инструктаж по проведению опыта. Четыре группы учеников работают в парах. Перед выполнением лабораторного опыта учащиеся читают инструкцию №2(см. приложение 1).

Учитель: перечисленные кислоты относятся к минеральным, или неорганическим.

А вот названные вами ранее лимонная, яблочная, аскорбиновая, а так же хорошо известная уксусная кислоты и многие другие относятся к органическим.

Большинство кислот (в том числе и приведенные примеры) являются растворимыми веществами. Исключение составляет кремниевая кислота, формула которой H2SiO3.

Применение кислот в быту: уксусная и лимонная кислоты используются для удаления пятен от ржавчины на хлопчатобумажных, льняных и шерстяных белых тканях. 1 чайная ложка на 1 стакан воды, смесь подогреть до кипения и ткань с пятном несколько раз окунуть в раствор (или пятно протереть раствором). Затем кислоту тщательно смыть водой, лучше с добавлением нескольких капель нашатырного спирта – для нейтрализации кислоты.

Для того чтобы узнать как правильно составить и записать формулу кислоты, обратимся к алгоритму ( на каждой парте).



3-й этап. Диагностика качества усвоения материала

Учитель: выполните работу, предложенную на слайде, и осуществите самопроверку.

Классификация кислот

Как вы думаете, на какие виды можно разделить кислоты?

  1. По агрегатному состоянию.

  2. По составу.

VII VI V VII

Например:

Выполнение работы по вариантам.

Оценки за урок.



4-й этап. Домашнее задание



5-й этап. Рефлексия

Задание 1 (самоанализ)

Закончите предложение.

Мне нужно знать, что такое кислоты, потому что…

Задание 2 (самооценка)

Я могу составить формулу кислот( Да/ нет/ не знаю);

ᵡ Я могу дать ей название (Да/ нет/ не знаю).

Практическое значение кислот в жизни человека

Дождевая вода лишь на первый взгляд кажется чистой, не содержащей примесей. На самом деле в ней растворено немало веществ, например углекислый газ из атмосферы. Поэтому дождевая вода является слабым раствором угольной кислоты. После летней грозы в ней оказывается еще и азотная кислота, образованная из оксидов азота, возникающих при горении воздуха вокруг плазменного шнура молнии, при работе реактивных двигателей самолетов, ракет и под воздействием солнечной радиации. Ежегодно с дождями на землю выпадает примерно 100 млн т азотной кислоты. Это немало.

Немало кислот содержится и в нашей пище – фруктах, овощах, молочных продуктах, соусах, приправах, лекарствах. Ежедневно они поставляют в наш организм целый «букет» кислот: яблочную, щавелевую, уксусную, лимонную, аскорбиновую, винную, молочную, масляную. Синильная кислота, которая считается сильнейшим ядом, знакома каждому, кто разбивал косточки слив и вишен и лакомился их ядрышками. Так что ядрышками увлекаться не следует, особенно из недозрелых плодов.

Мы сталкиваемся с кислотами не только дома. Если летом в лесу присесть вблизи муравейника, то надолго запомнятся жгучие укусы его обитателей. Муравей не просто кусает – он впрыскивает в рану яд, содержащий до 70% муравьиной кислоты. Из-за этой кислоты так жжется крапива. А тропический паук педипальпида, спасаясь от своих врагов, стреляет в них струйкой жидкости, на 84% состоящей из уксусной кислоты. «Химическое оружие» широко используется в природе, особенно в растительном царстве. Около 800 видом растений вырабатывают синильную кислоту и используют ее как оружие межвидовой борьбы.

Но самая значительная функция кислот в природе состоит в разрушении горных пород и создании почвы. Как же гранит – символ прочности – может превратиться в труху, из которой потом образуется почва? Оказывается, под действием кислот, выделяемых лишайниками. Их так и называют – лишайниковые кислоты.

Важна роль кислот и в человеческом организме. Например, аскорбиновая кислота – поставщик витамина С. Аминокислоты образуют множество белков, а из них, в свою очередь, строятся все ткани нашего организма. «Много дел» и у соляной кислоты – сильнейшего бактерицида, под действием которого большинство бактерий, попавших в желудок, погибают. Как видим, наше самочувствие в значительной степени связано с деятельностью кислот в организме.





Приложение 1

Карточки с формулами кислот (для работы во время урока)

Формулы записаны с обеих сторон карточек: с одной стороны, например, - соляная кислота, а с другой – серная кислота.



HCl H2SO3 H2SO4 HNO3



H2CO3 HBr

H2S HNO2 H3PO4 H2SiO3

Приложение 2

Рассказы о кислотах

Уксусная кислота. «Древесная кислота»(около 3 тыс. лет)

Самой первой кислотой, которую научился получать и использовать человек, была, видимо, уксусная. Знаете ли вы, что слово «уксус» происходит от греческого слова «оксос», означающего «кислый»? почему уксусная кислота оказалась первой, понять нетрудно. С древнейших времен люди разводили виноград и запасали впрок виноградный сок. При хранении в сосудах сок бродил, и получалось вино. Иногда вино скисало и превращалось в уксус. Вначале его, видимо, выливали, а потом научились использовать как лекарство, приправу к пище, как растворитель красок. В России уксус, т.е. водный раствор уксусной кислоты, называли «кислая влажность», или «древесная кислота».

Серная кислота (X в.)

С серной кислотой люди познакомились значительно позднее, примерно в X в. Честь ее открытия приписывают персидскому химику Абубакери аль Рази. Но это установлено не совсем точно. По крайней мере, серную кислоту человечество знает около 1000 лет. Ее выделили из купороса и назвали купоросным маслом. Именно под таким названием серная кислота была известна в России.

Соляная и азотная кислоты

Они были выделены и определены химиками примерно в XV в. Соляную кислоту называли соляным спиртом, а азотную кислоты – селитряной водкой. Получали эти кислоты с помощью серной кислоты, которую потом поэтично стали называть «матерью всех кислот».

Угольная кислота (XVIII в.)

Угольную кислоту получили впервые в конце XVIII века Джозеф Пристли, английский химик, он же священник. Для этого он растворил в воде углекислый газ. Раствор углекислого газа в воде назвали содовой водой, а так как она получила широкое применение как напиток, за это открытие Д.Пристли наградили золотой медалью.

Приложение 3

Опорный конспект «Путешествие в мир кислот»

Станция Историческая

CH3COOH – уксусная кислота (I век до н.э.; «древесная кислота»)

H2SO4 – серная кислота (X в.; купоросное масло)

HCl – соляная кислота (XV в.; соляный спирт)

HNO3 – азтная кислота (XV в.; селитряная водка)

H2CO3 – угольная кислота (XVIII в.; содовая вода)

Станция Информационная

HR (кислоты) – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка (R)

Классификация

ᵡ По основности (основность кислоты определяется числом атомов водорода):

Одноосновные Вдухосновные Трехосновные

HCl – соляная H2SO4 – серная H3PO4 –ортофосфорная

ᵡ По содержанию атомов кислорода в кислотном остатке:

Кислородсодержащие Бескислородные

HNO3 – азотная H2S – сероводородная

H2SO4 – cерная HCl - соляная

Станция Дегустационная

Свойства

ᵡ Кислоты: жидкие, твердые.

ᵡ Многие хорошо растворимые в воде.

ᵡ Растворы кислот – имеют кислый вкус.

ᵡ Многие разъедают растительные и животные ткани.

«Стой! Красный свет!»

Разрушают кожу, ткани, древесину!

Осторожно!

Нейтрализовать раствором соды, смыть водой!

Кислоту надо приливать к воде, а не наоборот!!!

Станция Индикаторная

Краснею от кислот, как от стыда.

Кислота.

Синий лакмус – красный.

Станция Экспериментальная

Хими- ческая форму- ла

Назва- ние

Агрегат- ное состоя- ние

цвет

запах

Индика- тор(синий лакмус)

H2SO4

Серн-

ая кисло- та

Вязкая жид-

кость

Не имеет

Не имеет

красный

HCl

Соля- ная кисло- та

Дымя- щаяся жид- кость

Не имеет

Не имеет

красный







Разработка урока по теме "Кислоты"
  • Химия
Описание:

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, на основе деятельного подхода к организации образовательного процесса.

 Цели урока: формировать представления о кислотах и их классификации, научить выделять общие признаки класса кислот, уметь составлять формулы кислот, давать им названия, продолжить формирование естественного мышления, развитие коммуникативных умений путем работы в парах, навыков самоконтроля и взаимоконтроля через самопроверку.

 Тип урока: изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

 Планируемые результаты:

1)      Личностные: развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности.

  Познавательные: находить сходства и различия между объектами, обобщать полученную информацию, вести наблюдения, классифицировать объекты по предложенным критериям.

ᵡ Информационно - коммуникативные: уметь формулировать определение, подбирать аргументы.

ᵡ Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью. Соотносить  учебные действия с известными правилами. Выполнять учебное действие в соответствии с планом. Оценивать свои учебные достижения.

2)      Предметные умения: давать определение «кислоты», распознавать кислоты среди других веществ, составлять формулы кислот и называть их, описывать кислоты, знать их классификацию.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, проблемный.

Организация образовательного пространства: ресурсы – мультимедийный проектор.

 

Автор Галяутдинова Динара Адиповна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 460
Номер материала 9966
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓