Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРазработка урока по русской литературе по произведению

Разработка урока по русской литературе по произведению

Скачать материал

ЖУРСКАЯ МСОШ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«ЗА ДОБРО ПЛАТИ ДОБРОМ»

 

Разработки к рассказу К. Паустовского «Телеграмма».

                                                                             

                                                                      

 

 

 

Составила:  учитель русского языка и литературы

Морарь Виорика Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          2013г.

        ЗА ДОБРО ПЛАТИ ДОБРОМ

 

                      Урок по рассказу К. Паустовского «Телеграмма».

 

 

 

 

Цели: Раскрытие тяжести одиночества старой женщины;

          Роль описаний картин природы в содержании рассказа, как они связаны с ду-

          шевным состоянием героев;

          Сопоставление поступков Насти с благородными, прекрасными в действиях,

           поступках Тихона, Манюшки, учительницы.

 

 

 

Слово учителя: «Настоящая доброта…Какая она?». Предлагаю рассказать об обита-       тельнице дома Катерине Петровне.

«Что же задело вас, тронуло в судьбе этой женщины?». Слушаем ответы, дополне-ния.

Задание всему классу: Какими художественными средствами и приёмами Паустов-ский рисует трагизм положения Катерины Петровны? Учащиеся проводят малень-кую исследовательскую работу: отмечают картину осеннего пейзажа, холодного, не-настного («..маленький подслнечник всё доцветал и не мог доцвесть; рыхлые тучи тащились, цеплялись; позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю; одинокий клён, облетевший, озябший,которому некуда уйти от этой бесприютной ветреной но-чи»), образные,оценочные эпитеты, олицетворения, художественные детали которые подчёркивают состояние пожилого, беспомощного человека, усиливают ощущение одиночества, печали, безысходности. Ребята обращают внимание на сумрачность,за-пущенность интерьера, дряхлость, заброшенность всего дома, где одиноко доживает свой век Катерина Петровна.

Ребята делают вывод: страдает человек, и природа у Паустовского «сочувствует»

ему.

      Обращаемся к образу Насти. Что узнаём о её жизни и работе в Ленинграде?

-Она секретарь в Союзе художников. Работы много. Устройство выставок-конкурсов

Всё это проходило через её руки. Даже письмо матери некогда прочитать. Оно не вписывалось в канву её жизни.(Подготовленная ученица читает письмо Катерины Петровны).

    - Как проявила себя Настя в организации выставки художника Тимофеева?

Ребята отмечают настойчивость, решительность, упорство в достижении цели, горя-чую заинтересованность, внимание к судьбе художника.(«Ну что ж, будем драться вместе,»- сказала Настя.)

 

 

 

-Как оценили деятельность Насти художники?

-«…Седой вспыльчивый художник подошёл к Насте и похлопал по руке: Благодарю. Слышал, что это вы извлекли Тимофеева на свет божий. Прекрасно сделали. А то у нас много болтающих о внимании к художнику, о заботе и чуткости, а как дойдёт до дела, так натыкаешься на пустые глаза. Ёще раз благодарю.»

Мысль, брошенная стариком художником о внимании к человеку, повторялась в каждой речи…

       -А каково авторское отношение к Насте?

Прямых авторских оценок нет, но отношение Паустовского однозначно. Он подчёр-кивает самолюбование Насти. «…Настя нравилась сама себе. Художники звали её Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза.»

-Глаза – зеркало человеческой души. Здесь такой разоблачающий эпитет!

-Пустые глаза говорят о равнодушии. Страшно, когда встречаешь человека с холодными глазами. Очевидно, у человека такое же холодное, жестокое сердце.

Учащиеся находят такой приём, как олицетворение, с помощью которого тоже выражается авторкая позиция.

     «…Настя почувствовала на себе насмешливый взгляд скульптуры Гоголя».

     -Почему именно Гоголя, а не Пушкина или другого писателя?

В поисках ответа на этот вопрос приходим к выводу: Гоголь – сатирик, который обладал, по мнению Пушкина. Удивительной способностью сразу угадывать человека. «А письмо-то в сумочке нераспечатанное,- казалось говорили сверлящие гоголевские глаза.- Эх ты, сорока!».

- И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри; доброта Насти показная, нена-стоящая.

       Настя получает телеграмму: «Катя помирает. Тихон».

Для нас важна реакция на телеграмму. Казалось, надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. А Настя? Скомкала телеграмму и нахмурилась. «А с кафедры неслось: Забота о человеке становится той реальностью, которая помогает нам расти и рабо-тать…Этой выставкой мы обязаны нашей милой Анастасии Семёновне…»

        Какой художественный приём использует здесь автор и для чего?

-Резкий контраст. Он подчёркивает несоответствие, несовместимость поступков и похвалы.

-Настя совершила предательство. Оценку её поступку даёт  Гоголь, он выступает в роли судьи: «…Чей-то взгляд, тяжёлый, пронзительный. Настя всё время чувствовалв на себе и боялась поднять голову. Она с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на неё, усмехаясь. Насте казалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!»

      Предлагаю учащимся раскрыть, что стоит за этим «Эх, ты!»

-Восклицание старика горестно-укоризненное. Гоголь словно видит Настю насквозь: её фальш, предательство. Он, может,  даже презирает её за бессердечность, тщеславие и эгоизм.

        Перенесёмся в старинный, заброшенный, опустевший дом. Каково состояние Катерины Петровны?

-Она доживала последние дни,-отмечают ребята,- ждала, слабо надеясь. Эта надежда поддерживала в ней жизнь. И тогда сторож Тихон идёт на почту и что-то пишет на телеграфном бланке корявыми буквами,а затем приносит Катерине Петровне телеграмму: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя». Он понимал, что, вернее кого ждёт Катерина Петровна. Чтобы поддержать её, утешить, смягчить горечь одиночества и последние мгновения жизни, Тихон решился на обман.

        Рассказ назван «Телеграмма». Их две. Какую телеграмму имел в виду автор и почему?

Учащиеся безошибочно определяют – вторую, потому что Тихон в отличие от Насти роявил настоящую человечность, чуткость, заботу, милосердие и приподнёс урок нравственности девочке: «Эх, горе её горькое, страдание неписанное. А ты смотри, дура, - сказал он сердито Манюшке, - за добро плати добром, не будь пустельгой.» Такой «пустельгой» оказалась Настя.

Так в ходе анализа учащиеся находят ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Талант Паустовского задел сердца ребят, пробудил их чувства и желание пристально взглянуть на себя: а ты-то не пустельга?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока по русской литературе по произведению"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по экологии

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

       

 

                      Урок по рассказу         К. Паустовского «Телеграмма».

 

 

 

 

Цели: Раскрытие тяжести одиночества старой женщины;

          Роль описаний картин природы в содержании рассказа, как они связаны с ду-

          шевным состоянием героев;

          Сопоставление поступков Насти с благородными, прекрасными в действиях,

           поступках Тихона, Манюшки, учительницы.

 

 

 

Слово учителя: «Настоящая доброта…Какая она?». Предлагаю рассказать об обита-       тельнице дома Катерине Петровне.

«Что же задело вас, тронуло в судьбе этой женщины?». Слушаем ответы, дополне-ния.

Задание всему классу: Какими художественными средствами и приёмами Паустов-ский рисует трагизм положения Катерины Петровны? Учащиеся проводят малень-кую исследовательскую работу: отмечают картину осеннего пейзажа, холодного, не-настного («..маленький подслнечник всё доцветал и не мог доцвесть; рыхлые тучи тащились, цеплялись; позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю; одинокий клён, облетевший, озябший,которому некуда уйти от этой бесприютной ветреной но-чи»), образные,оценочные эпитеты, олицетворения, художественные детали которые подчёркивают состояние пожилого, беспомощного человека, усиливают ощущение одиночества, печали, безысходности. Ребята обращают внимание на сумрачность,за-пущенность интерьера, дряхлость, заброшенность всего дома, где одиноко доживает свой век Катерина Петровна.

Ребята делают вывод: страдает человек, и природа у Паустовского «сочувствует»

ему.

      Обращаемся к образу Насти. Что узнаём о её жизни и работе в Ленинграде?

-Она секретарь в Союзе художников. Работы много. Устройство выставок-конкурсов

Всё это проходило через её руки. Даже письмо матери некогда прочитать. Оно не вписывалось в канву её жизни.(Подготовленная ученица читает письмо Катерины Петровны).

    - Как проявила себя Настя в организации выставки художника Тимофеева?

Ребята отмечают настойчивость, решительность, упорство в достижении цели, горя-чую заинтересованность, внимание к судьбе художника.(«Ну что ж, будем драться вместе,»- сказала Настя.)

 

 

 

-Как оценили деятельность Насти художники?

-«…Седой вспыльчивый художник подошёл к Насте и похлопал по руке: Благодарю. Слышал, что это вы извлекли Тимофеева на свет божий. Прекрасно сделали. А то у нас много болтающих о внимании к художнику, о заботе и чуткости, а как дойдёт до дела, так натыкаешься на пустые глаза. Ёще раз благодарю.»

Мысль, брошенная стариком художником о внимании к человеку, повторялась в каждой речи…

       -А каково авторское отношение к Насте?

Прямых авторских оценок нет, но отношение Паустовского однозначно. Он подчёр-кивает самолюбование Насти. «…Настя нравилась сама себе. Художники звали её Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза.»

-Глаза – зеркало человеческой души. Здесь такой разоблачающий эпитет!

-Пустые глаза говорят о равнодушии. Страшно, когда встречаешь человека с холодными глазами. Очевидно, у человека такое же холодное, жестокое сердце.

Учащиеся находят такой приём, как олицетворение, с помощью которого тоже выражается авторкая позиция.

     «…Настя почувствовала на себе насмешливый взгляд скульптуры Гоголя».

     -Почему именно Гоголя, а не Пушкина или другого писателя?

В поисках ответа на этот вопрос приходим к выводу: Гоголь – сатирик, который обладал, по мнению Пушкина. Удивительной способностью сразу угадывать человека. «А письмо-то в сумочке нераспечатанное,- казалось говорили сверлящие гоголевские глаза.- Эх ты, сорока!».

- И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри; доброта Насти показная, нена-стоящая.

       Настя получает телеграмму: «Катя помирает. Тихон».

Для нас важна реакция на телеграмму. Казалось, надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. А Настя? Скомкала телеграмму и нахмурилась. «А с кафедры неслось: Забота о человеке становится той реальностью, которая помогает нам расти и рабо-тать…Этой выставкой мы обязаны нашей милой Анастасии Семёновне…»

        Какой художественный приём использует здесь автор и для чего?

-Резкий контраст. Он подчёркивает несоответствие, несовместимость поступков и похвалы.

-Настя совершила предательство. Оценку её поступку даёт  Гоголь, он выступает в роли судьи: «…Чей-то взгляд, тяжёлый, пронзительный. Настя всё время чувствовалв на себе и боялась поднять голову. Она с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на неё, усмехаясь. Насте казалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!»

      Предлагаю учащимся раскрыть, что стоит за этим «Эх, ты!»

-Восклицание старика горестно-укоризненное. Гоголь словно видит Настю насквозь: её фальш, предательство. Он, может,  даже презирает её за бессердечность, тщеславие и эгоизм.

        Перенесёмся в старинный, заброшенный, опустевший дом. Каково состояние Катерины Петровны?

-Она доживала последние дни,-отмечают ребята,- ждала, слабо надеясь. Эта надежда поддерживала в ней жизнь. И тогда сторож Тихон идёт на почту и что-то пишет на телеграфном бланке корявыми буквами,а затем приносит Катерине Петровне телеграмму: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя». Он понимал, что, вернее кого ждёт Катерина Петровна. Чтобы поддержать её, утешить, смягчить горечь одиночества и последние мгновения жизни, Тихон решился на обман.

        Рассказ назван «Телеграмма». Их две. Какую телеграмму имел в виду автор и почему?

Учащиеся безошибочно определяют – вторую, потому что Тихон в отличие от Насти роявил настоящую человечность, чуткость, заботу, милосердие и приподнёс урок нравственности девочке: «Эх, горе её горькое, страдание неписанное. А ты смотри, дура, - сказал он сердито Манюшке, - за добро плати добром, не будь пустельгой.» Такой «пустельгой» оказалась Настя.

Так в ходе анализа учащиеся находят ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Талант Паустовского задел сердца ребят, пробудил их чувства и желание пристально взглянуть на себя: а ты-то не пустельга?

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 866 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 1489
    • DOCX 42.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Морарь Виорика Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Морарь Виорика Николаевна
    Морарь Виорика Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6784
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 545 человек из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 639 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Мини-курс

Развитие коммуникации и речи у детей раннего возраста

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Волонтерство: история, типы и роль в образовании

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стимулирование интереса к обучению у детей дошкольного возраста

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 11 человек