Главная / Начальные классы / Разработка урока по русскому языку "Синонимы" (4 класс)

Разработка урока по русскому языку "Синонимы" (4 класс)

Класс: 4

Тема урока: «Синонимы»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цель: изучить слова синонимы.

Критерии: 1. Знаю что такое синонимы.

2. Понимаю значение слов синонимов в речи.

3. Могу подобрать слова синонимы в тексте.

Ожидаемый результат: Ученики умеют находить синонимы в тексте, умеют составлять синонимические ряды

Ресурсы:маркеры, листы А4, ИКТ, корзиночка, листы самооценки учащихся, бортовые журналы учащихся, разноцветные фантики для деления на группы, мяч, карточки с текстом для творческой работы, карточки со словами для мозгового штурма.

Ход урока.

I.Орг момент.

«Волшебная корзиночка».

-Здравствуйте ребята! Перед вами волшебная корзиночка. «Сложите» в неё по очереди каждый свои самые хорошие пожелания для друзей на этот урок (положительные эмоции). Спасибо всем! А теперь я расплескаю эти пожелания на вас для того, чтобы вам интересно и легко было работать сегодня на уроке.

II. Стадия вызова.

Деление на группы. В нашей волшебной корзиночке каждый найдёт для себя волшебный фантик, который поможет ему определиться в группу. Синие – 1 группа, красные – 2 группа, зелёные – 3 группа, жёлтые – 4 группа.

-Расселись? Откройте тетради, запишем число, классная работа.

Интерактивная игра «Подбери словечко»

с учащимися 1 и 2 группа.

Учащиеся 3 и 4 группы выполняют это упражнение письменно по карточкам

-Сейчас мы попробуем отгадать тему нашего урока. Для этого поиграем в игру «Подбери словечко». Тот, кому я бросаю мяч и говорю слово, должен вернуть мяч мне, подобрав к моему слову своё другое слово, но близкое по значению моему, например: белый – светлый.

1 и 2 группа.Слова для игры: ходить – шагать, говорить – болтать, строить – созидать, красный – алый, фиолетовый – сиреневый, кушать – есть, школьник – ученик, работать – трудиться.

3 и 4 группа: смеяться – хохотать, грусть – печаль, ненастный – пасмурный, кричит – орёт, большой – огромный, ребёнок – малыш, старик – дедушка, мороз – холод.

-Молодцы! Как называются слова, которые вы сейчас подбирали? Вот мы сейчас и проверим правильность ваших ответов, выполнив чистописание.

Чистописание:

- Запишите безотрывно эти буквы в тетрадь, соблюдая правильное соединение букв, и простым карандашом зачеркните все буквы д, прочитайте, что у вас получилось.

дсдидндодндидмдыд

-Вот мы и угадали тему нашего урока.

Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

-Заполните, пожалуйста, первый столбик бортового журнала ученика

Бортовой журнал ученика

Что я знаю по теме урока

Что я узнал(а) о синонимах на уроке



Постановка цели урока:

-Сегодня мы расширим свои знания о синонимах, а так же научимся составлять синонимические ряды.

Работа в группах

-Чтобы работа прошла интересно и понятно, давайте придумаем правила для работы в группах.

Правила для работы в группах:

Говорить по очереди • Активно слушать • Задавать вопросы и спрашивать, есть ли вопросы • Вносить предложения и спрашивать, есть ли предложения у других • Выражать свои мысли и мнения и интересоваться идеями и мнениями других • Коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения • Помогать и просить о помощи • Давать и просить пояснения • Пояснять и оценивать идеи • Принимать групповые решения и приходить к единому мнению • Подводить итоги обсуждения • Приводить убедительные аргументы *Соблюдать время

III. Стадия осмысления.

Творческая работа.

Запишите текст, вставляя в предложения подходящие синонимы:

Апрельское небо …,…,….. 
Птицы в апреле…и….. 
Зеленеет….,….трава. 

-Тем, кто затрудняется, поможет наша волшебная корзиночка. Можно подойти и взять из неё карточку - помощницу со словами: голубое, ясное, шумные, мягкая, крикливые, безоблачное, шелковистая. 

-Как называются несколько синонимов подряд? Прочитайте синонимические ряды из предложений, которые вы записали.

Музыкальная физминутка

Мозговой штурм.

-Придумайте и запишите в тетрадь самый длинный синонимичный ряд к данному слову:

1-я группа: труд

2-я группа: чудный

3-я группа: плакать

4-я группа: хороший

Выступление групп.

Взаимооценивание групп аплодисментами

Анализ и сравнение текстов, используя «Закрытые и открытые вопросы»

Сравним 2 текста о медвежатах.

1. У медведицы в зоопарке появились четыре медвежонка. Веселые малыши хорошо растут. Тренер – дрессировщик уделяет много времени воспитанию и обучению шалунов.

2. В середине зимы у медведицы в берлоге рождаются медвежата. Лежа на боку, мать осторожно держит темно – бурых детенышей около своей груди, кутая их в косматой шерсти. Она закрывает их от холода лапами и головой, согревая своим дыханием. Медвежата питаются молоком матери. (По С. Покровскому)

Беседа по первому тексту.

О ком идет речь в этом тексте? (О четырех медвежатах.)

Как они называются в последующих предложениях? (Веселые малыши, шалуны.)

Можно ли данные слова считать синонимами к слову МЕДВЕЖАТА? (Нет, это скорее синонимы к словам ДЕТИ, РЕБЯТА и словам БАЛОВНИКИ, ОЗОРНИКИ.)

Что же позволяет называть их синонимами? (Смысл, содержание текста.)

Как называются синонимы, сближающиеся в условиях контекста? (Текстовые, контекстуальные.)

Как бы звучал текст, если бы в нем было только точное название животных? (Школьники устно переделывают текст.)

Что можно сказать, сравнивая эти тексты? (Первый легкий, гибкий, его приятно слушать, второй – тяжелый, сухой , его трудно воспринимать.)\

От чего это зависит? (Это связанно с наличием или отсутствием синонимов.)

Следовательно, для чего они используются? (Помогают избежать повторов, соединяют предложения текста. Ярко характеризуют медвежат, раскрывая их повадки.)

Беседа по второму тексту.

Прочитаем второй текст. Уместно ли синонимы ВЕСЕЛЫЕ МАЛЫШИ, ШАЛУНЫ использовать здесь?(Нет, неуместно. В первом тексте речь идет о зоопарке. Там берегут и лелеют медвежат. Это и отражают синонимы. Во втором – медвежата в трескучий мороз родились в берлоге. Им не до веселья и шалостей.)

Какие же синонимы соединяют предложения в данном случае? (МЕДВЕДИЦА – МАТЬ; МЕДВЕЖАТА – ТЕМНО-БУРЫЕ ДЕТЕНЫШИ)

От чего зависит употребление в тексте тех или иных синонимов? (От темы, содержания текста, его основного замысла.)

IV. Стадия рефлексии.

Итог урока

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Чему научились?

- Что поняли?

-Что было самым трудным на уроке?

- Что помогло справиться с трудностями?

- Что было самым важным на уроке?

- Прошу вас заполнить второй столбик «Бортового журнала»

Бортовой журнал ученика

Что я знал по теме урока

Что я узнал(а) на уроке про синонимы





Работа по схеме

- Расскажите о синонимах, используя схему

hello_html_me54cf6a.jpg

А теперь выполните последнее задание. Напишите синквейн на нашу тему и мы посмотрим, к какому выводу вы пришли в ходе нашего исследования. (Заслушиваются 2–3 варианта синквейна, обсуждается получившиеся варианты)

Синквейн

1. ___________________________________ (тема).

2. __________, _________ (2 прилагательных).

3. ________, ________, _________ (3 глагола).

4. _________ _________ ________ __________ (предложение из 4-х слов).

5.__________________ (синонимическое понятие).

Например:

Синоним

Одинаковый, похожий.

Украшает, обогащает, дополняет.

Делает нашу речь выразительной.

Необходимость.

Лист самооценки ученика

Отметь знаком «+» те качества, которые ты приобрел во время работы на уроке

Я научился:

Работать в группе


Создавать синонимические ряды


Подбирать синонимы к словам


Выступать перед классом


Просить помощи, когда возникают трудности


Видеть необычное в привычном


Слушать активно других


Дарить хорошее настроение людям


Составлять синквейн


Давать определение, используя схему


Домашнее задание:

Подобрать синонимичный ряд к слову радость.









Разработка урока по русскому языку "Синонимы" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Класс: 4

Тема урока: «Синонимы»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цельизучить слова синонимы.

Критерии: 1. Знаю что такое синонимы.

              2. Понимаю значение слов синонимов в речи.

              3. Могу подобрать слова синонимы в тексте.

Ожидаемый результат: Ученики умеют находить синонимы в тексте, умеют составлять синонимические ряды

 Ресурсы:маркеры, листы А4, ИКТ, корзиночка, листы самооценки учащихся, бортовые журналы учащихся, разноцветные фантики для деления на группы, мяч, карточки с текстом для творческой работы, карточки со словами для мозгового штурма.

Ход урока.

I.Орг момент.

 «Волшебная корзиночка».

-Здравствуйте ребята! Перед вами волшебная корзиночка.   «Сложите» в неё по очереди каждый свои самые хорошие пожелания для друзей на этот урок (положительные эмоции). Спасибо всем! А теперь я расплескаю эти пожелания на вас для того, чтобы вам интересно и легко было работать сегодня на уроке.

II. Стадия вызова.

Деление на группы. В нашей волшебной корзиночке каждый найдёт для себя волшебный фантик, который поможет ему определиться в группу. Синие – 1 группа, красные – 2 группа, зелёные – 3 группа, жёлтые – 4 группа.

-Расселись? Откройте тетради, запишем число, классная работа.

Интерактивная игра «Подбери словечко»

 с учащимися 1 и 2 группа.

Учащиеся 3 и 4 группы выполняют это упражнение письменно по карточкам

-Сейчас мы попробуем отгадать тему нашего урока. Для этого поиграем в игру «Подбери словечко». Тот, кому я бросаю мяч и говорю слово, должен вернуть мяч мне, подобрав к моему слову своё другое слово,  но близкое по значению моему, например: белый – светлый.

1 и 2 группа.Слова для игры: ходить – шагать, говорить – болтать, строить – созидать, красный – алый, фиолетовый – сиреневый, кушать – есть, школьник – ученик, работать – трудиться.

3 и 4 группа: смеяться – хохотать, грусть – печаль, ненастный – пасмурный, кричит – орёт, большой – огромный, ребёнок – малыш, старик – дедушка, мороз – холод.

-Молодцы! Как называются слова, которые вы сейчас подбирали? Вот мы сейчас и проверим правильность ваших ответов, выполнив чистописание.

 Чистописание:

- Запишите безотрывно эти буквы в тетрадь, соблюдая правильное соединение букв, и простым карандашом зачеркните все буквы д, прочитайте, что у вас получилось.

дсдидндодндидмдыд

-Вот мы и угадали тему нашего урока.

 Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

-Заполните, пожалуйста, первый столбик бортового журнала ученика

Бортовой журнал ученика

Что я знаю по теме урока

Что я узнал(а) о синонимах  на уроке

 

 

Постановка цели урока:

-Сегодня мы расширим свои знания  о синонимах, а так же научимся составлять синонимические ряды.

Работа в группах

-Чтобы работа  прошла интересно и понятно,  давайте придумаем правила для работы в группах.

Правила для работы в группах:

• Говорить по очереди

• Активно слушать

• Задавать вопросы и спрашивать, есть ли вопросы

• Вносить предложения и спрашивать, есть ли предложения у других

• Выражать свои мысли и мнения и интересоваться идеями и мнениями других

• Коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения

• Помогать и просить о помощи

• Давать и просить пояснения

• Пояснять и оценивать идеи

• Принимать групповые решения и приходить к единому мнению

• Подводить итоги обсуждения

• Приводить убедительные аргументы

 

*Соблюдать время

 III. Стадия осмысления.

Творческая работа.

Запишите текст, вставляя в предложения подходящие синонимы:

Апрельское небо …,…,….. 
Птицы в апреле…и….. 
Зеленеет….,….трава. 

-Тем, кто затрудняется, поможет наша волшебная корзиночка. Можно подойти и взять из неё карточку - помощницу со словами: голубое, ясное, шумные, мягкая, крикливые, безоблачное, шелковистая. 

-Как называются несколько синонимов подряд? Прочитайте синонимические ряды из предложений, которые вы записали.

Музыкальная физминутка

Мозговой штурм.

-Придумайте  и запишите в тетрадь самый длинный синонимичный ряд к данному слову:

1-я группа: труд

2-я группа: чудный

3-я группа: плакать

4-я группа: хороший

Выступление групп.

Взаимооценивание групп аплодисментами

Анализ и сравнение текстов, используя «Закрытые и открытые вопросы»

Сравним 2 текста о медвежатах.

1. У медведицы в зоопарке появились четыре медвежонка. Веселые малыши хорошо растут. Тренер – дрессировщик уделяет много времени воспитанию и обучению шалунов.

2. В середине зимы у медведицы в берлоге рождаются медвежата. Лежа на боку, мать осторожно держит темно – бурых детенышей около своей груди, кутая их в косматой шерсти. Она закрывает их от холода лапами и головой, согревая своим дыханием. Медвежата питаются молоком матери. (По С. Покровскому)

Беседа по первому тексту.

– О ком идет речь в этом тексте? (О четырех медвежатах.)

– Как они называются в последующих предложениях? (Веселые малыши, шалуны.)

– Можно ли данные слова считать синонимами к слову МЕДВЕЖАТА? (Нет, это скорее синонимы к словам ДЕТИ, РЕБЯТА и словам БАЛОВНИКИ, ОЗОРНИКИ.)

– Что же позволяет называть их синонимами? (Смысл, содержание текста.)

– Как называются синонимы, сближающиеся в условиях контекста? (Текстовые, контекстуальные.)

– Как бы звучал текст, если бы в нем было только точное название животных? (Школьники устно переделывают текст.)

– Что можно сказать, сравнивая эти тексты? (Первый легкий, гибкий, его приятно слушать, второй – тяжелый, сухой , его трудно воспринимать.)\

– От чего это зависит? (Это связанно с наличием или отсутствием синонимов.)

– Следовательно, для чего они используются? (Помогают избежать повторов, соединяют предложения текста. Ярко характеризуют медвежат, раскрывая их повадки.)

Беседа по второму тексту.

– Прочитаем второй текст. Уместно ли синонимы ВЕСЕЛЫЕ МАЛЫШИ, ШАЛУНЫ использовать здесь?(Нет, неуместно. В первом тексте речь идет о зоопарке. Там берегут и лелеют медвежат. Это и отражают синонимы. Во втором – медвежата в трескучий мороз родились в берлоге. Им не до веселья и шалостей.)

– Какие же синонимы соединяют предложения в данном случае? (МЕДВЕДИЦА – МАТЬ; МЕДВЕЖАТА – ТЕМНО-БУРЫЕ ДЕТЕНЫШИ)

– От чего зависит употребление в тексте тех или иных синонимов? (От темы, содержания текста, его основного замысла.)

IV. Стадия  рефлексии.

    Итог урока

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Чему научились?       

- Что поняли?

   -Что было самым трудным на уроке?

   - Что помогло справиться с трудностями?

 - Что было самым важным на уроке?

- Прошу вас заполнить второй столбик «Бортового журнала»

Бортовой журнал ученика

Что я знал по теме урока

Что я узнал(а) на уроке про синонимы

 

 

 

 Работа по схеме

- Расскажите о синонимах, используя схему

 

А теперь выполните последнее задание. Напишите синквейн на нашу тему и мы посмотрим, к какому выводу вы пришли в ходе нашего исследования. (Заслушиваются 2–3 варианта синквейна, обсуждается получившиеся варианты)

Синквейн

1. ___________________________________ (тема).

2. __________, _________ (2 прилагательных).

3. ________, ________, _________ (3 глагола).

4. _________ _________ ________ __________ (предложение из 4-х слов).

5.__________________ (синонимическое понятие).

Например:

Синоним

Одинаковый, похожий.

Украшает, обогащает, дополняет.

Делает нашу речь выразительной.

Необходимость.

Лист самооценки ученика

Отметь знаком «+» те качества, которые ты приобрел во время работы на уроке

Я научился:        

Работать в группе

 

Создавать синонимические ряды

 

Подбирать синонимы к словам

 

Выступать перед классом

 

Просить помощи, когда возникают трудности

 

Видеть необычное в привычном

 

Слушать активно других

 

Дарить хорошее настроение людям

 

Составлять синквейн

 

Давать определение, используя схему

 

Домашнее задание:

Подобрать синонимичный ряд к слову радость.

 

 

 

 

 

Автор Деблец Людмила павловна
Дата добавления 05.03.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 1700
Номер материала 57553
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓