Тема «Правописание приставок пре- и при-»
Цели урока:
Обучающие: познакомить учащихся с орфограммой
и ее графическим обозначением на письме; формировать навык в различении
основных значений приставок; повторить правописание неизменяемых и приставок
на -з (-с)
Развивающие:
развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные
операции: анализ, синтез, сопоставление, классификацию, а также внимание,
память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности
через разнообразные виды деятельности.
Воспитательные:
воспитывать интерес к урокам русского языка, эмоционально-чувственное отношение
к художественному тексту, бережное отношение к слову, коммуникативные отношения
Оборудование:
Компьютер,
интерактивная доска, мультимедийная презентация, раздаточный материал
Ход урока:
I. Оргмомент. Лингвистическая разминка(2мин.)
(проверка
готовности к уроку, создание положительного эмоционального настроя учащихся)
Здравствуйте,
ребята! Я рада вас видеть всех. Давайте посмотрим, все ли готовы к уроку, всё
ли у вас есть на столах, настроимся на серьёзную работу.
Лингвистическая
разминка: в каком тексте описываются люди, предметы, животные, события и к
нему можно поставить вопрос: какой? какая? какое? (описание)
В
каком тексте рассказывается о том, что произошло? К такому тексту можно
поставить вопрос: что случилось? что происходит? (повествование)
В
этом тексте говорятся о причинах явлений и событий. Эти тексты отвечают на
вопрос: почему? (рассуждение)
II. Проверка домашнего задания. (2мин.)
Упр.135(проверка
усвоения предыдущей темы «Буквы И-Ы после приставок»).
-Каким
способом образованы все слова? (приставочным)
-
В каких словах буква И не изменилась после приставки и почему? (сверхинтересный,
сверхинициативный; приставки-исключения).
Работа
с интердоской: Ы-И после приставки.Слайд 2
• меж…здательский
• роз…грыш
• без…дейный
• сверх…зысканный
• под…скать
• под…тожить
• контр…гра
• пред…стория
Проверка:
буквы появятся после работы учащегося на доске.
III. Актуализация знаний учащихся.
1.Работа
с текстом (на экране). (3мин.)
(Упражнение
на развитие образов-представлений).
-
Я хочу начать урок с чтения миниатюры Николая Сладкова «Осень на пороге».
Во
время чтения постарайтесь представить себе путешествие по осеннему лесу.
(Тихо
звучит музыка П. Чайковского, учитель читает текст). Слайд 3.
Прекрасен лес в осеннюю пору.
Я стою в лесу под большим раскидистым кленом,
прижимаюсь к его шероховатому стволу и смотрю вверх. Последние лучи мягкого
осеннего солнца золотят резные листья. Вдруг резкий ветер сорвал листья.
И они кружатся, кружатся в воздухе, словно озорные
золотисто-оранжевые огромные бабочки, и бесшумно падают на разноцветный ковер у
подножья дерева. Я иду по лесной тропинке, а под ногами шуршат засохшие листья.
В этом звуке слышится тихий вздох листа. Скоро под снежным покровом заснёт
природа.
-
Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого текста?
-
Что является главным образом, почему? (листья - главный признак поздней осени).
-
К каким приёмам прибегает автор, создавая эти образы? (Олицетворение,
сравнение.)
-
Какой тип текста? (описание, повествование)
2.
Выборочный диктант (4мин.) Слайд 4
(повторение
сведений о правописании приставок неизменяемых и приставок на З-С, подготовка к
восприятию новой темы)
-
Найдите в тексте слова с приставками и выпишите их в три столбика, графически
объясняя их написание (работа на доске и в тетрадях).
сорвал
раскидистым прекрасен
подножья
бесшумно прижимаюсь
вверх
засохшие
заснёт
-
По какому принципу мы распределили именно так слова?
-
С какими приставками слов больше? (с неизменяемыми)
-
Что мы можем сказать о первой группе приставок? О второй? (повторяем правило
правописании приставок неизменяемых и приставок на З-С)
Схему на доске делают учащиеся:
ПРИСТАВКИ
НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ
ПРИСТАВКИ НА З-С ПРЕ-ПРИ-
IV. Изучение нового материала.(5 мин.)
Подготовка
к восприятию.
-
В этом тексте есть еще слова с незнакомыми для нас приставками.
Назовите
и сравните их (прижимаюсь, прекрасен - приставки произносятся одинаково,
а пишутся по-разному).
-
Можем мы сейчас с вами объяснить, почему в слове прижимаюсь пишется
буква И, а в слове прекрасен – Е? (нет)
-
Подумайте и скажите, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке? (О
правописании приставок ПРЕ-ПРИ)
(Сообщение
темы и цели урока)
-
Давайте попробуем определить значение приставок в словах из текста.
(в
ходе беседы выводим значение, делаем вывод)
5 слайд Определение
значения слов: прекрасен, прижимаюсь
Прекрасен (= очень хороший)
|
прижимаюсь (= присоединение)
|
*Проблемная ситуация
-Давайте
определим значение приставок в следующих словах:
6 слайд
Определить
значение приставки
|
преграда
прибежал
пришкольный
приоткрыл
|
= пере-
приближение
рядом, около
неполное действие
|
Проверка:
значение приставки появляется на экране
Вывод о значениях приставок делают учащиеся.
-
А теперь давайте обратимся к учебнику, проверим, всё ли правильно мы говорили.
V. Закрепление.
1.
Этап вторичного закрепления. Работа с учебником.(3мин.)
Прочитайте
материал параграфа № 32. Выясните, что нужно знать, чтобы правильно выбрать
приставку (при- или пре-).
Вывод
по теме.
- Что нужно знать, чтобы правильно определять
написание приставок в словах?
( определить значение приставок).
- При каких значениях пишется приставка при-;
при каких – пре-?
-
Почему слова «причудливый» и «прискорбный » относятся к словам-исключениям?
Объясните значение этих слов. Слайд 7
2.
Работа с презентацией. Коллективная работа. (3мин.)
8 слайд
Определите
значение приставки, вставьте гласную на месте пропуска.
Густой лес пр..градил дорогу усталым путникам.
|
ПРЕ=пере
|
Лес пр..задумался.
|
Неполное действие
|
Пр..удивительный мир открывает нам осень
|
ПРЕ=ОЧЕНЬ
|
Сказочными великанами стояли пр..дорожные деревья.
|
«рядом», «около»
|
Ветер осторожно пр..гнул тонкие стволики деревьев к
земле.
|
приближение
|
Мелкая листва облетела с пр..брежных лозин.
|
«рядом», «около»
|
Музыка в осеннем лесу пр..тихла.
|
Неполное действие
|
Я всегда радуюсь пр..ближению осени
|
приближение
|
Проверка:
значение приставки и гласные Е-И появляются на экране.
3.
Работа по группам (10мин.)
(слабые
учащиеся): 9 слайд (Раздаточный
материал).
1 группа
Задание:
вставьте пропущенные буквы в приставках, объясните их значение:
пр...морский город
пр...поднять голову
пр...забавное происшествие
пр...мчаться сразу
пр...колоть брошку
пр...городная электричка
пр...мудрый старик
пр...землиться на поле
пр...брежная улица
2 группа (средние учащиеся): 10 слайд (Раздаточный материал).
Задание:
исправьте ошибки, аргументируйте:
приподаватель
института
придержать
дверь
преопасный
зверь
превокзальное
кафе
прискакать
на коне
принеприятное
событие
приседать
от боли
прибить
к стенке
преплыть
на корабле
прискучный
рассказ
(Проверка
заданий на доске.)
3 группа (сильные учащиеся): Слайд 11 (Раздаточный материал).
Составьте
небольшой текст (3-4 предложения) на тему «Дождливая осень», используя слова с
приставками ПРЕ-ПРИ.
(Слова-помощники:
приближалась, приобрела, приоделись, преобразилось, причудливый
превосходный).
Проверка:
зачитывание нескольких работ.
4.
Цифровой диктант (с самопроверкой) (3мин.)
Раздаточный
материал. Слайд 12
Проверьте
свои работы, поставьте оценку.
|
ПРЕ-
|
ПРИ-
|
1.пр...вращение
|
1
2
6
|
3
4
5
7
8
9
10
|
2.
пр..ступление
|
3.
пр...шить
|
4.
пр...мчаться
|
5.
пр...встать,
|
6.
пр...ображение
|
7.
пр...морской
|
8.
пр...вязывать
|
9.
пр...поднять
|
10.
пр...клеить
|
5.
Соотнесите слова со значением приставок: (3мин.)
Слайд 13 Работа с
интердоской.
Найти
соответствие:
1 вариант – с приставкой ПРЕ-
Мичурин мечтал о
преобразовании природы.
Это был
престранный человек.
Это
было неожиданное превращение
Мы отдыхали в
прекрасном доме отдыха.
Ещё
ты дремлешь, друг прелестный.
|
ПРЕ- =ПЕРЕ-
ПРЕ- =ОЧЕНЬ
|
2 вариант – с приставкой ПРИ- Слайд 14
Колосья спелой
ржи приклонились к земле.
|
Приближение
Присоединение
Неполное действие
Рядом, около
|
Час
обеда приближался, топот по двору раздался.
|
Пирожок лишь
разломила да кусочек прикусила
|
Затихли
ветерки, замолкли птичек хоры и
прилегли стада
|
Ребята
с удовольствием работали в пришкольном саду.
|
Приходили
к мухе блошки,
Приносили
ей сапожки.
|
6.
Игра «Третье лишнее». Слайд 15 (2мин.)
Зачерните
лишнее слово (работа с интердоской)
Приречный, приусадебный, прилепил.
Прескромный, пристанционный, прескучный.
Прискакал, привинтил, привязал.
Присел, приморский, приоткрыл.
VI. Рефлексия (2мин.)
-
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-
При каких значениях пишется приставка при-; при каких – пре-?
-
Что понравилось и запомнилось на уроке?
-
На какую оценку вы бы оценили свою работу?
VII. Выставление и объявление оценок.(2мин)
VIII. Домашнее
задание. Творческая
работа. Слайд 16 (1мин.)
По
заданному началу написать сочинение.
Приближалась осень и с каждым днем природа менялась
все быстрее и быстрее.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.