Главная / Русский язык и литература / Разработка урока по русскому языку на тему "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-"

Разработка урока по русскому языку на тему "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-"

hello_html_m5f7fc166.gifhello_html_m59145e4a.gifhello_html_m66319923.gifhello_html_79510672.gifhello_html_4edd2b04.gifhello_html_m1b13408b.gifhello_html_m2ce97b42.gifhello_html_m58579e33.gifhello_html_47f12e48.gifhello_html_m3d375ade.gifhello_html_4bc95a6d.gifhello_html_m38b4842b.gifhello_html_mf064eb5.gifhello_html_m6b4b17e2.gifТема «Правописание приставок пре- и при-»


Цели урока:


Обучающие: познакомить учащихся с орфограммой и ее графическим обозначением на письме; формировать навык в различении основных значений приставок; повторить правописание неизменяемых и приставок на -з (-с)


Развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификацию, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.


Воспитательные: воспитывать интерес к урокам русского языка, эмоционально-чувственное отношение к художественному тексту, бережное отношение к слову, коммуникативные отношения


Оборудование:

Компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация, раздаточный материал


Ход урока:

I. Оргмомент. Лингвистическая разминка(2мин.)

(проверка готовности к уроку, создание положительного эмоционального настроя учащихся)

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть всех. Давайте посмотрим, все ли готовы к уроку, всё ли у вас есть на столах, настроимся на серьёзную работу.

Лингвистическая разминка: в каком тексте описываются люди, предметы, животные, события и к нему можно поставить вопрос: какой? какая? какое? (описание)

В каком тексте рассказывается о том, что произошло? К такому тексту можно поставить вопрос: что случилось? что происходит? (повествование)

В этом тексте говорятся о причинах явлений и событий. Эти тексты отвечают на вопрос: почему? (рассуждение)


II. Проверка домашнего задания. (2мин.)

Упр.135(проверка усвоения предыдущей темы «Буквы И-Ы после приставок»).

-Каким способом образованы все слова? (приставочным)

- В каких словах буква И не изменилась после приставки и почему? (сверхинтересный, сверхинициативный; приставки-исключения).

Работа с интердоской: Ы-И после приставки.Слайд 2

  • меж…здательский

  • роз…грыш

  • без…дейный

  • сверх…зысканный

  • под…скать

  • под…тожить

  • контр…гра

  • пред…стория

Проверка: буквы появятся после работы учащегося на доске.

III. Актуализация знаний учащихся.


1.Работа с текстом (на экране). (3мин.)

(Упражнение на развитие образов-представлений).

- Я хочу начать урок с чтения миниатюры Николая Сладкова «Осень на пороге».

Во время чтения постарайтесь представить себе путешествие по осеннему лесу.

(Тихо звучит музыка П. Чайковского, учитель читает текст). Слайд 3.

Прекрасен лес в осеннюю пору.

Я стою в лесу под большим раскидистым кленом, прижимаюсь к его шероховатому стволу и смотрю вверх. Последние лучи мягкого осеннего солнца золотят резные листья. Вдруг резкий ветер сорвал листья.

И они кружатся, кружатся в воздухе, словно озорные золотисто-оранжевые огромные бабочки, и бесшумно падают на разноцветный ковер у подножья дерева. Я иду по лесной тропинке, а под ногами шуршат засохшие листья. В этом звуке слышится тихий вздох листа. Скоро под снежным покровом заснёт природа.

- Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого текста?

- Что является главным образом, почему? (листья - главный признак поздней осени).

- К каким приёмам прибегает автор, создавая эти образы? (Олицетворение, сравнение.)

- Какой тип текста? (описание, повествование)


2. Выборочный диктант (4мин.) Слайд 4

(повторение сведений о правописании приставок неизменяемых и приставок на З-С, подготовка к восприятию новой темы)


- Найдите в тексте слова с приставками и выпишите их в три столбика, графически объясняя их написание (работа на доске и в тетрадях).

сорвал раскидистым прекрасен

подножья бесшумно прижимаюсь

вверх

засохшие

заснёт


- По какому принципу мы распределили именно так слова?

- С какими приставками слов больше? (с неизменяемыми)

- Что мы можем сказать о первой группе приставок? О второй? (повторяем правило правописании приставок неизменяемых и приставок на З-С)

Схему на доске делают учащиеся:

ПРИСТАВКИ

НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ ПРИСТАВКИ НА З-С ПРЕ-ПРИ-



IV. Изучение нового материала.(5 мин.)

Подготовка к восприятию.

- В этом тексте есть еще слова с незнакомыми для нас приставками.

Назовите и сравните их (прижимаюсь, прекрасен - приставки произносятся одинаково, а пишутся по-разному).

- Можем мы сейчас с вами объяснить, почему в слове прижимаюсь пишется буква И, а в слове прекрасен – Е? (нет)

- Подумайте и скажите, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке? (О правописании приставок ПРЕ-ПРИ)

(Сообщение темы и цели урока)

- Давайте попробуем определить значение приставок в словах из текста.

(в ходе беседы выводим значение, делаем вывод)

5 слайд Определение значения слов: прекрасен, прижимаюсь


Прекрасен (= очень хороший)


прижимаюсь (= присоединение)


*Проблемная ситуация

-Давайте определим значение приставок в следующих словах:


6 слайд


Определить значение приставки

преграда

прибежал

пришкольный

приоткрыл


= пере-

приближение

рядом, около

неполное действие










Проверка: значение приставки появляется на экране

Вывод о значениях приставок делают учащиеся.

- А теперь давайте обратимся к учебнику, проверим, всё ли правильно мы говорили.


V. Закрепление.

1. Этап вторичного закрепления. Работа с учебником.(3мин.)

Прочитайте материал параграфа № 32. Выясните, что нужно знать, чтобы правильно выбрать приставку (при- или пре-).

Вывод по теме.

- Что нужно знать, чтобы правильно определять написание приставок в словах?

( определить значение приставок).

- При каких значениях пишется приставка при-; при каких – пре-?

- Почему слова «причудливый» и «прискорбный » относятся к словам-исключениям? Объясните значение этих слов. Слайд 7


2. Работа с презентацией. Коллективная работа. (3мин.)

8 слайд

Определите значение приставки, вставьте гласную на месте пропуска.


Густой лес пр..градил дорогу усталым путникам.

ПРЕ=пере

Лес пр..задумался.

Неполное действие

Пр..удивительный мир открывает нам осень

ПРЕ=ОЧЕНЬ

Сказочными великанами стояли пр..дорожные деревья.

«рядом», «около»

Ветер осторожно пр..гнул тонкие стволики деревьев к земле.

приближение

Мелкая листва облетела с пр..брежных лозин.

«рядом», «около»

Музыка в осеннем лесу пр..тихла.

Неполное действие

Я всегда радуюсь пр..ближению осени

приближение

Проверка: значение приставки и гласные Е-И появляются на экране.

3. Работа по группам (10мин.)

(слабые учащиеся): 9 слайд (Раздаточный материал).

1 группа

Задание: вставьте пропущенные буквы в приставках, объясните их значение:

пр...морский город

пр...поднять голову

пр...забавное происшествие

пр...мчаться сразу

пр...колоть брошку

пр...городная электричка

пр...мудрый старик

пр...землиться на поле

пр...брежная улица


2 группа (средние учащиеся): 10 слайд (Раздаточный материал).

Задание: исправьте ошибки, аргументируйте:

приподаватель института

придержать дверь

преопасный зверь

превокзальное кафе

прискакать на коне

принеприятное событие

приседать от боли

прибить к стенке

преплыть на корабле

прискучный рассказ

(Проверка заданий на доске.)


3 группа (сильные учащиеся): Слайд 11 (Раздаточный материал).

Составьте небольшой текст (3-4 предложения) на тему «Дождливая осень», используя слова с приставками ПРЕ-ПРИ.

(Слова-помощники: приближалась, приобрела, приоделись, преобразилось, причудливый превосходный).

Проверка: зачитывание нескольких работ.


4. Цифровой диктант (с самопроверкой) (3мин.)

Раздаточный материал. Слайд 12

Проверьте свои работы, поставьте оценку.



ПРЕ-

ПРИ-

1.пр...вращение


1

2

6


3

4

5

7

8

9

10

2. пр..ступление

3. пр...шить

4. пр...мчаться

5. пр...встать,

6. пр...ображение

7. пр...морской

8. пр...вязывать

9. пр...поднять

10. пр...клеить














5. Соотнесите слова со значением приставок: (3мин.)

Слайд 13 Работа с интердоской.

Найти соответствие:

1 вариант – с приставкой ПРЕ-

Мичурин мечтал о преобразовании природы.

Это был престранный человек.

Это было неожиданное превращение

Мы отдыхали в прекрасном доме отдыха.

Ещё ты дремлешь, друг прелестный.


ПРЕ- =ПЕРЕ-


ПРЕ- =ОЧЕНЬ




2 вариант – с приставкой ПРИ- Слайд 14


Колосья спелой ржи приклонились к земле.


Приближение


Присоединение


Неполное действие


Рядом, около

Час обеда приближался, топот по двору раздался.

Пирожок лишь разломила да кусочек прикусила

Затихли ветерки, замолкли птичек хоры и

прилегли стада

Ребята с удовольствием работали в пришкольном саду.

Приходили к мухе блошки,

Приносили ей сапожки.



6. Игра «Третье лишнее». Слайд 15 (2мин.)

Зачерните лишнее слово (работа с интердоской)

Приречный, приусадебный, прилепил.

Прескромный, пристанционный, прескучный.

Прискакал, привинтил, привязал.

Присел, приморский, приоткрыл.

VI. Рефлексия (2мин.)

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- При каких значениях пишется приставка при-; при каких – пре-?

- Что понравилось и запомнилось на уроке?

- На какую оценку вы бы оценили свою работу?


VII. Выставление и объявление оценок.(2мин)


VIII. Домашнее задание. Творческая работа. Слайд 16 (1мин.)

По заданному началу написать сочинение.

Приближалась осень и с каждым днем природа менялась все быстрее и быстрее.





































Разработка урока по русскому языку на тему "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-"
  • Русский язык и литература
Описание:

Цели урока:

 

Обучающие: познакомить учащихся с орфограммой и ее графическим обозначением на письме; формировать навык в различении основных значений приставок; повторить правописание  неизменяемых и приставок на -з (-с)

 

Развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификацию, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

 

Воспитательные: воспитывать интерес к урокам русского языка, эмоционально-чувственное отношение к художественному тексту, бережное отношение к слову, коммуникативные отношения

 

Оборудование:

Компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация, раздаточный материал

Ход урока:

I. Оргмомент. Лингвистическая разминка(2мин.)

(проверка готовности к уроку, создание положительного эмоционального настроя учащихся)

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть всех. Давайте посмотрим, все ли готовы к уроку, всё ли у вас есть на столах, настроимся на серьёзную работу.

Лингвистическая разминка: в каком  тексте описываются люди, предметы, животные, события и к нему можно поставить  вопрос: какой? какая? какое? (описание)

В каком тексте рассказывается о том, что произошло?  К такому тексту можно поставить вопрос: что случилось? что происходит? (повествование)

В этом тексте говорятся о причинах явлений и событий. Эти тексты отвечают на вопрос: почему? (рассуждение)

 

Автор Богданова Татьяна Владимировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 721
Номер материала 45959
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓