Главная / Русский язык и литература / Разработка урока по русскому языку по теме

Разработка урока по русскому языку по теме

http://www.zavuch.ru/methodlib/151/121217/

Жидких Майя Григорьевна. МАОУ «Лицей №8», г. Пермь

Урок русского языка по теме «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

Приветствие. Оргмомент.

Учитель: Мы продолжаем, ребята, уроки по изучению имени существительного. Как всегда, нам нужен наш научный консультант. Им сегодня станет тот, кто первым правильно ответит на вопрос: Без топора, а мост состроил (Мороз).

Выбранный научный консультант напомнит всем всё, что ему известно об имени существительном.

Этап актуализации и мотивации.

У детей на столах короткий отрывок из строфы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

вот уж по Тверской
Возок несется чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
________________________
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.

Учитель: Поработаем в парах. Посмотрите внимательно на стихи, на ту часть, что находится над чертой, и скажите, чем они примечательны, чем интересны, какую особенность вы в них заметили.

Ответы детей: Большинство слов в стихотворении – существительные и стоят в форме множественного числа. Кроме того, они все стоят в И. п.

Учитель: Правильно. Хорошо. По каким еще морфологическим признакам можно распределить все эти существительные?

Ответы детей: Их можно распределить по родам, по склонениям, по одушевленности-неодушевленности, на собственные и нарицательные.

Учитель: Молодцы. Мы вспомнили все морфологические признаки существительного. А теперь я предлагаю вам прочитать нижнюю часть строфы из романа. И проанализировать (можно устно) встретившиеся вам существительные по известным категориям (первый ряд – по родам, второй – по склонениям, третий – по числам). Можно работать в группе, но по рядам.

Если есть необходимость, обратиться к словарю: Бухарцы – жители Бухары (объяснить); лачужка от лачуга – небольшое убогое жилище. (убогое – бедное, нищее). Это задание может выполнять научный консультант.

Учитель: Возникли ли какие-то трудности в этом случае в определении рода, склонения и числа? Записать на доске (по одному человеку от каждого ряда) слова, вызвавшие затруднения.

Запись на доске и в тетради: (в столбик) сани, ворота.

Этап целеполагания.

Учитель: Что вы можете сказать про эти существительные?

Ответы детей: Они всегда остаются в одной форме, в форме множественного числа. Они не имеют рода. Они склоняются по падежам.

Учитель: Теперь, я думаю, вы сможете определить тему и цель нашего урока.

Ответы детей: тема – существительные, которые имеют форму только множественного числа. Цель – научиться находить такие существительные в речи.

Этап осмысления новых знаний и способов деятельности.
Учитель: Вы думаете, что этих существительных всего два? Запишите, пожалуйста, продолжая наш столбик, ответы на загадки. Но прежде мы с вами договоримся о критериях оценивания ваших ответов. Предлагаю считать основным критерием оценивания ясность, обоснованность и грамотность изложения своего ответа (Выслушать мнения детей).

Под ногами у меня
      Деревянные друзья.
      Я на них лечу стрелой,
      Но не летом, а зимой.
     
 (лыжи)

Две сестрёнки, две плетёнки
      Из овечьей шерсти тонкой.
      Как гулять - так надевать,
      Чтоб не мёрзли пять да пять.
      (рукавички)

Летом спят, а зимой бегут.
(сани)

Запись на доске и в тетради:
сани,
ворота,
лыжи,
рукавички (варежки). (последнюю отгадку «сани» можно уже не писать)

Учитель: Наш столбик можно еще продолжить, а для этого обратимся к упр. 395. Что мы видим на картинках? Грабли, ворота, брюки. Допишем наш столбик:
сани,
ворота,
лыжи,
рукавички,
грабли,
брюки.

Учитель: найдите лишние слова, объясните, почему они лишние.

Ответы детей: лишние слова «лыжи» и «рукавички», потому что можно сказать «одна лыжа», «одна рукавичка».

Учитель: Сформулируйте правило, по которому можно определить такие существительные.

Ответы детей: Существительные только множественного числа обозначают парные предметы, но такие, которые не имеют формы единственного числа. Две одинаковые части таких существительных «связаны» друг с другом.

Учитель: Молодцы. Давайте прочитаем, что нам говорит про эти существительные наш учебник. Обратитесь к словам, заключенным в рамочку на стр. 39.

Физкультминутка



Этап закрепления новых знаний
1. Действие по образцу

Учитель: Используйте наши знания на деле и решите упр. 396. Результаты запишите в виде таблицы. Дайте названия колонкам вашей таблицы.

Ответ детей:
Должна получиться таблица

Смысловые группы

Примеры

Географ. Объекты

Альпы, Кордильеры

Парные предметы

Ножницы, тиски,

Вещества

Сливки, духи

Отрезки времени

Сумерки

События

Именины



Учитель: Обратитесь снова к правилу (словам в рамочке) и скажите, слов какой смысловой группы нет в этом упражнении?

Ответы детей: Нет слов группы игра.

Учитель: Предлагаю посмотреть упражнение 398 и выписать из него недостающие примеры игр и дополнить нашу таблицу. Добавьте ваши примеры (дополнительные баллы за собственные примеры)

2. Выявление особенностей

Учитель: И даже среди этих существительных есть особенности. Чтобы узнать про них, рассмотрим упр. 397. Выше мы говорили про существительные «лыжи» и «рукавички». Сравните их с существительным «очки», сделайте вывод. С каким лексическим явлением мы имеем дело в таком случае?

Ответы детей: Существительное «очки» может быть в форме «очко», если имеется в виду «балл». «Очки» как средство для исправления зрения и «очки» как количество баллов являются омонимами.

Мини-физкульт. пауза

Вариативность применения знаний и способов действий с ними.

Учитель: Молодцы. Потренируемся далее в склонении имен существительных имеющих форму только множественного числа. Запишите в тетради столбиком слова, записанные на доске и найдите их пару в Р.п. Правильные ответы поощряются дополнительными баллами:
будни – будней (Р.п.)
всходы – всходов (Р.п.)
джунгли – джунглей (Р.п.)
дрова – дров (Р.п.)
перила – перил (Р.п.)
сутки – суток (Р.п.)
хлопоты – хлопот (Р.п.)
часы – часов (Р.п.)
шахматы – шахмат (Р.п.)
ясли – яслей (Р.п.)

Выслушать ответы детей, сделать, если надо исправления. Со словами, в которых были ошибки, составить предложение (-я).

Учитель: Найдите, в чем хитрость данных имен существительных. (На доске записаны слова, но до времени скрыты). Запишите их также в столбик. Ответ аргументируйте:
инициалы - инициал
кавычки - кавычка
тапочки - тапочка
туфли - туфля
Ответы детей: Эти существительные имеют форму единственного числа, но чаще всего используются в форме множественного, как «лыжи» и «рукавички».

Учитель: Молодцы. Теперь еще раз просмотрите все ваши записи и сформулируйте вывод об именах существительных, имеющих форму только множественного числа.

Ответы детей: Существительные только множественного числа не имеют рода, склоняются по падежам, могут быть собственными наименованиями, могут иметь омонимы, могут иметь форму ед. числа, но чаще всего используются только в форме множественного числа.

Ещё раз делает вывод по уроку выбранный научный консультант.

Оценивание обучающихся за работу на уроке.

Контроль.
Д/з. 1) Найдите в толковом словаре 5-6 примеров существительных только множественного числа, выпишите их определения; 2) запишите 5-6 предложений с существительными только множественного числа в разных формах (на выбор). (по желанию: нарисуйте 3-4 картинки с такими существительными (в тетради).

Спасибо всем за работу на уроке. До встречи.

Разработка урока по русскому языку по теме
  • Русский язык и литература
Описание:

Вам предлагается Конспект урока по теме "Имена существительные, имеющие форму только множественного числа".

Начинаем с этапа актуализации - вспоминаем всё, что детям известно об имени существительном.

Проводим работу с данным текстом, распределяя имена существительные по разным категориям.

Выявляем имена существительные, которые не подошли ни под одну из категорий. Обсуждаем морфологические признаки этих имен существительных.

После этапа целеполагания переходим к этапу осмысления новых знаний и действий и с ними. Прежде делаем небольшую паузу и находим ответы на загадки. Отгадками будут слова, имеющие форму множественного числа.

Выводим правило и обращаемся к учебнику. Читаем формулировку в учебнике-хрестоматии и переходим к решению упражнения.

Выполняем осложненную задачу на склонение имен существительных множественого числа.

В конце урока подводим итоги, оцениваем работу и выбираем домашнее задание.

Автор Жидких Майя Григорьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 280
Номер материала 29527
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓