Главная / Русский язык и литература / Разработка урока по русской литературе по произведению

Разработка урока по русской литературе по произведению

ЖУРСКАЯ МСОШ










«ЗА ДОБРО ПЛАТИ ДОБРОМ»


Разработки к рассказу К. Паустовского «Телеграмма».




Составила: учитель русского языка и литературы

Морарь Виорика Николаевна



















2013г.

hello_html_11d272fe.gif


Урок по рассказу К. Паустовского «Телеграмма».





Цели: Раскрытие тяжести одиночества старой женщины;

Роль описаний картин природы в содержании рассказа, как они связаны с ду-

шевным состоянием героев;

Сопоставление поступков Насти с благородными, прекрасными в действиях,

поступках Тихона, Манюшки, учительницы.




Слово учителя: «Настоящая доброта…Какая она?». Предлагаю рассказать об обита- тельнице дома Катерине Петровне.

«Что же задело вас, тронуло в судьбе этой женщины?». Слушаем ответы, дополне-ния.

Задание всему классу: Какими художественными средствами и приёмами Паустов-ский рисует трагизм положения Катерины Петровны? Учащиеся проводят малень-кую исследовательскую работу: отмечают картину осеннего пейзажа, холодного, не-настного («..маленький подслнечник всё доцветал и не мог доцвесть; рыхлые тучи тащились, цеплялись; позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю; одинокий клён, облетевший, озябший,которому некуда уйти от этой бесприютной ветреной но-чи»), образные,оценочные эпитеты, олицетворения, художественные детали которые подчёркивают состояние пожилого, беспомощного человека, усиливают ощущение одиночества, печали, безысходности. Ребята обращают внимание на сумрачность,за-пущенность интерьера, дряхлость, заброшенность всего дома, где одиноко доживает свой век Катерина Петровна.

Ребята делают вывод: страдает человек, и природа у Паустовского «сочувствует»

ему.

Обращаемся к образу Насти. Что узнаём о её жизни и работе в Ленинграде?

-Она секретарь в Союзе художников. Работы много. Устройство выставок-конкурсов

Всё это проходило через её руки. Даже письмо матери некогда прочитать. Оно не вписывалось в канву её жизни.(Подготовленная ученица читает письмо Катерины Петровны).

- Как проявила себя Настя в организации выставки художника Тимофеева?

Ребята отмечают настойчивость, решительность, упорство в достижении цели, горя-чую заинтересованность, внимание к судьбе художника.(«Ну что ж, будем драться вместе,»- сказала Настя.)




-Как оценили деятельность Насти художники?

-«…Седой вспыльчивый художник подошёл к Насте и похлопал по руке: Благодарю. Слышал, что это вы извлекли Тимофеева на свет божий. Прекрасно сделали. А то у нас много болтающих о внимании к художнику, о заботе и чуткости, а как дойдёт до дела, так натыкаешься на пустые глаза. Ёще раз благодарю.»

Мысль, брошенная стариком художником о внимании к человеку, повторялась в каждой речи…

-А каково авторское отношение к Насте?

Прямых авторских оценок нет, но отношение Паустовского однозначно. Он подчёр-кивает самолюбование Насти. «…Настя нравилась сама себе. Художники звали её Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза.»

-Глаза – зеркало человеческой души. Здесь такой разоблачающий эпитет!

-Пустые глаза говорят о равнодушии. Страшно, когда встречаешь человека с холодными глазами. Очевидно, у человека такое же холодное, жестокое сердце.

Учащиеся находят такой приём, как олицетворение, с помощью которого тоже выражается авторкая позиция.

«…Настя почувствовала на себе насмешливый взгляд скульптуры Гоголя».

-Почему именно Гоголя, а не Пушкина или другого писателя?

В поисках ответа на этот вопрос приходим к выводу: Гоголь – сатирик, который обладал, по мнению Пушкина. Удивительной способностью сразу угадывать человека. «А письмо-то в сумочке нераспечатанное,- казалось говорили сверлящие гоголевские глаза.- Эх ты, сорока!».

- И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри; доброта Насти показная, нена-стоящая.

Настя получает телеграмму: «Катя помирает. Тихон».

Для нас важна реакция на телеграмму. Казалось, надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. А Настя? Скомкала телеграмму и нахмурилась. «А с кафедры неслось: Забота о человеке становится той реальностью, которая помогает нам расти и рабо-тать…Этой выставкой мы обязаны нашей милой Анастасии Семёновне…»

Какой художественный приём использует здесь автор и для чего?

-Резкий контраст. Он подчёркивает несоответствие, несовместимость поступков и похвалы.

-Настя совершила предательство. Оценку её поступку даёт Гоголь, он выступает в роли судьи: «…Чей-то взгляд, тяжёлый, пронзительный. Настя всё время чувствовалв на себе и боялась поднять голову. Она с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на неё, усмехаясь. Насте казалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!»

Предлагаю учащимся раскрыть, что стоит за этим «Эх, ты!»

-Восклицание старика горестно-укоризненное. Гоголь словно видит Настю насквозь: её фальш, предательство. Он, может, даже презирает её за бессердечность, тщеславие и эгоизм.

Перенесёмся в старинный, заброшенный, опустевший дом. Каково состояние Катерины Петровны?

-Она доживала последние дни,-отмечают ребята,- ждала, слабо надеясь. Эта надежда поддерживала в ней жизнь. И тогда сторож Тихон идёт на почту и что-то пишет на телеграфном бланке корявыми буквами,а затем приносит Катерине Петровне телеграмму: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя». Он понимал, что, вернее кого ждёт Катерина Петровна. Чтобы поддержать её, утешить, смягчить горечь одиночества и последние мгновения жизни, Тихон решился на обман.

Рассказ назван «Телеграмма». Их две. Какую телеграмму имел в виду автор и почему?

Учащиеся безошибочно определяют – вторую, потому что Тихон в отличие от Насти роявил настоящую человечность, чуткость, заботу, милосердие и приподнёс урок нравственности девочке: «Эх, горе её горькое, страдание неписанное. А ты смотри, дура, - сказал он сердито Манюшке, - за добро плати добром, не будь пустельгой.» Такой «пустельгой» оказалась Настя.

Так в ходе анализа учащиеся находят ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Талант Паустовского задел сердца ребят, пробудил их чувства и желание пристально взглянуть на себя: а ты-то не пустельга?





























Разработка урока по русской литературе по произведению
  • Русский язык и литература
Описание:

       

 

                      Урок по рассказу         К. Паустовского «Телеграмма».

 

 

 

 

Цели: Раскрытие тяжести одиночества старой женщины;

          Роль описаний картин природы в содержании рассказа, как они связаны с ду-

          шевным состоянием героев;

          Сопоставление поступков Насти с благородными, прекрасными в действиях,

           поступках Тихона, Манюшки, учительницы.

 

 

 

Слово учителя: «Настоящая доброта…Какая она?». Предлагаю рассказать об обита-       тельнице дома Катерине Петровне.

«Что же задело вас, тронуло в судьбе этой женщины?». Слушаем ответы, дополне-ния.

Задание всему классу: Какими художественными средствами и приёмами Паустов-ский рисует трагизм положения Катерины Петровны? Учащиеся проводят малень-кую исследовательскую работу: отмечают картину осеннего пейзажа, холодного, не-настного («..маленький подслнечник всё доцветал и не мог доцвесть; рыхлые тучи тащились, цеплялись; позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю; одинокий клён, облетевший, озябший,которому некуда уйти от этой бесприютной ветреной но-чи»), образные,оценочные эпитеты, олицетворения, художественные детали которые подчёркивают состояние пожилого, беспомощного человека, усиливают ощущение одиночества, печали, безысходности. Ребята обращают внимание на сумрачность,за-пущенность интерьера, дряхлость, заброшенность всего дома, где одиноко доживает свой век Катерина Петровна.

Ребята делают вывод: страдает человек, и природа у Паустовского «сочувствует»

ему.

      Обращаемся к образу Насти. Что узнаём о её жизни и работе в Ленинграде?

-Она секретарь в Союзе художников. Работы много. Устройство выставок-конкурсов

Всё это проходило через её руки. Даже письмо матери некогда прочитать. Оно не вписывалось в канву её жизни.(Подготовленная ученица читает письмо Катерины Петровны).

    - Как проявила себя Настя в организации выставки художника Тимофеева?

Ребята отмечают настойчивость, решительность, упорство в достижении цели, горя-чую заинтересованность, внимание к судьбе художника.(«Ну что ж, будем драться вместе,»- сказала Настя.)

 

 

 

-Как оценили деятельность Насти художники?

-«…Седой вспыльчивый художник подошёл к Насте и похлопал по руке: Благодарю. Слышал, что это вы извлекли Тимофеева на свет божий. Прекрасно сделали. А то у нас много болтающих о внимании к художнику, о заботе и чуткости, а как дойдёт до дела, так натыкаешься на пустые глаза. Ёще раз благодарю.»

Мысль, брошенная стариком художником о внимании к человеку, повторялась в каждой речи…

       -А каково авторское отношение к Насте?

Прямых авторских оценок нет, но отношение Паустовского однозначно. Он подчёр-кивает самолюбование Насти. «…Настя нравилась сама себе. Художники звали её Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза.»

-Глаза – зеркало человеческой души. Здесь такой разоблачающий эпитет!

-Пустые глаза говорят о равнодушии. Страшно, когда встречаешь человека с холодными глазами. Очевидно, у человека такое же холодное, жестокое сердце.

Учащиеся находят такой приём, как олицетворение, с помощью которого тоже выражается авторкая позиция.

     «…Настя почувствовала на себе насмешливый взгляд скульптуры Гоголя».

     -Почему именно Гоголя, а не Пушкина или другого писателя?

В поисках ответа на этот вопрос приходим к выводу: Гоголь – сатирик, который обладал, по мнению Пушкина. Удивительной способностью сразу угадывать человека. «А письмо-то в сумочке нераспечатанное,- казалось говорили сверлящие гоголевские глаза.- Эх ты, сорока!».

- И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри; доброта Насти показная, нена-стоящая.

       Настя получает телеграмму: «Катя помирает. Тихон».

Для нас важна реакция на телеграмму. Казалось, надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. А Настя? Скомкала телеграмму и нахмурилась. «А с кафедры неслось: Забота о человеке становится той реальностью, которая помогает нам расти и рабо-тать…Этой выставкой мы обязаны нашей милой Анастасии Семёновне…»

        Какой художественный приём использует здесь автор и для чего?

-Резкий контраст. Он подчёркивает несоответствие, несовместимость поступков и похвалы.

-Настя совершила предательство. Оценку её поступку даёт  Гоголь, он выступает в роли судьи: «…Чей-то взгляд, тяжёлый, пронзительный. Настя всё время чувствовалв на себе и боялась поднять голову. Она с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на неё, усмехаясь. Насте казалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!»

      Предлагаю учащимся раскрыть, что стоит за этим «Эх, ты!»

-Восклицание старика горестно-укоризненное. Гоголь словно видит Настю насквозь: её фальш, предательство. Он, может,  даже презирает её за бессердечность, тщеславие и эгоизм.

        Перенесёмся в старинный, заброшенный, опустевший дом. Каково состояние Катерины Петровны?

-Она доживала последние дни,-отмечают ребята,- ждала, слабо надеясь. Эта надежда поддерживала в ней жизнь. И тогда сторож Тихон идёт на почту и что-то пишет на телеграфном бланке корявыми буквами,а затем приносит Катерине Петровне телеграмму: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя». Он понимал, что, вернее кого ждёт Катерина Петровна. Чтобы поддержать её, утешить, смягчить горечь одиночества и последние мгновения жизни, Тихон решился на обман.

        Рассказ назван «Телеграмма». Их две. Какую телеграмму имел в виду автор и почему?

Учащиеся безошибочно определяют – вторую, потому что Тихон в отличие от Насти роявил настоящую человечность, чуткость, заботу, милосердие и приподнёс урок нравственности девочке: «Эх, горе её горькое, страдание неписанное. А ты смотри, дура, - сказал он сердито Манюшке, - за добро плати добром, не будь пустельгой.» Такой «пустельгой» оказалась Настя.

Так в ходе анализа учащиеся находят ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Талант Паустовского задел сердца ребят, пробудил их чувства и желание пристально взглянуть на себя: а ты-то не пустельга?

Автор Морарь Виорика Николаевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 506
Номер материала 15952
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓