- 02.10.2020
- 764
- 13
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Тема: Алюминий, его строение, свойства и применение.
Автор: Снеговская Татьяна Геннадьевна
Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Подгоренская СОШ № 1
Аннотация
Целесообразность разработки урока по теме “Алюминий” в 9 классе заключается более наглядной и целостной подачи учебного материала. Использование ИКТ позволяет структурировать и передавать информацию, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения. Презентация может быть использовано на всех этапах урока: при изучение нового материала, закрепление: истории открытия алюминия, нахождения в Периодической системе Д. И.Менделееева, физических и химических свойств, получения и применения алюминия, при первичном контроле знаний: характеристика элемента по положению в периодической системе, тренажер «Химические свойства», тест. Презентация позволяет использовать материал как систему ярких опорных образов, наполненных конкретной сжатой информацией. В работе использованы технологии проблемного обучения, ИКТ, групповые.
Методическая информация
Продолжительность: 1 урок - 45 минут.
Класс: 9 класс, базовый уровень (программа О.С. Габриелян)
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели урока: Изучить простое вещество алюминий и применять полученные знания на практике.
Задачи урока:
обучающие:
- сформировать у учащихся знания об элементе и простом веществе, о его свойствах, применять знания об алюминии и его свойствах для решения практических задач.
развивающие:
- формировать умение устанавливать взаимосвязь между составом, строением и свойствами веществ;
- развивать креативность мышления, инициативу;
воспитательные:
- воспитывать качества личности, обеспечивающие социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формировать качества мышления, необходимые для адаптации в современном информационном обществе.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют (приобретут) закрепят ученики в ходе урока:
Репродуктивный уровень: Знать строение алюминия, давать характеристику алюминия, писать уравнения, характеризующие химические свойства алюминия.
Конструктивный уровень: понимать зависимость свойств веществ от их состава и строения, прогнозировать свойства.
Творческий уровень: уметь видеть проблему, предлагать варианты ее решения путем преобразования ранее известных знаний и способов действий.
Необходимое оборудование и материалы:
- персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Алюминий»
Демонстрационные опыты:
1) Взаимодействие алюминия с растворами кислот: металлический алюминий, раствор соляной кислоты, спиртовка;
2) Взаимодействие алюминия с растворами щелочей: металлический алюминий, раствор гидроксида натрия, спиртовка.
Подробный конспект урока
Ход и содержание урока:
Учитель: Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с известным для вас металлом. Может быть, вы догадаетесь?
Учащиеся сидят в группах (на столах учащихся задание по обнаружению вещества, о котором пойдет речь).
Работа в группах:
1 группа – «Д. И.Менделееву среди других подарков из золота и платины преподнесли ещё более дорогой подарок, чем все предыдущие, - чашу из ________».
2 группа – «Только у сына Наполеона III была очень дорогая по тем временам ___________ погремушка».
3 группа – «Наполеон III устроил однажды банкет, на котором особо почетным гостям выдали __________ ложки и вилки. Гости попроще удостаивались обычными для императорского двора золотыми и серебряными приборами».
4 группа – «Этот металл - ________ более 30 лет украшал пальцы, шеи и уши великосветских модниц».
Выясняется, что все про алюминий. Записывается тема урока и ставится цель урока.
Учитель - Когда был открыт алюминий?
Сообщение учащегося: Сохранились документы, свидетельствующие о том, что легкий серебристый металл использовался ювелирами древнего Китая и Рима. Так, по свидетельствам Плиния Старшего, римский император Тиберий (II—III вв н. э.) как-то получил в подарок чашу из легкого серебристого металла. История не сохранила ни имени мастера, изготовившего сосуд, ни рецепта таинственного сплава — Тиберий приказал казнить его, дабы новый металл не обесценил царского серебра.
Некоторые элементы гробницы известного китайского полководца Чжоу Чжу, умершего в начале 3 века, были подвергнуты спектральному анализу. Результат его поверг в недоумение ученых: дело в том, что орнамент гробницы на 85% оказался состоящим из алюминия. Получается, что в те давние времена был какой-то способ получения алюминия, затерявшийся, к сожалению, в веках. И только в 1825 году - датчанин Ганс Христин Эстерд смог получить металлический алюминий, но он не предал значения своему открытию. Его работу продолжил молодой немецкий химик Фридрих Вёлер, в 1827 году он разработал способ получения нового металла, а после усовершенствовал его, на что потребовалось 18 лет. В 1854 году - французский химик и промышленник Сент - Клер Девиль разработал первый промышленный способ получения алюминия.
Индивидуальная работа: Дайте характеристику химического элемента алюминия по положению его в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева по плану (учебник О. С.Габриеляна 9 класс §1 стр. 3). Слайд №2. Рассмотреним электронного строения алюминия. Слайд №3.
Учитель - Встречается ли алюминий в природе в чистом виде? Если нет, то в виде чего встречается?
Ответ - в чистом виде в природе не встречается, а только в виде алюмосиликатов, бокситов, корунда.
Рассматриваем нахождение в природе алюминия, содержание которого в земной коре составляет 8,8% по массе, это третье место среди химических элементов после кислорода и кремния. Слайды №4.
Учитель - А каковы физические свойства алюминия и чем объясняются такие свойства? Слайд №5.
Ответы - Алюминий - легкий, но прочный серебристо-белый металл r=2,699 г/см3, tпл=660,1°С, tкип=2500°С, обладает блеском, высокой тепло-электропроводностью. Является мягким, пластичным металлом, его можно прокатывать в фольгу, вытягивается в проволоку.
- Электропроводимость алюминия объясняется наличием свободных электронов в кристаллической решетке.
- Пластичность, ковкость алюминия объясняется наличием металлической связи в кристаллической решетке. Металлическая связь – это связь между ионами и обобществленными электронами, которая сохраняется при смятии, растяжении, сдвиге.
Учитель – Кроме этого алюминий устойчив к коррозии. При взаимодействии с воздухом на поверхности алюминия и его сплавов образуется тонкий слой оксида алюминия Аl2О3, имеет большую прочность и плотно прилегает к поверхности. Он герметично изолирует металл от соприкосновения с кислородом воздуха и препятствует дальнейшему окислению металла.
Работа в группах: Химические свойства алюминия.
1.Прочитать текст (стр. 56-57).
2.Выделите и изучите материал, относящийся к вашей группе и ответить на вопрос:
1 группа – взаимодействие алюминия с неметаллами;
Почему реакция алюминия с галогенами идет без нагревания?
2 группа – взаимодействие алюминия с водой и щелочами;
Можно ли длительное время хранить продукты питания в алюминиевой посуде?
3 группа – взаимодействие алюминия с кислотами;
Во всех ли кислотах алюминий растворяется?
4 группа – взаимодействие алюминия с оксидами неметаллов.
Почему необходимо поджигать термит именно с помощью магниевой ленты?
Заслушиваются выступления учащихся по данным заданиям и разбор ответов на вопросы.
Слайды № 6-12.
Работа в парах: Выполнение лабораторной работы «Взаимодействие алюминия с растворами кислот, щелочей»
Правила работы с кислотами и щелочами:
При работе даже с разбавленными растворами кислот и щелочей необходимо проявлять осторожность. Они относятся к едким веществам, вызывают химические ожоги при попадании на кожу, слизистые оболочки и в глаза.
В случае попадания кислоты на кожу пораженное место следует промыть большим количеством воды, затем раствором питьевой соды с массовой долей 2%.
При попадании раствора щелочи на кожу: промыть пораженное место проточной водой и нейтрализовать его раствором уксусной, лимонной или борной кислот с массовой долей
2 - 3%. При попадании кислоты или щелочи в глаза обильно промыть их водой и вызвать скорую помощь.
При нагревании, прогреть сначала всю пробирку, направляя отверстие в сторону от себя и соседа. Спиртовку поджигать только при помощи спичек.
Опыт 1. Возьмите две пробирки, положите по одной грануле алюминия и прилейте в первую пробирку 1-2 мл раствора соляной кислоты, во вторую – 1-2 мл раствора серной кислоты. Пробирку слегка нагрейте.
Опыт 2. В пробирку положите 1 гранулу алюминия и прилейте 1-2 мл раствора гидроксида натрия. Пробирку слегка нагрейте.
Объясните явления, напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
Вывод: Алюминий восстанавливает все элементы, находящиеся справа от него в электрохимическом ряду напряжения металлов. Из сложных соединений алюминий восстанавливает ионы водорода и ионы менее активных металлов. Однако при комнатной температуре на воздухе алюминий не изменяется, поскольку его поверхность покрыта защитной оксидной плёнкой.
Производство алюминии.
Учитель - При промышленном производстве бокситы сначала подвергают химической переработке, удаляя из них примеси оксидов кремния, железа и других элементов и получают чистый оксид алюминия Al2O3. В электролизной ванне сначала расплавляют криолит Na3AlF6, он понижает температуру плавления боксита с 2044°C до 950°C. Далее в этот расплав добавляют немного Al2О3 (до 10% по массе). При электролизе происходит разложение оксида алюминия, криолит остается в расплаве, а на катоде образуется расплавленный алюминий: 2Al2О3 = 4Al + 3О2. Так как анодом при электролизе служит графит, то выделяющийся на аноде кислород реагирует с графитом и образуется углекислый газ СО2.
В настоящее время по объёму производства алюминий прочно занимает 2 место после железа и его сплавов (среди металлов). Для выплавки 1т алюминия требуется 13-17000 квт/час электрической энергии (постоянный ток, V=5в, I=100000А), поэтому алюминиевые заводы расположены вблизи крупных ГЭС.
Беседа с учащимися - Зачем при электролизе глинозёма (Al2O3) применяют криолит (Na3 [AlF6])?
Почему угольные аноды приходится периодически обновлять?
В связи с чем алюминий из электролизёра извлекают вакуумным ковшом?
Почему большая часть производимого алюминия идёт на выплавку сплавов?
Работа в группах: Подготовьте выступление по данному вопросу « Применение алюминия» Слайд №13-14
1 группа – Алюминий легкий, но прочный металл.
Алюминий обладает восстановительными свойствами.
2 группа – Алюминий устойчив к коррозии.
Алюминий обладает отражательной способностью.
3 группа – Алюминий - прекрасный проводник электрического тока.
Отсутствие токсических свойств.
4 группа – Алюминий - пластичный металл.
Алюминий немагнитный материал.
Ответы - Алюминий - легкий, но прочный материал. Отношение прочности алюминиевых сплавов выше, чем у любых других технических сплавов.
- Алюминий хорошо поддается механической обработке. Он имеет высокую ковкость и тягучесть; его можно прокатывать, вытягивать в проволоку, прессовать, штамповать, придавая изделиям любую форму.
- Алюминий устойчив к коррозии. При взаимодействии с воздухом на поверхности алюминия и его сплавов образуется тонкий слой оксида алюминия Аl2О3, имеет большую прочность и плотно прилегает к поверхности. Он герметично изолирует металл от соприкосновения с кислородом воздуха и препятствует дальнейшему окислению металла.
- Алюминий - прекрасный проводник электрического тока и обладает высокой теплопроводностью. Из-за высокой теплопроводности его используют для изготовления теплообменников в химической, нефтяной и других отраслях промышленности.
- Поверхность алюминия обладает высокой отражательной способностью. Способность хорошо отражать лучистую энергию позволяет использовать алюмини для изготовления кровельных покрытий, эффективно изолирующих здания в странах от перегревания. Алюминиевая фольга благодаря этим же свойства пользуется для создания помех при радиолокации.
- Алюминий - немагнитный материал, и это позволяет использовать для изготовления навигационного оборудования.
- Наличие у алюминия хороших восстановительных свойств позволяет использовать его в качестве восстановителя в химической и сталелитейной промышленности
- Отсутствие у алюминия токсичных свойств позволяет использовать его оборудования пищевой и пивоваренной промышленности, материалов для упаковки пищевых продуктов.
Учитель - Наша цель выполнена – мы изучили тему «Алюминий» и успешно применили свои знания в практических ситуациях. Спасибо за урок. Благодарю за сотрудничество.
Проверка и оценивание знаний: Учитель организует фронтальную работу класса по проверке усвоенного материала по теме в форме тестовых заданий на выбор правильного ответа. Здесь учитель дает общую оценку знаниям учащихся, предоставляя возможность учащихся исправить свои ответы.
Цель урока достигнута в случае, если знания и умения будут отвечать требованиям к уровню подготовки по данной теме.
Рефлексия деятельности на уроке: Учитель предлагает оценить работу других групп. Учитель инициирует рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности ивзаимодействия с учителем и одноклассниками.Учитель благодарит школьников за урок.
Домашнее задание: § 13 до стр. 60, упр 1- 4. Подготовить презентацию по применению алюминия.
В помощь учителю
Использованные источники и литература:
О. С.Габриелян «Химия-9», М, Дрофа, стр 3, 57-62;
http://ru. wikipedia. org/wiki/
http://www. catalogmineralov. ru/1.html
http://www. aluminiumleader. com/
http://webelements. narod. ru/elements/Al. htm
http://www. uchmarket. ru/n_2237_9.htm
http://archive. businesskomi. ru/rk/branches/4887/
http://www. mtodelta. ru/?id=histal1
6 664 101 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Снеговская Татьяна Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
72/108 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
5 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.