Тема: Буквы
О, Ё после шипящих в корне слова
Тип
урока. Урок открытия новых знаний.
Задачи
урока: знакомство с правилом обозначения ударного звука о после шипящих в корне
слова, отработка написания слов с данной орфограммой.
Планируемые результаты:
1. Личностные:
- внутренняя позиция школьника на уровне
положительного отношения к школе, ориентации на содержательные
моменты школьной действительности, принятие образца «хорошего ученика»;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному
материалу;
- способность к самооценке на основе
критериев успешности учебной деятельности;
2. Регулятивные.
- принимать и
сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные
учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с
учителем;
-
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации во внешнеречевом плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- вырабатывать критерии
оценки и определять степень успешности работы.
3. Познавательные.
- строить сообщения в
устной и письменной форме;
- выделять существенную
информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ
объектов;
- устанавливать
причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения
в форме связи простых суждений об объекте;
- обобщать на основе
выделения сущностной связи;
- осуществлять
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных
признаков и их синтеза.
4. Коммуникативные.
- адекватно
использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- допускать
возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной;
- формулировать
собственное мнение и позицию;
- строить понятные для
партнёра высказывания; задавать вопросы.
Этапы урока
|
Ход урока
|
примечание
|
Формируемые УУД
|
|
I.
Орг. момент.
|
|
|
|
|
II. Актуализация
опорных знаний
Постановка учебной проблемы
|
-
Выпишите в строчку буквы, которые обозначают шипящие звуки (Ш, Ж, Щ, Ч);
чередуем написание до конца строчки.
1. Запишите
слова объясните орфограммы:
медвеж …нок
зайч…нок
мыш…нок
ш..пот
- Что
общего в словах?
- Написание, какого слова вызвало
затруднение? В какой части слова возникло затруднение? Почему?
(Написание суффиксов онок, ёнок знаем, а
в корне слова нет)
Как вы думаете, чем будем заниматься на
уроке?
(выяснять какая буква пишется в корне
слова после шипящих о или ё)
Какова
тема урока?
О,
Ё после шипящих в корне слова
- Произнесите слово с ударением, по
слогам, найдите орфограмму.
- Попробуйте объяснить, почему нужно
писать ё.
-
Как же проверить?
шёпот
– шептать
- Какова цель урока?
Научится писать слова с буквами о,
ё после шипящих
- Объясните
лексическое значение слова шёпот
(Это слово обозначает тихую речь,
при которой звуки произносятся без голоса)
шёпот
2. Подберите синонимы (тихий
шум, шелест, журчание)
3. Антонимы: (во весь
голос, громко, крик.)
-
Запишите транскрипцию слова, охарактеризуйте каждый звук
[ш
о п а т]
-
После шипящей мы слышим звук О, а пишем букву Ё.
.
Формулирование основного вопроса урока.
-
Всегда ли
звук(о) под ударением
после
шипящих записывается одной и той же
буквой?
-
Можно ли сказать, что под ударением звук о после шипящих записывается всегда
одной и той же буквой?
ВЫВОД:
ЗВУК (О) ПОД УДАРЕНИЕМ
ПОСЛЕ
ШИПЯЩИХ ЗАПИСЫВАЕТСЯ ДВУМЯ БУКВАМИ О,
Ё
- Можете ли вы определить
закономерность выбора буквы –о, ё ?
Что происходит со словами первого
столбика? (в родственных словах нет буквы о)
ВЫВОД.
После
шипящих в корнях слов под ударением звук (
о) обозначается буквой ё, если в
родственном слове в корне не слышится звук ( о)
Пчёлы –пчела,
В остальных случаях пиши букву -
о.
Шорох шофёр
– Сравните свои выводы с текстом в
учебнике на стр.112 (ключ)
Физминутка
Теперь
мы можем ответить, почему в слове шёпот нужно писать ё?
1. Упр.
1стр 113
Закрепление
алгоритма применения правила. Выполняется фронтально письменно. (прежде всего
надо прочитать все слова и определить, какая гласная будет вписана –
повторение правила)
Выполняем в тетради с комментированием.
(записываем только слова с пропущенной
буквой, подчёркивая гласную)
физминутка
упражнения
для глаз
Что
вы узнали о написании гласных О, Ё после шипящих?
Многие
слова пришли к нам из других языков поэтому после ж,ш,ч без ударения пишется
буква о
Шоколад,
шофёр, крыжовник,
Шов, шоссе, обжора, шорник,
Капюшон, жокей, чащоба,
Шорох, чопорный, трущоба.
2.Упр.
2стр 113 работа в паре.
Закрепление
правила, обоснование написания гласных о, ё после шипящих.
После
выполнения – проверка устно
Что
такое текст? Можно ли это назвать текстом?
1.
Работа в группе
Вспомним правила
работы в группе
Восстановить
текст, подчеркнуть орфограммы на изученное правило.
Объяснить написание, записать в тетрадь
Вдруг слышит шорох и стук и
трещотки.
Обжора заяц
залез в кусты крыжовника.
Он как кинется в
лесную чащобу!
(Обжора
заяц залез в кусты крыжовника. Вдруг слышит шорох и стук трещотки. Он как
кинется в лесную чащобу!)
Что
вы узнали о написании гласных О, Ё после шипящих?
На
полях тетради оцените, всё ли понятно было на уроке. (красный круг – всё
понятно; зелёный – понятно, но возникали вопросы в процессе выполнения
заданий; чёрный – не понял тему).
Нарисуйте
лесенку и оцените свою активность на уроке.
|
Слайд 1
Ш С Ж З Ц Ч Х Щ
Слайд Ш Ж Щ Ч
СЛАЙД 2
шёпот – шептать
СЛАЙД
СЛАЙД
СЛАЙД 5 Физминутка
Слайд8
|
- учебно-познавательный
интерес к новому учебному материалу;
Регулятивные навыки
учитывать
выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
Коммуникативные навыки
-
строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.
Метапредметные связи
осуществлять
анализ объектов;
Коммуникативные
навыки - формулировать собственное мнение и позицию;
выделять
существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
-
формулировать собственное мнение и позицию; - планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации во
внешнеречевом плане; здоровьесбережение
-
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной;
здоровьесбережение
рефлексия
способность к самооценке на основе
критериев успешности учебной деятельности;
|
|
III. Актуализация опорных знаний
IV. Введение в тему урока с последующей
формулировкой проблемы.
V.Закрепление нового знания.
VI. Подведение итогов. (рефлексия)
|
|
слайд.
СЛАЙД
Физминутка
слайд.
|
|
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
|
|
VII. Домашнее задание.
|
Упр.
3 стр. 114
Тетрадь
«Пишем грамотно) упр.3
|
слайд.
слайд.
СПАСИБО
ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ
|
способность к самооценке на основе
критериев успешности учебной деятельности;
|
|
Восстановить
текст, вставить пропущенные буквы.
Объяснить написание, записать в тетрадь
Вдруг слышит
шорох и стук трещотки.
Обжора заяц
залез в кусты крыжовника.
Он как
кинется в лесную чащобу!
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Восстановить
текст, вставить пропущенные буквы.
Объяснить написание, записать в тетрадь
Вдруг
слышит шорох и стук трещотки.
Обжора заяц
залез в кусты крыжовника.
Он как
кинется в лесную чащобу!
Восстановить
текст, вставить пропущенные буквы.
Объяснить написание, записать в тетрадь
Вдруг
слышит шорох и стук трещотки.
Обжора заяц
залез в кусты крыжовника.
Он как
кинется в лесную чащобу!
---------------------------------------------------------------------------------------------
Восстановить
текст, вставить пропущенные буквы.
Объяснить написание, записать в тетрадь
Вдруг
слышит шорох и стук трещотки.
Обжора заяц
залез в кусты крыжовника.
Он как
кинется в лесную чащобу!
-
Выпишите в строчку буквы, которые обозначают шипящие звуки (Ш, Ж, Щ, Ч);
чередуем написание до конца строчки.
2. Запишите
слова объясните орфограмма:
медвеж …нок
зайч…нок
мыш…нок
ш..пот
- Что общего в словах?
-
Написание, какого слова вызвало затруднение?
-
В какой части слова возникло затруднение? Почему?
(Написание суффиксов онк, ёнок знаем, а в корне слова
нет.)
Как
вы думаете, чем будем заниматься на уроке
(выяснять
какая буква пишется в корне слова после шипящих о или ё)
Какова
тема урока?
О,
Ё после шипящих в корне слова
-
Произнесите слово с ударением, по слогам, найдите орфограмму.
-
Попробуйте объяснить, почему нужно писать ё.
шёпот
– шептать
-
Какова цель урока?
Научится писать слова с буквами о,е после шипящих
- Объясните лексическое
значение слова шёпот
(Это слово обозначает тихую речь, при которой звуки
произносятся без голоса)
шёпот
2.
Подберите синонимы (тихий шум, шелест, журчание)
3.
Антонимы: (во весь голос, громко, крик.)
4.
- Придумайте предложение со словом шёпот.
Из глубокого ущелья раздавался
шёпот ручейка.
- Сделайте разбор
предложения, дайте хар- ку.
-
Запишите транскрипцию слова, охарактеризуйте каждый звук
[ш
о п а т]
-
После шипящей мы слышим звук О, а пишем букву Ё.
.
Формулирование основного вопроса урока.
-
Всегда ли
звук(о) под ударением после шипящих
записывается одной и той же буквой?
ВЫВОД:
ЗВУК
(О) ПОД УДАРЕНИЕМ ПОСЛЕ
ШИПЯЩИХ ЗАПИСЫВАЕТСЯ ДВУМЯ БУКВАМИ
О, Ё
-
Можете ли вы определить закономерность выбора буквы –о, ё ?
Что происходит со словами первого столбика?
(в родственных словах нет буквы о, а во втором
столбике нет родственных слов)
ВЫВОД.
После
шипящих в корнях слов
Под ударением звук ( о) обозначается буквой ё,
если в родственном слове в корне не слышится звук ( о)
Пчёлы
–пчела,
В остальных случаях пиши букву -
о.
Шорох
шофёр
–
Сравните свои выводы с текстом в учебнике на стр.112 (ключ)
Физминутка
Теперь
мы можем ответить, почему в слове шёпот нужно писать ё?
1.
Упр. 1стр 113
Закрепление
алгоритма применения правила. Выполняется фронтально письменно. (прежде всего
надо прочитать все слова и определить, какая гласная будет вписана – повторение
правила)
Выполняем
в тетради с комментированием.
(записываем
только слова с пропущенной буквой, подчёркивая гласную)
физминутка
упражнения
для глаз
Что
вы узнали о написании гласных О, Ё после шипящих?
Многие
слова пришли к нам из других языков поэтому после ж,ш,ч без ударения в них пишется
буква о
Шоколад, шофёр, крыжовник,
Шов, шоссе, обжора, шорник,
Капюшон, жокей, чащоба,
Шорох, чопорный, трущоба.
2.Упр.
2стр 113 работа в паре.
Закрепление
правила, обоснование написания гласных о, ё после шипящих.
После
выполнения – проверка устно
Что
такое текст? Можно ли это назвать текстом?
1.
Работа в группе
Вспомним правила
работы в группе
Восстановить
текст, подчеркнуть орфограммы на изученное правило.
Объяснить написание, записать в тетрадь
Обжора заяц
залез в кусты крыжовника. Вдруг слышит шорох и стук трещотки. Он как кинется
в лесную чащобу!
Что
вы узнали о написании гласных О, Ё после шипящих?
На
полях тетради оцените, всё ли понятно было на уроке. (красный круг – всё
понятно; зелёный – понятно, но возникали вопросы в процессе выполнения заданий;
чёрный – не понял тему).
Нарисуйте
лесенку и оцените свою активность на уроке.
Д/З
Тетрадь
«Пишем грамотно) упр.3
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.