Главная / Химия / Разработка урока по теме: "Кремний"

Разработка урока по теме: "Кремний"

hello_html_m182006f7.gifhello_html_m4c2d836.gifhello_html_6dfc9a5b.gifhello_html_6dfc9a5b.gifhello_html_217583f2.gifhello_html_m282107c5.gifhello_html_217583f2.gifhello_html_m182006f7.gifhello_html_7248cf9e.gifhello_html_m4c2d836.gifhello_html_6dfc9a5b.gifhello_html_6dfc9a5b.gifhello_html_m4c2d836.gifhello_html_217583f2.gifhello_html_1c7e82f8.gifhello_html_m27648980.gifhello_html_4f171b3b.gifhello_html_1c7e82f8.gifhello_html_m27648980.gifhello_html_441e9e56.gifhello_html_m3adae45c.gifhello_html_m39954e59.gifhello_html_6ec4c32.gifhello_html_66800057.gifhello_html_24f50097.gifhello_html_24f50097.gifhello_html_66800057.gifhello_html_4cf69ff6.gifhello_html_24f50097.gifhello_html_24f50097.gifhello_html_6ec4c32.gifhello_html_24f50097.gifhello_html_4cf69ff6.gifhello_html_6ec4c32.gifhello_html_m19614633.gifhello_html_66800057.gifhello_html_6060db92.gifhello_html_1c7e82f8.gifhello_html_m1a870894.gifhello_html_1c7e82f8.gifhello_html_1c7e82f8.gifhello_html_m3c754eb4.gifhello_html_58d53235.gifhello_html_m39954e59.gifhello_html_m3de4ea4c.gifhello_html_mc8077ba.gifhello_html_m39954e59.gifhello_html_25eb3330.gifhello_html_m48a00f53.gifhello_html_1068971b.gifТема

Кремний и его соединения

9 класс

Цели урока:

1. Повторить и закрепить материал, пройденный на предыдущем уроке.

2. Сформировать знания о кремнии, его соединениях, их свойствах, биологическом значении, получении, применении.

3. Познакомить учащихся со способами получения и применения кремния.


Тип урока: комбинированный (урок + презентация).


Задачи урока:

Образовательная - рассмотреть понятие, классификацию, номенклатуру, физические и химические свойства кремния, его оксидов.

Воспитательная - воспитывать трудолюбие, умение работать в коллективе, культуру общения. способствовать формированию у учащихся логического мышления.


Методы обучения:

частично-поисковый – самостоятельная работа в группах, беседа с целью ответа на

ИКТ (на протяжение всего урока используется презентация).


Контроль: оценочно-стимулирующий .


Оборудование:

коллекция «Минералы и горные породы», стеклянная пластина и «Шкала твердости», коллекция «Стекло и изделия из стекла».


Ход урока:

I. Организационный момент, актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Упр.6 стр.178.

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:

CaCO3CaOCa(OH)2CaCO3Ca(HCO3)2CaCO3

CCO2COCO2C

Рассмотрите процессы окисления-восстановления.

К доске приглашается учащийся, который решает задачу.

1 2 3 4 5

a) CaCO3 → CaO → Ca(OH)2 → CaCO3 → Ca(HCO3)2 → CaCO3

1. CaCO3 t CaO + CO2

2. CaO + H2O → Ca(OH)2 + Н2О

3. Ca(OH)2 + CO2 → CaCO3

4. CaCO3 + CO2 + H2O → Ca(HCO3)2

5. Ca(HCO3)2 t CaCO3 + CO2↑ + H2O

1 2 3 4

б) C → CO2 → CO → CO2 → C

1. C + O2 t CO2 (о.в.)

2. CO2 + C → 2CO (о.в.)

3. 2CO + O2 → 2CO2 (о.в.)

4. CO2 + 2Mg → 2MgO + C (о.в.)

В это время остальные учащиеся класса пишут графический диктант:

Выберите из предложенных утверждений те, которые справедливы

1 вариант – для угарного газа (СО),

2 вариант – для углекислого газа (СО2).

1. Бесцветный газ, без запаха.

2. Тяжелее воздуха.

3. Ядовитый.

4. Хорошо растворим в воде.

5. Плохо растворим в воде.

6. Немного легче воздуха.

7. Проявляет кислотные свойства.

8. Несолеобразующий оксид.

9. Соединяется с гемоглобином крови.

10. Получается разложением карбонатов.

11. При высоком давлении сжижается, образуя «сухой лед».

12. Применяют для получения соды.

13. Используют как газообразное топливо.

14. Используют в производстве фруктовых вод.

15. Используют в органическом синтезе.

Ответы:

1 вариант:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


2 вариант:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

- НЕТ

- ДА Диктант оформляется в тетради в клетку, проверка – с помощью трафарета.

Подобный метод затрудняет возможность списывания.

II. Изучение нового материала.


1. Понятие элемента кремний.


Второй представитель элементов главной подгруппы IV группы Периодической системы Д.И.Менделеева. В природе кремний – второй по распространенности после кислорода химический элемент. Земная кора более чем на четверть состоит из его соединений.

2.. Историческая справка.


В 1825 году шведский химик Йёнс Якоб Берцелиус действием металлического калия на фтористый кремний SiF4 получил чистый элементарный кремний. Новому элементу было дано название «силиций» (от лат. silex — кремень). Русское название «кремний» введено в 1834 году российским химиком Германом Ивановичем Гессом. В переводе c др.-греч. κρημνός — «утёс, гора».


3. Нахождение в природе.


Содержание кремния в земной коре составляет по разным данным 27,6 – 29,5% по массе. Таким образом, по распространенности в земной коре кремний занимает второе место после кислорода. Концентрация в морской воде – 3 мг/л.

Чаще всего в природе кремний встречается в виде кремнезема – соединений на основе диоксида кремния (IV) SiO2 (около 12% массы земной коры). Основные минералы и горные породы, образуемые диоксидом кремния – это песок (речной и кварцевый), кварц и кварциты, кремень, полевые шпаты. Вторую по распространенности в природе группу соединений кремний составляют силикаты и алюмосиликаты.

Были отмечены единичные факты нахождения чистого кремния в самородном виде.


4. Физические свойства.


Кремний – полупроводник. Кремний существует в двух модификациях: аморфной и кристаллической. Аморфный кремний – порошок бурого цвета, плотностью 2,33 г/см3, растворяется в расплавах металлов. Кристаллический кремний – кристаллы темно-серого цвета, обладающие стальным блеском, твердый и хрупкий, плотностью 2,4 г/см3. Кремний состоит из трех изотопов: Si (28), Si (29), Si (30). В отличие от металлов электропроводность кремния с повышением температуры увеличивается.


5.. Химические свойства.

Кремний горит в кислороде, образуя оксид кремния (IV).

Будучи неметаллом, при нагревании кремний соединяется с металлами с образованием силицидов. Силициды легко разлагаются водой или кислотами, при этом выделяется газообразное водородное соединение кремния – силан. В отличие от углеводородов силан на воздухе самовоспламеняется и сгорает с образованием оксида кремния (IV) и воды. Кремний взаимодействует с концентрированными водными растворами щелочей, образуя силикат и водород.

6. Получение кремния.

Свободный кремний можно получить прокаливанием с магнием мелкого белого песка, который представляет собой диоксид кремния:

SiO2 + 2Mg → 2MgO + Si

При этом образуется бурый порошок аморфного кремния.

В промышленности кремний технической чистоты получают, восстанавливая расплав SiO2 коксом при температуре около 1800оС в руднотермических печах шахтного типа. Чистота полученного таким образом кремния может достигать 99,9% (основные примеси – углерод, металлы). Возможна дальнейшая очистка кремния от примесей.


7. Радуга кремнезема.



SiO2


кварцевый песок аметист, агат, опал, яшма, горный хрусталь

халцедон, сердолик – поделочные,

полудрагоценные камни

Оксид кремния (диоксид кремния, кремнезем) является кислотным оксидом. Однако, в отличие от СО2 имеет не молекулярную, а атомную кристаллическую решетку. Поэтому SiO2твердое и тугоплавкое вещество.


8. . Применение кремния.


Кремний применяют для получения полупроводниковых материалов, а также кислотоупорных сплавов. При сплавлении кварцевого песка с углем при высоких температурах образуется карбид кремния SiC, который по твердости уступает только алмазу. Поэтому его используют для затачивания резцов металлорежущих станков и шлифовки драгоценных камней. Из расплавленного кварца изготавливают различную кварцевую химическую посуду, которая может выдерживать высокую температуру и не трескается при резком охлаждении. Соединения кремния служат основой для производства стекла и цемента.


III. Закрепление материала.

Лабораторная работа.

Ознакомление с природными силикатами

Цель: рассмотреть и изучить некоторые физические свойства природных разновидностей оксида кремния (IV).

Оборудование: стеклянная пластинка, «шкала твердости»

1 ряд: кварц, песок;

2 ряд: кремнезем, кремень;

3 ряд: яшма, горный хрусталь.


Инструкция

1. Рассмотрите образцы природных силикатов.

2. Отметьте их свойства: цвет, твердость и др.

3. Результаты исследований оформите в виде таблицы.


Название силиката

Состав силикатов

Свойства

Применение








Пара учащихся (сидящих за одной партой) в каждом ряду оформляет свою таблицу. Затем все обсуждают свои результаты и делают выводы.

Домашнее задание.

§ 31 до стр.182 упр.1,2,3.

Подготовить сообщения о силикатной промышленности: «Стекло», «Цемент», «Керамика».


Литература.

О.С.Габриелян. Химия. 9 класс. Базовый уровень. М. Дрофа. 2013.

Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия. 9 класс. М. Просвещение. 2012.

Поурочные планы по учебнику «Химия. 9 класс» О.С.Габриеляна. Составитель С.В.Бочарова. Волгоград. 2007.

4


Разработка урока по теме: "Кремний"
  • Химия
Описание:

Кремний и его соединения

9 класс

Цели урока:

     1.   Повторить и закрепить материал, пройденный на предыдущем уроке.

     2.   Сформировать знания о кремнии, его соединениях, их свойствах,  биологическом значении, получении, применении.

     3.  Познакомить учащихся со способами получения и применения кремния.

 

Тип урока: комбинированный (урок + презентация).

 

Задачи урока:

     Образовательная -   рассмотреть  понятие, классификацию, номенклатуру, физические и химические свойства кремния, его оксидов.

     Воспитательная -  воспитывать трудолюбие, умение работать в коллективе, культуру общения. способствовать формированию у учащихся логического мышления.

 

Методы обучения:

     частично-поисковый – самостоятельная работа в группах, беседа с целью ответа на

ИКТ (на протяжение всего урока используется презентация).

 

Контроль: оценочно-стимулирующий .

 

Оборудование:

     коллекция «Минералы и горные породы», стеклянная пластина и «Шкала твердости», коллекция «Стекло и изделия из стекла».

 

 

Автор Мусина Фидалия Рафаиловна
Дата добавления 27.02.2015
Раздел Химия
Подраздел Конспекты
Просмотров 488
Номер материала 57208
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓