Главная / Математика / Разработка урока по теме " Метод координат"

Разработка урока по теме " Метод координат"


Пояснительная записка к уроку путешествию по теме «Координаты на плоскости»


Урок проходит в форме морского путешествия. Через игру обучающиеся закрепляют одну из важнейших тем, тем самым подготовятся к умелому построению графиков функций.

На данном уроке происходит параллельно и закрепление и проверка знаний, умений и навыков. Наиболее усвоившие тему (оценка «5», «4») получают звание капитана, боцмана, лоцмана и т.д. «Юнгами» считаются остальные учащиеся. При подведении итогов урока, учитель дает им рекомендации по устранению пробелов. Необычная форма урока, необычная атрибутика и пр. -все это привлекает внимание учащихся, активизирует их познавательную деятельность, вызывает интерес к предмету математики.




Тема урока: Координаты на плоскости.

Цели урока:

образовательные: закрепить тему «Метод координат», выявить уровень

уровень знаний по теме

развивающие: добиться осознанного построения точек по

координатам и умения определять координаты точек воспитательные: вызвать чувство коллективизма, ответственности за

исход дела, воспитание аккуратности,

сообразительности

Тип урока: урок обобщения и систематизации, урок контроля

знаний, умений, навыков.

Форма проведения урока: Урок- путешествие

Место урока в учебном плане: Урок является заключительным по

данной теме и призван систематизировать и обобщить

ЗУН по теме.

Методы преподавания: Информационно- обобщающий

Оборудование:

1.Сигнальные карточки

2.Кодоскоп

3.Карточки

4.Индивидуальные задания для полигона (мини-тесты)

5.Морская атрибутика

6.Тесты

7.Плакат с судном «Беда»

8.«Послание» Бен Гана


План урока:

1.Вводное слово учителя – 2 мин

2.Повторение (в форме путешествия) –10 мин

3.Работа устно –3 мин

4.Конкурсы капитанов, боцманов, радистов – 5 мин

5.Практическая работа – 10 мин

6.Тестирование –5 мин

7.Подведение итогов –3 мин

8.Домашнее задание –2 мин



Ход урока


Учитель: Ребята, как-то случайно я прочитала в книге о загадке острова Сокровищ. Я хочу и вам зачитать отрывок из этой книги.

«….На острове Сокровищ была пещера, в которой капитан Флинт спрятал свои сокровища. Вход в пещеру был тщательно замаскирован и найти его мог только старый пират Бен Ган. Перед смертью Бен Ган решил оставить для потомков зашифрованное письмо-описание пути, ведущего к кладу, и места, где он спрятан. Поскольку старый пират получил в свое время неплохое образование, он решил для своих целей воспользоваться методом координат. Он взял карту острова, нарисовал на ней оси координат, выбрал единицы. В общем, сделал все как положено. В качестве главных ориентиров он указал координаты четырех дубов: (3; 5);

(-2; 7); (-3; 4); (3; -1). Клад находился в точке пересечения прямых, соединяющих первый и третий, второй и четвертый дубы…»

Учитель: Я предлагаю вам отыскать клад капитана Флинта. А поэтому предлагаю всем пуститься в путешествие, согласны?

Ученики: Да!

Учитель: Я предлагаю найти место, где спрятан клад. Для этого

начертите в тетради ПСК и отметьте точки с координатами:

(3; 5), (-2; 7), (-3; 7), (3; 1) и найдите координаты точки

пересечения прямых, соединяющих первую и третью точки,

вторую и четвертую.


/Один выполняет задание у доски, остальные на месте./


Учитель: Ну вот, теперь мы знаем, где искать клад. Но что еще нам

необходимо для того, чтобы добраться до острова Сокровищ?

Ученики: Корабль!

Учитель: Верно, вот и займемся строительством корабля. По точкам

построим корабль:

А (-4;0); В(-5; 3); С (-2; 3); Д (-2; 5); Е (0; 5); F(0; 6); G (0; 8);

H(3; 7); F(0; 6); Е(0;5); N(2; 5);М(2; 3); Р(5;3);R(4; 0).


/Один ученик строит у доски, остальные на месте./


Учитель: Корабль есть, а вот готова ли команда? Сейчас я проверю вашу

готовность к путешествию. По вашим ответам я определю, кто

какую должность будет занимать на корабле.



/Проходит устный опрос с помощью светофоров.

Учитель формулируют правило и т.д., а ученик с помощью светофора соглашается /зеленый цвет/ или не соглашается /красный цвет/.


Учитель: Верно ли, что

-Горизонтальную ось называют осью ординат?

-Ось абсцисс и ординат вместе образуют ПСК?

-Абсцисса и ордината вместе называется началом отсчета?

-Ордината всегда пишется на первом месте, а абсцисса на втором?

-Точка А (5; 7) находится в 1-й координатной четверти?

-Все точки с абсциссой 0 находятся на оси ординат?

-Все точки с положительной ординатой находятся ниже оси абсцисс?


/По ходу ответов дети комментируют свои ошибки./


Учитель: Я считаю, что за право быть капитаном могут бороться

_________________________________

/ФИ учащихся/

Быть радистом __________________________________

/ФИ учащихся/

Быть боцманом__________________________________

/ФИ учащихся/


/2-м учеником даются карточки, 2-а ученика работают за

полигоном,2-а у доски./


Учитель /к ребятам у доски/: Перед вами капитанский мостик. Кто первый на него поднимется, тот и будет капитаном, второй станет его помощником.

-7+7= -5+8=


-3+6= -3+10=


0-5= 0-3=


0+7 = -2+2=


По итогам конкурса объявляется капитан корабля /ему вручается капитанская фуражка и воротник/.Пом. капитана вручается также фуражка, воротник и штурвал .

Учитель быстро проверяет работы по карточкам и за полигоном и объявляет радиста и боцмана.


Учитель: Ну а теперь нам всем нужно пройти тестирование /раздает тесты/

/После заполнения тестов учитель их собирает./

Учитель: /Показывает на рисунок на доске/ Ребята, вы заметили прямо по курсу судно?

Давайте определим его координаты и прочитаем название, которое закодировано.

Чтобы расшифровать название судна, нужно выполнить задания и каждому ответу сопоставить букву алфавита, стоящего под этим номером.

Код: ½-8 +6½=2----------------Б

-10+16=6-------------- - -Е

-(-7)+(-2)=5--------------Д

│─│= 1 -----------------А

Учитель: Да это оказывается пиратское судно, они нас очевидно заметили, потому что бросили нам бутылку с письмом.

/Учитель берет бутылку и читает письмо:/

«Нашли сокровища капитана Флинта, но не можем открыть сундук. На его замке непонятные цифры и буквы. Кто поможет расшифровать, тот получит 30% сокровищ!»

Код на замке: А(2; 3); В(-4; 0); С(5; 1); Д(0; -3); Е(-2; -3)

Учитель /показывая код/: Что это за цифры и что нужно сделать?

Учащиеся: Построить точки по координатам.

Учитель: Строим самостоятельно , а затем проверим /через кодоскоп/

/Пока дети строят точки, учитель проверяет тесты./

Учитель: По итогам тестирования присваиваю звания и должности:

  1. Лоцман …………………………………..

  2. Штурман………………………………… Оценка «5»

  3. Мичман………………………………….

  4. Матрос………………………………….. Оценка «4»

  5. Юнга……………………………………. Оценка «3»

Учитель: Итак, ребята, мы прошли много испытаний. И вот перед нами сокровища капитана Флинта /достает шкатулку/. Посмотрим, что же в ней? Открывает , достает письмо, читает:

«….Друзья, если у вас в руках мое письмо, значит вы хорошо знаете

метод координат. А что может быть дороже знаний?!

Я призываю вас учиться. Это и есть то сокровище, которое я вам

завещаю.

Капитан Флинт»



Учитель: Ребята, мы так были увлечены письмом, что сбились с курса. И чтобы нам благополучно вернуться домой нужно по карте /рис.117/ определить координаты /зад.1378 стр 241/.

Учитель: Возьмите в руки «бортовой журнал» /дневник/ и запишите задание на дом. Придумайте, куда и на чем мы будем путешествовать в следующий раз./т.е. по точкам построить ракету, летающую тарелку и т. д./.

/ Учитель подводит итог путешествия, дает рекомендации/.


Тест по теме

«Координаты на плоскости»

1. Начало отсчета 0(ο,ο) называют

а) системой б) координальной в) началом

координат плоскостью координат



2. Координатные прямые Х и У пересекаются под углом…

а) тупым б)острым в) прямым



  1. Назовите точку , у которой абсцисса больше, чем ордината.

а) А (5; -7) б) В (-7; 4 ) в) С (5; 9 )



  1. Назовите точку , лежащую в IY ч.

а) Р (2; -3) б) К (-3; -5) в) М (-2; 4)

  1. Назовите точку, расположенную левее оси отдинат.

а) Д (5; 2 ) б) С (-3; - 4) в) N (2; -7)



  1. Назовите точку, построенную на координатной плоскости не верно:

А(2; 1) В (0; 4) С (-3; -2)

а) А б) В в) С


























Расшифруйте название судна



│-8+6│ =2 - Б



-10+16 = 6 - Е



-(-7)+(-2)= 5 - Д



│—│= 1 - А














Список использованной литературы:


  1. Дидактические игры на уроках математики: Книга для учителя.-М.: Просвещение, 1990. Авт. Коваленко В.Г.

  2. Занимательные математические игры.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Знание, 1987, авт. Гик Е.Я.

  3. Нестандартный урок. Методическая разработка. Днепропетровск, 1990.,авт. Бородай А.А.

  4. Математика. Учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений (Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбург)-изд. 4-е –М.: Издательство «Русское слово», 1997.






Разработка урока по теме " Метод координат"
  • Математика
Описание:

Разработка урока игры путешествия по теме " Метод координат" предназначена для учеников 6 класса приизучении, а лучше при закркплении и обобщении темы.Как мы знаем играть любят все, особенно дети. Кроме того перед уроком можно порекомендовать ребятам прочитать " Остров сокровищ", повторить весь теоретический материал. Этот урок я проводила при аттестации ещё тогда, когда компьютеры только только входили в образовательный процесс. А сейчас имея такие инновационные ИКТ можно данный урок усовершенствовать, сделать более ярким и насыщенным. Но идея хорошая.Все дети с нетерпением ждали финала.Чтоже им в послании написал капитан Флинт?Вот так непринужденно,играя, можно повторить материал по данной теме.

Автор Шукова Татьяна Леонидовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 300
Номер материала 28217
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓