Главная / Начальные классы / Разработка урока по русскому языку "Правописание безударных окончаний имён существительных 2-го склонения"

Разработка урока по русскому языку "Правописание безударных окончаний имён существительных 2-го склонения"

hello_html_m447bc0a3.gifhello_html_255a8be3.gifhello_html_m447bc0a3.gifhello_html_m447bc0a3.gifhello_html_m447bc0a3.gifhello_html_m447bc0a3.gifhello_html_m447bc0a3.gifhello_html_m447bc0a3.gifУчитель: Нуруллина Гульнара Гильфановна

Предмет: Русский язык

Класс: 3


Тема: «Правописание безударных окончаний имён существительных 2-го склонения»

Цель: научить писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения

Задачи:

- Организовать деятельность обучающихся по систематизации знаний в правописании безударных падежных окончаний имён существительных 2-го склонения;

- способствовать самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях урока;

- сформировать алгоритм деятельности при проверке безударного окончания существительного;

- развивать основные мыслительные операции: память, рефлексию, умозаключение, анализ.

Дидактическая задача урока: Формирование УУД в условиях решения практических задач

Планируемые результаты:

Личностные:

Осознавать роль языка в жизни людей;

Понимать эмоции одноклассников, выражать свои эмоции;

Уметь делать самооценку на основе наблюдений за собственной речью

Метапредметные:

Регулятивные:

Самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Составлять план решения учебной проблемы;

Работать по плану

Познавательные:

Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Строить рассуждения;

Устанавливать причинно-следственные связи: оформлять свои мысли в письменной речи

Коммуникативные:

Научатся быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

Получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное

Предметные:

Научатся использовать приём проверки безударных личных окончаний имён существительных 1,2-го склонения;

Получат возможность научиться осознавать место возможного возникновения ошибки в окончаниях имён существительных

Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными навыками

Форма проведения: Путешествие по весеннему лесу с исследованием и использованием ИКТ

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый

Приёмы: игровые моменты, презентация, наглядность, работа в парах, индивидуальная работа, фронтальная работа, взаимопроверка, самопроверка.






































Ход урока


  1. Организационный этап (мобилизующее начало).

Сегодня урок у нас необычный, праздничный и деловой. Я желаю вам успеха, а вы своим взглядом пожелайте успеха своему товарищу и мне. Слайд 1

Я приглашаю вас отправиться в путешествие. Во время путешествия все учётные записи нужно фиксировать. Я предлагаю фиксировать всё в тетради.


  1. Мотивация учащихся к учебной деятельности.

А чтобы узнать, в какое путешествие я вас приглашаю, нужно выполнить задание и догадаться: вставьте нужное безударное окончание имён существитьельных

- По тропинк…, на дерев…, на полянк…, у берёзк…, от ёлочк…, к сосн…, на сучк… .

Проверка

- Ребята, какие трудности возникли, при выполнении задания?

- Кто же догадался, куда я вас приглашаю?

- Мы отправимся в лес сказочно красивый, весенний. Слайд 2

  1. Формулирование темы обучающимися.

- Возникла проблема и её надо решить.

- Кто-то может сформулировать цель нашего урока? (Научиться писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения) Слайд 3


4. Постановка обучающимися задач урока

- Это для нас новый материал?

- При изучении его сможем опираться на какие-то ранее полученные знания?

- Какие задачи поставим перед собой на уроке?


5. Актуализация знаний (субъектного опыта учащихся).

- Как вы действовали при написании окончаний имён существительных 1-го склонения?

Имя существительное Слайд 4

Начальная форма: ед. ч., И. п. Слайд 5

Определяю склонение Слайд 6

Определяю падеж или подставляю слова-помощники Слайд 7


- Имена существительные, которые вызвали затруднения, к какому склонению относятся?

- Что нужно вспомнить про существительные 2-го склонения? Слайд 8

- Как же спланируем свою работу?

- А теперь отгадайте загадки весны: Слайд 9


Старый снег на солнце тает

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса – 

Вот и к нам пришла ...

(Весна).


В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

(Ручеек)


Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтобы пел нам  пересмешник,

Смастерили мы … (скворечник).


А  на ветке чей-то дом.

Ни дверей, ни окон в нем.

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут …  (гнездо).


Первым вылез из землицы на проталинке.

Он мороза не боится, хоть и маленький.

(Подснежник)


Он черной тучей был сначала,
Он белым пухом лег на лес.
Покрыл всю землю одеялом,
А по весне совсем исчез. (Снег)


Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко  щедрее.

Воробей погоде рад

Заглянул к нам месяц … (март).




- Какое слово лишнее? Почему? (Весна – ж. р., 1-е скл.). Не относится к цели нашего урока.

- По какому признаку можно объединить все остальные слова?

(Подснежник, снег – однокоренные слова,

Март, скворечник, ручеек – сущ., ед.ч., м. р., 2-го скл.

Гнездо – сущ., ед.ч., ср. р., 2-го скл.)


- Отправляясь в лес, каких лесных жителей мы можем там встретить?

Слайд 10

- Какого склонения имена существительные кабан и волк? Докажите.

- Просклоняйте имена существительные кабан, волк по карточкам. Почему они состоят из двух частей? (Первая часть – основа слова, вторая – окончание)

- Почему вторая часть состоит из шести частей? (У существительных 6 падежей – 6 разных форм)

- А теперь вы будите исследователями. Догадались, какую часть будете исследовать? (окончание)

- Какого склонения эти имена существительные?


6. Первичное усвоение новых знаний.

- Допишите падежные окончания имён существительных 2-го склонения.




кабан

И. п.

Р. п.

Д. п.

В. п.

Т. п.

П. п.



волк

И. п.

Р. п.

Д. п.

В. п.

Т. п.

П. п.


- Взаимопроверка в парах.


7. Первичная проверка понимания.

- Склонение какого из этих имён существительных вызвало у вас затруднение и почему?

- Как проверить безударное окончание имён существительных 2-го склонения? Слайд 11

- Как можно поверять безударные оукончания имён существительных 2-го склонения? (С помощью падежных окончаний имён существительных 2-го склонения, или слов помощников)

- Давайте в учебнике на с.57 узнаем слова-помощники для существительных 2-го склонения (слон, колесо).


  8. Первичное закрепление.

1) - Вы любите весну? Почему? Слайд 12

- Посмотрите на рисунок и найдите 4 существительных 2-го склонения, запишите эти существительные, обсудив в группах:

1, 2 группа: в родительном падеже

3, 4 группа: в дательном падеже

5 группа: в предложном падеже

(После обсуждения записывают слова в свою тетрадь)

- На доске карточки с окончаниями, ребята от каждой группы выберите свои окончания и аргументируйте свой ответ. Проверьте окончания по учебнику с. 58.

2) – Давайте составим предложение, используя записанные вами слова и разберём его.

- Ручеёк течёт по весеннему лесу.

3) – Догадайтесь, какое слово лишнее в каждом столбике, и вы прочитаете предложение-просьбу: Слайд 13

около тополя

о волке

берегите

у белки

до рощи

к лисе

в дупле

про медведя

по дорожке

лес

к дереву

о зайце


- В первом столбике лишнее слово берегите (глагол), во втором – лес (дикие звери)

- Что получилось? (Берегите лес!)

- Кто должен беречь лес и от кого? Что вы можете сделать для спасения природы?

- Человек (новое словарное слово); просклоняйте по падежам это слово, употребив с предлогом в каждом падеже.

4) Какие слова в каждом столбике относятся к поставленной цели урока? Докажите. Какой алгоритм проверки безударного окончания имён существительных 2-го склонения вывели?


9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- С.58, упр.1, объяснить выбор окончания имён существительных.


10. Рефлексия (подведение итогов занятия)

1) "Расскажи по схеме":

 Я знаю

Я запомнил

Я смог

2) + знаю и умею применять

! знаю, но не всегда могу применить

? не уверен в своих знаниях

- пока не знаю и не умею

3) На листе бумаги, на обведённой ладошке. Каждый палец – это позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

    большой – «Для меня это важно и интересно …»

    указательный – «Я бы мог, но не спросили...»

    средний – « У меня всё время вертелось в голове...»

    безымянный – « Если бы я был учителем...»

  мизинец – « Мне понравилось...»


Разработка урока по русскому языку "Правописание безударных окончаний имён существительных 2-го склонения"
  • Начальные классы
Описание:

Разработка урока по русскому для учащихся 3 класса по УМК "Школа 21 века"/

Тема: «Правописание безударных окончаний имён существительных 2-го склонения»

         Цель: научить писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения

         Задачи:

- Организовать деятельность обучающихся по систематизации знаний в правописании безударных падежных окончаний имён существительных 2-го склонения;

- способствовать самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях урока;

- сформировать алгоритм деятельности при проверке безударного окончания существительного;

- развивать основные мыслительные операции: память, рефлексию, умозаключение, анализ.

Дидактическая задача урока: Формирование УУД в условиях решения практических задач

Автор Нуруллина Гульнара Гильфановна
Дата добавления 26.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1674
Номер материала 5565
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы