Главная / География / Разработка урока по теме «Народы гор и предгорий: традиции, культура, промыслы» в рамках системно-деятельностного подхода в преподавании географии

Разработка урока по теме «Народы гор и предгорий: традиции, культура, промыслы» в рамках системно-деятельностного подхода в преподавании географии













Разработка урока по теме

«Народы гор и предгорий: традиции, культура, промыслы»

в рамках системно-деятельностного подхода в преподавании географии


для 9 класса










Автор: Ольга Ивановна Чуб,

учитель географии

МБОУ СОШ № 43










Краснодар 2014



Цель: изучить особенности населения Европейского Юга, народов, их традиции и обычаи; этнические проблемы региона.


Задачи урока:

Образовательные: расширить представление о населении и проблемах, связанных с национально-государственным устройством Европейского Юга.

Развивающие: развивать умения работать по типовому плану с целью выявления особенностей региона; развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР.

Воспитательные: формирование культуры общения при работе в группах.


Планируемые результаты:

Личностные: формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни народов Северного Кавказа, толерантность.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: формирование представлений о народах Северного Кавказа, самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы населения.


Тип урока: комбинированный

Форма работы учащихся: групповая

Оборудование: мультимедийное оборудование, Интернет-ресурсы, персональный компьютер, административная карта России, карта плотности населения России, Северный Кавказ, карты атласа.


Структура и ход урока


п/п

Название

Этапа

урока

Оборудование урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

1.

Актуализация знаний.

Создание проблемной ситуации.

Мультимедийное оборудование.

Административная карта России.

1 слайд

В 2014 году в Сочи будет проходить зимняя олимпиада. Губернатору края А.Н. Ткачеву поступает много звонков и писем от стран-участниц, и особенно остро стоит вопрос о нестабильном положении на Северном Кавказе.


Давайте попробуем ответить на этот проблемный вопрос сегодня на уроке.


С этой целью мы сегодня будем выполнять роль экспертов по социальным и политическим вопросам.











Высказывают предположения на поставленный вопрос (П)

2.

Тема

«Народы гор и предгорий: традиции, культура, промыслы»

2 слайд


Административная карта РФ.

Тема нашего заседания экспертов «Народы гор и предгорий: традиции, культура, промыслы»


Цель работы: изучить особенности населения Северного Кавказа, народов, их традиции и обычаи; этнические проблемы региона.


Работать согласны?






Определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть

3.

Закрепление изученного материала.











Опережающее задание для учащихся

3 слайд


Административная карта РФ; плотность населения России.



Презентация учащегося.

Что же представляет собой Северный Кавказ? Состав региона.










Немного из истории. Как происходило заселение территории?

учащийся у доски (весь класс работает по картам атласа) называет и показывает субъекты региона по административной карте России.



Один учащийся заранее подготовил сообщение (презентацию) об историческом заселении территории с помощью дополнительных источников и Интернет-ресурсов.

4.

Этап планирования










Дополнительный материал на столах: информация о каждом субрегионе Европейского Юга, карты атласа, учебники

А сейчас уже 21 век. Каков же современный этнический образ региона?

Изучить данный вопрос нам помогут дополнительные материалы, карты атласа, статистические данные, текст учебника, которые расположены на ваших рабочих местах.


Итак, уважаемые эксперты, в течение 5 минут необходимо составить и представить этнический образ субъекта Северного Кавказа.














Класс делится на 10 групп ( по количеству субъектов):

1. Краснодарский край

2. Ставропольский край

3. Ростовская область

4. Адыгея

5. Карачаево-Черкесия

6. Кабардино-Балкария

7. Алания

8. Ингушетия

9. Чеченская республика

10. Дагестан

5.

Изучение нового материала













Интернет-ресурсы

В ходе работы учитель подходит к каждой группе для корректировки вопросов.

Учащиеся самостоятельно в течение 5 мин. составляют этническую характеристику республик и краев Северного Кавказа по предложенному плану.


Отдельные учащиеся, используя персональный компьютер, находят материал с помощью Интернет-ресурсов.

6.

Представление материала

4 – 8 слайд, карта Краснодарского края, карта РФ.

Уважаемые эксперты, вы готовы продолжать работу?


А главными экспертами сегодня будут: (имена учащихся), которые обобщат полученные сведения по всем субъектам и, используя ключевое слово, представят особенность этноса.












Уважаемые эксперты, нам необходимо записать важную информацию в тетради.




5 учащихся садятся за отдельный стол, каждому достается один из терминов «Численность населения. Народы», «Урбанизация»,

«Трудовые ресурсы»,

«Религии народов Северного Кавказа»,

«Этнические проблемы региона». Слушают выступления экспертов и составляют общую характеристику по данному понятию по всему Северному Кавказу.


Учащиеся записали число, тему урока и далее, слушая выступления каждого из 5 экспертов, записывают в тетради характеристику региона с помощью терминов.

7.

Ответ на проблемный вопрос

Слайд 9

Итак, представление о народах Северного Кавказа и их занятиях мы получили.


Теперь мы, наверное, сможем ответить на проблемный вопрос:

Почему обстановка на Северном Кавказе нестабильна?




























Как вы считаете, каковы же пути решения политических и экономических проблем?









Ответы учащихся.


(Нестабильное положение на территории, политико-административное деление, не учитывавшее интересы всех народов (республика на 2 народа - Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария), высокая доля пожилых людей на Северном Кавказе, безработица (высокая доля вынужденных переселенцев и беженцев; неразвитость хозяйства; низкий уровень жизни населения).

Ответы учащихся.

(Политические проблемы в многонациональном регионе должны решаться при повышении материального благосостояния всех народов Северного Кавказа. Борьба с терроризмом.)

8.

Задание на дом

Слайд 10.

параграф 36, повторить записи в тетрадях.


Творческое задание: составление мини-проекта путей решения проблемы нестабильной обстановки на Кавказе.

Делают записи в дневнике.


Выполняется по желанию учащихся.

9.

Закрепление материала

Слайд 11 – 12

Тест (на экране):

1. К народам Северного Кавказа относятся:

1. Чеченцы, ингуши, адыгейцы;

2. Карачаевцы, лакцы, карелы;

3. Табасараны, кумыки, саамы.

2. Большая часть горских народов исповедует

1. православие

2. ислам

3. буддизм

3. Городом-миллионером на Северном Кавказе является

1. Краснодар

2. Грозный

3. Сочи

4. Ростов-на-Дону

4. Наибольший естественный прирост на Северном Кавказе наблюдается в республике:

1. Дагестан

2. Чечня

3. Адыгея

4. Кабардино-Балкария

5. Установите соответствие между народами РФ и языковой семьей, к которой этот народ относится:

1. чеченцы

А. Алтайская

2. цыгане

Б. Индоевропейская

3. карачаевцы

В. Северокавказская

А

Б

В






Ответы учащихся с комментариями.

10.

Подведение итогов урока.

Слайд 13

Выставление оценок с комментариями.

Учащиеся высказывают свое мнение об уроке, что узнали нового и интересного.


Разработка урока по теме «Народы гор и предгорий: традиции, культура, промыслы» в рамках системно-деятельностного подхода в преподавании географии
  • География
Описание:

Цель: изучить особенности населения Европейского Юга, народов, их традиции и обычаи; этнические проблемы региона.

 

Задачи урока:

Образовательные: расширить представление о населении и проблемах, связанных с национально-государственным устройством Европейского Юга.

Развивающие: развивать умения работать по типовому плану с целью выявления особенностей региона; развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР.

Воспитательные:формирование культуры общения при работе в группах.

 

Планируемые результаты:

Личностные: формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни народов Северного Кавказа, толерантность.

Метапредметные:умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе.Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: формирование представлений о народах Северного Кавказа, самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы населения.

 

Тип урока: комбинированный

Форма работы учащихся: групповая

Оборудование: мультимедийное оборудование, Интернет-ресурсы, персональный компьютер, административная карта России, карта плотности населения России, Северный Кавказ, карты атласа.

 

Структура и ход урока

 

 

п/п

Название

Этапа

урока

Оборудование урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

1.

Актуализация знаний.

Создание проблемной ситуации.

Мультимедийное оборудование.

Административная карта России.

1 слайд

В 2014 году в Сочи будет проходить зимняя олимпиада. Губернатору края А.Н. Ткачеву поступает много звонков и писем от стран-участниц, и особенно остро стоит вопрос о нестабильном положении на Северном Кавказе.

 

Давайте попробуем ответить  на этот проблемный вопрос сегодня на уроке.

 

С этой целью мы сегодня будем выполнять роль экспертов по социальным и политическим вопросам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают предположения на поставленный вопрос (П)

2.

Тема

«Народы гор и предгорий: традиции, культура, промыслы»

2 слайд

 

Административная карта РФ.

Теманашего заседания экспертов «Народы гор и предгорий: традиции, культура, промыслы»

 

Цель работы: изучить особенности населения  Северного Кавказа, народов, их традиции и обычаи; этнические проблемы региона.

 

Работать согласны?

 

 

 

 

 

Определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть

3.

Закрепление изученного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опережающее задание для учащихся

3 слайд

 

Административная карта РФ; плотность населения России.

 

 

Презентация учащегося.

Что же представляет собой Северный Кавказ? Состав региона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Немного из истории. Как происходило заселение территории?

учащийся у доски (весь класс работает по картам атласа) называет и показывает субъекты региона по административной карте России.

 

 

Один учащийся заранее подготовил сообщение (презентацию) об историческом заселении территории с помощью дополнительных источников и Интернет-ресурсов.

4.

Этап планирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительный материал на столах: информация о каждом субрегионе Европейского Юга, карты атласа, учебники

А сейчас уже 21 век. Каков же современный этнический образ региона?

Изучить данный вопрос нам помогут дополнительные материалы, карты атласа, статистические данные, текст учебника, которые расположены на ваших рабочих местах.

 

Итак, уважаемые эксперты, в течение 5 минут необходимо составить и представить этнический образ  субъекта Северного Кавказа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Класс делится на 10 групп ( по количеству субъектов):

1. Краснодарский край

2. Ставропольский край

3. Ростовская область

4. Адыгея

5. Карачаево-Черкесия

6. Кабардино-Балкария

7. Алания

8. Ингушетия

9. Чеченская республика

10. Дагестан

5.

Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интернет-ресурсы

В ходе работы учитель подходит к каждой группе для корректировки вопросов.

Учащиеся самостоятельно в течение 5 мин. составляют этническую характеристику республик и краев Северного Кавказа по предложенному плану.

 

Отдельные учащиеся, используя персональный компьютер, находят материал с помощью Интернет-ресурсов.

6.

Представление материала

4 – 8 слайд, карта Краснодарского края, карта РФ.

Уважаемые эксперты, вы готовы продолжать работу?

 

А главными экспертами сегодня будут: (имена учащихся), которые обобщат полученные сведения по всем субъектам и, используя ключевое слово, представят особенность этноса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уважаемые эксперты, нам необходимо записать важную информацию в тетради.

 

 

 

5 учащихся садятся за отдельный стол, каждому достается один из терминов «Численность населения. Народы», «Урбанизация»,

«Трудовые ресурсы»,

«Религии народов Северного Кавказа»,

«Этнические проблемы региона». Слушают выступления экспертов и составляют общую характеристику по данному понятию по всему Северному Кавказу.

 

Учащиеся записали число, тему урока и далее, слушая выступления каждого из 5 экспертов, записывают в тетради характеристику региона с помощью терминов.

7.

Ответ на проблемный вопрос

Слайд 9

Итак, представление о народах Северного Кавказа и их занятиях мы получили.

 

Теперь мы, наверное, сможем ответить на проблемный вопрос:

Почему обстановка на Северном Кавказе нестабильна?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как вы считаете, каковы же пути решения политических и экономических проблем?

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся.

 

(Нестабильное положение на территории, политико-административное деление, не учитывавшее интересы всех народов (республика на 2 народа - Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария), высокая доля пожилых людей на Северном Кавказе, безработица (высокая доля вынужденных переселенцев и беженцев; неразвитость хозяйства; низкий уровень жизни населения).

Ответы учащихся.

(Политические проблемы в многонациональном регионе должны решаться при повышении материального благосостояния всех народов Северного Кавказа. Борьба с терроризмом.)

8.

Задание на дом

Слайд 10.

параграф 36, повторить записи в тетрадях.

 

Творческое задание: составление мини-проекта путей решения проблемы  нестабильной обстановки на Кавказе.

Делают записи в дневнике.

 

Выполняется по желанию учащихся.

9.

Закрепление материала

Слайд 11 – 12

Тест (на экране):

1. К народам Северного Кавказа относятся:

1. Чеченцы, ингуши, адыгейцы;

2. Карачаевцы, лакцы, карелы;

3. Табасараны, кумыки, саамы.

2. Большая часть горских народов исповедует

1. православие

2. ислам

3. буддизм

3. Городом-миллионером на Северном Кавказе является

1. Краснодар

2. Грозный

3. Сочи

4. Ростов-на-Дону

4. Наибольший естественный прирост на Северном Кавказе наблюдается в республике:

1. Дагестан

2. Чечня

3. Адыгея

4. Кабардино-Балкария

5. Установите соответствие между народами РФ и языковой семьей, к которой этот народ относится:

1. чеченцы

А. Алтайская

2. цыгане

Б. Индоевропейская

3. карачаевцы

В. Северокавказская

А

Б

В

 

 

 

 

 

Ответы учащихся с комментариями.

10.

Подведение итогов урока.

Слайд 13

Выставление оценок с комментариями.

Учащиеся высказывают свое мнение об уроке, что узнали нового и интересного.

Автор Чуб Ольга Ивановна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 1036
Номер материала 48198
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓