Главная / Начальные классы / Разработка урока по теме:

Разработка урока по теме:

Учитель: Шварцман С.И.


Тема: Употребление предлогов с разными частями речи.

Цели урока: Рассмотреть функции предлогов – употребление в устной и письменной речи. Учить мыслить, анализировать, делать выводы, рассуждать. Развивать элементы творческой деятельности, орфографическую зоркость.

Ход урока.

Организационный момент.

Дети записывают в тетради дату . Минутка каллиграфии. (прописывание букв, сочетаний, слова и его транскрипция)

Актуализация знаний.

На доску вывешивается табличка:

Ай, по про, ох, на, ух, к, у, эй, от, до, за, ой, из

- Внимательно посмотрите и скажите, на какие две группы можно разделить записанные в таблице слова. (Учащиеся делят на 2 группы: междометия и предлоги). Объясните ваш выбор.

ай, ох, ух, эй, ой.

Это особая часть речи, которая не относится ни к самостоятельным частям речи, ни к служебным. Это слова, которые выражают чувства или побуждают к действию. И называется эта часть речи междометия.

Мне, – сказало Междометье, –
Интересно жить на свете.
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущенье и привет…



Те, кого охватит страх,
Произносит слово
Ах! (хором)

У кого тяжелый вздох,
Произносит слово
Ох! (хором)

Кто встречается с бедой,
Произносит слово
Ой! (хором)

Кто отстанет от друзей,
Произносит слово
Эй! (хором)



У кого захватит дух,
Произносит слово
Ух! (хором)

Интересно жить на свете.
Если знаешь междометья! (хором)

Надеюсь теперь вы чаще будете использовать в своей речи эти замечательные слова.

Но нас на уроке сегодня интересует вторая группа слов. Это предлоги. Что это такое?

Создание проблемной ситуации.

(Под) б..рёзой растёт (под)б..рёзовик.

-Какую проблему мы с вами сегодня на уроке будем решать?

Целеполагание.

На доске появляется таблица:

1. Углубим …

  1. Будем находить ….

  2. Развивать …

Открытие. Метод решения проблемы.

-Наша задача с вами состоит в том, чтобы определить с какими частями речи употребляются предлоги.

Я еду тихо по узкой тропе. Наблюдаю за жизнью леса. Вот с дерева прыгнула белка. С ней был маленький бельчонок.

- Прочитайте, найдите в тексте предлоги, выделите их. Попытайтесь сделать вывод.

Выписать словосочетания, определить части речи. Сделать вывод.(опора)

-Рядом с какой частью речи мы не встретили предлог?

Вывод.

Первичное закрепление материала.

 Устали? Давайте вместе поиграем, а заодно и повторим то, о чем говорили. (Проводится игра “Правда это или шутка?”).

- Я показываю вам предложение, а вы быстро должны его прочитать и выписать предлоги. Проверка. Исправить предложения, определить предлоги.

  1. Дед в печи, дрова на печи.

  2. На столе сапожки, под столом лепешки.

  3. Овечки в речке, караси у речки.

  4. Под столом портрет, над столом табурет.

Закрепление.

-Вставить подходящие по смыслу предлоги и приготовиться выразительно прочитать.

Карточки.

тополиную метель
Потерял дорогу шмель.
Промелькнул … огородом.
… дом и … кухню залетел.
И … синей чашкой … медом
По-хозяйски загудел.

Рыхлый снег темнеет … марте,
Тают льдинки … окне.
Зайчик бегает … парте
И … парте, … стене.


Алёша рад: пришла весна,
… саду тепло и сухо
И … классе … окна
Жужжит сегодня муха.
Он стал … мухой наблюдать.
… окно она влетела,
Она то сядет … тетрадь,
То … кусочек мела.


-Чтобы выполнить следующее задание мы должны чётко с вами представлять разницу между предлогом и приставкой.


Предлог

1. Часть речи.

2. Предлог со словом пишется раздельно.

3. Между предлогом и словом можно поставить другое слово.

4. У глаголов нет предлогов.

5. Предлог служит для связи слов в предложении.

Приставка

1. Часть слова.

2. Приставка со словом пишется слитно.

3. Между приставкой и корнем нельзя поставить другое слово.

4. У глаголов есть только приставки.

5. Приставка служит для образования новых слов.


Объяснить, где предлог, где приставка. В первый столбик пишем слова с предлогом, а во второй с приставкой.

Вызывать по два человека.

С ветвей стряхнул, влетел в окно, за дерево заглянул, написал на листке, по телевизору посмотрел, домыл до конца, над верандой надстроил.

Задание на смекалку. Объясните написание следующих слов.

(со)сна (у)сов (за)печь

На что ещё надо обращать внимание чтобы не ошибиться в написании предлогов и приставок.

Диктовка.

Мы ходили (по) грибы.
(За)бирались (под) дубы.
(Под) берёзой (на) пригорке
Старый ёж (у)строил норку.
(У)летел скворец не зря
(За) леса и (за) моря.


Воспроизведение опорных знаний:

У: С какой частью речи мы работали на уроке? Для чего же нужны предлоги? Какую роль выполняют предлоги в речи?(рассказать опираясь на памятку)

  • Предлог – это часть речи.

  • Предлог пишется отдельно от других слов.

  • Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово.

  • С глаголом предлога не бывает.

  • Предлог пишется раздельно с им. Сущ. и им. Прил.

  • Предлог служит для связи слов в предложении.

Проверка восприятия изученного материала:

Тест

Для чего служат предлоги?
А) Для связи слов в предложении.
Б) Для связи словосочетаний в предложении.


Выбери верное утверждение:
А)Перед глаголом бывают предлоги.
Б) Перед глаголом не бывает предлогов.


Какие слова пишутся раздельно?
А) (к)роще 
Б) (для)Юли 
В) (под)шил 
Г) (на)града
Д) (про)славить
Е) (под)камнем


Укажи номера слов, в которых допущена ошибка:
А) за хозяйкой 
Б) напарте 
В) за сугробом 
Г) от везёт
Д) потрогать
Е) по аллее


Как пишутся слова: (С)ломает, (по)требовал, (за)водит, (по)целовать
А) Раздельно
Б) Слитно

Итог урока:

Игра.(части речи)

Рефлексия

Я сегодня научился…

Я могу…

Я хочу …


Разработка урока по теме:
  • Начальные классы
Описание:

Урок разработан для учеников 3 класса, по теме "Предлог". Содержание уроко очень насыщено, большая плотность материала. Используя эту разработку учителя могут конструировать урок как им удобно. урок содержит опережающий материал, который рассматривается на уроке в интересной для детей форме и будет ими использоваться на следующих уроках. Дети на уроке работают творчески, начиная с определения целей урока до самого его окончания. Урок содержит разные виды и формы работы. Здесь есть работа в апрах, группах, индивидуальная. В конце урока каждый ученик оценивает свои знания по данной теме.

Автор Шварцман Светлана Ивановна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 282
Номер материала 49524
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓