Главная / Биология / Разработка урока по теме

Разработка урока по теме

hello_html_m5a4b7438.gifhello_html_m3203a994.gifhello_html_19076960.gifТема урока: «Три системы - три сестры».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Вид урока: технология группового обучения.

Методы и методические приемы.

По уровню применения: все уровни.

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп.

По организационным формам: классно- урочная, групповая.

По подходу к ребенку: сотрудничество.

По преобладающему методу: диалогическая.

По категории обучаемых: все категории.


Цель урока: обеспечение активности учебного процесса и усвоения нового материала.

Задачи урока.

Познавательные:

  1. Сформировать понятие: системы организма.

  2. Познакомить с пищеварительной, дыхательной, кровеносной системами.

  3. Раскрыть особенности обмена веществ.

Личностные:

  1. Развивать эмоциональную сферу, творческое мышление;

  2. Продолжить развитие психических познавательных процессов: мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение и т.д.

Коммуникативные:

  1. Развивать умение работать в группе, чувство уважения к чужому мнению.

  2. Создавать условия для развития умений, связанных с планированием предстоящей деятельности, поиском способов решения поставленной проблемы

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Структура урока.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Класс делится на группы и пары в соответствии с выбором учеников.

1.Этап мотивации.

Сегодняшний наш урок посвящен открытию новых знаний. Мы вместе будем добывать знания. Результат проделанной работы будет зависеть от каждого из вас. Поэтому мы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. На уроке мы узнаем много нового, вместе с вами мы отправимся в путешествие по стране знаний. Вы готовы?

2. Актуализация субъективного опыта

Учитель. В процессе эволюции живые организмы постепенно изменялись. Их организация усложнялась. Так появились более высокоорганизованные формы организмов, со сложными системами и процессами жизнедеятельности.

Вопросы в рамках эвристической беседы:


  1. Какие свойства живых организмов вы знаете?

  2. Чем простой организм отличается от сложного?

  3. Какие питательные вещества поступают в организм?

  4. Каким газом дышат все живые организмы?

  5. Что выделяют организмы в окружающую среду?

  6. Как питательные вещества и газы попадают в живой организм?

  7. Как можно назвать группу органов, выполняющих общую функцию?

  8. Какие системы организма вы знаете?

  9. Существует ли взаимосвязь между различными системами? Приведите примеры.

3. Подготовка к выполнению группового задания.

Проблемная ситуация

Попробуем записать наши мысли в виде математического выражения.

Кровеносная система + дыхательная система + пищеварительная система = обмен веществ.

Можем ли мы поставить знак равенства между системами и обменом веществ?

Чтобы ответить на данный вопрос погрузимся в мир знаний. Итак.

«Мы уже знаем» «Что хотим узнать»:

Свойства живых организмов Строение систем и их функции

Название систем Какая существует взаимосвязь между системами

Вещества поступающие в организм Что такое обмен веществ..

Класс делится на группы и пары.

Инструктаж о последовательности работы.

Учитель. Поскольку знания вы будете открывать совместно, попрошу вас быть внимательными друг к другу, считаться с мнением товарищей, равноценно распределять материал между членами группы, четко и понятно отвечать на вопросы каждого задания. В своих отчетах вы можете использовать любую модель: текст, видео таблицы, видеоролики, опорные сигналы. В добрый путь.

4. Совместное открытие знаний. (Групповая работа учащихся)

Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

Учащиеся работают с заданиями, отвечают на вопросы, обсуждают индивидуальные результаты работы, заполняют опорные схемы.

Задания для 1-й группы (работа в парах)


  1. Что такое пищеварение?

  2. Из каких этапов состоит пищеварение?

  3. Расскажите строение пищеварительной системы на примере рыбы.

  4. Покажите функции пищеварительной системы на примере кольчатого червя.

  5. Расставьте подписи к рисунку


hello_html_m1eb7e0c7.png

Задания для 2-й группы (работа в парах)


  1. Какие типы дыхательных систем наблюдаются у различных животных?

  2. Какие функции выполняет дыхательная система?

  3. Как зависит строение дыхательной системы от среды обитания?

  4. Расставьте подписи к рисунку


2



легкие

3

1

трахея

глотка

hello_html_31971048.png




Дифференцированные задания для 3-й группы


  1. Чем замкнутая кровеносная система отличается от незамкнутой? Приведите примеры.

  2. Рассмотрите схемы кровеносных систем различных организмов. Расположите их в порядке усложнения.


hello_html_54b17e5e.png

  1. Какие функции выполняет кровеносная система?

  2. Проследите процесс усложнения строения сердца у различных хордовых животных.

hello_html_m22c89942.png

  1. Укажите животное с двумя кругами кровообращения и 3-х камерным сердцем.


3

2

1

эвол кр сист2

Дифференцированные задания для 4-й группы


  1. Сгруппируйте понятия, объединив их по общим признакам:

Сердце, пищеварительная система, легкие, трахея, сосуды, дыхательная система, желудок, кровеносная система, кишечник, пищевод.

  1. В чем проявляется взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем организма?

hello_html_423d3bff.png


  1. В чем проявляется взаимосвязь пищеварительной и кровеносной систем организма?

  2. Что такое обмен веществ? (См. стр.14, схему). Проанализируйте схему «Обмен веществ животных»

Обсуждение общего задания группы.

После завершения выполнения заданий каждая группа делает устный отчет о проделанной работе и представляет заполненные опорные схемы.


Подведение итогов группового задания

Учитель. Итак. Опираясь на опорные схемы и выступления участников каждой группы, мы можем сказать, что все три системы тесно взаимосвязаны между собой. Можем ли мы поставить между ними знаки +?

Скажите, как называют близких родственников женского рода в семье? Тема нашего урока так и звучит «Три системы – три сестры».

Теперь мы обратимся к нашему выражению. Может ли организм обойтись без различных веществ, поступающих из окружающей среды?

Какой процесс происходит между ним и окружающей средой?

Можем мы поставить знак равенства между системами и обменом веществ?

Выполнили мы, задачи, поставленные на уроке?

  1. Заключительная часть

А теперь попробуем применить полученные знания на практике.

Выполним «Синквейн» для изученных систем.

 Учитель: «Сейчас я хотела бы выслушать ваше мнение о прошедшем уроке - что вы сегодня узнали, понравился ли вам открывать знания вместе, работая в группах?»

Методика "Незаконченное предложение"

На уроке я работал совместно…..

Своей работой на уроке я...

Я узнал...

Я хотел бы узнать...

Мне удалось решить…

В группе мне работать…

Мое настроение...


4


Разработка урока по теме
  • Биология
Описание:

Тема урока: «Три системы - три сестры».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Вид урока: технология группового обучения.

Методы и методические приемы.

По уровню применения: все уровни.

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп.

По организационным формам: классно- урочная, групповая.

По подходу к ребенку: сотрудничество.

По преобладающему методу: диалогическая.

 Цель урока: обеспечение активности учебного процесса и усвоения нового материала.

Задачи урока.

Познавательные:

1.             Сформировать понятие: системы организма.

2.             Познакомить с пищеварительной, дыхательной, кровеносной системами.

3.             Раскрыть особенности обмена веществ.

  Личностные:

1.       Развивать эмоциональную сферу, творческое мышление;  

2.       Продолжить развитие психических познавательных     процессов: мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение и т.д.

Коммуникативные:

1.      Развивать умение работать в группе, чувство уважения к чужому мнению.

2.      Создавать условия для развития умений, связанных с планированием предстоящей деятельности, поиском способов решения поставленной проблемы

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Структура урока.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Класс делится на группы и пары в соответствии с выбором учеников.

1.Этап мотивации.

Сегодняшний наш урок посвящен открытию новых знаний. Мы вместе  будем  добывать знания. Результат проделанной работы будет зависеть от каждого из вас. Поэтому мы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. На уроке мы узнаем много нового, вместе с вами мы отправимся в путешествие  по стране знаний. Вы готовы?

2. Актуализация субъективного опыта

Учитель. В процессе эволюции живые организмы постепенно изменялись. Их организация усложнялась. Так появились более высокоорганизованные формы организмов, со сложными системами и процессами жизнедеятельности.

Вопросы в рамках эвристической беседы:

 1.      Какие свойства живых организмов вы знаете?

2.      Чем простой организм отличается от сложного?

3.      Какие питательные вещества поступают в организм?

4.      Каким газом дышат все живые организмы?

5.      Что выделяют организмы в окружающую среду?

6.      Как питательные вещества и газы попадают в живой организм?

7.      Как можно назвать группу органов, выполняющих общую функцию?

8.      Какие системы организма вы знаете?

9.      Существует ли взаимосвязь между различными системами? Приведите примеры.

3. Подготовка к выполнению группового задания.

Проблемная ситуация

Попробуем записать наши мысли в виде математического выражения.

Кровеносная система  + дыхательная система + пищеварительная система = обмен веществ.

Можем ли мы поставить знак равенства между системами и обменом веществ?

Чтобы ответить на данный вопрос погрузимся в мир знаний. Итак.

«Мы уже знаем»                                       «Что хотим узнать»:

Свойства живых организмов                   Строение систем и их функции

Название систем                                        Какая существует взаимосвязь между системами

Вещества поступающие в организм        Что такое обмен веществ..

Класс делится на группы и пары.

Инструктаж о последовательности работы.

Учитель. Поскольку знания вы будете открывать совместно, попрошу вас быть внимательными друг к другу, считаться с мнением товарищей, равноценно распределять материал между членами группы, четко и понятно отвечать на вопросы  каждого задания. В своих отчетах вы можете использовать любую модель: текст, видео таблицы, видеоролики, опорные сигналы. В добрый путь.

4. Совместное открытие знаний. (Групповая работа учащихся)

Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

Учащиеся  работают с заданиями, отвечают на вопросы, обсуждают индивидуальные  результаты работы, заполняют опорные схемы.

Задания для 1-й группы (работа в парах)

1.      Что такое пищеварение?

2.      Из каких этапов состоит пищеварение?

3.      Расскажите строение пищеварительной системы на примере рыбы.

4.      Покажите функции пищеварительной системы на примере кольчатого червя.

5.      Расставьте подписи к рисунку

 (См. рисунок)

Задания для 2-й группы (работа в парах)

 1Какие типы дыхательных систем наблюдаются у различных животных?

2.      Какие функции выполняет дыхательная система?

3.      Как зависит строение дыхательной системы от среды обитания?

4.      Расставьте подписи к рисунку

 (См. рисунок)

Дифференцированные задания для 3-й группы

 1    Чем замкнутая кровеносная система отличается от незамкнутой? Приведите примеры.

2.      Рассмотрите схемы кровеносных систем различных организмов. Расположите их в порядке усложнения.

 (См. схемы)

3.      Какие функции выполняет кровеносная система?

4.      Проследите процесс усложнения строения сердца у различных хордовых животных.

(См. схему)

5.      Укажите животное с двумя кругами кровообращения и 3-х камерным сердцем.

 (См. мультимедийное приложение)

Дифференцированные задания для 4-й группы

1.      Сгруппируйте понятия, объединив их по общим признакам:

Сердце, пищеварительная система, легкие, трахея, сосуды, дыхательная система, желудок, кровеносная система, кишечник, пищевод.

2.      В чем проявляется взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем организма?

(См. схему)

 3     В чем проявляется взаимосвязь пищеварительной и кровеносной систем организма?

4.      Что такое обмен веществ? (См. стр.14, схему). Проанализируйте схему «Обмен веществ животных»

Обсуждение  общего задания группы.

После завершения выполнения заданий каждая группа делает устный отчет о проделанной работе и представляет заполненные опорные схемы.

 

Подведение итогов группового задания

Учитель. Итак. Опираясь на опорные схемы и  выступления участников каждой группы, мы можем сказать, что все три системы тесно взаимосвязаны между собой. Можем ли мы поставить между ними знаки +?

Скажите, как называют близких родственников женского рода в семье?  Тема нашего урока так и звучит «Три системы – три сестры».

Теперь мы обратимся к нашему выражению. Может ли организм обойтись без различных веществ,  поступающих из окружающей среды?

Какой процесс  происходит между ним и окружающей средой?

Можем мы поставить знак равенства между системами и обменом веществ?

Выполнили мы, задачи, поставленные на уроке?

5.      Заключительная часть

А теперь попробуем применить полученные знания на практике.

Выполним «Синквейн» для изученных систем.

 Учитель: «Сейчас я хотела бы выслушать ваше мнение о прошедшем уроке - что вы сегодня узнали, понравился ли вам открывать знания вместе, работая в группах?»

Методика "Незаконченное предложение"

На уроке я работал совместно…..

Своей работой на уроке я...

Я узнал...

Я хотел бы узнать...

Мне удалось решить…

В группе  мне работать…

Мое настроение...

 

Автор Фоменко Ольга Митрофановна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 381
Номер материала 41497
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓