Тема
урока: « Безличные глаголы» 6 класс
Цели
урока:
1. Активизировать
работу обучающихся на уроке путем создания проблемной ситуации.
2. Развивать
умения обучающихся:
-
самостоятельно определять свои знания по изучаемой теме;
-
сравнивать, анализировать, формулировать вопросы;
-
систематизировать материал в кластер.
3.
Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме их
практическое применение.
4.
Развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать, сопоставлять, овладевать
научным стилем речи.
Используемое
оборудование:
• Мультимедийная
презентация урока
• Раздаточный
материал
Тип
урока:
изучение нового материала
Применяемая
технология :
« Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Приемы: Прием «мозгового штурма»;
составление кластера
Ключевая
идея:
развитие коммуникативной компетенции учащихся через групповое взаимодействие
посредством активизации критического мышления.
Ход урока:
1
Орг момент
Приветствие
учителя:
-Здравствуйте,
ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке, и вы готовы к совместной творческой
работе. Тренинг «Приветствие»
Деление
класса на 3 группы ( по временам )
2.Стадия
вызова-целеполагание
Прослушайте
стихотворение- загадку, которое поможет вам вспомнить изучаемую тему:
Что
без меня предметы?
Лишь
названья.
Но
я приду- все в действие придет.
Летит
ракета, люди строят зданья,
И
рожь в полях растет.
(обучающиеся
предполагают, что это глагол)
Да,
это – глагол. Мы много знаем об этой части речи. Давайте вспомним! Что вы
помните об этой части речи!
А
давайте с вами представим, что «Глагол-часть речи»- это большая галактика Известный
русский лингвист А. М. Пешковский утверждал, что «глаголы-это слова, оживляющие
все, к чему они приложены». И это действительно так. С помощью имен
существительных можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные
помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы
могут «оживить» окружающий нас мир.
Сегодня
нам предстоит знакомство с группой очень интересных глаголов. Чем они интересны
и как они называются- пока это секрет, который нам с вами предстоит разгадать.
Представьте,
что они потеряли свое имя, а мы можем его найти. Вы, наверное, обратили
внимание, что на доске записано число, но не записана тема урока.
Как
вы думаете почему?
(Обучающиеся
отвечают, что тему урока предстоит сформулировать в ходе работы).
У:
Вернув глаголам потерянное имя, мы выясним тему нашего урока.
Задание
На
доске записаны предложения. Разделите их на две группы. проблема (работа в
группе) 5 минут
Лес
постепенно темнеет . Рассвело. Молния зажгла сарай. Не сидится дома. Как легко
дышится на рассвете.
-На
какие группы разделили? Обоснуйте свое мнение.
(Две
группы: 1. Предложения с обоими главными членами
2. Предложения с одним главным членом)
У:
Работаем с группой предложений:
Совсем
рассвело. Не сидится дома. Как легко дышится на рассвете. (Остальные стираются с
доски).
У:
Что общего, кроме того, что это односоставные предложения, вы заметили?
(Главный
член предложения один - сказуемое)
У: А
что можно сказать о подлежащем? Требуется ли оно в таких предложениях?
(Его
нет, оно и не нужно)
У:
Есть ли здесь действующее лицо?
(Нет)
У:
То есть, какие это глаголы? (Без лица)
Значит
имя у них…….(Безличные глаголы)
У:
Правильно, это безличные глаголы. Итак, записываем тему урока в тетрадь, там
где оставлено место.
У:
Давайте определим цели нашего урока (…………………..)
Вывод:
-
Научимся отличать безличные глаголы от других;
-Учиться
находить их в предложении;
-
Научимся составлять с безличными предложениями предложения.
-Какие
качества нам помогут, чтобы мы справились с сегодняшним уроком?
-Какими
вы должны быть? (внимательными, активными, самостоятельными….)
3.Первичное
закрепление нового материала. Смысловая стадия.
Учитель – А как можно изобразить безличный глагол?
Перед вами чистые листы бумаги (небольшие квадраты) изобразите безличный глагол
так, как вы его представляете, а на другой стороне глагол который имеет лицо
Теперь мы с
вами немного поиграем. Немой опрос.
1.Приближался
рассвет. 2.Вечерело. 3.Весь день идёт дождь.4.Как быстро рассвело! 5.Мне долго
не спалось. 6.Сегодня все хорошо работали!7. В ушах зазвенело.
Задание
Выписать
отдельно безличные глаголы, обозначающие
1)явление
природы, 2) состояние человека
Смеркалось
(3-е л.) не дышится (3-е л)
Посвежело
(ср. р) не сидится (3-е л)
Вечерело
(ср.р) дремлется (3-е л)
Подморозило
(ср.р) Все в изъявительном
наклон.
Стемнеет
(3-е л)
Вьюжило
(ср.р)
Все
глаголы изъявительного наклонения
Не
сидится в хате, не лежится на печи, были в тени, дремлется в кроватке. (
Взаимооценивание)
Вывод: Безличные глаголы
выражают-явления природы (морозит, вечереет); состояние человека (знобит,
лихорадит, нездоровится).
!!!!!!!!!Доделываем
кластер!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Задание Переделайте предложения, используя в них безличные глаголы.
Ставьте
глагол в том же времени, в каком он употреблен в данных предложениях.
1. С
утра был мороз.- С утра подморозило.
2. Наступал
вечер.
3. Приближался
рассвет.
4. Скоро
наступит рассвет.
5. У
меня была лихорадка. – Меня лихорадило.
6. Я
всю ночь не спал.
7. Ты
нездоров?
8. У
него озноб.
9. Я
с трудом дышу в жаркий день.
1. Безличный глагол отличается от личного … в предлжении нет
подлежащего.
2. …выражен в форме ……
Оцените
себя. Самооценивание
7
Р.р. Творческая работа. Работа в группах.
Задача:
Составить текст-описание природы по картине с использованием безличных
глаголов.
-Картины
И.Левитана «Март» и «Большая вода». Звучит фрагмент произведения А.Вивальди П.
Чайковский«Весна»
Оцените
себя
8
Верные –неверные утверждения
Задание: выдели неверные утверждения
взаимопроверка
Тезисы:
1. Безличные
глаголы – это глаголы, не изменяющиеся по лицам.
2. В
предложении безличные глаголы зависят от подлежащего.
3.
Личный глагол может стать безличным.
4.
Безличный глагол не может употребляться в форме условного наклонения.
5.
Безличный глагол не может употребляться в форме повелительного наклонения.
6.
Безличный глагол употребляется в предложении без подлежащего.
7.
Безличный глагол имеет лицо.
10
Рефлексия закончи предложения…..
«Безличный
глагол – это ….»;
«Безличный
глагол употребляется в предложении, где ...»;
«Самым
интересным для меня на занятии было...».
9
Итог
Выберите
такой смайлик , который соответствует вашему эмоциональному настроению
сейчас. Спасибо!
10
Д/з
1 группа
Написать сочинение-описание по теме « Весна»
Всем
упражнение
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.