Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыРазработка урока по русскому языку "Синонимы" (4 класс)

Разработка урока по русскому языку "Синонимы" (4 класс)

Скачать материал

Класс: 4

Тема урока: «Синонимы»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цельизучить слова синонимы.

Критерии: 1. Знаю что такое синонимы.

              2. Понимаю значение слов синонимов в речи.

              3. Могу подобрать слова синонимы в тексте.

Ожидаемый результат: Ученики умеют находить синонимы в тексте, умеют составлять синонимические ряды

 Ресурсы:маркеры, листы А4, ИКТ, корзиночка, листы самооценки учащихся, бортовые журналы учащихся, разноцветные фантики для деления на группы, мяч, карточки с текстом для творческой работы, карточки со словами для мозгового штурма.

Ход урока.

I.Орг момент.

 «Волшебная корзиночка».

-Здравствуйте ребята! Перед вами волшебная корзиночка.   «Сложите» в неё по очереди каждый свои самые хорошие пожелания для друзей на этот урок (положительные эмоции). Спасибо всем! А теперь я расплескаю эти пожелания на вас для того, чтобы вам интересно и легко было работать сегодня на уроке.

II. Стадия вызова.

Деление на группы. В нашей волшебной корзиночке каждый найдёт для себя волшебный фантик, который поможет ему определиться в группу. Синие – 1 группа, красные – 2 группа, зелёные – 3 группа, жёлтые – 4 группа.

-Расселись? Откройте тетради, запишем число, классная работа.

Интерактивная игра «Подбери словечко»

 с учащимися 1 и 2 группа.

Учащиеся 3 и 4 группы выполняют это упражнение письменно по карточкам

-Сейчас мы попробуем отгадать тему нашего урока. Для этого поиграем в игру «Подбери словечко». Тот, кому я бросаю мяч и говорю слово, должен вернуть мяч мне, подобрав к моему слову своё другое слово,  но близкое по значению моему, например: белый – светлый.

1 и 2 группа.Слова для игры: ходить – шагать, говорить – болтать, строить – созидать, красный – алый, фиолетовый – сиреневый, кушать – есть, школьник – ученик, работать – трудиться.

3 и 4 группа: смеяться – хохотать, грусть – печаль, ненастный – пасмурный, кричит – орёт, большой – огромный, ребёнок – малыш, старик – дедушка, мороз – холод.

-Молодцы! Как называются слова, которые вы сейчас подбирали? Вот мы сейчас и проверим правильность ваших ответов, выполнив чистописание.

 Чистописание:

- Запишите безотрывно эти буквы в тетрадь, соблюдая правильное соединение букв, и простым карандашом зачеркните все буквы д, прочитайте, что у вас получилось.

дсдидндодндидмдыд

-Вот мы и угадали тему нашего урока.

 Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

-Заполните, пожалуйста, первый столбик бортового журнала ученика

Бортовой журнал ученика

Что я знаю по теме урока

Что я узнал(а) о синонимах  на уроке

 

 

Постановка цели урока:

-Сегодня мы расширим свои знания  о синонимах, а так же научимся составлять синонимические ряды.

Работа в группах

-Чтобы работа  прошла интересно и понятно,  давайте придумаем правила для работы в группах.

Правила для работы в группах:

• Говорить по очереди                                                                                                                                    • Активно слушать                                                                                                                                                • Задавать вопросы и спрашивать, есть ли вопросы                                                                                      • Вносить предложения и спрашивать, есть ли предложения у других                                                            • Выражать свои мысли и мнения и интересоваться идеями и мнениями других                                           • Коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения                                                                                    • Помогать и просить о помощи                                                                                                                         • Давать и просить пояснения                                                                                                                               • Пояснять и оценивать идеи                                                                                                                                  • Принимать групповые решения и приходить к единому мнению                                                                  • Подводить итоги обсуждения                                                                                                                              • Приводить убедительные аргументы                                                                                                 *Соблюдать время

 III. Стадия осмысления.

Творческая работа.

Запишите текст, вставляя в предложения подходящие синонимы:

Апрельское небо …,…,….. 
Птицы в апреле…и….. 
Зеленеет….,….трава. 

-Тем, кто затрудняется, поможет наша волшебная корзиночка. Можно подойти и взять из неё карточку - помощницу со словами: голубое, ясное, шумные, мягкая, крикливые, безоблачное, шелковистая. 

-Как называются несколько синонимов подряд? Прочитайте синонимические ряды из предложений, которые вы записали.

Музыкальная физминутка

Мозговой штурм.

-Придумайте  и запишите в тетрадь самый длинный синонимичный ряд к данному слову:

1-я группа: труд

2-я группа: чудный

3-я группа: плакать

4-я группа: хороший

Выступление групп.

Взаимооценивание групп аплодисментами

Анализ и сравнение текстов, используя «Закрытые и открытые вопросы»

Сравним 2 текста о медвежатах.

1. У медведицы в зоопарке появились четыре медвежонка. Веселые малыши хорошо растут. Тренер – дрессировщик уделяет много времени воспитанию и обучению шалунов.

2. В середине зимы у медведицы в берлоге рождаются медвежата. Лежа на боку, мать осторожно держит темно – бурых детенышей около своей груди, кутая их в косматой шерсти. Она закрывает их от холода лапами и головой, согревая своим дыханием. Медвежата питаются молоком матери. (По С. Покровскому)

Беседа по первому тексту.

– О ком идет речь в этом тексте? (О четырех медвежатах.)

– Как они называются в последующих предложениях? (Веселые малыши, шалуны.)

– Можно ли данные слова считать синонимами к слову МЕДВЕЖАТА? (Нет, это скорее синонимы к словам ДЕТИ, РЕБЯТА и словам БАЛОВНИКИ, ОЗОРНИКИ.)

– Что же позволяет называть их синонимами? (Смысл, содержание текста.)

– Как называются синонимы, сближающиеся в условиях контекста? (Текстовые, контекстуальные.)

– Как бы звучал текст, если бы в нем было только точное название животных? (Школьники устно переделывают текст.)

– Что можно сказать, сравнивая эти тексты? (Первый легкий, гибкий, его приятно слушать, второй – тяжелый, сухой , его трудно воспринимать.)\

– От чего это зависит? (Это связанно с наличием или отсутствием синонимов.)

– Следовательно, для чего они используются? (Помогают избежать повторов, соединяют предложения текста. Ярко характеризуют медвежат, раскрывая их повадки.)

Беседа по второму тексту.

– Прочитаем второй текст. Уместно ли синонимы ВЕСЕЛЫЕ МАЛЫШИ, ШАЛУНЫ использовать здесь?(Нет, неуместно. В первом тексте речь идет о зоопарке. Там берегут и лелеют медвежат. Это и отражают синонимы. Во втором – медвежата в трескучий мороз родились в берлоге. Им не до веселья и шалостей.)

– Какие же синонимы соединяют предложения в данном случае? (МЕДВЕДИЦА – МАТЬ; МЕДВЕЖАТА – ТЕМНО-БУРЫЕ ДЕТЕНЫШИ)

– От чего зависит употребление в тексте тех или иных синонимов? (От темы, содержания текста, его основного замысла.)

IV. Стадия  рефлексии.

    Итог урока

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Чему научились?       

- Что поняли?

   -Что было самым трудным на уроке?

   - Что помогло справиться с трудностями?

 - Что было самым важным на уроке?

- Прошу вас заполнить второй столбик «Бортового журнала»

Бортовой журнал ученика

Что я знал по теме урока

Что я узнал(а) на уроке про синонимы

 

 

 

 Работа по схеме

- Расскажите о синонимах, используя схему

А теперь выполните последнее задание. Напишите синквейн на нашу тему и мы посмотрим, к какому выводу вы пришли в ходе нашего исследования. (Заслушиваются 2–3 варианта синквейна, обсуждается получившиеся варианты)

Синквейн

1. ___________________________________ (тема).

2. __________, _________ (2 прилагательных).

3. ________, ________, _________ (3 глагола).

4. _________ _________ ________ __________ (предложение из 4-х слов).

5.__________________ (синонимическое понятие).

Например:

Синоним

Одинаковый, похожий.

Украшает, обогащает, дополняет.

Делает нашу речь выразительной.

Необходимость.

Лист самооценки ученика

Отметь знаком «+» те качества, которые ты приобрел во время работы на уроке

Я научился:        

Работать в группе

 

Создавать синонимические ряды

 

Подбирать синонимы к словам

 

Выступать перед классом

 

Просить помощи, когда возникают трудности

 

Видеть необычное в привычном

 

Слушать активно других

 

Дарить хорошее настроение людям

 

Составлять синквейн

 

Давать определение, используя схему

 

Домашнее задание:

Подобрать синонимичный ряд к слову радость.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока по русскому языку "Синонимы" (4 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по корпоративной культуре

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Класс: 4

Тема урока: «Синонимы»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цельизучить слова синонимы.

Критерии: 1. Знаю что такое синонимы.

              2. Понимаю значение слов синонимов в речи.

              3. Могу подобрать слова синонимы в тексте.

Ожидаемый результат: Ученики умеют находить синонимы в тексте, умеют составлять синонимические ряды

 Ресурсы:маркеры, листы А4, ИКТ, корзиночка, листы самооценки учащихся, бортовые журналы учащихся, разноцветные фантики для деления на группы, мяч, карточки с текстом для творческой работы, карточки со словами для мозгового штурма.

Ход урока.

I.Орг момент.

 «Волшебная корзиночка».

-Здравствуйте ребята! Перед вами волшебная корзиночка.   «Сложите» в неё по очереди каждый свои самые хорошие пожелания для друзей на этот урок (положительные эмоции). Спасибо всем! А теперь я расплескаю эти пожелания на вас для того, чтобы вам интересно и легко было работать сегодня на уроке.

II. Стадия вызова.

Деление на группы. В нашей волшебной корзиночке каждый найдёт для себя волшебный фантик, который поможет ему определиться в группу. Синие – 1 группа, красные – 2 группа, зелёные – 3 группа, жёлтые – 4 группа.

-Расселись? Откройте тетради, запишем число, классная работа.

Интерактивная игра «Подбери словечко»

 с учащимися 1 и 2 группа.

Учащиеся 3 и 4 группы выполняют это упражнение письменно по карточкам

-Сейчас мы попробуем отгадать тему нашего урока. Для этого поиграем в игру «Подбери словечко». Тот, кому я бросаю мяч и говорю слово, должен вернуть мяч мне, подобрав к моему слову своё другое слово,  но близкое по значению моему, например: белый – светлый.

1 и 2 группа.Слова для игры: ходить – шагать, говорить – болтать, строить – созидать, красный – алый, фиолетовый – сиреневый, кушать – есть, школьник – ученик, работать – трудиться.

3 и 4 группа: смеяться – хохотать, грусть – печаль, ненастный – пасмурный, кричит – орёт, большой – огромный, ребёнок – малыш, старик – дедушка, мороз – холод.

-Молодцы! Как называются слова, которые вы сейчас подбирали? Вот мы сейчас и проверим правильность ваших ответов, выполнив чистописание.

 Чистописание:

- Запишите безотрывно эти буквы в тетрадь, соблюдая правильное соединение букв, и простым карандашом зачеркните все буквы д, прочитайте, что у вас получилось.

дсдидндодндидмдыд

-Вот мы и угадали тему нашего урока.

 Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

-Заполните, пожалуйста, первый столбик бортового журнала ученика

Бортовой журнал ученика

Что я знаю по теме урока

Что я узнал(а) о синонимах  на уроке

 

 

Постановка цели урока:

-Сегодня мы расширим свои знания  о синонимах, а так же научимся составлять синонимические ряды.

Работа в группах

-Чтобы работа  прошла интересно и понятно,  давайте придумаем правила для работы в группах.

Правила для работы в группах:

• Говорить по очереди

• Активно слушать

• Задавать вопросы и спрашивать, есть ли вопросы

• Вносить предложения и спрашивать, есть ли предложения у других

• Выражать свои мысли и мнения и интересоваться идеями и мнениями других

• Коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения

• Помогать и просить о помощи

• Давать и просить пояснения

• Пояснять и оценивать идеи

• Принимать групповые решения и приходить к единому мнению

• Подводить итоги обсуждения

• Приводить убедительные аргументы

 

*Соблюдать время

 III. Стадия осмысления.

Творческая работа.

Запишите текст, вставляя в предложения подходящие синонимы:

Апрельское небо …,…,….. 
Птицы в апреле…и….. 
Зеленеет….,….трава. 

-Тем, кто затрудняется, поможет наша волшебная корзиночка. Можно подойти и взять из неё карточку - помощницу со словами: голубое, ясное, шумные, мягкая, крикливые, безоблачное, шелковистая. 

-Как называются несколько синонимов подряд? Прочитайте синонимические ряды из предложений, которые вы записали.

Музыкальная физминутка

Мозговой штурм.

-Придумайте  и запишите в тетрадь самый длинный синонимичный ряд к данному слову:

1-я группа: труд

2-я группа: чудный

3-я группа: плакать

4-я группа: хороший

Выступление групп.

Взаимооценивание групп аплодисментами

Анализ и сравнение текстов, используя «Закрытые и открытые вопросы»

Сравним 2 текста о медвежатах.

1. У медведицы в зоопарке появились четыре медвежонка. Веселые малыши хорошо растут. Тренер – дрессировщик уделяет много времени воспитанию и обучению шалунов.

2. В середине зимы у медведицы в берлоге рождаются медвежата. Лежа на боку, мать осторожно держит темно – бурых детенышей около своей груди, кутая их в косматой шерсти. Она закрывает их от холода лапами и головой, согревая своим дыханием. Медвежата питаются молоком матери. (По С. Покровскому)

Беседа по первому тексту.

– О ком идет речь в этом тексте? (О четырех медвежатах.)

– Как они называются в последующих предложениях? (Веселые малыши, шалуны.)

– Можно ли данные слова считать синонимами к слову МЕДВЕЖАТА? (Нет, это скорее синонимы к словам ДЕТИ, РЕБЯТА и словам БАЛОВНИКИ, ОЗОРНИКИ.)

– Что же позволяет называть их синонимами? (Смысл, содержание текста.)

– Как называются синонимы, сближающиеся в условиях контекста? (Текстовые, контекстуальные.)

– Как бы звучал текст, если бы в нем было только точное название животных? (Школьники устно переделывают текст.)

– Что можно сказать, сравнивая эти тексты? (Первый легкий, гибкий, его приятно слушать, второй – тяжелый, сухой , его трудно воспринимать.)\

– От чего это зависит? (Это связанно с наличием или отсутствием синонимов.)

– Следовательно, для чего они используются? (Помогают избежать повторов, соединяют предложения текста. Ярко характеризуют медвежат, раскрывая их повадки.)

Беседа по второму тексту.

– Прочитаем второй текст. Уместно ли синонимы ВЕСЕЛЫЕ МАЛЫШИ, ШАЛУНЫ использовать здесь?(Нет, неуместно. В первом тексте речь идет о зоопарке. Там берегут и лелеют медвежат. Это и отражают синонимы. Во втором – медвежата в трескучий мороз родились в берлоге. Им не до веселья и шалостей.)

– Какие же синонимы соединяют предложения в данном случае? (МЕДВЕДИЦА – МАТЬ; МЕДВЕЖАТА – ТЕМНО-БУРЫЕ ДЕТЕНЫШИ)

– От чего зависит употребление в тексте тех или иных синонимов? (От темы, содержания текста, его основного замысла.)

IV. Стадия  рефлексии.

    Итог урока

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Чему научились?       

- Что поняли?

   -Что было самым трудным на уроке?

   - Что помогло справиться с трудностями?

 - Что было самым важным на уроке?

- Прошу вас заполнить второй столбик «Бортового журнала»

Бортовой журнал ученика

Что я знал по теме урока

Что я узнал(а) на уроке про синонимы

 

 

 

 Работа по схеме

- Расскажите о синонимах, используя схему

 

А теперь выполните последнее задание. Напишите синквейн на нашу тему и мы посмотрим, к какому выводу вы пришли в ходе нашего исследования. (Заслушиваются 2–3 варианта синквейна, обсуждается получившиеся варианты)

Синквейн

1. ___________________________________ (тема).

2. __________, _________ (2 прилагательных).

3. ________, ________, _________ (3 глагола).

4. _________ _________ ________ __________ (предложение из 4-х слов).

5.__________________ (синонимическое понятие).

Например:

Синоним

Одинаковый, похожий.

Украшает, обогащает, дополняет.

Делает нашу речь выразительной.

Необходимость.

Лист самооценки ученика

Отметь знаком «+» те качества, которые ты приобрел во время работы на уроке

Я научился:        

Работать в группе

 

Создавать синонимические ряды

 

Подбирать синонимы к словам

 

Выступать перед классом

 

Просить помощи, когда возникают трудности

 

Видеть необычное в привычном

 

Слушать активно других

 

Дарить хорошее настроение людям

 

Составлять синквейн

 

Давать определение, используя схему

 

Домашнее задание:

Подобрать синонимичный ряд к слову радость.

 

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 115 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.03.2015 494
    • DOCX 80.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Деблец Людмила Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Деблец Людмила Павловна
    Деблец Людмила Павловна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1024
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Курс повышения квалификации

Особенности развития критического мышления обучающихся в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 256 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 27 человек

Мини-курс

Управление персоналом и коммуникация в команде

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов

Мини-курс

Основы дизайна в Figma

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 83 человека из 28 регионов

Мини-курс

ФАОП: регулирование образовательного процесса и программ

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе