Министерство образования РФ
Комитет по вопросам образования администрации г. Березники
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«СОШ с УИОП №3»
На Всероссийский конкурс
Тема: «Строение и работа сердца», 8 класс
Автор:
Матлина Надежда Яковлевна,
учитель биологии высшей
квалификационной категории
МАОУ «СОШ с УИОП №3» г. Березники
Пермский край
г. Березники, 2014
Урок по теме «Кровообращение» (автор программы Н.И. Пономарева)
комбинированный с элементами самостоятельной и практической работы.
Урок основан на изучении нового материала, а также повторение
пройденного по теме «кровь» и эволюции сердца у позвоночных животных
( 7 класс).
Техническое оборудование:
компьютер, проектор, интерактивная доска, модели сердца, торс человека.
Методическая литература:
1)А.Г.Драгомилов,
Р.Д.Маш. Биология. Человек: учебник для 8 класса общеобразовательных
учреждений.-М.:Вентана-Графф, 2006;
2)А.Г.Драгомилов,Р.Д.Маш. Биология. Человек.Рабочая печатная тетрадь.
М.: Вентана-Графф, 2010.
3) Тесты по курсу «Человек».
Наглядные пособия (Таблицы):
1)Ароморфозы
позвоночных; 2) Строение сердца; 3) Работа сердца.
Тема урока «Строение и работа сердца» (слайд 1)
Оборудование:
1) Компьютер, проектор, модель сердца, торс человека, интерактивная
доска;
2) Таблицы: «Ароморфозы у позвоночных животных», «Строение сердца»,
«Работа сердца»;
3) Презентация: «Строение и работа сердца»;
4) Электронное пособие «Кирилл и Мефодий», 8 класс.
Ход урока.
Учитель: Организационный момент.
Повторение: На прошлых занятиях мы с вами говорили о
функциях и составе крови.
Задание №1. Дайте определения следующим терминам:
1901. Ландштейнер, резус – фактор, донор, реципиент, схема
совместимости групп крови., фибриноген, агглютинация, плазма крови.
Задание №2. Ответьте на вопросы:
1)
Какие функции выполняет
кровь?
2)
Что такое форменные
элементы? Назовите их, дайте характеристику им.
Новый материал:
Кровь
течет по замкнутой системе сосудов, обеспечивает все клетки тела кислородом и
питательными веществами. Значит, кровообращение – это движение крови по
сосудам в организме.
Органами кровообращения : сердце и кровеносные сосуды. ( слайд 2)
Притча: встретились Разум, Сила, Сердце. Долго спорили, кто из них
важнее человеку. Но , убедившись, что к согласию им не прийти, обратились к
Науке.
Наука: ты, Разум, многогранен и велик, но Сердце не будет следовать за каждым
твоим решением. Хорошее оно одобрит, а плохое не примет.
Наука: ты, Сила, могуча и крута, но Сердце не будет
давать тебе воли. Для добрых дел оно не пожалеет себя, от недобрых удержит.
Соединитесь же вместе, и пусть вами руководит Сердце.
Что такое сердце? ( на
доске эпиграф)
Камень твердый?
Яблоко с багрово- красной кожей?
Может быть меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.
К какой части тела ни приложишь ты руку, ты всюду услышишь
сердце, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь к каждому
из нас.
Ученые сравнивают сердце с уникальным насосом. Нет такого органа,
который был бы изучен также хорошо, как сердце. Но оно все ещё таит в себе
удивительные загадки, нерешенные по сей день:
Проблема:
Однажды
Везалий вскрывал труп, чтобы установить причину смерти его. Каков же был его
ужас и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они
увидели слабо бьющееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого
человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся.
Но почему же сокращалось сердце трупа? Ответить на этот вопрос не мог никто в
то время, даже Везалий. Ответ получен только через три столетия.
Как объяснить роковой случай с Везалием?
- С 1628 года от Вильяма Гарвея ведет свое начало кардиология-
учение о сердце и системе кровообращения.
Учитель: Вспомним эволюционный путь сердца позвоночных
животных
( по таблице «Ароморфозы позвоночных животных»).
-Вывод: Строение сердца в процессе развития животного
мира усложнялось и совершенствовалось.
Учитель: Какие особенности его строения позволяют сердцу, как насосу,
перекачивать кровь и перегонять её по всем сосудам тела?
Учитель: кто помнит строение сердца млекопитающих? (слайд 3, 4),
слайд 5- видеофрагмент
Начинаем уточнять наши сведения:
Работа с таблицей « Строение сердца»., рис. 35 (
учебник)
Слайд
6, 7: слайд 8- видеофрагмент.
Учитель: Какая ошибка на рис. 35?
Слайд 9, 10. 11: Сердечные клапаны
( обеспечивают движение крови в одном направлении: из предсердия в
желудочек, из желудочка в артерии).
Учитель: Сердце самый работоспособный двигатель в мире: за
сутки сокращается 100 тыс. раз, в год- 400 млн. раз, за 70 лет – 2,5 млрд.
ударов, этой работы достаточно, чтобы поднять поезд на гору Монблан.
Учитель: верите ли вы, что сердце из 14 лет: половину
работало, а половину - отдыхало?
Слайд(12.
13):
Сердечный цикл
Сердечный цикл – одно полное сокращение сердца ( 0, 8
сек)
1 фаза – сокращение предсердий – 0,1 сек
2 фаза – сокращение желудочек - 0,3 сек
3 фаза- пауза ( расслабление) - 0,4 сек.
Учитель: определите основные особенности работы сердца
(слайды: 14,15, 16)
Слайд 17: видеофрагмент автоматизм)
Автоматизм- способность сердце сокращаться независимо
от внешних воздействий.
- Как ответить на вопрос Везалия? (ответ учащихся)
Работа со слайдом №20 ( что показано стрелками)?
Способы регуляции работы
сердца (слайд
21)
1)Нервная регуляция:
1)
физиолог Вебер (19 век)
мог останавливать сердце. Во время одного из таких опытов перед студентами он
довел себя до обморока.
2)
Опыт Гольца: удар по животу лягушки вызывает остановку
сердца. Также у человека, удар по животу_ остановка сердца. Пловец, неудачно
прыгнув, ударяется животом о воду.
Гуморальная регуляция: видеофрагмент ( «Кирилл и Мефодий»)
Лабораторная работа « Регуляция работы сердца» (слайд
23)
Выводы: 1) сердце состоит из 4 отделов.
3)
сердечный цикл включает 3
фазы;
4)
сердечные клапаны
обеспечивает движение крови только в одном направлении;
5)
Сердечная мышца обладает
автоматией.
6)
На сердечную деятельность
влияют ЦНС и химические вещества.
Домашнее задание: 1) Найти материал о различных методах изучения
работы сердца;
2) стр. 57-58.
3) заполнить
таблицу « Движение крови».
Используемая
литература:
1)
Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.
Биология. Человек. : Учебник для 8 кл.- М.: Вентана-Графф, 2002.
2)
Сапин М.Р., Брыксина
З.Г.Анатомия и физиология человека. Учебник для углубленного изучения биологии.
– М.: «Просвещение», 1998.
3)
Зверев И.Д. Книга для
чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учащихся. М.:
Просвещение, 1998.
4)
Учебное электронное
пособие. Лабораторный практикум. Биология, 6-11 класс.2004 г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.