Главная / Начальные классы / Разработка урока по русскому языку на тему

Разработка урока по русскому языку на тему


Тема: Буквы О, Ё после шипящих в корне слова


Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Задачи урока: знакомство с правилом обозначения ударного звука о после шипящих в корне слова, отработка написания слов с данной орфограммой.

Планируемые результаты:

1. Личностные:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности, принятие образца «хорошего ученика»;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

2. Регулятивные.

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации во внешнеречевом плане;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

3. Познавательные.

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

- осуществлять анализ объектов;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

- обобщать на основе выделения сущностной связи;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

4. Коммуникативные.

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.







Этапы урока

Ход урока

примечание

Формируемые УУД

I. Орг. момент.




II. Актуализация опорных знаний

Постановка учебной проблемы



- Выпишите в строчку буквы, которые обозначают шипящие звуки (Ш, Ж, Щ, Ч); чередуем написание до конца строчки.

  1. Запишите слова объясните орфограммы:

медвеж …нок

зайч…нок

мыш…нок

ш..пот

- Что общего в словах?

- Написание, какого слова вызвало затруднение? В какой части слова возникло затруднение? Почему?

(Написание суффиксов онок, ёнок знаем, а в корне слова нет)

Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке?

(выяснять какая буква пишется в корне слова после шипящих о или ё)

Какова тема урока?

О, Ё после шипящих в корне слова


- Произнесите слово с ударением, по слогам, найдите орфограмму.

- Попробуйте объяснить, почему нужно писать ё.

- Как же проверить?

шёпот – шептать


- Какова цель урока?

Научится писать слова с буквами о, ё после шипящих

- Объясните лексическое значение слова шёпот

(Это слово обозначает тихую речь, при которой звуки произносятся без голоса)

шёпот

2. Подберите синонимы (тихий шум, шелест, журчание)

3. Антонимы: (во весь голос, громко, крик.)

- Запишите транскрипцию слова, охарактеризуйте каждый звук

[ш о п а т]

- После шипящей мы слышим звук О, а пишем букву Ё.

. Формулирование основного вопроса урока.

- Всегда ли звук(о) под ударением

после шипящих записывается одной и той же буквой?

- Можно ли сказать, что под ударением звук о после шипящих записывается всегда одной и той же буквой?

ВЫВОД: ЗВУК (О) ПОД УДАРЕНИЕМ

ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ ЗАПИСЫВАЕТСЯ ДВУМЯ БУКВАМИ О, Ё

- Можете ли вы определить закономерность выбора буквы –о, ё ?

Что происходит со словами первого столбика? (в родственных словах нет буквы о)

ВЫВОД.

После шипящих в корнях слов под ударением звук ( о) обозначается буквой ё, если в родственном слове в корне не слышится звук ( о)

Пчёлы –пчела,

В остальных случаях пиши букву - о.

Шорох шофёр

Сравните свои выводы с текстом в учебнике на стр.112 (ключ)


Физминутка

Теперь мы можем ответить, почему в слове шёпот нужно писать ё?

  1. Упр. 1стр 113

Закрепление алгоритма применения правила. Выполняется фронтально письменно. (прежде всего надо прочитать все слова и определить, какая гласная будет вписана – повторение правила)

Выполняем в тетради с комментированием.

(записываем только слова с пропущенной буквой, подчёркивая гласную)

физминутка

упражнения для глаз

Что вы узнали о написании гласных О, Ё после шипящих?

Многие слова пришли к нам из других языков поэтому после ж,ш,ч без ударения пишется буква о

Шоколад, шофёр, крыжовник,
Шов, шоссе, обжора, шорник,
Капюшон, жокей, чащоба,
Шорох, чопорный, трущоба
.


2.Упр. 2стр 113 работа в паре.

Закрепление правила, обоснование написания гласных о, ё после шипящих.

После выполнения – проверка устно


Что такое текст? Можно ли это назвать текстом?


  1. Работа в группе

Вспомним правила работы в группе

Восстановить текст, подчеркнуть орфограммы на изученное правило.
Объяснить написание, записать в тетрадь


Вдруг слышит шорох и стук и трещотки.

Обжора заяц залез в кусты крыжовника.

Он как кинется в лесную чащобу!


(Обжора заяц залез в кусты крыжовника. Вдруг слышит шорох и стук трещотки. Он как кинется в лесную чащобу!)

Что вы узнали о написании гласных О, Ё после шипящих?

На полях тетради оцените, всё ли понятно было на уроке. (красный круг – всё понятно; зелёный – понятно, но возникали вопросы в процессе выполнения заданий; чёрный – не понял тему).

Нарисуйте лесенку и оцените свою активность на уроке.



Слайд 1

Ш С Ж З Ц Ч Х Щ

Слайд Ш Ж Щ Ч







СЛАЙД 2







шёпот – шептать














СЛАЙД


СЛАЙД












СЛАЙД 5 Физминутка











Слайд8

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;


Регулятивные навыки


учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Коммуникативные навыки

- строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.

Метапредметные связи

осуществлять анализ объектов;

Коммуникативные навыки - формулировать собственное мнение и позицию;





выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);


- формулировать собственное мнение и позицию; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации во внешнеречевом плане; здоровьесбережение




- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;










здоровьесбережение

рефлексия













способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;





























III. Актуализация опорных знаний


IV. Введение в тему урока с последующей формулировкой проблемы.















V.Закрепление нового знания.















































VI. Подведение итогов. (рефлексия)


слайд.










СЛАЙД

Физминутка



слайд.



Слайд 10

















Слайд 11


Слайд 12

VII. Домашнее задание.


Упр. 3 стр. 114

Тетрадь «Пишем грамотно) упр.3

слайд.

слайд.

СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ


способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;













Восстановить текст, вставить пропущенные буквы.

Объяснить написание, записать в тетрадь

Вдруг слышит шорох и стук трещотки.

Обжора заяц залез в кусты крыжовника.

Он как кинется в лесную чащобу!



-----------------------------------------------------------------------------------------------

Восстановить текст, вставить пропущенные буквы.

Объяснить написание, записать в тетрадь

Вдруг слышит шорох и стук трещотки.

Обжора заяц залез в кусты крыжовника.

Он как кинется в лесную чащобу!





Восстановить текст, вставить пропущенные буквы.

Объяснить написание, записать в тетрадь

Вдруг слышит шорох и стук трещотки.

Обжора заяц залез в кусты крыжовника.

Он как кинется в лесную чащобу!



---------------------------------------------------------------------------------------------

Восстановить текст, вставить пропущенные буквы.

Объяснить написание, записать в тетрадь

Вдруг слышит шорох и стук трещотки.

Обжора заяц залез в кусты крыжовника.

Он как кинется в лесную чащобу!



- Выпишите в строчку буквы, которые обозначают шипящие звуки (Ш, Ж, Щ, Ч); чередуем написание до конца строчки.

  1. Запишите слова объясните орфограмма:

медвеж …нок

зайч…нок

мыш…нок

ш..пот

- Что общего в словах?

- Написание, какого слова вызвало затруднение?

- В какой части слова возникло затруднение? Почему?

(Написание суффиксов онк, ёнок знаем, а в корне слова нет.)

Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке

(выяснять какая буква пишется в корне слова после шипящих о или ё)

Какова тема урока?

О, Ё после шипящих в корне слова


- Произнесите слово с ударением, по слогам, найдите орфограмму.

- Попробуйте объяснить, почему нужно писать ё.

шёпот – шептать


- Какова цель урока?

Научится писать слова с буквами о,е после шипящих

- Объясните лексическое значение слова шёпот

(Это слово обозначает тихую речь, при которой звуки произносятся без голоса)

шёпот

2. Подберите синонимы (тихий шум, шелест, журчание)

3. Антонимы: (во весь голос, громко, крик.)

4. - Придумайте предложение со словом шёпот.

Из глубокого ущелья раздавался шёпот ручейка.

- Сделайте разбор предложения, дайте хар- ку.

- Запишите транскрипцию слова, охарактеризуйте каждый звук

[ш о п а т]

- После шипящей мы слышим звук О, а пишем букву Ё.

. Формулирование основного вопроса урока.



- Всегда ли звук(о) под ударением после шипящих записывается одной и той же буквой?

ВЫВОД: ЗВУК (О) ПОД УДАРЕНИЕМ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ ЗАПИСЫВАЕТСЯ ДВУМЯ БУКВАМИ О, Ё

- Можете ли вы определить закономерность выбора буквы –о, ё ?

Что происходит со словами первого столбика?

(в родственных словах нет буквы о, а во втором столбике нет родственных слов)

ВЫВОД.

После шипящих в корнях слов

Под ударением звук ( о) обозначается буквой ё, если в родственном слове в корне не слышится звук ( о)

Пчёлы –пчела,

В остальных случаях пиши букву - о.

Шорох шофёр

Сравните свои выводы с текстом в учебнике на стр.112 (ключ)


Физминутка

Теперь мы можем ответить, почему в слове шёпот нужно писать ё?

  1. Упр. 1стр 113

Закрепление алгоритма применения правила. Выполняется фронтально письменно. (прежде всего надо прочитать все слова и определить, какая гласная будет вписана – повторение правила)

Выполняем в тетради с комментированием.

(записываем только слова с пропущенной буквой, подчёркивая гласную)

физминутка

упражнения для глаз

Что вы узнали о написании гласных О, Ё после шипящих?

Многие слова пришли к нам из других языков поэтому после ж,ш,ч без ударения в них пишется буква о

Шоколад, шофёр, крыжовник,
Шов, шоссе, обжора, шорник,
Капюшон, жокей, чащоба,
Шорох, чопорный, трущоба
.


2.Упр. 2стр 113 работа в паре.

Закрепление правила, обоснование написания гласных о, ё после шипящих.

После выполнения – проверка устно


Что такое текст? Можно ли это назвать текстом?

  1. Работа в группе

Вспомним правила работы в группе

Восстановить текст, подчеркнуть орфограммы на изученное правило.
Объяснить написание, записать в тетрадь

Обжора заяц залез в кусты крыжовника. Вдруг слышит шорох и стук трещотки. Он как кинется в лесную чащобу!

Что вы узнали о написании гласных О, Ё после шипящих?

На полях тетради оцените, всё ли понятно было на уроке. (красный круг – всё понятно; зелёный – понятно, но возникали вопросы в процессе выполнения заданий; чёрный – не понял тему).

Нарисуйте лесенку и оцените свою активность на уроке.

Д/З

Тетрадь «Пишем грамотно) упр.3







Разработка урока по русскому языку на тему
  • Начальные классы
Описание:

Разработка урока по русскому языку на тему "Буквы О, Ё после шипящих в корне слова"

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

 

Задачи урока: знакомство с правилом обозначения ударного звука о после шипящих в корне слова, отработка написания слов с данной орфограммой.

 

Планируемые результаты:

 

1. Личностные:

 

 - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности, принятие образца «хорошего ученика»;

 

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

 

 - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

 

2. Регулятивные.

 

 - принимать и сохранять учебную задачу;

 

 - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

 

 - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации во внешнеречевом плане;

 

 - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

 

- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

3. Познавательные.

 

 - строить сообщения в устной и письменной форме;

 

- выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

 

 - осуществлять анализ объектов;

 

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

 

 - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

 

 - обобщать на основе выделения сущностной связи;

 

 - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

 

4. Коммуникативные.

 

3 класс.

Программа:  Школа XXI век

Автор Гриценко Ирина Александровна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 508
Номер материала 50203
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓