Главная / Русский язык и литература / разработка урока по русскому языку "Имя существительное" (5 класс)

разработка урока по русскому языку "Имя существительное" (5 класс)



Методическая разработка. Урок русского языка в 5 классе

Тема: « Имя существительное»

Цели урока: Исследовательским путем выявить значение существительного,

его грамматические и синтаксические признаки.

Определить роль существительного в речи.

Развивать речь учащихся, орфографические навыки.

Ход урока

Организационный момент.

Тема урока: Имя существительное

Эпиграф урока: Имя существительное-хлеб языка.

Л. Успенский

  1. Что такое эпиграф? С какой целью он используется?

  2. Как вы понимаете слова Успенского?

Сообщение ученика.

К.Г. Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».

Эти слова К.Г. Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных.

Эпиграф – изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею.

Класс делится на 4 группы, каждая группа получает задание на урок и занимается своим исследованием.

Первая группа. Определите, что такое имя существительное, что оно обозначает в широком смысле слова.

Хозяйка сегодня грозна. Коты – это скверно,

Не к добру! – Пора уходить! –

Почувствовал Пес Подумала мышь

И полез в конуру. И сквозь щелочку – фить!



Подальше мой милый Ой! Мышка

Держись от собак Спасите меня!

Сказал себе Кот Караул!

И махнул на чердак. И влезла на стул.

  1. Объясните орфограммы.

  2. Расставьте недостающие знаки препинания.

  3. Докажите, что это текст.

  4. Проведите исследование. Вычеркните из текста все имена существительные. Что осталось?

  5. Что объединяет все имена существительные?



Вторая группа. Вы уже знаете, что каждое имя существительное принадлежит к одному из знатных родов.

Шепот, робкое дыхание,

Трель соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной. Ночная тень,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

А. Фет

  1. Прочитайте стихотворение.

  2. Озаглавьте его.

  3. Стиль текста….

  4. Тип текста….

  5. Особенности текста

………слов, …….имен существительных, ……имен прилагательных, …….служебных слов, …….глаголов.

  1. Выпишите имена существительные и распределите их по родам.



Третья группа.

В рощах птичье пение,

А в классе – тишина.

Проходим мы склонение,

Склоняется «весна».



Склоняем вслух : «Весна, весны…»- Под крышей носятся

А за окном ручьи слышны. Стрижи,

На парте не сидится мне, Смеются надо мною-

А тут «весна, весны, весне». У них не спросят падежи:

«Весна, весны, весною?»

Внизу разноголосица:

«А ну пробей! На спор!» По стене слоняется,

Под партой ноги просятся Ничем не заслоняется.

К болельщикам, во двор. Весна. Вот это слово,

«Пришла весна. Весело склоняется!

Дождись весны,

( Дождался, листики видны!)

Привет весне, встречай весну,

( Куда ж я руку протяну?)

Весна, весны, весне, весну,

Весною, о весне»…..

Гуляет зайчик по окну,

Как солнце по блесне,



  1. Прочитайте стихотворение.

  2. Озаглавьте его.

  3. Выпишите после стихотворения все падежные формы слова «весна».

  4. Выпишите существительные в единственном и множественном числе.

  5. Может существительное изменяться по числам и падежам?





Четвертая группа

Февраль! В сухом морозном воздухе сверкают на солнце бесчисленные блестки инея. Они украшают в алмазный наряд ветки деревьев. Не сбросили еще снежные шапки деревья но в воздухе уже чувствуется приближение весны.

У опушки белеет березка. Ее облепила стая красногрудых птиц. Они оживленно перекликаются порхают по ветвям.



  1. Прочитайте текст.

  2. Расставьте недостающие знаки препинания.

  3. Выполните синтаксический разбор предложений.

  4. Проведите исследование. Какими членами предложения могут быть существительные?

  5. Составьте схемы предложений.





Ожидаемые результаты.



Общий вывод

Имя существительное - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предметы окружающего мира, живые существа, растения, явления природы и т.д.

Имеет грамматические признаки: род, число, падеж. Изменяется по падежам и числам.

В предложении имя существительное может быть подлежащим, дополнением, обстоятельством.



Сравнение с научным выводом.

Домашнее задание : упражнение 596, повторить правило .















разработка урока по русскому языку "Имя существительное" (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

 

           Методическая разработка.  Урок  русского  языка в 5 классе

                     Тема: « Имя существительное»

Цели урока:  Исследовательским путем выявить  значение существительного,

                             его грамматические  и синтаксические признаки.

                             Определить роль существительного в речи.

                             Развивать речь учащихся, орфографические навыки.

                                           Ход урока

Организационный момент.

Тема урока: Имя существительное

Эпиграф урока:                                                         Имя существительное-хлеб языка.

                                                                                                                             Л. Успенский

1.       Что такое эпиграф?  С какой целью он используется?

2.       Как вы понимаете слова Успенского?

Сообщение ученика.

К.Г. Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».

Эти слова К.Г. Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных.

Эпиграф – изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею.

 Класс делится на 4 группы, каждая группа получает задание на урок и занимается своим исследованием.

Первая группа.   Определите, что такое имя существительное, что оно обозначает в широком смысле слова.

Хозяйка сегодня грозна.                               Коты – это скверно,

Не к добру! –                                                    Пора уходить! –

Почувствовал Пес                                            Подумала мышь

И полез в конуру.                                            И сквозь щелочку – фить!

 

Подальше мой милый                                 Ой! Мышка

Держись от собак                                           Спасите меня!

Сказал себе Кот                                               Караул!

И махнул на чердак.                                      И влезла на стул.

1.       Объясните орфограммы.

2.       Расставьте недостающие знаки препинания.

3.       Докажите, что это текст.

4.       Проведите исследование. Вычеркните из текста все имена существительные. Что осталось?

5.       Что объединяет все имена существительные?

 

Вторая группа.  Вы уже знаете, что каждое имя существительное принадлежит к одному из знатных родов.           

                                  Шепот, робкое дыхание,

                                  Трель соловья.

                                  Серебро и колыханье

                                  Сонного ручья.

                                   Свет ночной. Ночная тень,

                                   Тени без конца.

                                   Ряд волшебных изменений

                                   Милого лица.

                                                              А. Фет

1.       Прочитайте стихотворение.

2.       Озаглавьте его.

3.       Стиль текста….

4.       Тип текста….

5.       Особенности текста

………слов, …….имен существительных, ……имен прилагательных, …….служебных слов, …….глаголов.

6.        Выпишите имена существительные и распределите их по родам.

 

Третья группа.

                                              В рощах птичье пение,

                                               А в классе – тишина.

                                               Проходим мы склонение,

                                               Склоняется «весна».

 

Склоняем вслух : «Весна, весны…»-                                              Под крышей носятся

А за окном  ручьи слышны.                                                              Стрижи,

На парте не сидится мне,                                                                  Смеются надо мною-

А тут «весна, весны, весне».                                                             У них не спросят падежи:

                                                                                                                 «Весна, весны, весною?»

Внизу разноголосица:

«А ну пробей! На спор!»                                                                   По стене слоняется,

Под партой ноги просятся                                                                Ничем не заслоняется.

К болельщикам, во двор.                                                                  Весна. Вот это слово,

«Пришла весна.                                                                                    Весело склоняется!

Дождись весны,

( Дождался, листики видны!)

Привет весне, встречай весну,

( Куда ж я руку протяну?)

Весна, весны, весне, весну,

Весною, о весне»…..

Гуляет зайчик по окну,

Как солнце по блесне,

1.       Прочитайте стихотворение.

2.       Озаглавьте его.

3.       Выпишите после стихотворения все падежные формы слова «весна».

4.       Выпишите существительные в единственном и множественном числе.

5.       Может существительное изменяться по числам и падежам?

Четвертая группа

            Февраль! В сухом морозном воздухе сверкают на солнце бесчисленные блестки инея. Они украшают в алмазный наряд ветки деревьев. Не сбросили еще снежные шапки деревья но в воздухе уже чувствуется приближение весны.

              У опушки белеет березка. Ее облепила стая красногрудых птиц. Они оживленно перекликаются порхают по ветвям.

 

1.       Прочитайте текст.

2.       Расставьте недостающие знаки препинания.

3.       Выполните синтаксический разбор предложений.

4.       Проведите исследование. Какими членами предложения могут быть существительные?

5.       Составьте схемы предложений.

Ожидаемые результаты.

Общий вывод

Имя существительное - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предметы окружающего мира, живые существа, растения, явления природы и т.д.

Имеет грамматические признаки: род, число, падеж. Изменяется по падежам и числам.

В предложении имя существительное может быть подлежащим, дополнением, обстоятельством.

 

Сравнение с научным выводом.

Домашнее задание :  упражнение 596, повторить правило .

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  

 

 

Автор Вагапова Лениза Файзулловна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1473
Номер материала 3760
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓