Инфоурок Математика Другие методич. материалыРазработка урока по теме "Графики квадратичной функции, содержащей модуль"

Разработка урока по теме "Графики квадратичной функции, содержащей модуль"

Скачать материал

                                                          

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей»

г. Абакана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие элективного курса  «Математические тайны модуля»

 

Тема: «Графики квадратичной функции, содержащей модуль»

 

9 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Железнова Наталья Павловна, учитель математики

 

 

 

 

 

 

 

Цель: повысить уровень понимания и практической подготовки

учащихся при построении графиков квадратичной функции, содержащей  

          модуль.

          Задачи:

         -закрепить исследовательские навыки и умение работать в команде над

решением единой проблемы;

         -развивать умение сравнивать, обобщать выявлять закономерности.                                                                                                                                                                           

Форма занятия: практикум.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, поисковый.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный

          материал, 69 слайдов.

 

Структура занятия.

 

 1.Сообщение темы и цели практикума(2 мин).

 2.Проверка домашнего задания(5 мин.).

 3.Актуализация опорных знаний и умений учащихся(5 мин).

 4.Выполнение заданий практикума(10+14 мин).

 5. Подведение итогов и постановка домашнего задания(3 мин).

 6. Резервные задания(6 мин).

 

Ход занятия.

        1.Сообщение темы и цели практикума.

Проверяется готовность учащихся к занятию, сообщается, что сегодня проводится заключительное занятие по теме и ставится задача: повысить уровень  подготовки при построении графиков  функций с модулем, используя геометрическую интерпретацию, и оценить практическую значимость применения данного подхода в решениях более сложных заданий.

 

2.Проверка домашнего задания.

Работа  1 группы.  Изображения графиков функций учитель показывает  на слайдах( Презентация учителя, слайды 1-3), учащиеся I группы рассказывают о способах построения графиков.

Построить графики следующих функций:

№1. .

Первый этап построения графика.

1) Координаты вершины  параболы:

        

2)  Точки пересечения графика с осью x:

        

3)

№2.

 Первый этап построения графика.

 

1)  Координаты вершины  параболы:

2) Точки пересечения графика с осью x:           

   

3)

 

№3

                 

 

 

 

 

Работа II группы.  Составление вопросов, уточняющих построение графиков функций в домашнем задании.

·        Какой второй способ построения параболы? (выделение квадрата двучлена в аналитическом задании функции и построение графика с помощью геометрического преобразования.)

·        Существуют ли другие способы построения графиков функций с модулем?

·        Какое применяется тождество при преобразовании выражения, задающего функцию? 

 

         3.Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Повторение правил геометрического преобразования графиков функций с модулем. Учащиеся комментируют ход построения графиков, которые показывает учитель на слайдах (Презентация учителя, слайды 4-51).

 

        

4.Выполнение заданий практикума.

 1)  Самостоятельная работа с проверкой.

         При проведении работы выдаются листы, на которых пунктиром изображены контуры графиков. Задание: изобразить график, соответствующий данной функции.

 

 

 

 

 

Вариант 1

 

       Вариант 2

                                                            

 

 

Во время проведения самостоятельной работы учащиеся III группы обсуждают вид графиков, соответствующих аналитическому заданию функции, остальные учащиеся работают самостоятельно. После завершения работы  ответственная группа дает правильные варианты ответов, учитель осуществляет показ слайдов с изображением графиков (Презентация учителя,  слайды 52-64).

 

2) Представление  краткосрочных индивидуальных проектов учащимися. Выступление  учащегося сопровождается показом презентации.

 

         Проект №1.

« Построение графика функции, содержащего модуль под знаком квадратного корня». (результат представлен компьютерной презентацией 1, см. ниже).

 

         Проект № 2.

« Построение графика функции, содержащего многочлен третьей степени под знаком модуля» (проект может быть представлен в виде сообщения  с записью на доске или презентацией 2).

             

 

                                              

 

 

 

 

 

 Текстовый вариант.

Целью проекта является исследование функции  y=   и построение графика с использованием алгоритмов геометрических преобразований графика функции, содержащей модуль.

Дана функция y= .  Построим  ее график.

Сначала преобразуем числитель данной функции. Найдем  целочисленные корни  многочлена третьей степени, применяя теорему: «Пусть все коэффициенты многочлена p(x) – целые числа, если целое число a является корнем многочлена p(x), то a – делитель свободного члена  многочлена p(x)», значит, корни следует искать среди делителей свободного члена, то есть среди делителей числа 2. Выпишем эти делители:  ±1, ±2. Будем подставлять выписанные значения поочередно в выражение.

 y (1)=0.

Значит, x=1 – корень многочлена.  Если число является корнем многочлена, то этот многочлен делится на двучлен x-a. Значит, x3-3x+2  делится на x-1.

Итак, x3-3x+2=(x-1)*(x2+x-2). Далее разложим x2+x-2 на множители.

Так как ax2+bx+c=a*(x-x1)*(x-x2), то найдем корни уравнения

x2+x-2=0

D= b2-4ac= 1-4*1*(-2) = 9

x1 =(-1+3)/2=1        x2=(-1-3)/2=-2

Следовательно, x2+x-2 = (x-1)(x+2).

Значит,   y=

Корни подмодульных выражений: x=1 и x=-2. Рассмотрим решение на интервалах:  x ≥1,  -2≤ x <1 и x<-2.

При x ≥1:

y=

y=(x-1)*(x+2). Построим график функции y=x2+x-2

x0=-0,5   y0=-2,25

y(0)=-2              

y(-1)=-2            

y(1)=0      

 

x0=-0,5   y0=-2,25

                                              

 

 

 

 

 

                                         Слайд  65.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Подведение итогов и  постановка домашнего задания.

Решить графически уравнения.     

(Презентация учителя, слайды 68-69)

 

 

        

        

 

 

 

 

                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Резервные задания.

Выполняются в группах по указанным учителем вариантам.

Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе: № 4. 31, 4.32.    Учитель контролирует решения.  (Презентация учителя, слайды 66-67). 

 

                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока по теме "Графики квадратичной функции, содержащей модуль""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Музыковед

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель: повысить уровень понимания и практической подготовки

учащихся при построении графиков квадратичной функции, содержащей  

          модуль.

          Задачи:

         -закрепить исследовательские навыки и умение работать в команде над

решением единой проблемы;

         -развивать умение сравнивать, обобщать выявлять закономерности.                                                                                                                                                                           

Форма занятия: практикум.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, поисковый.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный

          материал, 69 слайдов.

 

Структура занятия.

 

 1.Сообщение темы и цели практикума(2 мин).

 2.Проверка домашнего задания(5 мин.).

 3.Актуализация опорных знаний и умений учащихся(5 мин).

 4.Выполнение заданий практикума(10+14 мин).

 5.Подведение итогов и постановка домашнего задания(3 мин).

 6. Резервные задания(6 мин).

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 334 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.12.2014 396
    • DOCX 245.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Железнова Наталья Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Железнова Наталья Павловна
    Железнова Наталья Павловна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5234
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 52 регионов
  • Этот курс уже прошли 493 человека

Курс повышения квалификации

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 181 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 059 человек

Курс повышения квалификации

Применение математических знаний в повседневной жизни

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов

Мини-курс

Figma: основные принципы дизайна и композиции

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 106 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Психология общения: от многоплановости до эффективности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Методы и подходы проведения трекинга и менторства

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе