Тема: Собирательные
числительные
Цели: повторить
теоретически материал по теме; развивать умение различать собирательные
числительные и собирательные существительные; научить грамотно использовать
собирательные числительные в устной и письменной речи.
Тип урока:
применения и совершенствования знаний.
Ход
урока
I.
Организационный момент
II.
Актуализация
А начнем сегодня мы наш урок с пословиц,
потому что в каждой пословице заложен поучительный смысл, каждая пословица-это
кладезь народной мудрости.
– Прочитайте и объясните смысл каждой
пословицы.
– Какая тема объединяет эти пословицы? (Взаимовыручка,
товарищество).
– Какая из пословиц не подходит по смыслу к
остальным? Почему? (Двое пашут– семеро руками машут).
– Назовите орфограммы в глаголах.
Один и дома горюет , а двое и в поле
воюют.(воюет– горюет)
Рука руку моет, и обе белы бывают.
В полплеча работа тяжела, а оба подставишь
– легче справишь. (Подставишь – справишь).
Двое пашут, а семеро руками машут.
Давайте назовем в последней
пословице все части речи.
Двое пашут, а семеро руками машут.
– Есть ли в пословице числительное? На
какой вопрос оно отвечает? (Сколько?)
– К какой группе оно относятся?
(Количественные). Как вы определили? (По вопросу)
– А какие вы знаете разряды количественных
числительных? (Собирательные, дробные, порядковые)
– Что обозначает числительное из пословицы?
( Что несколько предметов объединены как единое целое, собираются).
– Как вы думаете, к какому разряду
относится числительное? ( К собирательным)
– Итак, определите тему урока. (Собирательные
числительные).
– Сформулируйте цель (познакомиться с
разрядом “собирательные числительные”, учиться правильно отличать их от других
числительных).
- Запишите слова, которые являются
числительными. Составьте с ними по одному словосочетанию:
Двести, трое,
двое, пятерка, восемь, удвоить, расстроенный, четверо, четверка, сто семьдесят
шесть, вчетвером, семидесятый, в-третьих, семеро, семерка, пара, три четверти,
пятидесятилетний, восьмисотый.
- Какие из записанных слов несколько
отличаются как от количественных, так и от порядковых числительных? (трое,
двое, семеро)
III.
Изучение нового материала
Как вам известно, числительное – особая часть
речи, которая называет количество предметов или порядок предметов при счете, не
называя ни самих предметов, ни их признаков.
- какие разряды числительных вам известны?
(количественные и порядковые)
- на какие вопросы они отвечают?
- как изменяются числительные, какие
характеристики имеют? (количественные – по падежам, порядковые – по падежам,
родам и числам)
Есть особый разряд числительных, схожих по
характеристикам как с собственно числительными, так и с прилагательными, - это
собирательные числительные. Их совсем немного: двое, трое, четверо, пятеро,
семеро, оба.
Собирательные числительные образуются от
количественных: двое, трое при помощи суффикса j(е); четверо и др. - при помощи суффикса -ер(о).
- два → дво[j]е
- три → тро[j]е
- пять → пятеро
- шесть → шестеро
- Знаете ли вы о существовании таких
числительных в других изучаемых вами языках? Приведите примеры из казахского и
английского языков.
- Знаком ли вам термин «собирательные»? При
изучении чего вы с ним встречались? Приведите примеры.
- Какое значение передают собирательные
существительные?
- Попробуйте сформулировать определение, что
обозначают собирательные числительные.
1. Запишите числительные вместе с
существительными в указанных падежах. Составьте устно несколько предложений с
составленными словосочетаниями.
Семеро конькобежцев (Р.п.,
Т.п.), пятеро товарищей (Д.п., П.п.), четверо велосипедистов (Р.п., Д.п.), двое
мотоциклистов (Т.п., П.п.), трое лисят (Т.п., П.п.), семеро козлят (Р.п.,
Д.п.).
- Заметили ли вы при выполнении задания, что
мы не использовали определенную группу существительных? Почему?
2. Работа в парах или малых группах.
- Подумайте и попробуйте сформулировать
правило употребления собирательных числительных с существительными.
Собирательные
числительные
|
Могут сочетаться с
|
Не могут сочетаться с
|
1. Существительными, обозначающими людей мужского пола.
2.
Существительными, обозначающими детенышей.
3.
Существительными, имеющими только форму
множественного числа или обозначающими парные предметы.
4. С местоимениями мы, вы, они: нас двоих, их трое.
|
Существительными женского рода и названиями
животных
|
3.Замените цифры словами, употребляя, где это
возможно, собирательные числительные.
1.Подороге в
школу я встретила 3 (троих) мужчин и 4 (четырех) женщин.
2.Ураган бушует
на протяжении уже 7 (семи) суток.
3. В поход я
пойду вместе с 3 (тремя) девочками и 2 (двумя) мальчиками.
4. Охотник
принес из леса 4 (четырех) лисят.
4.Работа в группах: систематизация известных
сведений о собирательных числительных и составление таблицы, кластера, опорной
схемы, где должны быть отражены следующие моменты:
- определение, основные
характеристики;
- вопросы;
- как изменяются;
- как сочетаются;
- характеристики каких частей
речи объединяет.
5.Составьте словосочетания «числительное +
существительное» (в форме Т.п.).
Образец: обоим сиротам, обеим сиротам.
Оба, обе; два,
две, двое (сирота, шестиклассник, школьница, задание, сутки). Три, трое (сани,
костюм, шестиклассница, школьник).
- расскажите об
особенностях употребления числительного оба, если таковые имеются и вы
их заметили.
Собирательные числительные не имеют категории рода. Исключение составляют слова оба и обе, имеющие словоизменительную
категорию рода, представленную двумя рядами форм: мужской и средний род — оба,
женский род — обе (оба студента, обе студентки).
Значение рода выражено во всех падежных
формах. Слова оба, обе не употребляются с существительными, не имеющими формы
единственного числа, из-за отсутствия у них категории рода:
- (нет формы И. п.
- оба/обе сани, ворота)
Правильно: У тех и у других саней (ворот).
IV.
Подведение итогов. Выполнение
тестовых заданий.
Вариант 1
1. С какой частью речи сходны собирательные числительные?
a)
Прилагательным,
b)
Глаголом,
c)
Существительным,
d)
Числительным.
2. Найдите вариант неверного использования собирательного числительного.
a)
В школу шли трое мальчиков
b)
Шли двое – дождик и студент.
c)
Семеро козлят молока хотят.
d)
Четверо друзей собрались на рыбалку.
3. На что указывает собирательное числительное?
a)
На совокупность признаков,
b)
На совокупность связанных с предметом действий,
c)
На совокупность предметов,
d)
На совокупность обстоятельств.
4. С какими словами могут сочетаться собирательные числительные?
a)
Со словами, обозначающими парные предметы,
b)
Со словами в женском роде,
c)
Со словами в форме множественного числа,
d)
Со словами в мужском роде.
5. Каким членом предложения являются собирательные числительные?
a)
Подлежащим,
b)
Сказуемым,
c)
Составляет единство с существительным,
d)
Составляет единство с прилагательным.
6. В словосочетании «существительное + числительное» какое слово является
зависимым?
a)
Существительное,
b)
Числительное,
c)
Оба слова,
d)
Ни одно из слов.
Вариант 2
1. С какой частью речи собирательные числительные не имеют сходства?
a)
Прилагательным,
b)
Глаголом,
c)
Существительным,
d)
Числительным.
2. Найдите вариант неверного использования собирательного числительного.
a) Через дорогу перебегали трое щенят.
b) Для двоих тигрят и взрослый тигр не страшен.
c) – Кто из них тебе нравится?
- Мне нравятся обои...
d) Четверо друзей собрались на рыбалку.
3. На что собирательное числительное не может указывать?
a)
На количество предметов,
b)
На совокупность связанных с предметом действий,
c)
На совокупность предметов,
d)
На совокупность обстоятельств.
4. С какими словами собирательные числительные не могут сочетаться?
a)
Со словами, обозначающими парные предметы,
b)
Со словами в женском роде,
c)
Со словами в форме множественного числа,
d)
Со словами в мужском роде.
5. Каким членом предложения собирательное числительное не может являться?
a)
Подлежащим,
b)
Сказуемым,
c)
Определением,
d)
Дополнением.
6. В словосочетании «существительное + числительное» какое слово является
главным?
a) Существительное,
b) Числительное,
c) Оба слова,
d) Ни одно из слов.
Ключ к тесту:
Вариант 1 (1 – а,d; 2 – b; 3 – c; 4 – a,c; 5 – c; 6 - b)
Вариант 2 (1 – b,c; 2 – c; 3 – b,d; 4 – b,c; 5 – b, 6 – a)
V.
Рефлексия
Сегодня мы изучали……
Мы теперь знаем, как….
Мы умеем правильно….
Полученные знания нам помогут…
VI.
Домашнее задание
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.