Главная / Русский язык и литература / Разработка урока по сказке Паустовского Теплый хлеб

Разработка урока по сказке Паустовского Теплый хлеб

КГУ «Средняя общеобразовательная школа №30»

C:\Users\Admin\Desktop\images (1).jpg



Разработка

интегрированного урока

литературы и русского языка в

5 классе по теме «Жить по

законам добра и человечности».

(По сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»).



Учителя: Молокова Е.В.

Досумова Г.А.

















Город Семей, 2014 год

Цель урока: осознание идейного содержания сказки, совершенствование навыков анализа художественного текста, закрепление знаний по русскому языку.

Задачи урока:

обучающие: обучать навыкам осмысления художественного текста, расширить знания обучающихся о реальности и творческом вымысле в художественном произведении, углубить и расширить знания об изобразительно-выразительных средствах языка; совершенствовать навык грамматического разбора.

развивающие: развивать творческую, речевую и мыслительную активность детей;

воспитательные: воспитывать в детях чувство доброты и бережного отношения к природе, прививать чувство ответственности за свои слова и поступки, учить необходимости исправлять свои ошибки.

Ход урока

Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр.

Только тогда он имеет право носить это высокое звание – Человек.

К. Г. Паустовский



  1. Побуждение.

На первом этапе урока учитель предлагает учащимся разделиться на 4 группы посредством цвета сердечек. Каждый участник (или каждая группа) получает следующий листок со списком правил работы в группах:

1. Выслушивай всех не перебивая.

2. Не говори одновременно с другими.

3. Придерживайся темы.

4. Любые идеи имеют ценность.

5. Человек сам вправе решать, в какой мере он участвует в общей работе.

6. Уважай различные мнения. Надо слушать, а не успокаивать других.

7. Любые вопросы важны.

8. Избегай прямых указаний и назидательности.

Осмысление эпиграфа к уроку.

- Писатель Паустовский назвал главными качествами хорошего человека простоту, справедливость, ум, смелость и доброту. А что, по вашему мнению, значит быть хорошим человеком? – Дети пишут на стикерах и затем спикер крепит на доску ответы детей.

Быть милосердным

Любить людей



Что значит быть добрым человеком?









Быть человечным

Уметь сострадать







- Каким понятием можно объединить эти качества? - Нравственность.

-Что же такое нравственность? Обратимся к словарю Ожегова и Шведовой: «Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определённые этими качествами».

Учитель: Сегодня на уроке мы обсудим сказку Паустовского «Тёплый хлеб». Скоро мы будем отмечать великий праздник Победы. Действие сказки Паустовского происходит в годы ВОВ и поднимает вопросы нравственности. С этой целью мы объединили вас в группы и каждая группа будет выполнять свои задания. На обсуждение заданий даётся 10 минут. Затем спикер от каждой группы будет защищать мнение группы.

  1. Реализация. ( Во время обсуждения группами заданий 2 ученика представляют презентацию о хлебе)

1 группа. Анализ эпизодов «Мельник Панкрат и раненый конь», «Мальчик Филька».

1. Вопросы и задания по литературе для обсуждения:

- Что мы узнали о мельнике Панкрате?

- Как жители деревни относились к раненому коню?

- Почему Фильку зовут Филькой, а не Филиппом?

-Почему он живёт не с бабулечкой, а с бабкой?

-Предположите, где его родители? Легко ли живётся Фильке?

-Почему Фильке дали такое странное прозвище «Ну Тебя»?

-Составить пятистишие «Филька до».

- Опишите пейзаж до совершения Филькой его зла по отношению к коню.

2. Задание по русскому языку:

А) по словарю Ожегова определите лексическое значение следующих слов: кавалерия, ватник, картуз.

Б) Выполните фонетический разбор слова «ничего».

2 группа. Анализ эпизода «Филькин грех. Беда в Бережках».

1. Вопросы и задания по литературе для обсуждения:

- Какое страшное дело совершил мальчик? Благодаря чему жил этот раненый конь?

- В лице коня кого обидел Филька?

- Какая беда приключилась в Бережках?

-Почему за злой поступок мальчика должна отвечать вся деревня?

- Приведите примеры сравнений, олицетворений из текста.

-Опишите пейзаж в сказке после Филькиного злодейства.

2. Задание по русскому языку:

А) По словарю Ожегова определите лексическое значение следующих слов: христарадник, камердинер, наотмашь.

Б) Сделайте синтаксический разбор предложения: Тотчас в голых деревьях и печных трубах завыл ветер.


Физминутка.

У каждого человека есть видимая часть – тело и невидимая – душа. Душа – это то, что болит, это наша совесть. Важно и душа, и тело. Давайте проверим, на месте ли ваше тело. Встаньте прямо. Поднимите голову вверх и делайте наклоны головы к плечам. Молодцы! У всех есть голова на плечах. А теперь выпрямим спину, сведём лопатки вместе и представим, что зажали между лопатками орешек и расколем его. Спины у всех прямые? А теперь повращаем кистями рук, сжимаем и разжимаем пальцы. Хорошо! Молодцы! Тело у всех на месте!


3 группа. Путь Фильки к покаянию.

 Учитель: А мы продолжаем беседу о том, что же дальше случилось с героем сказки К.Г.Паустовского.

1. Вопросы и задания по литературе для обсуждения:

- Какой урок жизни поведала Фильке бабка?

-Зачем она рассказала внуку историю о раненом солдате и злом мужике?

-Догадалась ли бабушка, что внук совершил это зло?

- Понял ли Филька, что совершил очень дурной поступок и надо содеянное как-то исправлять?

- Что, по-вашему, в рассказе бабки, произвело на Фильку наибольшее впечатление?

-Что значит выражение «охлаждение сердца»?

- Что овладело Филькой?

- Заполните таблицу «Реальные и сказочные элементы в сказке».

2. Задание по русскому языку:

А) Определите падежи имён прилагательных в данных словосочетаниях: черствую корку, в турецкой баталии, розовыми венцами, от злобы людской.

Б) Подберите синонимы и антонимы к словам: заморозил, злое.


4 группа. Искупление греха.

1. Вопросы и задания по литературе для обсуждения:

- Что происходило в душе Фильки после бабкиного рассказа о раненом солдате?

- Как меняется Филька? Каким мы видим его теперь?

- Почему в сказке К.Паустовского не происходит то, что случается в обычной жизни, когда вас за ваши проделки прощает мама или бабушка?

-Как Филька искупил свой грех?

- Чему научили Фильку жители деревни, когда пришли ему на помощь?

- Составьте пятистишие «Филька после».

2. Задание по русскому языку:

- Выпишите из текста по 2 глагола 1 и 2 спряжения.

- Разберите слова по составу: вертелось, сгоряча, крикливый.


III. Рефлексия. Инсценировка «Письмо Фильке».

IV. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Домашнее задание: написать сочинение «Чему меня научила сказка Паустовского «Тёплый хлеб?»




























Разработка урока по сказке Паустовского Теплый хлеб
  • Русский язык и литература
Описание:

Разработка интегрированного урока литературы и русского языка по сказке Паустовского "Теплый хлеб" по теме "Жить по законам добра и справедливости" ставит следующие задачи:обучение навыкам осмысления художественного текста, развитие творческой, речевой и мыслительной активности детей, закрепление навыка грамматического разбора. Но прежде всего на данном уроке решаются воспитательные задачи:воспитание в детях чувства доброты и бережного отношения к природе, осознание необходимости отвечать за свои дела и поступки,  жить по законам добра и справедливости, уметь исправлять сделанные ошибки.

 

Автор Досумова Галина Асылкановна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1144
Номер материала 42366
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓