Главная / Биология / Разработка урока по теме «Онкологические заболевания и их последствия»

Разработка урока по теме «Онкологические заболевания и их последствия»

Урок биологии в 10-м классе по теме "Онкологические заболевания и их последствия"

Место урока в системе уроков: урок проверки и оценивания знаний

Вид урока: урок-проект

Методы урока: частично-поисковые, проблемные.

Цель урока: изучить и раскрыть причины возникновения раковых опухолей, исследовать способы борьбы и предложить меры профилактики онкологических заболеваний.


Образовательные: изучить и раскрыть причины возникновения вирусных заболеваний, охарактеризовать способы борьбы и предложить меры профилактики;  подвести к мысли о здоровом образе жизни.

Развивающие: развивать умения: видеть проблему и находить пути её решения; развивать познавательный интерес через метод исследовательских проектов; проектировать процесс; формировать навыки работы с дополнительными источниками информации; формировать умение презентовать конечный исследовательский продукт.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение у учащихся при работе в сотрудничестве; вступать в диалог, задавать вопросы, вести дискуссию, находить компромисс, уверенно держать себя во время выступления, отвечать на незапланированные вопросы.

Оборудование: компьютер, проектор, планшеты.

  1. Вступительное слово учителя.     Тема нашего урока "Онкологические заболевания и их последствия". На сегодняшнем уроке мы рассмотрим вирусы с необычной точки зрения. Вирусы – убийцы и как им противостоять? Общая диспансеризация населения предложенная В.В. Путиным выявила большой процент онкозаболеваний в нашей стране. В группу риска попали не только люди средних лет, но и молодые люди, ваши сверстники. Сегодня мы постараемся обобщить полученные знания о вирусных заболеваниях и попробуем ответить на вопрос: можно ли избежать онкозаболеваний?

    Но сегодняшний наш урок не совсем обычный. Это итог работы, которую проводила группа наших ребят по реализации краткосрочного учебного мини-проекта по теме "Онкологические заболевания и их последствия". В процессе работы вы принимали активнейшее участие, и я думаю, вам очень хочется поделиться результатами своих исследований. Итак, слово предоставляется вам.

2. Презентация учебного проекта «Онкологические заболевания и их последствия» ( выступление проектной группы).

Технологическая карта проекта

  1. Название темы проекта - «Онкологические заболевания и их последствия»

  2. Тип проекта – информационно-поисковый, групповой, монопроект, краткосрочный.

  3. Состав проектной группы – учащиеся 10 класса, 3 человека.

  4. Выбор проблемы, определение актуальности темы проекта: исследование влияния вирусов на развитие онкологических заболеваний и пути сохранения здоровья.

  5. Цели проекта: изучить и раскрыть причины возникновения раковых опухолей, исследовать способы борьбы и предложить меры профилактики онкозаболеваний.

6. Задачи проекта: 1.Познакомиться с природой данного заболевания 2. Организовать поиск материала о раковых заболеваниях в справочной литературе, словарях, СМИ, Интернете, встретиться с врачом-терапевтом районной поликлиники. 3.Создать рабочие группы по сбору и анализу материала. 4. Разработать план итогового продукта учебного проекта. 5.Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы.

7. Вопросы проекта:

1.Какие заболевания называются онкологическими?

2.Какая существует классификация злокачественных опухолей?

3.Какие диагностические методы применяются для выявления опухоли?

4.Какие типы лечения рака существуют в настоящее время?

8. Замысел проекта: выдвижение гипотез решения поставленных задач.

9. Методы исследования проекта: анализ информации, фактов, статистический.

10. Предполагаемые продукты проекта – компьютерная   презентация, памятка для учащихся по сохранению здоровья, серия плакатов направленных на борьбу с вредными привычками.

11.Структурирование содержательной части проекта

Этапы проекта

  1. Разработка проектного задания

    1. Выбор темы проекта

    2. Выделение подтем в теме проекта

    3. Формирование творческой группы, распределение работы между членами проектной группы (выработка идей и способов решения проблемы);

    4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание

    5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности

  2. Разработка проекта

  3. Оформление результатов

  4. Презентация

  5. Рефлексия

12.Защита проекта

13.Коллективное обсуждение, экспертиза, выводы.

14.Аннотация.

Эксперт. Данный проект «Онкологические заболевания и их последствия» был разработан нами в рамках урока «Вирусы». Первопричинами выбора именно данной темы стали ее актуальность и значимость. Нас заинтересовала проблема: влияние вирусов на развитие онкологических заболеваний и пути сохранения здоровья.

Эксперт. Мы проделали большую работу, изучили специальную литературу, встречались с врачами районной поликлиники, занимались поиском материалов в дополнительных источниках, работали в сети Интернет. Целью нашего проекта  является изучение и раскрытие причин возникновения раковых опухолей, поиск способов борьбы с ними и меры профилактики онкозаболеваний.

Эксперт. В ходе работы над проектом мы узнали много нового. Сегодня мы выступим экспертами в этой области. Мы хотим раскрыть перед вами причины возникновения онкологических заболеваний, охарактеризовать способы борьбы и предложить меры профилактики.

15. Представление итогов учебного проекта. Результаты нашей работы.

Эксперт. Первый вопрос нашего учебного проекта звучит так: какие заболевания называются онкологическими?

Онкологические заболевания это те или иные злокачественные опухоли, возникающие из клеток эпителия, в органах и тканях организма. Эпителиальные клетки обладают способностью быстрого деления и размножения. Онкологические заболевания развиваются при перерождении обычных клеток в опухолевые.

Беседа с классом. Учитель. Какая существует классификация злокачественных опухолей?

Эксперт. Статистика. По словам главного онколога Минздрава РФ Валерия Чиссова заболеваемость злокачественными новообразованиями растет и составляет 231 человек на 100 тысяч населения. Прирост за последние 10 лет составил 18%. На сегодняшний день в Воронежской области онкологическими заболеваниями страдают более 55 тысяч человек. Отмечается снижение уровня онкологическими заболеваниями.

Учитель. А как обстоят дела в нашем районе?
В Кантемировском районе онко первично-выявленные составили от количества обследованных в 2012 году-15,8%, а в 2013 году-26%.
Эксперт. Явление обратной транскрипции. Из онкогенных вирусов первым был открыт вирус саркомы Рауса (ВСР), вызывающий злокачественные опухоли у кур. Изучение механизма трансформации клетки, т.е. превращение из нормальной в раковую, привело в 1970 г. американских ученых Г.Темина и Д. Балтимора к открытию явления обратной транскрипции.

Учитель. Чтобы продлить жизнь и прожить ее без онкозаболеваний, важно знать, какие факторы способствуют развитию опухолей, избегать или активно устранять их из своей жизни.

Эксперт. Канцерогенные, т.е. приводящие к раку факторы. Причины онкологических заболеваний многочисленны и разнообразны. Основными факторами развития таких болезней, являются: • курение, активное или пассивное.
ионизирующее излучение (α, β, γ -излучения, рентгеновские лучи). • загрязненная среда обитания.
• воздействие на организм токсических веществ.
• гормональные нарушения.
• травмы кожных образований.
•биологические факторы канцерогенеза: вирус папилломы человека (рак шейки матки), различные типы вирусов (герпесоподобный вирус, вирусы гепатитов B и C (рак печени)). Учитель. Чем отличаются раковые клетки от нормальных?
Эксперт. Существует три главных признака отличающие раковые клетки от нормальных. 1.Они быстро и неконтролируемо делятся, затрачивая большое количество энергии. 2.Они утрачивают часть признаков и становятся похожими на зародышевые клетки. 3.Они иногда теряют присущую в норме способность к тесному сцеплению с соседними клетками, поэтому могут отделяться от них, перемещаться в другие части тела и давать начало новым опухолям, т.е. метастазировать.

Беседа с классом.

Учитель. Какие диагностические методы применяются для выявления опухоли? Какие типы лечения рака существуют в настоящее время?

Эксперт. Нет метода, позволяющего на 100% предотвратить развитие любой болезни. Но чтобы значительно снизить риск развития злокачественных новообразований, достаточно принять несколько довольно простых правил. Это всё то, что входит в понятие «здорового образа жизни». Мы разработали для вас памятку которая позволит сохранить здоровье на долгие годы.

Памятка

  1. Отказ от курения.

  2. Отказ от алкоголя

  3. Отказ от сладкого и копченого

  4. Борьба с избыточным весом

  5. Регулярное занятие спортом

  6. Правильное принятие солнечных ванн

  7. Диета с ежедневным употреблением растительной пищи, молочных продуктов, ограничением потребления красного мяса; отказ от жирной и острой пищи

  8. Регулярное прохождение профилактического осмотра и обследования в соответствии с возрастом и группой риска.

Учитель: Как бы вы оценили свою работу на уроке? Мы достигли поставленной цели? Удалось ли вам понять и осмыслить сегодняшний материал? Что показалось вам интересным, познавательным?










Разработка урока по теме «Онкологические заболевания и их последствия»
  • Биология
Описание:

Урок биологии в 10-м классе по теме "Онкологические заболевания и их последствия"

Место урока в системе уроков: урок проверки и оценивания знаний

Вид урока: урок-проект

 Методы урока: частично-поисковые, проблемные.

Цель урока: изучить и раскрыть причины возникновения раковых опухолей, исследовать способы борьбы и предложить меры профилактики онкологических заболеваний.

 

 Образовательные:изучить и раскрыть причины возникновения вирусных заболеваний, охарактеризовать способы борьбы и предложить меры профилактики;  подвести к мысли о здоровом образе жизни.

Развивающие:  развивать умения: видеть проблему и находить пути её решения;  развивать познавательный интерес через метод исследовательских проектов; проектировать процесс; формировать навыки работы с дополнительными источниками информации; формировать умение презентовать конечный исследовательский продукт.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение у учащихся при работе в сотрудничестве; вступать в диалог, задавать вопросы, вести дискуссию, находить компромисс, уверенно держать себя во время выступления, отвечать на незапланированные вопросы.

Оборудование: компьютер, проектор, планшеты.

1.      Вступительное слово учителя.                                                                                                    Тема нашего урока "Онкологические заболевания и их последствия".  На сегодняшнем уроке мы рассмотрим вирусы с необычной точки зрения. Вирусы – убийцы и как им противостоять? Общая диспансеризация населения предложенная В.В. Путиным выявила большой процент онкозаболеваний в нашей стране. В группу риска попали не только люди средних лет, но и молодые люди, ваши сверстники. Сегодня мы постараемся обобщить полученные знания о вирусных заболеваниях и попробуем ответить на вопрос: можно ли избежать онкозаболеваний?

    Но сегодняшний наш урок не совсем обычный. Это итог работы, которую проводила группа наших ребят по реализации краткосрочного учебного мини-проекта по теме "Онкологические заболевания и их последствия". В процессе работы вы принимали активнейшее участие, и я думаю, вам очень хочется поделиться результатами своих исследований. Итак, слово предоставляется вам.

2. Презентация учебного проекта «Онкологические заболевания и их последствия» ( выступление проектной группы).

Технологическая карта проекта 

1.      Название темы проекта - «Онкологические заболевания и их последствия»

2.      Тип проекта – информационно-поисковый, групповой, монопроект, краткосрочный.

3.      Состав проектной группы – учащиеся 10 класса, 3 человека.

4.      Выбор проблемы, определение актуальности темы проекта: исследование влияния вирусов на развитие онкологических заболеваний и пути сохранения здоровья.

5.      Цели проекта: изучить и раскрыть причины возникновения раковых опухолей, исследовать способы борьбы и предложить меры профилактики онкозаболеваний.

6. Задачи проекта:                                                                                                     1.Познакомиться  с природой данного заболевания                                                                      2. Организовать поиск материала о раковых заболеваниях в справочной литературе, словарях, СМИ, Интернете, встретиться с врачом-терапевтом районной поликлиники.                                                                                                           3.Создать рабочие группы по сбору и анализу материала.                                                            4. Разработать план итогового продукта учебного проекта.                                         5.Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы.

7. Вопросы проекта:

1.Какие заболевания называются онкологическими?

2.Какая существует классификация злокачественных опухолей?

3.Какие диагностические методы применяются для выявления опухоли?

4.Какие типы лечения рака существуют в настоящее время?

8. Замысел проекта: выдвижение гипотез решения поставленных задач.

9. Методы исследования проекта: анализ информации, фактов, статистический.

10. Предполагаемые продукты проекта – компьютерная   презентация, памятка для учащихся по сохранению здоровья, серия плакатов направленных на борьбу с вредными привычками.

11.Структурирование содержательной части проекта

Этапы проекта

1.      Разработка проектного задания

1.1.Выбор темы проекта

1.2. Выделение подтем в теме проекта

1.3.Формирование творческой группы, распределение работы между членами проектной группы (выработка идей и способов решения проблемы);

1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание

1.5.Определение форм выражения итогов проектной деятельности

2.      Разработка проекта

3.      Оформление результатов

4.      Презентация

5.      Рефлексия

12.Защита проекта

13.Коллективное  обсуждение, экспертиза, выводы.

14.Аннотация.

Эксперт. Данный проект «Онкологические заболевания и их последствия» был разработан нами в рамках урока «Вирусы». Первопричинами выбора именно данной темы стали ее актуальность и значимость. Нас заинтересовала проблема: влияние вирусов на развитие онкологических заболеваний и пути сохранения здоровья.

 Эксперт.  Мы проделали большую работу, изучили специальную литературу,   встречались с врачами районной поликлиники, занимались поиском  материалов в дополнительных источниках, работали в сети Интернет. Целью нашего проекта  является изучение и раскрытие причин  возникновения раковых опухолей, поиск способов борьбы с ними и меры профилактики онкозаболеваний.

 Эксперт.  В ходе работы над проектом мы узнали много нового. Сегодня мы выступим экспертами в этой области. Мы хотим раскрыть перед вами причины возникновения онкологических заболеваний, охарактеризовать способы борьбы и предложить меры профилактики.

15. Представление итогов учебного проекта. Результаты нашей работы.

Эксперт. Первый вопрос нашего учебного проекта звучит так: какие заболевания называются онкологическими?

  Онкологические заболевания это те или иные злокачественные опухоли, возникающие из клеток эпителия, в органах и тканях организма. Эпителиальные клетки обладают способностью быстрого деления и размножения. Онкологические заболевания развиваются при перерождении обычных клеток в опухолевые.

Беседа с классом.                                                                                                                          Учитель. Какая существует классификация злокачественных опухолей?

Эксперт. Статистика.                                                                                                                           По словам главного онколога Минздрава РФ Валерия Чиссова заболеваемость злокачественными новообразованиями растет и составляет 231 человек на 100 тысяч населения. Прирост за последние 10 лет составил 18%.                                                                                        На сегодняшний день в Воронежской области онкологическими заболеваниями страдают более 55 тысяч человек.  Отмечается снижение уровня онкологическими заболеваниями.

Учитель. А как обстоят дела в нашем районе?
В Кантемировском районе онко  первично-выявленные составили от количества обследованных в 2012 году-15,8%, а в 2013 году-26%.
Эксперт. Явление обратной транскрипции.                                                                                        Из онкогенных вирусов первым был открыт вирус саркомы Рауса (ВСР), вызывающий злокачественные опухоли у кур. Изучение механизма трансформации клетки, т.е. превращение из нормальной в раковую, привело в 1970 г. американских ученых Г.Темина и Д. Балтимора к открытию явления обратной транскрипции.

Учитель. Чтобы продлить жизнь и прожить ее без онкозаболеваний, важно знать, какие факторы способствуют развитию опухолей, избегать или активно устранять их из своей жизни.

Эксперт. Канцерогенные, т.е. приводящие к раку факторы.                                                      Причины онкологических заболеваний многочисленны и разнообразны. Основными факторами развития таких болезней, являются:                                                                                                        • курение, активное или пассивное.
ионизирующее излучение (α, β, γ -излучения, рентгеновские лучи).                                               • загрязненная среда обитания.
• воздействие на организм токсических веществ.
• гормональные нарушения.
• травмы кожных образований.                                                                                     
•биологические факторы канцерогенеза: вирус папилломы человека (рак шейки матки), различные типы вирусов (герпесоподобный вирус, вирусы гепатитов B и C (рак печени)).    Учитель. Чем отличаются раковые клетки от нормальных?
Эксперт. Существует три главных признака отличающие раковые клетки от нормальных.    1.Они быстро и неконтролируемо делятся, затрачивая большое количество энергии.              2.Они утрачивают часть признаков и становятся похожими на зародышевые клетки.             3.Они иногда теряют присущую в норме способность к тесному сцеплению с соседними клетками, поэтому могут отделяться от них, перемещаться в другие части тела и давать начало новым опухолям, т.е. метастазировать.

Беседа с классом.

Учитель. Какие диагностические методы применяются для выявления опухоли?                   Какие типы лечения рака существуют в настоящее время?

Эксперт. Нет метода, позволяющего на 100% предотвратить развитие любой болезни.    Но чтобы значительно снизить риск развития злокачественных новообразований, достаточно принять несколько довольно простых правил. Это всё то, что входит в понятие «здорового образа жизни». Мы разработали для вас памятку которая позволит сохранить здоровье на долгие годы.

Памятка

  1. Отказ от курения.
  2. Отказ от алкоголя
  3. Отказ от сладкого и копченого
  4. Борьба с избыточным весом
  5. Регулярное занятие спортом
  6. Правильное принятие солнечных ванн
  7. Диета с ежедневным употреблением растительной пищи, молочных продуктов, ограничением потребления красного мяса; отказ от жирной и острой пищи
  8. Регулярное прохождение профилактического осмотра и обследования в соответствии с возрастом и группой риска.

Учитель:Как бы вы оценили свою работу на уроке?                                                                      Мы достигли поставленной цели?  Удалось  ли вам понять и осмыслить сегодняшний материал? Что показалось вам интересным, познавательным?

 

 

 

 

Автор Фоменко Ольга Митрофановна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 906
Номер материала 41652
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓