Главная / Биология / разработка урока по теме

разработка урока по теме



Министерство образования РФ

Комитет по вопросам образования администрации г. Березники

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«СОШ с УИОП №3»







На Всероссийский конкурс



Тема: «Строение и работа сердца», 8 класс




Автор: Матлина Надежда Яковлевна,

учитель биологии высшей квалификационной категории

МАОУ «СОШ с УИОП №3» г. Березники Пермский край




















г. Березники, 2014

Урок по теме «Кровообращение» (автор программы Н.И. Пономарева)

комбинированный с элементами самостоятельной и практической работы.

Урок основан на изучении нового материала, а также повторение пройденного по теме «кровь» и эволюции сердца у позвоночных животных

( 7 класс).

Техническое оборудование:

компьютер, проектор, интерактивная доска, модели сердца, торс человека.

Методическая литература:

1)А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. Биология. Человек: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.-М.:Вентана-Графф, 2006;

2)А.Г.Драгомилов,Р.Д.Маш. Биология. Человек.Рабочая печатная тетрадь. М.: Вентана-Графф, 2010.

3) Тесты по курсу «Человек».

Наглядные пособия (Таблицы):

1)Ароморфозы позвоночных; 2) Строение сердца; 3) Работа сердца.



Тема урока «Строение и работа сердца» (слайд 1)


Оборудование:

1) Компьютер, проектор, модель сердца, торс человека, интерактивная доска;

2) Таблицы: «Ароморфозы у позвоночных животных», «Строение сердца», «Работа сердца»;

3) Презентация: «Строение и работа сердца»;

4) Электронное пособие «Кирилл и Мефодий», 8 класс.


Ход урока.


Учитель: Организационный момент.

Повторение: На прошлых занятиях мы с вами говорили о функциях и составе крови.

Задание №1. Дайте определения следующим терминам:

1901. Ландштейнер, резус – фактор, донор, реципиент, схема совместимости групп крови., фибриноген, агглютинация, плазма крови.

Задание №2. Ответьте на вопросы:

  1. Какие функции выполняет кровь?

  2. Что такое форменные элементы? Назовите их, дайте характеристику им.


Новый материал:

Кровь течет по замкнутой системе сосудов, обеспечивает все клетки тела кислородом и питательными веществами. Значит, кровообращение – это движение крови по сосудам в организме.

Органами кровообращения : сердце и кровеносные сосуды. ( слайд 2)


Притча: встретились Разум, Сила, Сердце. Долго спорили, кто из них важнее человеку. Но , убедившись, что к согласию им не прийти, обратились к Науке.

Наука: ты, Разум, многогранен и велик, но Сердце не будет следовать за каждым твоим решением. Хорошее оно одобрит, а плохое не примет.

Наука: ты, Сила, могуча и крута, но Сердце не будет давать тебе воли. Для добрых дел оно не пожалеет себя, от недобрых удержит. Соединитесь же вместе, и пусть вами руководит Сердце.

Что такое сердце? ( на доске эпиграф)

Камень твердый?

Яблоко с багрово- красной кожей?

Может быть меж ребер и аортой

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе все земное

Умещается в его пределы,

Потому что нет ему покоя,

До всего есть дело.


К какой части тела ни приложишь ты руку, ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь к каждому из нас.

Ученые сравнивают сердце с уникальным насосом. Нет такого органа, который был бы изучен также хорошо, как сердце. Но оно все ещё таит в себе удивительные загадки, нерешенные по сей день:

Проблема:

Однажды Везалий вскрывал труп, чтобы установить причину смерти его. Каков же был его ужас и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо бьющееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся. Но почему же сокращалось сердце трупа? Ответить на этот вопрос не мог никто в то время, даже Везалий. Ответ получен только через три столетия.

Как объяснить роковой случай с Везалием?


- С 1628 года от Вильяма Гарвея ведет свое начало кардиология- учение о сердце и системе кровообращения.

Учитель: Вспомним эволюционный путь сердца позвоночных животных

( по таблице «Ароморфозы позвоночных животных»).


-Вывод: Строение сердца в процессе развития животного мира усложнялось и совершенствовалось.


Учитель: Какие особенности его строения позволяют сердцу, как насосу, перекачивать кровь и перегонять её по всем сосудам тела?


Учитель: кто помнит строение сердца млекопитающих? (слайд 3, 4),

слайд 5- видеофрагмент

Начинаем уточнять наши сведения:

Работа с таблицей « Строение сердца»., рис. 35 ( учебник)

Слайд 6, 7: слайд 8- видеофрагмент.

Учитель: Какая ошибка на рис. 35?

Слайд 9, 10. 11: Сердечные клапаны

( обеспечивают движение крови в одном направлении: из предсердия в желудочек, из желудочка в артерии).


Учитель: Сердце самый работоспособный двигатель в мире: за сутки сокращается 100 тыс. раз, в год- 400 млн. раз, за 70 лет – 2,5 млрд. ударов, этой работы достаточно, чтобы поднять поезд на гору Монблан.


Учитель: верите ли вы, что сердце из 14 лет: половину работало, а половину - отдыхало?

Слайд(12. 13):

Сердечный цикл


Сердечный цикл – одно полное сокращение сердца ( 0, 8 сек)

1 фаза – сокращение предсердий – 0,1 сек

2 фаза – сокращение желудочек - 0,3 сек

3 фаза- пауза ( расслабление) - 0,4 сек.

Учитель: определите основные особенности работы сердца (слайды: 14,15, 16)


Слайд 17: видеофрагмент автоматизм)

Автоматизм- способность сердце сокращаться независимо от внешних воздействий.


- Как ответить на вопрос Везалия? (ответ учащихся)

Работа со слайдом №20 ( что показано стрелками)?

Способы регуляции работы сердца (слайд 21)

1)Нервная регуляция:

  1. физиолог Вебер (19 век) мог останавливать сердце. Во время одного из таких опытов перед студентами он довел себя до обморока.

  2. Опыт Гольца: удар по животу лягушки вызывает остановку сердца. Также у человека, удар по животу_ остановка сердца. Пловец, неудачно прыгнув, ударяется животом о воду.

Гуморальная регуляция: видеофрагмент ( «Кирилл и Мефодий»)


Лабораторная работа « Регуляция работы сердца» (слайд 23)



Выводы: 1) сердце состоит из 4 отделов.

  1. сердечный цикл включает 3 фазы;

  2. сердечные клапаны обеспечивает движение крови только в одном направлении;

  3. Сердечная мышца обладает автоматией.

  4. На сердечную деятельность влияют ЦНС и химические вещества.


Домашнее задание: 1) Найти материал о различных методах изучения

работы сердца;

2) стр. 57-58.

3) заполнить таблицу « Движение крови».





Используемая литература:

  1. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. : Учебник для 8 кл.- М.: Вентана-Графф, 2002.

  2. Сапин М.Р., Брыксина З.Г.Анатомия и физиология человека. Учебник для углубленного изучения биологии. – М.: «Просвещение», 1998.

  3. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1998.

  4. Учебное электронное пособие. Лабораторный практикум. Биология, 6-11 класс.2004 г.





































разработка урока по теме
  • Биология
Описание:

Урок разработан по курсу "Биология. Человек" ( автор Н.И.Пономарева) для учащихся 8 класса. Материал включает вопросы: ароморфозы в строении сердца у хордовых животных, изучение строение сердца млекопитающих, виды сердечных клапанов и их работа, изучение способов регуляции сердца. Сердечный цикл включает фазы: систола, диастола. Предусмотрена  практическая работа. К уроку прилагается мультимедийная презентация "Строение и работа сердца". Данная работа была удостоена диплома на Международном конкурсе "Открытый урок" в номинации "Лучшее содержание учебного материала"

Автор Матлина Надежда Яковлевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 387
Номер материала 29699
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓