Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРазработка урока по русскому языку на тему "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-"

Разработка урока по русскому языку на тему "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-"

Скачать материал

Тема «Правописание приставок пре- и при-»

 

Цели урока:

 

Обучающие: познакомить учащихся с орфограммой и ее графическим обозначением на письме; формировать навык в различении основных значений приставок; повторить правописание  неизменяемых и приставок на -з (-с)

 

Развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификацию, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

 

Воспитательные: воспитывать интерес к урокам русского языка, эмоционально-чувственное отношение к художественному тексту, бережное отношение к слову, коммуникативные отношения

 

Оборудование:

Компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация, раздаточный материал

 

Ход урока:

I. Оргмомент. Лингвистическая разминка(2мин.)

(проверка готовности к уроку, создание положительного эмоционального настроя учащихся)

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть всех. Давайте посмотрим, все ли готовы к уроку, всё ли у вас есть на столах, настроимся на серьёзную работу.

Лингвистическая разминка: в каком  тексте описываются люди, предметы, животные, события и к нему можно поставить  вопрос: какой? какая? какое? (описание)

В каком тексте рассказывается о том, что произошло?  К такому тексту можно поставить вопрос: что случилось? что происходит? (повествование)

В этом тексте говорятся о причинах явлений и событий. Эти тексты отвечают на вопрос: почему? (рассуждение)

 

II. Проверка домашнего задания. (2мин.)

Упр.135(проверка усвоения предыдущей темы «Буквы И-Ы после приставок»).

-Каким способом образованы все слова? (приставочным)

- В каких словах буква И не изменилась после приставки и почему? (сверхинтересный, сверхинициативный; приставки-исключения).

Работа с интердоской: Ы-И после приставки.Слайд 2

      меж…здательский

      роз…грыш

      без…дейный

      сверх…зысканный

      под…скать

      под…тожить

      контр…гра

      пред…стория

Проверка: буквы появятся после работы учащегося на доске.

III. Актуализация знаний учащихся.

 

1.Работа с текстом (на экране). (3мин.)

(Упражнение на развитие образов-представлений).

- Я хочу начать урок с чтения миниатюры Николая Сладкова «Осень на пороге».

Во время чтения постарайтесь представить себе путешествие по осеннему лесу.

 (Тихо звучит музыка П. Чайковского, учитель читает текст). Слайд 3.

Прекрасен лес в осеннюю пору.

Я стою в лесу под большим раскидистым кленом, прижимаюсь к его шероховатому стволу и смотрю вверх. Последние лучи мягкого осеннего солнца золотят резные листья. Вдруг резкий ветер сорвал листья.

И они кружатся, кружатся в воздухе, словно озорные золотисто-оранжевые огромные бабочки, и бесшумно падают на разноцветный ковер у подножья дерева. Я иду по лесной тропинке, а под ногами шуршат засохшие листья. В этом звуке слышится тихий вздох листа. Скоро под снежным покровом заснёт природа.

- Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого текста?

- Что является главным образом, почему? (листья - главный признак поздней осени).

- К каким приёмам прибегает автор, создавая эти образы? (Олицетворение, сравнение.)

- Какой тип текста? (описание, повествование)

 

2. Выборочный диктант (4мин.) Слайд 4

(повторение сведений о правописании приставок неизменяемых и приставок на З-С, подготовка к восприятию новой темы)

 

- Найдите в тексте слова с приставками и выпишите их в три столбика, графически объясняя их написание (работа на доске и в тетрадях).

сорвал                              раскидистым                                 прекрасен                                                        

подножья                        бесшумно                                       прижимаюсь

вверх                              

засохшие

заснёт

 

- По какому принципу мы распределили именно так слова?

- С какими приставками слов больше? (с неизменяемыми)

- Что мы можем сказать о первой группе приставок? О второй? (повторяем правило правописании приставок неизменяемых и приставок на З-С)

                                           Схему на доске делают учащиеся:

                                                  ПРИСТАВКИ

                                        

НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ              ПРИСТАВКИ НА З-С       ПРЕ-ПРИ-    

 

 

IV. Изучение нового материала.(5 мин.)

 Подготовка к восприятию.

- В этом тексте есть еще слова с незнакомыми для нас приставками.

Назовите и сравните их (прижимаюсь, прекрасен - приставки произносятся одинаково, а пишутся по-разному).

- Можем мы сейчас с вами объяснить, почему в слове прижимаюсь пишется буква И, а в слове прекрасен – Е? (нет)

- Подумайте и скажите, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке? (О правописании приставок ПРЕ-ПРИ)

(Сообщение темы и цели урока)

- Давайте попробуем определить значение приставок в словах из текста.

(в ходе беседы выводим значение, делаем вывод)

5 слайд   Определение значения слов: прекрасен, прижимаюсь                                                                   

 

Прекрасен (= очень хороший)

 

прижимаюсь (= присоединение)

 

*Проблемная ситуация

-Давайте определим значение приставок в следующих словах:

 

6 слайд                  

 

Определить значение приставки

преграда

прибежал

пришкольный

приоткрыл

 

= пере-

приближение

рядом, около

неполное действие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка: значение приставки появляется на экране

Вывод о значениях приставок делают учащиеся.

- А теперь давайте обратимся к учебнику, проверим, всё ли правильно мы говорили.

 

V. Закрепление.

1. Этап вторичного закрепления. Работа с учебником.(3мин.)

 Прочитайте материал параграфа № 32. Выясните, что нужно знать, чтобы правильно выбрать приставку (при- или пре-).

Вывод по теме.

- Что нужно знать, чтобы правильно определять написание приставок в словах?

( определить значение приставок).

- При каких значениях пишется приставка при-; при каких – пре-?

- Почему слова «причудливый» и «прискорбный » относятся к словам-исключениям? Объясните значение этих слов. Слайд 7

 

2. Работа с презентацией. Коллективная работа. (3мин.)

8 слайд

Определите значение приставки, вставьте гласную на месте пропуска.

 

Густой лес пр..градил дорогу усталым путникам.

ПРЕ=пере

Лес пр..задумался.

Неполное действие

Пр..удивительный мир открывает нам осень

ПРЕ=ОЧЕНЬ

Сказочными великанами стояли пр..дорожные деревья.

«рядом», «около»

Ветер осторожно пр..гнул тонкие стволики деревьев к земле.

приближение

Мелкая листва облетела с пр..брежных лозин.

«рядом», «около»

Музыка в осеннем лесу пр..тихла.

Неполное действие

Я всегда радуюсь пр..ближению осени

приближение

Проверка: значение приставки и гласные Е-И появляются на экране.

3. Работа по группам (10мин.)

 (слабые учащиеся): 9 слайд (Раздаточный материал).

1 группа

Задание: вставьте пропущенные буквы в приставках, объясните их значение:

пр...морский город

пр...поднять голову

пр...забавное происшествие

пр...мчаться сразу

пр...колоть брошку

пр...городная электричка

пр...мудрый старик

пр...землиться на поле

пр...брежная улица

 

2 группа (средние учащиеся): 10 слайд  (Раздаточный материал).

Задание: исправьте ошибки, аргументируйте:

приподаватель  института

придержать дверь

преопасный зверь

превокзальное кафе

прискакать на коне

принеприятное событие

приседать от боли

прибить к стенке

преплыть на корабле

прискучный рассказ

(Проверка заданий на доске.)

 

3 группа (сильные учащиеся): Слайд 11 (Раздаточный материал).

Составьте небольшой текст (3-4 предложения) на тему «Дождливая осень», используя слова с приставками ПРЕ-ПРИ.

(Слова-помощники: приближалась,  приобрела, приоделись,  преобразилось, причудливый превосходный).

Проверка: зачитывание нескольких работ.

 

4. Цифровой диктант (с самопроверкой) (3мин.)

Раздаточный материал. Слайд 12

Проверьте свои работы, поставьте оценку.

 

 

ПРЕ-

ПРИ-

1.пр...вращение

 

1

2

6

 

3

4

5

7

8

9

10

2. пр..ступление

3. пр...шить

4. пр...мчаться

5. пр...встать,

6. пр...ображение

7. пр...морской

8. пр...вязывать

9. пр...поднять

10. пр...клеить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Соотнесите слова со значением приставок: (3мин.)

Слайд 13 Работа с интердоской.

Найти соответствие:

1 вариант – с приставкой ПРЕ-

Мичурин мечтал о преобразовании природы.

Это был престранный человек.

Это было неожиданное превращение

Мы отдыхали в прекрасном доме отдыха.

Ещё ты дремлешь, друг прелестный.

 

ПРЕ- =ПЕРЕ-

 

ПРЕ- =ОЧЕНЬ

 

 

 

2 вариант – с приставкой ПРИ- Слайд 14

 

Колосья спелой ржи приклонились к земле.

Приближение

 

Присоединение

 

Неполное действие

 

Рядом, около

Час обеда приближался, топот по двору раздался.

Пирожок лишь разломила да кусочек прикусила

Затихли ветерки, замолкли птичек хоры и

прилегли стада

Ребята с удовольствием работали в пришкольном саду.

Приходили к мухе блошки,

 Приносили ей сапожки.

 

 

6. Игра «Третье лишнее». Слайд 15  (2мин.)

Зачерните лишнее слово (работа с интердоской)

Приречный, приусадебный, прилепил.

Прескромный, пристанционный, прескучный.

Прискакал, привинтил, привязал.

Присел, приморский, приоткрыл.

VI. Рефлексия (2мин.)

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- При каких значениях пишется приставка при-; при каких – пре-?

- Что  понравилось и запомнилось на уроке?

- На какую оценку вы бы оценили свою работу?

 

VII. Выставление и объявление оценок.(2мин)

 

VIII. Домашнее задание.  Творческая работа. Слайд 16 (1мин.)

 По заданному началу написать сочинение.

Приближалась осень и с каждым днем природа менялась все быстрее и быстрее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока по русскому языку на тему "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор дома творчества

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели урока:

 

Обучающие: познакомить учащихся с орфограммой и ее графическим обозначением на письме; формировать навык в различении основных значений приставок; повторить правописание  неизменяемых и приставок на -з (-с)

 

Развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификацию, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

 

Воспитательные: воспитывать интерес к урокам русского языка, эмоционально-чувственное отношение к художественному тексту, бережное отношение к слову, коммуникативные отношения

 

Оборудование:

Компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация, раздаточный материал

Ход урока:

I. Оргмомент. Лингвистическая разминка(2мин.)

(проверка готовности к уроку, создание положительного эмоционального настроя учащихся)

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть всех. Давайте посмотрим, все ли готовы к уроку, всё ли у вас есть на столах, настроимся на серьёзную работу.

Лингвистическая разминка: в каком  тексте описываются люди, предметы, животные, события и к нему можно поставить  вопрос: какой? какая? какое? (описание)

В каком тексте рассказывается о том, что произошло?  К такому тексту можно поставить вопрос: что случилось? что происходит? (повествование)

В этом тексте говорятся о причинах явлений и событий. Эти тексты отвечают на вопрос: почему? (рассуждение)

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 258 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по теме "Словообразование и орфография. Словообразовательный разбор"
  • Учебник: «Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор
Рейтинг: 5 из 5
  • 01.10.2020
  • 1088
  • 36
«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 920
    • DOCX 33.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Богданова Татьяна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 63924
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 253 человека

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Мини-курс

Психология детей и подростков с дромоманией

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Теоретические аспекты трекинга и менторства

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы классической механики

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе