Главная / Русский язык и литература / Разработка урока по теме

Разработка урока по теме

Урок русского языка в 6 классе

«Местоимение. Повторение и обобщение изученного».

(Форма: урок-лабиринт)

Авторы учебника: М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская

Цели урока:

  1. Обучающие.

  • Проверить знания учащихся по теме урока.

  • Повторить и обобщить изученный материал о местоимении в занимательной форме.

  1. Развивающие.

  • Развивать мотивацию учебной деятельности.

  • Формирование и развитие коммуникативных умений школьников, развитие связной речи, мышления;

  1. Воспитательные.

  • Воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах.

Оборудование:

  • 1 компьютер на столе учителя для ведения урока

  • Экран, мультимедийный проектор, колонки.

  • Парты расставлены таким образом, что составляют “лабиринт”, но не затрудняют общение в группе.


_____________________ 1 группа -- -- -- -- --

_______________ 2 группа

-- -- -- -- --



________________ 3 группа

-- -- -- -- -- --

______________ 4 группа

-- -- -- -- -- --


Оформление:

На экране с помощью мультимедийного проектора освещается весь ход урока (презентация в программе PowerPoint создана учителем, навигация отражает этапы урока, гиперссылки помогают легко возвращаться к ним (схема урока-лабиринта).

Ход урока

1. Инструктаж (оргмомент, слово учителя)

- Сегодня мы последний раз отправимся в лабиринт, чтобы обобщить и систематизировать знания по теме «Местоимение». Давайте вспомним, где расположен самый известный лабиринт. (На острове Крит) Вы видите его перед собой – слайд № 2).

- Какой древнегреческий герой оказался в лабиринте и не мог выбраться? (Тезей) Что помогло герою выбраться из лабиринта? (путеводная нить, нить Ариадны)

- А что будет нашей путеводной нитью для прохождения лабиринта, как вы думаете? На выходе из лабиринта нас как всегда ожидают “5” и “4” как высшая награда за знания, умения и навыки. Команду-победителя ждет приз.

- Каждый теоретический вопрос предполагает выполнение практического задания. Будьте внимательны!

- Итак, счастливого пути!

У входа в лабиринт (слайд № 3, к нему возвращаемся по гиперссылкам «Назад»)

- Посмотрите на эту схему: таким сегодня будет наш путь в лабиринте.

2. Основная часть урока: повторение и обобщение изученного.

Препятствие №1 “Викторина” ( слайд №4)

Каждая группа дает ответ на свой вопрос. Если ответа нет или он неверный очки зарабатывает другая команда.

1. Какие три местоимения не имеют именительного падежа?

2. Какое местоимение может быть частицей?

3. Какое отрицательное местоимение перешло в существительное?

4. Частицы НЕ и НИ с отрицательными местоимениями пишутся слитно. Почему же они написаны раздельно в предложении:

Я НЕ ЗНАЮ НИ КТО ОНИ, НИ ЧТО ОНИ ДЕЛАЮТ?

Препятствие№2 “Кроссворд”

Группы получают раздаточный материал (cм. приложение). Побеждает та группа, которая быстро и верно справится с заданием.

Разгадайте кроссворд, заполнив клетки местоимениями. Если сделаете это верно, сверху прочтете слово.

1. Личное местоимение первого лица множественного числа.

2.Указательное местоимение в винительном падеже множественного числа.

3. Одно из определительных местоимений.

4. Одно из указательных местоимений.

5. Личное местоимение женского рода.

6. Указательное местоимение в творительном падеже множественного числа.

7. Личное местоимение первого лица единственного числа в творительном падеже.

8. Возвратное местоимение в дательном падеже.

9. Одно из отрицательных местоимений в творительном падеже множественного числа.

10. Определительное местоимение в творительном падеже множественного числа.

11. Одно из отрицательных местоимений в дательном падеже.

Препятствие№3 “Знаю орфограммы” (слайд № 6 )

После выполнения проводится проверка (слайд № 7 )

Выпишите из предложений местоимения, которые пишутся:

в одно слово; через дефис; в три слова.

1. Каждое утро он получал около литра молока, что здесь не считалось Н...ВОЧТО.

2. Даже обыкновенные, Н..ЧЕМ не примечательные дворняги скоро узнают имена людей.

3. КТОТО подошел с улицы и распахнул дверь.

4. Он не имеет Н...КАКИХ агрессивных намерений.

5. ЧТОТО внутри тревожило, а он догадывался, что при такой сытости и хорошем обращении не было ЧЕГОТО самого главного.

6. Бим не обращал внимания Н..НАЧТО.

Препятствие№4 “Как вам это нравится?” (слайд № 8 )

Если не нравится, исправьте ошибки!

У Герасима собачке жилось хорошо: у её всегда была еда, он гулял с ей. Муму тоже любила Герасима и всегда ласкалась к ему. Она никого не подпускала к еёному хозяину.

Группы исправляют ошибки, дают комментарий.

Препятствие № 5 «Творческое задание» (слайд № 9)

Используя предложенные глаголы и отрицательные местоимения, дайте свое определение понятия «эгоист».

Глаголы: не дружит, не сочувствует, не помогает, не интересуется, не любит, не заботится.

Местоимения: никто, ничей, ничто, никакой.

Каждая группа зачитывает свой вариант, начисляются баллы.

Препятствие № 6 «Тест» (слайд №10, 11 - проверка)

И как всегда при выходе из лабиринта нас подстерегают особые опасности. Предлагаю вам итоговый тест по теме «Местоимение».

Учителем к уроку составлен тест по теме урока (см. приложение), учащиеся получают раздаточный материал. Группы обмениваются ответами, проводится проверка.

  1. Подведение итогов урока:

- Собрав, систематизировав знания о местоимении, мы вышли из лабиринта. Путеводной нитью были наши знания, умения и практические навыки, они освещали наш путь. Выставляем отметки и видим: “По труду и честь”.

- Знаете, ребята, в память о Тесее и Ариадне на небе сияет созвездие Северной Короны. Корона победителя сегодня вручается группе №_12__(оглашаются результаты). Хочу пожелать, чтобы и в вашу честь были названы звезды и созвездия. А пока – отличных и хороших отметок за диктант!

4. Домашнее задание: повторить правила, подготовиться к диктанту, проанализировав свои ошибки. Для индивидуальной работы (по итогам тестирования) учитель приглашает отдельных учащихся.



Приложение.

Препятствие №2. «Кроссворд»





1

 







2

 









3

 

 





4

 

 









5

 

 




6

 

 

 









7

 

 

 



8

 

 

 









9

 

 

 

 

10

 

 

 

 








11

 

 

 



1. Личное местоимение первого лица множественного числа.

2.Указательное местоимение в винительном падеже множественного числа.

3. Одно из определительных местоимений.

4. Одно из указательных местоимений.

5. Личное местоимение женского рода.

6. Указательное местоимение в творительном падеже множественного числа.

7. Личное местоимение первого лица единственного числа в творительном падеже.

8. Возвратное местоимение в дательном падеже.

9. Одно из отрицательных местоимений в творительном падеже множественного числа.

10. Определительное местоимение в творительном падеже множественного числа.

11. Одно из отрицательных местоимений в дательном падеже.



Препятствие №6. Тест


1. Найдите «лишнее слово», учитывая разряды местоимений?

а) некто; б) нечто; в) никто; г) некий.


2. В каком случае нет грамматической ошибки:

а) тоскую по вас; б) в сколько метрах; в) ихний сын; г)с мной.


3. Найдите неверное утверждение в определении разряда местоимения:

а) нечто - отрицательное;

б) кто-либо - неопределенное;

в) каждого - определительное;

г) ваш - притяжательное.


4. Пишется НЕ:

а) н..какого внимания;

б) н..чего говорить об этом;

в) н..чем не удовлетворен;

г) н.. у кого не был.


5. Пишется НИ:

а) н..кого спросить;

б) во что бы то н.. стало;

в) н.. к кому обратиться;

г) то н..чего делать.


6. Пишется через дефис:

а) кое(с)кем; б) (кое)кого; в) как(будто); г) (древне)русский.


Разработка урока по теме
  • Русский язык и литература
Описание:

 Урок направлен на то, чтобы проверить знания учащихся по теме "Местоимение", повторить и обобщить изученный материал в занимательной форме, в форме урока-лабиринта. Подобная фома урока развивает  мотивацию  учебной  деятельности, формирует  коммуникативные умения школьников,  развивает связную речь, мышление.   Воспитывает  чувство  ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах. Урок построен  с использованием проектора и сопровождается презентацией, завершается обязательной тестовой проверкой знаний учащихся.

 


Автор Якимова Юлия Александровна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 415
Номер материала 42750
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓