Разработка урока
русского языка
Тема: "Имя
прилагательное"
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с новой
частью речи и ролью её в русском языке.
Задачи:
1.
Создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся через
включение их в учебное исследование; формировать умения определять имена
прилагательные и отличать от других частей речи; совершенствовать умения
анализировать результаты исследования, делать вывод; стимулировать интерес к
самостоятельному поиску ответов на вопросы;
2.
Развивать самоконтроль, мышление, речь;
3.
Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Тип
урока. Изучение нового материала.
Ход
урока
1.
Орг. момент
Давайте улыбнемся друг другу.
Пусть сегодняшний урок принесёт
Всем радость общения друг с другом.
II.
Минутка чистописания.
На
доске запись
ду.
ястре. медве.. ланды..
-
Прочитайте слова. Какие буквы пропущены?
-
Какую букву вы будете писать сегодня?
(Дуб -
это дерево, поэтому под ним стоит буква Д, ястреб - это птица, внизу стоит
буква П, медведь - зверь, поэтому внизу 3, ландыш - это цветок, нужно написать
букву Ц.)
Ццб
Ццд Ццш
-
Определите порядок написания букв в цепочке и продолжите строчку до конца.
(Заглавная и строчная буквы Ц чередуются с орфограммами в словах.)
II.
Наблюдение над ролью имен прилагательных в речи.
-
Прочитайте предложение.
У
неё зубки, рыльце, ушки, шерсть, хвост.
-
Как вы думаете, о каком животном идёт речь в этом предложении?
(Групповая
работа. Высказывания учащихся)
Ученики
приходят к выводу, что это трудно сделать.
-
Посмотрите, ребята мнения наши разошлись.
-
А как вы думаете почему? (Нет признаков)
-
Какие бы слова вы вставили в предложения, если бы речь шла о белочке?
-
Хорошо ребята, а теперь у каждого из вас есть карточка. Мы
будем работать над первым заданием.
-
Вы должны, вставить пропущенные слова.
-
Слова помощники у вас записаны внизу в скобках.
-
Прочитайте, что же у вас получилось?
- А
теперь понятно, о ком же идёт речь в этом предложении?
-
А теперь поставьте к словам помощникам вопросы
Какие?
Острые
Какое?
Тоненькое
Какие?
Чуткие
Какая?
Рыжая
Какой?
Пушистый
-
Что обозначают слова, которые помогли описать животное? (Признак
предмета)
-
Какой частью речи они являются?
-
Так какой же вывод можно сделать? Что такое имя прилагательное?
Вывод:
Слова, отвечающие на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и
обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.
III.
Создание проблемной ситуации.
-
Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока? (Имя
прилагательное)
-
Молодцы! Вы правильно определили тему урока.
Но нам ещё сегодня предстоит путём исследования выяснить,
- Какую
роль играют в речи имена прилагательные?
IV.
Исследование данной проблемы.
Работа
по теме
-
Посмотрите на доску, перед вами текст.
- Прочитайте его.
Наступила
весна.
Наступила ранняя весна.
Тает
снег.
Тает последний снег.
Журчат
ручьи.
Журчат говорливые ручьи.
Светит
солнце.
Светит ласковое солнце.
Летят
птицы.
Летят голосистые птицы.
-
О чем этот текст? (О весне)
- А
вот ребят посмотрите ещё один текст и его прочитайте.
-
А этот текст о чём? (О весне)
-
Можно ли считать эти тексты одинаковыми?
-
Докажите, что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете?
(Наличие прилагательных)
-
А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте
Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь
была красивой, яркой, интересной.
Да,
ребята, вы правы, прилагательные и делают нашу речь более яркой, красочной,
выразительной.
-
А теперь обратите внимание на вторе предложение.
-
Назовите прилагательное, которое там используется?
Я думаю, что это прилагательное не такое уж красивое.
-
Как вы думаете, можно ли было бы взять, например слово пушистый,
серебристый, искристый?
-
Давайте подставим одно из этих прилагательных в это предложение.
Например, прилагательное- серебристый.
-
А теперь давайте посмотрим на эти предложения и скажем, в котором
из них более точно описывается весенний снег?
-
Так для чего же ещё нужны прилагательные в нашей речи?
-
Сделайте вывод. Для чего нам в речи ещё нужны имена прилагательные?
Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания
предмета.
-
Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно
узнать его, даже не видя.
-
Давайте, поиграем. Отгадайте кто это?
V.
Физкультминутка.
VI.
Игра. Отгадай кто это?
Бурый,
мохнатый, косолапый.
Медведь
Рыжая,
хитрая, ловкая.
Лиса
Серый,
хищный, жадный.
Волк
Белый,
пушистый.
Снег
Круглое,
сладкое, сочное.
Яблоко
- А
теперь попробуйте сами подобрать существительное, зная только его признаки.
Работа по карточке задание № 2
Широкая,
глубокая …… река
Зелёный,
сладкий, сахарный ……. арбуз
Кудрявая,
белоствольная …… берёза
-
Давайте проверим, что же у вас получилось?
-
Как вы думаете, слова какой части речи уточняют имена
прилагательные?
(имена
существительные)
VII.
Итог урока.
-
Итак, ребята смогли ли мы с вами на уроке разрешить проблему, которая
перед нами стояла?
-
Так какую же роль выполняют в русском языке имена прилагательные?
-
Понравился ли вам наш урок? Чем?
-
А как вы думаете, пригодится ли вам это на следующих уроках?
-
А теперь, я хочу прочитать вам вот такое стихотворение.
-
Послушайте, и скажите о чём идёт речь?
Определяю
я предметы,
Они со
мной весьма приметны.
Я
украшаю вашу речь.
Меня
вам надо знать, беречь.
Рефлексия
«Светофор»
( развешивание стикеров на разные цвета светофора).
Выставление
оценок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.