Главная / Начальные классы / Разработка урока по русскому языку на тему "Части речи" (4 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему "Части речи" (4 класс)


4 класс

УМК « Школа России»

Русский язык

Технологическая карта

Автор разработки:

Бахтина Надежда Витальевна.



Тема

Части речи. Повторение (3 часа)

Цели


Актуализировать знание о частях речи и словах-омонимах.

Актуализировать умение определять часть речи по морфологическим признакам.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы


Актуализация знаний о словах-омонимах, частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) и морфологических признаках. Актуализация умений определять:

- имя существительное (число, род, одушевлённое, неодушевлённое);

- имя прилагательное (род, число);

- глагол (время, число, род, инфинитив)

Составление словосочетаний и предложение со словами-омонимами.

Термины и понятия

Время, глагол, имя прилагательное, имя существительное, инфинитив, морфологические признаки, несовершенный вид, одноимённые части речи, род, слова-омонимы, совершенный вид, части речи.

Планируемый результат


Личностные умения

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- эмоционально-ценностное отношение к проблеме Кати и Даши;

- желание составлять текст, используя слова-омонимы;

- осознание успешности при изучении темы.


Метапредметные умения

Познавательные умения:

- определять часть речи и обосновывать своё мнение;

- определять морфологические признаки части речи и обосновывать свое мнение;

- определять слова-омонимы и обосновывать свое мнение;

- использовать приобретенные знания при составлении и оформлении текста, с использованием омонимов.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- соотносить учебные действия с известным алгоритмом;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;

- согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения

- Формулировать вопрос к каждой части речи.

- Определять части речи по ее признакам.

- Обозначать морфологические признаки каждой части речи.

- Образовывать неопределенную форму глагола.

- Составлять и писать предложения со словами-омонимами.




Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литературное чтение

Тема – С.Есенин. Стихи.

Тема – А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» (отрывок).

Развитие речи

Тема – «Составление словосочетаний и предложений, используя слова-омонимы».

Информационный материал

Учебник «Русский язык» 4 кл. ч.1, Развитие речи, 4 кл.

Демонстрационный материал

Электронная презентация

Интерактивный материал

Карточки с учебными заданиями

Фронтальная.

hello_html_m3d497fe5.gif индивидуальная –

hello_html_m1cabc0de.gif парная -

hello_html_6eb349f9.gif групповая -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

- Мотивировать учащихся к изучению темы.

- Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме Кати и Даши.


Перед уроком Катя и Даша увидели на доске запись:

попугай – попугай

стекло – стекло

больной – больной

Катя сказала, что учительница записала по два одинаковых слова, а Даша возразила и пояснила, что эти слова имеют разное значение.

Ребята, кто из девочек прав? Почему запись на доске вызвала у девочек разногласия?

Учащиеся предлагают разные версии, но дискуссия показывает, что им не хватает определённых знаний, умений для представления и обоснования суждения.

Есть ли у вас желание приобрести эти знания, чтобы разрешить спор Кати и Даши?

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы.

- проявлять желание помочь девочкам.




П этап. Учебно-познавательная деятельность


Цели деятельности


Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый результат

Блок А. Части речи

Цели:

• Актуализировать знания:

- о частях речи, о словах-омонимах.

• Актуализировать умения:

- рассказывать алгоритм определения части речи;

- формулировать вопрос к слову;

- определять части речи, омонимы, обосновывать своё мнение;

- строить предложения со словами, имеющими разные значения;

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.





Задание 1 (З)

Назовите значение слова « попугай».

Назовите значение выражения «части речи».hello_html_m1cabc0de.gif

Задание 2 (П) с взаимопроверкой

Можно ли утверждать, что в выражении «попугай друга» слово «попугай» являются прилагательным? Обоснуйте своё мнение.

Задание 3 (У)

Поставьте к каждому словосочетанию: «попугай друга», «попугай меня» вопрос и определите его значение.

Составьте с каждым словосочетанием предложение.

Алгоритм определения части речи

Для того чтобы определить часть речи, надо:

  1. сформулировать вопрос к данному слову;

  2. определить, что обозначает слово (предмет, признак предмета или действие предмета);

  3. определить часть речи:

– если слово обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?, то это имя существительное;

- если слово обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?, то это имя прилагательное;

- если слово обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что делает? что делают, то это глагол.

Например:

- слово « корм» обозначает предмет, отвечает на вопрос что? значит, это имя существительное;

- слово «кормовой» обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? значит, это имя прилагательное;

- слово «кормить» обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делать? значит, это глагол.

Зhello_html_m1cabc0de.gifадание 4 (З)

Расскажите алгоритм определения части речи.

Назовите значение слова «омонимы».

Зhello_html_m1cabc0de.gifадание 5 (П) с взаимопроверкой

Можно ли утверждать, что в предложении «Белое покрывало всю землю покрывало» слово «покрывало» является глаголом? Обоснуйте своё мнение.

Задание 6 (П) с взаимопроверкой

Прочитайте предложения и определите часть речи каждого омонима:

«Посадила мама в печь пироги с капустой печь».

Диагностические задания

1) Продолжите ряд одноимённой частью речи

- книга, …, …, (бегемот, гроза, революция)

- красивый, …, …,(зеленый, добрый, ласковый)

- сверкает, ...., …,(молчит, болеет, бежит)

2) Укажите части речи каждого слова в предложении.

Старое ведро дало течь, и вода стала течь.


Познавательные умения:

- определять части речи и обосновывать своё мнение;

- определять омонимы и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- выполнять задание в рамках учебного диалога.

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения:

- рассказывать алгоритм определения части речи;

- формулировать вопрос к слову;

- строить предложения со словами, имеющими разные значения.


Блок Б. Имя существительное

Цели:

• Актуализировать знания об имени существительном.

• Актуализировать умения:

- определять имена существительные и обосновывать свое мнение;

- определять постоянный признак имени существительного и обосновывать свое мнение;

- рассказывать об имени существительном и его признаках;

- выделять морфологические признаки имени существительного;

- составлять различные варианты имен существительных, используя одни и те же буквы;

- составлять и писать предложения, используя предложенные слова;

- обозначать морфологические признаки имени существительного;

- писать слова с изученными орфограммами;

- составлять и написать фразу-конструкт об имени существительном;

- выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить коррективы;

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины:

имя существительное, одушевлённое (неодушевлённое), единственного или множественного числа, женский род, мужской род, средний род.























Задание 1 (З)

Укажите имена существительные в предложенных словах.

Облако, зелёный, зелень, доброта, добрый, позеленел, прыгать, бег, вечер, сметана, свет, любить, ненависть.

Расскажите о существительном и его признаках.

Зhello_html_m1cabc0de.gifадание 2 (П) с взаимопроверкой

Можно ли утверждать, что слова «прыжок» и «прыгать» являются именами существительными? Обоснуйте своё мнение.

Задание 3 (У)

Допишите по два–три имени существительных в каждую группу.

Определите постоянный признак имени существительного, который присутствует в каждой группе слов, и обозначьте его графически.

Люди: девочка, …

Явления природы: дождь, …

Состояние человека: радость, …

События: каникулы, …

Зhello_html_m3d497fe5.gifадание 4 (У)

Прочитайте слова, и составьте из букв каждого слова новое, сохранив все буквы: весна, валик, лето, атлас, сосна, кулак (весна – навес, валик – вилка, лето – тело, атлас – салат, сосна – насос, кулак – кукла).

Весна -……

Навес - ….

Определите постоянный признак, по которому различаются данные слова, обозначьте его графически.

Задание 5 (У)

Составьте и напишите предложения, используя слова: «тёплый, ласкает, деревьев, верхушки, ветер».

Обозначьте морфологические признаки имени существительного (род, число, одуш.,. неодуш.).


Диагностические задания

1.Составьте и напишите фразу-конструкт:

Часть речи, которая отвечает на вопросы ………………, и обозначает …………, - это имя существительное.

На вопрос «кто?» отвечают …............................. имена существительные, а на вопрос что? ………………………….... Например:

кто? ………………,

что? ……………….. .

Имена существительные бывают…………………..рода. Например:

……..род - …………………….,

……..род - …………………….,

……..род - ……………………..

Имена существительные изменяются по ……………… .

Например:

……..число - …………………,

…….число - ………………… .

2. Прочитайте фрагмент стихотворения и выполните морфологический разбор, выделенного существительного.

Царь Салтан дивится чуду:

«Коли жив я только буду,

Чудный остров навещу

И у князя погощу». А.С.Пушкин


Познавательные умения:

- определять имена существительные и обосновывать свое мнение;

- определять постоянный признак имени существительного и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку.

Коммуникативные умения:

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.

- Пhello_html_6eb349f9.gifредметные умения:

- рассказывать об имени существительном и его признаках;

- выделять морфологические признаки имени существительного;

- составлять различные варианты имен существительных, используя одни и те же буквы;

- составлять и писать предложения, используя предложенные слова;

- обозначать морфологические признаки имени существительного;

- писать слова с изученными орфограммами;

- составлять и написать фразу-конструкт об имени существительном.

Блок В. Имя прилагательное

Цели:

• Актуализировать знания об имени прилагательном.

• Актуализировать умения:

- определять имена прилагательные и обосновывать свое мнение;

- рассказывать об имени прилагательном и его признаках;

- выделять морфологические признаки имени прилагательного;

- составлять и писать предложения, используя имена прилагательные;

- обозначать морфологические признаки имени прилагательного;

- писать слова с изученными орфограммами;

- составлять и написать фразу-конструкт об имени прилагательном;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога.


Задание 1 (З)

Прочитайте слова и назовите имена прилагательные.

«Сказка, гриб, скользкий, гладкий, гладить, белизна, белый, светлый, светлячок, молчун, молчаливый».

Расскажите об имени прилагательном и его признаках.

Задание 2 (П)

Можно ли к словам «короткий, крепкий, ранний, санаторий» поставить один и тот же вопрос? Обоснуйте своё мнение.

Зhello_html_m1cabc0de.gifадание 3 (У) с взаимопроверкой

Определите признак, благодаря которому различаются имена прилагательные в тексте стихотворения и обозначьте его, используя сокращенную форму (ж.р., м.р, с.р..).

Солнце синее пылает.

Лебедь синий вдаль плывёт.

Чайка синяя взлетает,

В синеву небес зовёт.

Выделите графически окончания имен прилагательных.

Зhello_html_m3d497fe5.gifадание 4 (У)

Прочитайте текст и определите прилагательное, которые необходимо вписать в каждое предложение.

Впишите прилагательные, используя слова для справок, поставив их в нужную форму. Определите род и число имен прилагательных.

Прошло …лето. Наступила…осень. По небу плывут… тучи. Дует… ветер. Закружились в воздухе…. листочки. Покраснела… осина. … и … листья клена устилают землю. Красив….ковер!

Слова для справок: жаркий, дождливый, тяжёлый, холодный, разноцветный, домашняя, красный, жёлтый, вкусное, осенний.


Диагностические задания:

1. Составьте и напишите фразу-конструкт:

Имя прилагательное - это часть ………………, которая отвечает на ……………….. и обозначает …………………. .

Имя прилагательное всегда связаны с именем ……………., потому что…………………… .

Имя прилагательное изменяется по ………… и ………………………. .

Имена прилагательные делают нашу речь……………….. . .

2. Составьте словосочетания

«прил. + сущ.» из слов каждого столбика. Напишите их и укажите признаки имен прилагательных.

Яркое озеро

Глубокое солнце

Желторотые забавы

Пушистые птенцы

Зимние усы

Познавательные умения:

- определять имена прилагательные и обосновывать свое мнение.

- Регулятивные умения:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

- Коммуникативные умения:

- формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога.

- Предметные умения:

- рассказывать об имени прилагательном и его признаках;

- выделять морфологические признаки имени прилагательного;

- составлять и писать предложения, используя имена прилагательные;

- обозначать морфологические признаки имени прилагательного;

- писать слова с изученными орфограммами;

- составлять и написать фразу-конструкт об имени прилагательном.


Блок Г. Глагол

Цели:

• Актуализировать знания о глаголе.

• Актуализировать умения:

- определять глаголы среди других частей речи и обосновывать свое мнение;

- рассказывать о глаголе и его признаках;

Формулировать вопросы к глаголам;

- выделять морфологические признаки глагола;

- группировать глаголы по ведущему признаку;

- составлять и писать предложения, используя имена прилагательные;

- обозначать морфологические признаки имени прилагательного;

- писать:

• глаголы в разных временных формах;

• слова с изученными орфограммами;

- составлять и написать фразу-конструкт о глаголе.

- выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить коррективы;

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины: глагол единственного или множественного числа, настоящее время, прошедшее время, будущее время, совершенный и несовершенный вид;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.



Задание 1 (З)

Прочитайте слова, и назовите глаголы: прыжок, прыгать, белизна, белить, ходьба, ходить, сон, спать, любить, цвести, улыбчивый.

Расскажите о глаголе и его признаках.

Зhello_html_m1cabc0de.gifадание 2 (П)) с взаимопроверкой

Можно ли к словам «стук» и « стучать» поставить один и тот же вопрос? Обоснуй свое мнение.

Задание 3 (У)

Прочитайте стихотворение, спишите его текст, и выделите графически глаголы.

Выпишите глаголы и укажите морфологические признаки.

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Задание 4 (У)

Определите признак, по которому можно распределить слова на группы. Вредить, лететь, повстречать, хвалить трещать, построить, зарядить, хлопотать, завязать, обновить.

Напишите глаголы в два столбика.


Диагностические задания

1. Составьте и напишите фразу-конструкт:

Глагол – это часть………., которая отвечает на ………… и обозначает………………… .

Глаголы изменяются по …….и …………….

Глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» имеют …………. .

2. От каждого глагола образуйте глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени.

Читать - ….

Погулять -


Познавательные умения:

- определять глаголы среди других частей речи и обосновывать свое мнение.

- Регулятивные умения:

- выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить коррективы.

Коммуникативные умения:

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины: глагол единственного или множественного числа, настоящее время, прошедшее время, будущее время, совершенный и несовершенный вид

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения:

- рассказывать о глаголе и его признаках;

Формулировать вопросы к глаголам;

- выделять морфологические признаки глагола;

- группировать глаголы по ведущему признаку;

- составлять и писать предложения, используя имена прилагательные;

- обозначать морфологические признаки имени прилагательного;

- писать:

• глаголы в разных временных формах;

• слова с изученными орфограммами;

- составлять и написать фразу-конструкт о глаголе.

Блок К. Диагностика качества освоения темы

Цели - установить степень усвоения темы, а именно:

- определять части речи;

- определять морфологические признаки частей речи;

- образовывать неопределенную форму глаголов;

- писать слова с известными орфограммами;

- выполнять задания в соответствии с целью;

– проверять написание текст, вносить исправления.


Контрольное задание

Диктант

На лесной полянке

Лесную полянку укрыл пушистый снежок. Но полянка живет. В уютной квартире под корой спрятались от стужи букашки. В норке между корнями лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спят лягушки. Рядом в куче хвороста заснул их враг – ёжик.

Тихо и пусто на полянке. Только дятел сидит на сосенке и таскает из шишки вкусные семена. Иной раз пробежит по полянке лисица или беляк.

Грамматические задания:

  1. В первом предложении укажите часть речи над каждым словом.

  2. Выпишите из текста 2 -3 словосочетания, которые состоят из «прил .+ сущ.». Определите род, число имен прилагательных.

  3. Выпишите из текста 3-4 глагола разных временных форм. Определите время глаголов. Напишите эти глаголы в неопределенной форме.







Регулятивные умения:

- выполнять задания в соответствии с целью;

– проверять написание текста, вносить исправления.

Предметные умения:

- определять части речи;

- определять морфологические признаки частей речи.

- образовывать; неопределенную форму глаголов;

- писать слова с известными орфограммами.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность


Цели деятельности


Варианты заданий

Планируемый

результат деятельности

Цели:

• Стимулировать интерес и желание составлять текст, используя слова-омонимы.

• Научить:

- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

- использовать приобретенные знания для выполнения задания;

- планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;

- составлять и писать текст со словами-омонимами;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.


Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);

  • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);

  • самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

Информативный вариант

1. Определите, кто в споре оказался прав: Катя или Даша и обоснуйте свое мнение, используя данные предложения:

______ ребёнок плохо спал. __________ был на приёме у врача. Чтоб не лез _______, ты его__________. Стало тепло и с крыши все ___________. Плотник поменял разбитое __________.

Слова для справок: пила, попугай, стих, стекло, ели, больной.

2. Укажите часть речи каждого вписанного в предложение слова.

Импровизационный вариант

1. Определите, кто в споре оказался прав: Катя или Даша и обоснуйте свое мнение, составив по два предложения со словами «больной», «попугай», «стекло», которые являются разными частями речи.

2. Укажите часть речи каждого из этих слов «больной», «попугай», «стекло» в предложениях.

Эвристический вариант

1. Определите, кто в споре оказался прав: Катя или Даша и обоснуйте свое мнение. Для этого составьте рассказ, в котором используйте омонимы «больной», «попугай», «стекло».

2. Укажите часть речи каждого омонима.


* Больной ребёнок плохо спал. Больной был на приёме у врача. Чтоб не лез попугай, ты его попугай. Стало тепло и с крыши все стекло. Плотник поменял разбитое стекло.


Личностные умения:

- проявлять интерес и желание составлять текст, используя слова-омонимы.

Уметь использовать, приобретенные знания и умения в практической деятельности

Познавательные умения:

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретенные знания для составления текста.

Регулятивное умение:

- выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативное умение:

- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметное умение:

- составлять и писать текст со словами-омонимами.





IV этап. Рефлексивная деятельность


Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат учебной деятельности.


Ihello_html_m3d497fe5.gif. Задание на самоанализ.

Закончите предложения:

1. Мне важно, правильно использовать слова-омонимы при составлении предложений с разными частями речи, потому что……..

2. Чтобы написать предложения с омонимами, надо……..

Ihello_html_m3d497fe5.gifI. Задание на самооценку.

Закончите предложения:

Я (очень, не очень) доволен(льна) собой, потому что (смог(ла), не смог(ла)) написать текст самостоятельно.

Личностные умения:

- оценивать результат учебной деятельности.

Регулятивные умения:

- соотносить полученный результат с поставленной целью.


Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

- Соотнести полученный результат с поставленной целью;

- Оценить результат своей деятельности.


Цели темы:

Актуализировать знание о частях речи и словах-омонимах.

Актуализировать умение определять часть речи по морфологическим признакам.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Ключевые умения темы

Личностные умения:

- проявлять желание составлять текст, используя слова-омонимы.

Познавательные умения:

- использовать приобретенные знания при составлении и оформлении текста, с использованием омонимов.

Регулятивные умения:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- составлять и писать предложения со словами-омонимами.

*Заполняется учителем по окончании изучения темы





Разработка урока по русскому языку на тему "Части речи" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  ОПИСАНИЕ.

        Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса.

Структура технологической карты включает:

·        название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

цель освоения учебного содержания;

·        планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

·        метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);

·        основные понятия темы;

·        технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов
Автор Бахтина Надежда Витальевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 517
Номер материала 30794
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓