Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРазработка урока по русскому языку на тему

Разработка урока по русскому языку на тему

Скачать материал

 

 Тема:         Буквы О, Ё после шипящих в корне слова

 

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Задачи урока: знакомство с правилом обозначения ударного звука о после шипящих в корне слова, отработка написания слов с данной орфограммой.

Планируемые результаты:

1. Личностные:

 - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности, принятие образца «хорошего ученика»;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

 - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

2. Регулятивные.

 - принимать и сохранять учебную задачу;

 - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

 - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации во внешнеречевом плане;

 - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

3. Познавательные.

 - строить сообщения в устной и письменной форме;

- выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

 - осуществлять анализ объектов;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

 - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

 - обобщать на основе выделения сущностной связи;

 - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

4. Коммуникативные.

 - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

 - формулировать собственное мнение и позицию;

 - строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.

 

 

 

Этапы урока

Ход урока

примечание

Формируемые УУД

I. Орг. момент.

 

 

 

 

 II. Актуализация опорных знаний

Постановка учебной проблемы

 

 

- Выпишите в строчку буквы, которые обозначают шипящие звуки (Ш, Ж, Щ, Ч); чередуем написание до конца строчки.

1.    Запишите слова объясните орфограммы:   

медвеж …нок

зайч…нок

мыш…нок

 ш..пот

- Что общего в словах?

- Написание, какого слова вызвало затруднение?          В какой части слова возникло затруднение?  Почему? 

(Написание суффиксов онок, ёнок знаем, а в корне слова нет)

Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке?

(выяснять какая буква пишется в корне слова после шипящих о или ё)

Какова тема урока?

О, Ё после шипящих в корне слова

 

- Произнесите слово с ударением, по слогам,  найдите орфограмму.

 - Попробуйте объяснить, почему нужно писать  ё.

 -  Как же проверить?

шёпот – шептать

 

- Какова цель урока?

Научится писать слова с буквами о, ё после шипящих

 - Объясните    лексическое значение  слова  шёпот

 (Это слово обозначает тихую речь, при которой звуки произносятся без голоса)

шёпот

 

2. Подберите синонимы (тихий шум, шелест, журчание)

3. Антонимы: (во весь голос, громко, крик.)

  - Запишите транскрипцию слова, охарактеризуйте каждый звук

[ш о п а т]

- После шипящей мы слышим звук О, а пишем букву Ё.  

. Формулирование основного вопроса урока.  

- Всегда ли звук(о) под ударением

 после шипящих записывается одной и той же буквой?

-  Можно ли сказать, что под ударением звук о после шипящих записывается всегда одной и той же буквой?

ВЫВОД: ЗВУК (О) ПОД УДАРЕНИЕМ

ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ ЗАПИСЫВАЕТСЯ ДВУМЯ БУКВАМИ   О,        Ё

- Можете ли вы определить  закономерность выбора буквы –о, ё ?

Что происходит со словами первого столбика? (в родственных словах нет буквы о)

ВЫВОД.

После  шипящих  в корнях  слов под    ударением звук ( о) обозначается  буквой     ё, если в   родственном        слове      в  корне не    слышится  звук   ( о)

Пчёлы –пчела,

В остальных случаях пиши букву - о.

Шорох    шофёр

 

 – Сравните свои выводы с текстом в учебнике на стр.112 (ключ)

 

Физминутка

 Теперь мы можем ответить, почему в слове шёпот нужно писать ё?

1.     Упр. 1стр 113

Закрепление алгоритма применения правила. Выполняется фронтально письменно. (прежде всего надо прочитать все слова и определить, какая гласная будет вписана – повторение правила)

Выполняем в тетради с комментированием.

(записываем только слова с пропущенной буквой, подчёркивая гласную)

физминутка

упражнения для глаз

Что вы узнали о написании гласных О, Ё после шипящих?

Многие слова пришли к нам из других языков поэтому после ж,ш,ч без ударения пишется буква о

Шоколад, шофёр, крыжовник,
Шов, шоссе, обжора, шорник,
Капюшон, жокей, чащоба,
Шорох, чопорный, трущоба
.

 

 2.Упр. 2стр 113 работа в паре.

Закрепление правила, обоснование написания гласных о, ё после шипящих.

 

После выполнения – проверка устно

 

Что такое текст? Можно ли это назвать текстом?

 

1.     Работа в группе

Вспомним правила работы в группе

Восстановить текст, подчеркнуть орфограммы на изученное правило. 
Объяснить написание, записать в тетрадь

 

 Вдруг слышит шорох и стук и трещотки.

Обжора заяц залез в кусты крыжовника.

Он как кинется в лесную чащобу!

 

(Обжора заяц залез в кусты крыжовника. Вдруг слышит шорох и  стук  трещотки. Он как кинется в лесную чащобу!)

 

Что вы узнали о написании гласных О, Ё после шипящих?

 

На полях тетради оцените, всё ли понятно было на уроке. (красный круг – всё понятно; зелёный – понятно, но возникали вопросы в процессе выполнения заданий; чёрный – не понял тему).

Нарисуйте лесенку и оцените свою активность на уроке.

 

 

Слайд 1

Ш С Ж З Ц Ч Х Щ

Слайд Ш Ж Щ Ч

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 2

 

 

 

 

 

 

 

 

шёпот – шептать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

СЛАЙД

 

 

СЛАЙД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 5   Физминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд8

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

 

Регулятивные навыки

 

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Коммуникативные навыки

- строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.

Метапредметные связи

 осуществлять анализ объектов;

Коммуникативные навыки - формулировать собственное мнение и позицию;

 

 

 

выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

 

- формулировать собственное мнение и позицию; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации во внешнеречевом плане; здоровьесбережение

 

 

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

здоровьесбережение

рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.  Актуализация опорных знаний

  

 

IV. Введение в тему урока с последующей формулировкой проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V.Закрепление нового знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Подведение итогов. (рефлексия)

 

 

слайд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД

Физминутка

 

 

слайд.

 

 

Слайд 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11

 

                     Слайд 12

 

VII. Домашнее задание.

 

  Упр. 3 стр. 114

 

Тетрадь «Пишем грамотно) упр.3

слайд.

слайд.

СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ

 

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Восстановить текст, вставить пропущенные буквы.

Объяснить написание, записать в тетрадь

 

Вдруг слышит шорох и стук   трещотки. 

Обжора заяц залез в кусты крыжовника.   

Он как кинется в лесную чащобу!

 

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Восстановить текст, вставить пропущенные буквы.

Объяснить написание, записать в тетрадь

 

Вдруг слышит шорох и стук   трещотки. 

Обжора заяц залез в кусты крыжовника.   

Он как кинется в лесную чащобу!

 

 

Восстановить текст, вставить пропущенные буквы.

Объяснить написание, записать в тетрадь

 

Вдруг слышит шорох и стук   трещотки. 

Обжора заяц залез в кусты крыжовника.   

Он как кинется в лесную чащобу!

 

---------------------------------------------------------------------------------------------

Восстановить текст, вставить пропущенные буквы.

Объяснить написание, записать в тетрадь

 

Вдруг слышит шорох и стук   трещотки. 

Обжора заяц залез в кусты крыжовника.   

Он как кинется в лесную чащобу!


 

- Выпишите в строчку буквы, которые обозначают шипящие звуки  (Ш, Ж, Щ, Ч); чередуем написание до конца строчки.

2.    Запишите слова объясните орфограмма:   

медвеж …нок

зайч…нок

мыш…нок

 ш..пот

- Что общего в словах?

- Написание, какого слова вызвало затруднение?          

- В какой части слова возникло затруднение?  Почему? 

(Написание суффиксов онк, ёнок знаем, а в корне слова нет.)

Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке

 (выяснять какая буква пишется в корне слова после шипящих о или ё)

Какова тема урока?

О, Ё после шипящих в корне слова

 

- Произнесите слово с ударением, по слогам,  найдите орфограмму.

 - Попробуйте объяснить, почему нужно писать  ё.

 

шёпот – шептать

 

- Какова цель урока?

Научится писать слова с буквами о,е после шипящих

 - Объясните    лексическое значение  слова  шёпот

 

(Это слово обозначает тихую речь, при которой звуки произносятся без голоса)

шёпот

 

2. Подберите синонимы (тихий шум, шелест, журчание)

3. Антонимы: (во весь голос, громко, крик.)

 4. - Придумайте предложение со словом шёпот.

              Из глубокого ущелья раздавался шёпот ручейка.

 - Сделайте разбор предложения, дайте хар- ку.

 - Запишите транскрипцию слова, охарактеризуйте каждый звук

[ш о п а т]

- После шипящей мы слышим звук О, а пишем букву Ё. 

. Формулирование основного вопроса урока.  

 

 

- Всегда ли звук(о) под ударением после шипящих  записывается одной и той же буквой?

 ВЫВОД: ЗВУК (О) ПОД УДАРЕНИЕМ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ ЗАПИСЫВАЕТСЯ ДВУМЯ  БУКВАМИ   О,        Ё

- Можете ли вы определить  закономерность выбора буквы –о, ё ?

Что происходит со словами первого столбика?

 (в родственных словах нет буквы о, а  во втором столбике нет родственных слов)

ВЫВОД.

После  шипящих  в корнях  слов

Под    ударением звук ( о) обозначается  буквой     ё, если в   родственном        слове      в  корне не    слышится  звук   ( о)

Пчёлы –пчела,

В остальных случаях пиши букву - о.

Шорох    шофёр

 

 – Сравните свои выводы с текстом в учебнике на стр.112 (ключ)

 

Физминутка

 Теперь мы можем ответить, почему в слове шёпот нужно писать ё?

1.     Упр. 1стр 113

Закрепление алгоритма применения правила. Выполняется фронтально письменно. (прежде всего надо прочитать все слова и определить, какая гласная будет вписана – повторение правила)

Выполняем в тетради с комментированием.

(записываем только слова с пропущенной буквой, подчёркивая гласную)

физминутка

упражнения для глаз

Что вы узнали о написании гласных О, Ё после шипящих?

Многие слова пришли к нам из других языков поэтому после ж,ш,ч без ударения  в них  пишется буква о

Шоколад, шофёр, крыжовник,
Шов, шоссе, обжора, шорник,
Капюшон, жокей, чащоба,
Шорох, чопорный, трущоба
.

 

 2.Упр. 2стр 113 работа в паре.

Закрепление правила, обоснование написания гласных о, ё после шипящих.

 

После выполнения – проверка устно

 

Что такое текст? Можно ли это назвать текстом?

1.     Работа в группе

Вспомним правила работы в группе

Восстановить текст, подчеркнуть орфограммы на изученное правило. 
Объяснить написание, записать в тетрадь

 

Обжора заяц залез в кусты крыжовника. Вдруг слышит шорох и  стук  трещотки. Он как кинется в лесную чащобу!

 

Что вы узнали о написании гласных О, Ё после шипящих?

 

На полях тетради оцените, всё ли понятно было на уроке. (красный круг – всё понятно; зелёный – понятно, но возникали вопросы в процессе выполнения заданий; чёрный – не понял тему).

Нарисуйте лесенку и оцените свою активность на уроке.

Д/З

Тетрадь «Пишем грамотно) упр.3

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока по русскому языку на тему"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Теолог

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Разработка урока по русскому языку на тему "Буквы О, Ё после шипящих в корне слова"

3 класс УМК "Школа XXI века"

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Задачи урока: знакомство с правилом обозначения ударного звука о после шипящих в корне слова, отработка написания слов с данной орфограммой.

Планируемые результаты:

1. Личностные:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности, принятие образца «хорошего ученика»;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

2. Регулятивные.

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации во внешнеречевом плане;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

3. Познавательные.

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

- осуществлять анализ объектов;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

- обобщать на основе выделения сущностной связи;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

4. Коммуникативные.

3 класс.

Программа: Школа XXI век

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 986 материалов в базе

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.

    «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.

    Тема

    Урок 46. Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова

    Больше материалов по этой теме
Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 346
    • DOCX 42.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гриценко Ирина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гриценко Ирина Александровна
    Гриценко Ирина Александровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1369
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 238 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 141 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Мини-курс

Эмоциональная сфера детей: диагностика, особенности и регуляция

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Управление проектами: от планирования до реализации

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 22 регионов

Мини-курс

Эффективное управление проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе