Главная / Русский язык и литература / Разработка урока по русскому языку на тему

Разработка урока по русскому языку на тему

Выборова Марианна Ивановна, учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ Уська-Орочского с/п Ванинского района Хабаровского края


Урок русского языка по теме «Повелительное наклонение глагола. Правописание глаголов в повелительном наклонении».

Автор: Выборова Марианна Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ Уська-Орочского с/п Ванинского района Хабаровского края

Предмет: русский язык

Класс: 6

Тема: Повелительное наклонение глагола. Правописание глаголов в повелительном наклонении.

Раздел программы: морфология, глагол.

Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.

Вид урока: урок-практикум.

Технология: игровая (урок-путешествие) и компьютерная (использование интерактивной доски SMART Board).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска SMART Board, презентация к уроку, выполненная в программе Smart Notebook 10, магнитная доска, маркер, рисунки ракет, таблицы по теме, выставка литературы на тему «Космос», раздаточный материал: карта-схема урока (контроль за работой группы, оценки за работу), индивидуальные карточки с текстом стихотворения, листок для составления текста-памятки.

Цель урока: совершенствование умения употреблять глаголы в речи, отличать глаголы разных наклонений.

Задачи урока:

Обучающие: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний в рамках темы «Повелительное наклонение глагола» (знать: морфологические признаки, способы образования, правила написания глаголов в повелительном наклонении; уметь: правильно использовать глаголы в устной и письменной речи);

обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.

Развивающие: создать условия для развития внимания, орфографической зоркости, познавательного интереса, письменной и речевой культуры учащихся;

создать условия для развития навыков общения, необходимых для работы в группе.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах, чувство гордости за страну и её людей.

Навигация: работать с презентацией необходимо в режиме «во весь экран». Для этого нажмите кнопку hello_html_12b454e0.png.

Переход по страницам осуществляется с помощью гиперссылок.



Ход урока

  1. Оhello_html_13c551db.pngрганизационный момент: приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания.




Слайд 1 (титульный)



2. Мотивация.

Ах, этот день – двенадцатый апреля,

Как он пронёсся по людским сердцам.

Казалось, мир невольно стал добрее,

Своей победой потрясённый сам.

  • О какой победе говорится в стихотворении? (о полёте человека в космос)

Когда был осуществлён первый полёт человека в космос? Кем? (12 апреля 1961 г., Ю. А. Гагарин)

Какой праздник отмечает наша страна в этот день? (День космонавтики)

hello_html_4169389.png

2 слайд

(появление рисунков,

надписи по ходу ответов;

активируем с помощью

прикосновения к рисунку)





Ю.А. Гагарин впервые поднялся в космос на корабле «Восток-1». Его позывные – «Я – Кедр» – узнала вся Земля. Хотя и совершил он один виток вокруг Земля и пробыл в космосе всего 108 минут, но это было начало космической эры. Полёт был осуществлён благодаря труду многих людей, в том числе: Константину Эдуардовичу Циалковскому, Сергею Павловичу Королёву.

  • А вы хотели бы осуществить космический полёт? С какой целью?

Используйте при ответе предложения следующей конструкции: Если бы я полетел(а) в космос…

  • Глаголы в каком наклонении использовали в ответе? (в условном)

С глубокой древности человека привлекало и манило к себе звёздное небо, и он мечтал создать летательный аппарат, на котором отправится в необыкновенное путешествие.

  • Вспомните, каким образом летали герои в мифах, сказках? (ковёр-самолёт, ступа Бабы-Яги, летающий корабль, Вакула на чёрте, конь Пегас, Икар и Дедал)

  • А современные люди на чём могут отправиться в космическое путешествие? (космический корабль, ракета)

3. Тема и цели урока, определение содержания, установка на игру.

Сегодня на уроке и у нас будет возможность слетать в космос на вот этих ракетах (на магнитной доске рисунки 2 ракет), но с определённой учебной целью: закрепить знания по темы «Повелительное наклонение глагола», творчески применять полученные знания в речи.

Установка к игре: работать мы будем в группах, как экипаж космического корабля, поэтому помните: от каждого из вас зависит полёт. Разделитесь на команды, выберите командира, который будет регулировать работу, назначать отвечающих, оценивать каждого члена команды; штурмана, который будет записывать нужную информацию. За правильные ответы команда будет получать звёзды (прикрепляются к магнитной доске рядом с ракетами команд). Назовите ваши ракеты.

Аhello_html_3d1b2fd9.png вот наша карта полёта.

3 слайд

(ссылки к рисункам планет

позволяют переходить

на слайд с заданием

и возвращаться назад к «Карте

полёта»)



Индивидуальные «Карты полёта» выдаются каждой команде, в них записываются члены экипажа, по ходу урока выставляются оценки, выполняются задания.

  • Давайте дадим уроку красивое название. Запись числа, темы. (Космический полёт к глаголу. Путешествие с глаголом в повелительном наклонении.)

4. Актуализация знаний.

  • Чтобы наши ракеты взлетели, вспомним: сколько наклонений у глагола? Какие? Что обозначают? (ответы на скорость и правильность)

  • Распределите глаголы по наклонениям (по 1 человеку от команды)

hello_html_63563750.png

4 слайд

(Флеш-объект:

проверка по кнопке Check,

сброс по кнопке Reset)







  • Составьте предложения, употребив глаголы в форме всех 3-х наклонений на тему «Космос»: летит, пристегните, прилунился, исследовал бы, увидите, посылают, открыл бы, направил помоги, узнаете (на местах, в тетрадях, капитан назначает отвечающего)

5. Словарная работа.

Вhello_html_1bc6dc83.pngнимание экипажам! Пристегнуть ремни! Старт! (физкультминутка: экипажи летят на ракете)



5 слайд

(Флеш-объект:

старт ракеты)





  • А вы знаете, откуда стартуют космические корабли? (космодром Байконур, космодром Плесецк)

  • Мы подлетаем к спутнику Земли. Какому? (Луна)

  • Нас ждут «лунатики» со своими «лунными» вопросами: ответьте на вопросы и напишите правильно словарные слова (вопросы задаются командам по очереди, ответы записывают на «Карте полёта» по цепочке, а также каждым учеником в тетради; взаимопроверка и проверка общей записи капитаном противоположной команды).

6hello_html_4baaa42e.pnghello_html_m3de75d74.png слайд

(ответы за

шторкой;

появление

фотографий

с помощью

прикосновения)





1) Назовите одним словом мир звёзд и галактик (космос, Вселенная).

2) Прибор для наблюдения за небесными телами (телескоп).

3) Костюм, защищающий тело космонавта (скафандр).

4) Летательный аппарат тяжелее воздуха, предназначенный для полётов в атмосфере (самолёт).

5) Наука, изучающая небесные тела (астрономия).

6) Самая близкая к Земле звезда (Солнце).

6. Применение знаний.

  • Сколько планет входит в Солнечную систему? (9)

hello_html_m4f7ce954.png

3 слайд

появление

центрального рисунка

с помощью

прикосновения)





Мы побываем на некоторых из них.

  • Какая из планет Солнечной системы является самой яркой на ночном небе? (Венера)

Остановка на Венере поможет нам повторить теорию по теме «Повелительное наклонение глагола».

  • Нhello_html_m34d48b77.pngайдите и исправьте ошибки в определении (команда даёт ответ после совместного чтения и обсуждения).



7 слайд

(вторая запись выходит

по щелчку)





1) Глаголы в повелительном наклонении обозначают действие предмета (которое кто-то требует или просит выполнить).

2) Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2 лица множественного числа (и 2 лица единственного числа).

3) Глаголы в повелительном наклонении образуются с помощью суффиксов -и, -й (нет суффикса -й, бессуффиксный способ).

4) Глаголы в повелительном наклонении имеют в единственном числе нулевое окончание, а во множественном – -ите (во множественном числе окончание -те).

  • Какую планету называют красной, т. к. поверхность её имеет красно-оранжевый цвет? (Марс)

  • Работа с текстом: вставьте орфограммы, найдите глаголы в повелительном наклонении, выделите суффиксы и окончания (каждый ученик работает в своей карточке; по очереди выходят члены команд и объясняют по 2 строчки, работая на доске с помощью маркера).

Вhello_html_me95a875.pngыразительно прочитать.

8 слайд

Не пр ... выкайте к ч ... десам, -

Д ... витесь им, д ... витесь!

Не пр ... выкайте к н ...бесам,

Глазами к ним т... нитесь.


Пр ... глядывайтесь к ...блакам,

Пр ... слушивайтесь к птицам,

Пр ... кладывайтесь к р ... дникам,-

Н ... что не повт ... рит ... ся.


За мигом миг, за шагом шаг

Вп ... дайте в изумлен ... е.

Всё будет так - и всё не так

Через одно мгновен ... е.

(В. Шефнер)

  • В какой форме стоят глаголы повелительного наклонения в этом стихотворении? (в форме 2 лица множественного числа)

  • Поставьте в форму 2 лица единственного числа (устные ответы по очереди каждой команды).

Мы приближаемся к последней планете в нашем космическом путешествии (физкультминутка).

  • Как называется планета, которая имеет огромные кольца из кусков льда, камня и пыли? (Сатурн)

  • Сравните глаголы в 2-х столбиках. Какие можно сделать выводы? (одни глаголы несовершенного вида, другие – совершенного; у одних не пишем мягкий знак, у других – пишем)

Когда пишем мягкий знак на конце глаголов в повелительном наклонении?

Сохраняется ли Ь перед -ся и -те? (проверка устных ответов по записи на слайде)

hello_html_6ea34f38.png

9 слайд

(правило появляется

по щелчку)







  • Составьте памятку для своего космического экипажа «Как надо себя вести, чтобы полёт прошёл успешно», используя глаголы в повелительном наклонении с мягким знаком (работа в группе).

Пhello_html_m39960858.pngомогут вам глаголы в неопределённой форме на слайде: прятать, плакать, избавиться, садиться, встретиться, отодвинуть, запрокинуть, вставать, поверить, позаботиться, продеть, вынуть, спрятать, приготовиться, назначить, обеспечить, измерить).

Прочитать памятки.

10 слайд









7. Итоги урока, рефлексия.

Мы приближаемся к Земле.

  • Давайте поприветствуем Землю, скажем о ней добрые слова с помощью глаголов повелительного наклонения, формы которых мы не употребляли ещё на нашем уроке (формы 3 лица единственного и множественного числа и 1 лица множественного числа: Да здравствует Земля! Да будет мир на Земле! Пусть звёзды всегда освещают наш путь к родному дому! Посадим наш корабль на родной земле!)

  • Как вы думаете, можно ли нам осуществить посадку? Выполнили мы задачи нашего полёта? (индивидуальные ответы; подведение итогов игры: подсчёт звёзд, определение победителей, объявление оценок командирами кораблей)

  • Нужны нам в космосе глаголы в повелительном наклонении?

  • Как самочувствие космонавтов? (индивидуальные ответы)

8hello_html_5f97a457.png. Домашнее задание.



11 слайд









Хорошо, что мы не попали в чёрные дыры незнаний. И чтобы не оставалось туманностей в голове, выполните домашнее задание (упр. 494 или составьте текст на тему «Космос», используя глаголы 3-х наклонений, обозначьте наклонение глаголов). А кто сегодня заинтересовался космосом, бегите к книжным полкам и читайте.

Спешите, люди, жить. Не опоздайте

Других людей вслед за собой позвать.

Скорее руку помощи подайте,

Не торопитесь руку убирать.

(Д. Новруз)

И в заключении салют! Спасибо всем за урок!

hello_html_m5e96d401.png

12 слайд

(Флеш-объект)










Разработка урока по русскому языку на тему
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема урока: Повелительное наклонение глагола. Правописание глаголов в повелительном наклонении. 

Цель создания и использования: активизация познавательной деятельности учащихся во время игры на уроке.

Задачи урока:

 

Обучающие: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний в рамках темы «Повелительное наклонение глагола» (знать: морфологические признаки, способы образования, правила написания глаголов в повелительном наклонении; уметь: правильно использовать глаголы в устной и письменной речи);

 

Автор Выборова Марианна Ивановна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 562
Номер материала 26886
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓