Главная / Русский язык и литература / Разработка урока по русскому языку на тему "Согласные звонкие и глухие" (5 класс)

Разработка урока по русскому языку на тему "Согласные звонкие и глухие" (5 класс)

Согласные звонкие и глухие.

Открытый урок подготовила и провела в 5 «Г» классе уч. русского языка и литературы Цопанова З. М.

Знать: о различии звонких и глухих согласных; о звуковых повторах как средстве выразительности русской речи.

Уметь: различать звонкие и глухие согласные.

.Проверка домашнего задания. Устная пятиминутка.

А.Какой раздел науки о языке нами сейчас изучается? (фонетика)

-Давайте вспомним слова , в состав которых входит корень –фон- со значением «звук».

Словарь: телефон( аппарат, передающий звуки на расстоянии), магнитофон(аппарат для магнитной записи звуков), мегафон( рупор для усиления звуков), диктофон( прибор для записи звуков и их воспроизведения), таксофон( прибор для передачи звуков на расстоянии),фонотека( собрание звукозаписей), граммофон(аппарат, воспроизводящий звуки. Записанные на пластинку), патефон (граммофон с рупором).

( Прежде чем определиться со значением слова фонетика детям предлагается посмотреть отрывок из немого фильма.)

- Можно ли понять о чём идёт речь в этом фильме? Почему?

Б.Итак, что изучает фонетика?

В.Какие звуки речи мы знаем? (вместе составляем таблицу).


Звуки речи

Гласные согласные

Ударные Безударные Твёрд. Мягк. Звок. Глух.

(В тетради записывается тема урока.)

Работа с учебником, с. 116. Ответы на вопросы учебника.

-Итак. ребята, мы говорим глухие и звонкие согласные, а как они отличаются друг от друга? (глухие образуются из потока воздуха и шума, а звонкие - из голоса и шума).

Звонк. Б в г д ж з р л м н й - сонорные звуки

Глух. П ф к т ш с х ц ч щ

-А знаете ли вы, что звуки, которые мы изучаем , помогают различать слова по смыслу.

Упр. из учебника № 276 (Замените в данных словах начальный согласный парным ему глухим или звонким.Что меняется в слове: только его звуковой состав или пары слов различаются по значению помощью согласных?).

Дом-том. Почка- Шалость- Доска-

Балка- Горка- Колос- Точка-

Тело- Злой- Жар- Слить-

Такие звуки называются смыслоразличителями.

Игра «Зоопарк».

Определить зверей по разным зоопаркам 1) со звонкими согласными 2) с глухими согласными.

Баран, кот, зебра, щука, пёс, выдра, утка, гагара, олень, кит.

Баран, зебра, выдра, Кот, щука, пёс, утка,

гагара, олень. кит.

Сколько на свете звуков? Сколько звуков у речи? Столько в лесу снежинок, столько струек у речки, столько в дожде дождинок, столько в песке песчинок.

Прослушайте отрывок из стихотворения В. Суслова «Слушал шорох тишину».

Слушал шорох тишину. По болоту

В тишине лесной глуши Вышли цапли на охоту,

Шёпот к шороху спешит, Цапли ужинать спешат,

Топот по лесу шуршит. Рыщут- ищут лягушат.

- Ты куда? - Слышишь?

- К тебе лечу. - Слышу…

- Дай на ушко пошепчу. Две букашки

Шу-шу-шу да ши-ши-ши. Спать устроились в ромашке,

Тише, шорох, не шурши, Под простынки влезть хотят,

Тихо, шорох, не дыши! Лепестками шелестят.

Слышишь, стихли камыши? Новостри-ка уши,

Слышишь? Тишину послушай!..

- Слышу… ( В Суслов.)

( Инсценированное чтение)

- Можно ли это стихотворение читать громко? Почему?

Чтение стихотворения Б. Захондера. Какой звонкий согласный звук помогает воспроизвести жужжание жука?

Жук жужжал А потом спросил:

В густой осоке. – Скажите,

Вол лежал на солнцепёке. Для чего вы так

Жук жужжа, жужжите?

Жужжал, жужжал. Объясните,

Вол лежал, лежал, лежал. Милый жук,

Что дает вам этот звук?

(Б. Захондер).

Выразительное чтение стихотворения Ф. Тютчева «Весенняя гроза».

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

-Какой звонкий согласный передаёт звучание, грохот, гром весенней грозы?(Дать определение термину «Аллитерация»(повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический приём).

-Каких звуков в четверостишье больше- звонких или глухих? (Звонких больше, это одно из доказательств того, что русский язык звучный).

-Найдите в отрывке слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова» (грозу -грозы, весенний- вёсны, резвяся - резвый, грохочет- грохот).

-Найдите в отрывке слова с орфограммой «Падежное окончание имени существительного» (в начале, в небе).

-Найдите в отрывке слово с орфограммой «Личное окончание глагола»(грохочет).

Ребята, по дороге в школу мы постоянно встречаемся с различными звуками. Со звуками природы или же со звуками, которые издаёт сам человек. Послушайте, с какими звуками столкнулась я, когда собиралась в школу.

Как же не хочется утро вставать, но надо. Тебя будит неугомонный будильник -« дзинь- дзинь, динь- дзинь». Встаёшь, открываешь кран-вода журчит. Ставишь чайник - он закипает со свистом. Размешиваешь сахар в чае, ложка звучит в чашке. Выходишь на улицу- со всех сторон слышен крик детей, бегущих в школу. Вот я и проснулась.

Попробуйте, ребята, написать мини-сочинение(4-5 предложений), используя все богатство вашего словарного запаса, показав на письме, какие звуки вы услышали либо по дороге в школу, либо за окном, либо, как я, дома.

- Какими средствами связи вы воспользовались? (Олицетворение- неугомонный будильник).

- Найдите грамматическую основу в первом предложении своего сочинения.

Итог урока .- Что сегодня мы узнали?

Домашнее задание: пар.56; правило на стр. 118; упр. 281,282; повторить алфавит (с. 119).

-











Цель урока:

1) знать о различии звонких и глухих согласных;

2) знать о звуковых повторах как средстве выразительности русской речи;     

3) уметь различать звонкие и глухие согласные;

4) отработать словарную работу слов с корнем "фон";  

5) дать понятие слову "словоразличители";  

6) провести лингвистическую игру "Зоопарк"; 

7) провести инсценированное чтение сказок и дать понятие термину "Аллитерация"; 

8) работа над развитием речи (сочинение-миниатюра "По дороге в школу").                   

 



Разработка урока по русскому языку на тему "Согласные звонкие и глухие" (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Согласные звонкие и глухие.

Открытый урок подготовила и провела в 5 «Г» классе уч. русского языка и литературы Цопанова З. М.

Знать: о различии звонких и глухих согласных; о звуковых повторах как средстве выразительности русской речи.

Уметь: различать звонкие и глухие согласные.

 ❶.Проверка домашнего задания. Устная пятиминутка.

А.Какой раздел науки о языке нами сейчас изучается? (фонетика)

-Давайте вспомним слова , в состав которых входит корень –фон- со значением «звук».

        Словарь: телефон( аппарат, передающий звуки на расстоянии), магнитофон(аппарат для магнитной записи звуков), мегафон( рупор для усиления звуков), диктофон( прибор для записи звуков и их воспроизведения), таксофон( прибор для передачи звуков на расстоянии),фонотека( собрание звукозаписей), граммофон(аппарат, воспроизводящий звуки. Записанные на пластинку), патефон (граммофон с рупором).

(  Прежде чем определиться со значением слова фонетика детям предлагается посмотреть отрывок из немого фильма.)

- Можно ли понять о чём идёт речь в этом фильме? Почему?

Б.Итак, что изучает фонетика?

В.Какие звуки речи мы знаем? (вместе составляем таблицу).


                                                           Звуки речи

                                        Гласные                                 согласные

                            Ударные    Безударные          Твёрд.   Мягк.   Звок.   Глух.

(В тетради записывается тема урока.)

❷Работа с учебником, с. 116. Ответы на вопросы учебника.

-Итак. ребята, мы говорим глухие и звонкие согласные, а как они отличаются друг от друга? (глухие образуются из потока воздуха и шума, а звонкие - из голоса и шума).

Звонк.  Б         в       г         д          ж           з          р         л        м           н          й     -   сонорные звуки

Глух.     П        ф        к        т           ш          с          х          ц        ч           щ

-А знаете ли вы, что звуки, которые мы изучаем , помогают различать слова по смыслу.

       Упр. из учебника № 276 (Замените в данных словах начальный согласный парным ему глухим или звонким.Что меняется в слове: только его звуковой состав или пары слов различаются по значению помощью согласных?).

Дом-том.                    Почка-                 Шалость-                   Доска-

Балка-                         Горка-                   Колос-                       Точка-

Тело-                           Злой-                     Жар-                         Слить-

Такие звуки называются смыслоразличителями.

                                         Игра «Зоопарк».

        Определить  зверей  по  разным  зоопаркам  1) со звонкими согласными  2) с глухими согласными.

Баран, кот, зебра, щука, пёс, выдра, утка, гагара, олень, кит.

      Баран, зебра, выдра,                                                            Кот, щука, пёс, утка,

      гагара, олень.                                                                           кит.

❸Сколько на свете звуков? Сколько звуков у речи? Столько в лесу снежинок, столько струек у речки, столько в дожде дождинок, столько в песке песчинок.

        Прослушайте отрывок из стихотворения В. Суслова «Слушал шорох тишину».

Слушал шорох тишину.                                                      По болоту

В тишине лесной глуши                                                     Вышли цапли на охоту,

Шёпот к шороху спешит,                                                    Цапли ужинать спешат,

Топот по лесу шуршит.                                                        Рыщут- ищут лягушат.

- Ты куда?                                                                               - Слышишь?   

- К тебе лечу.                                                                          - Слышу…     

- Дай на ушко пошепчу.                                                       Две букашки

Шу-шу-шу да ши-ши-ши.                                                     Спать устроились в ромашке,

Тише, шорох, не шурши,                                                      Под простынки влезть хотят,

Тихо, шорох, не дыши!                                                         Лепестками шелестят.

Слышишь, стихли камыши?                                                 Новостри-ка уши,

Слышишь?                                                                                 Тишину послушай!..               

- Слышу…                                                                              ( В Суслов.)

( Инсценированное чтение)

- Можно ли это стихотворение читать громко? Почему?

      Чтение стихотворения Б. Захондера. Какой звонкий согласный звук помогает воспроизвести жужжание жука?

Жук жужжал                                                                       А потом спросил:

В густой осоке.                                                                   – Скажите,                                             

Вол лежал на солнцепёке.                                              Для чего вы так

Жук жужжа,                                                                         жужжите?           

Жужжал, жужжал.                                                             Объясните,

Вол лежал, лежал, лежал.                                                Милый жук,

                                                                                                  Что дает вам этот звук?

                                                                                          (Б. Захондер).

 

       Выразительное чтение стихотворения Ф. Тютчева «Весенняя гроза».

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

-Какой звонкий согласный передаёт звучание, грохот, гром весенней грозы?(Дать определение термину «Аллитерация»(повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический приём).

-Каких звуков в четверостишье больше- звонких или глухих? (Звонких больше, это одно из доказательств  того, что русский  язык звучный).

-Найдите в отрывке слова с орфограммой «Безударная гласная в корне  слова» (грозу -грозы, весенний- вёсны, резвяся - резвый, грохочет- грохот).

-Найдите в отрывке слова с орфограммой «Падежное окончание имени существительного» (в начале, в небе).

-Найдите в отрывке слово с орфограммой «Личное окончание глагола»(грохочет).

❹Ребята, по дороге в школу мы постоянно встречаемся с различными звуками. Со звуками природы или же со звуками, которые издаёт сам человек. Послушайте, с какими звуками столкнулась я, когда собиралась в школу.

      Как же не хочется утро вставать, но надо. Тебя будит неугомонный будильник -« дзинь- дзинь, динь- дзинь». Встаёшь,  открываешь  кран-вода журчит. Ставишь чайник - он закипает со свистом. Размешиваешь сахар в чае, ложка звучит в чашке. Выходишь на улицу- со всех сторон слышен крик детей, бегущих в школу. Вот я и проснулась.

       Попробуйте, ребята, написать мини-сочинение(4-5 предложений), используя все богатство вашего словарного запаса, показав на письме, какие звуки вы услышали либо по дороге в школу, либо за окном, либо, как я, дома.

- Какими средствами связи вы воспользовались? (Олицетворение- неугомонный будильник).

- Найдите грамматическую основу в первом предложении своего сочинения.

        Итог урока .- Что сегодня мы узнали?

 

Домашнее задание: пар.56; правило на стр. 118; упр. 281,282; повторить алфавит (с. 119).

Автор Цопанова Залина Муратовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1511
Номер материала 37813
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓