Главная / Начальные классы / Разработка урока по русскому языку на тему: "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода" (4 класс).

Разработка урока по русскому языку на тему: "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода" (4 класс).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №1 г Агрыз РТ











Урок русского языка в 4 классе по ФГОС с применением сингапурской методики.

Тема: Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода

(урок открытия новых знаний).









Составила: Альмухаметова Р.Р.,

учитель начальных классов гимназии №1





Тема: Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода (урок открытия новых знаний).

Цели: научить правильно писать ь после шипящих на конце имён существительных, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм;

Планируемые достижения учащихся:

1)предметные: умение находить в словах орфограмму – букву ь после шипящих на конце имён существительных, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм;

2)метапредметные: определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму; развивать умение аргументировать свою точку зрения; преобразовывать информацию, выделять главное,

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, тетрадь, разноцветные кружочки для самооценки, менеджмент.


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя на уроке

Деятельность учащихся на уроке

Формирование УУД на каждом этапе урока

1.Организационный момент. Мотивационный настрой.

Настрой на работу

- Тишина!

Добрый день, дорогие ребята! Сейчас у нас урок русского языка.

Давайте улыбнемся, друг другу и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

Подготовка класса к работе.

Организация рабочего места, настрой на работу.




Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Интеллектуальная разминка






-Проведем разминку:

1) Отвечаем быстро, хором:

-Предложение состоит……..(из слов).

-Всегда ставится запятая перед союзами…..(а, но)

-Дательный падеж отвечает на вопросы…..(кому? чему?)

-Главные члены предложения это…..(подлежащее и сказуемое).

Учащиеся отвечают






Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;




3.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.












1) -Откройте тетради и оформите работу (число, классная работа)

Чистописание.

2)Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации.

Спишите слова:

рожь нож

ночь ключ

мышь камыш

-Обсудите в группе, что общего у этих слов?

-Теперь обсудите, чем они различаются?


-Сформулируйте основной вопрос урока.

-Сравните свою формулировку с авторской на с. 137


Запись в тетради.





Учащиеся списывают со слайда слова.



Учащиеся работают в группах.


-Все слова на шипящую в конце . В некоторых пишется ь, в некоторых не пишется. Почему пишется ь и не пишется.


По учебнику: - В каких случаях пишется ь после букв шип. в конце слов-имен существительных?

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков.










4. Построение проекта выхода из затруднения


















-Вот у нас возник проблемный вопрос на который мы с вами должны ответить. Итак, кто скажет тему сегодняшнего урока?


- Хорошо. Чему мы будем учиться на уроке?


-Сейчас мы поработаем по структуре «Финк – райт – раунд - робин» (подумай-запиши-обсуди в команде).

Перед вами лежат карточки. Прочитайте имена существительные. На какие 2 группы их можно разделить? Какую надпись вы сделаете над каждым столбиком?

Даю 2 мин времени. Думаете, обсуждаете и записываете свои ответы в тетрадях с новой строчки в 2 столбика. Отвечать будете по очереди. Начнут №4.





-Какие 2 столбика слов у вас получились? Какую закономерность вы заметили в написании этих имен существительных? Отвечают №4.



-Сформулируйте правило самостоятельно.



-Прочитайте правило по учебнику на с. 5.

-Можно ли дописать в 1 столбик слова – дверь, тетрадь, а во 2 – лом, столб? Почему?



-Правописание ь после шипящих в конце имен существительных.

-Правильно писать ь в конце существительных после шипящих.


Учащиеся работают по структуре

«Финк – райт – раунд - робин» (подумай-запиши-обсуди в команде).















Запись в тетрадях:

ь

-

Ночь

Душ

Ложь

Страж

Дочь

Муж

Мышь

Нож

-В конце существительных после шипящих ж.р. ь пишется, а в м.р. – ь не пишется.





-Потому что эти существительные не на шипящую.

Регулятивные: планирование , прогнозирование;

Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
















5.Физминутка.

-А сейчас мы с вами отдохнем по структуре «Микс – пэа - шэа». Встали все, задвиньте стулья. Вы под музыку перемешиваетесь в классе. Когда я остановлю музыку, скажу «В пары!». Вы должны встать в пары с ближним к вам учеником, поприветствовать друг друга. Я задам вопрос и дам время подумать. Вы по очереди будете отвечать 30 с. (по «Таймд – пэа - шэа»). После чего должны поблагодарить партнера.

1) Что такое имя существительное?

2)Как отличить И.П. и В.П.?

3)Когда еще в русском языке употребляется ь в именах существительных? (для обозначения мягкости согласного, как разделительный ь, ь после шипящих в ж.р.)

Учащиеся под музыку выполняют структуру «Микс – пэа - шэа».

Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.


6. Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

-Прочитайте по слайду предложения, найдите существительные с шипящей на конце слова, если в слове нужно написать ь , то вы обозначаете +, если не нужно, то-.

1.«Родила царица в ноч. не то сына, не то доч.». (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)

2.«Дама сдавала в багаж.  диван, чемодан, саквояж.». (С.Я. Маршак «Багаж»)

3.«Дремлет чуткий камыш.,  тиш.,  безлюдье вокруг». (И. Никитин «Осень»)

-Передаем листочки по часовой стрелке и проверяем работы. Проверка: + + - - - +.

Учащиеся работают со слайдом, обозначая только + или -.
















Объясняют свою позицию, проверяют работу соседа.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону в группе.

-Сейчас мы будем работать по структуре «Сингл – раунд – робин». Прочитайте по карточкам существительные, проставьте, где нужно ь. На эту работу вам дается 1 мин. Потом 4 ученика в одной команде по очереди отвечают по одному разу.

Клич. , шалаш. , реч. , печ. , луч. , дрож. , брош. , матч. , гореч. , гараж. , карандаш. , кирпич. , еж. , товарищ..

Учащиеся работают в группе, применяют правила письма ь после шипящих. Через 1 мин 4 ученика одной команды по очереди отвечают по одному разу, продолжают следующая команда.


Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в группе, поиск и выбор информации.

7. Рефлексия деятельности

(итог урока)

-Какое правило мы с вами вывели?

Самооценка результатов деятельности. (смотри слайд).


Красный - Работаю отлично, со всеми заданиями справляюсь. Могу помочь товарищу.

Зеленый - Работаю хорошо, иногда нуждаюсь в помощи.

Желтый - Работать было интересно, но были проблемы, прошу помощи.


Дом задание 1) упр 174 или

2) сочинить небольшой рассказ с им. сущ ж.р. на ь.

В конце слова после шипящих в именах сущ. ж.р. ь пишется, в м.р. – не пишется.

Самооценка при помощи кружков.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Регулятивные: контроль, оценка.

Используемая литература:

  1. Бунеев Р.Н., Методические рекомендации для учителя, Москва, Баласс, 2013 г.

  2. Бунеев Р.Н., Русский язык, 3 кл, Москва, Баласс, 2013г.


Приложение

Карточка №1

Карточка №1

Ночь, страж, нож, мышь, дочь, муж, душ, лож.

Карточка №1

Ночь, страж, нож, мышь, дочь, муж, душ, лож.

Карточка №1

Ночь, страж, нож, мышь, дочь, муж, душ, лож.

Карточка №1

Ночь, страж, нож, мышь, дочь, муж, душ, лож.



Карточка №2


Карточка №2

Клич. , шалаш. , реч. , печ. , луч. , дрож. , брош. , матч. , гореч. , гараж. , карандаш. , кирпич. , еж. , товарищ..

Карточка №2

Клич. , шалаш. , реч. , печ. , луч. , дрож. , брош. , матч. , гореч. , гараж. , карандаш. , кирпич. , еж. , товарищ..

Карточка №2

Клич. , шалаш. , реч. , печ. , луч. , дрож. , брош. , матч. , гореч. , гараж. , карандаш. , кирпич. , еж. , товарищ..

Карточка №2

Клич. , шалаш. , реч. , печ. , луч. , дрож. , брош. , матч. , гореч. , гараж. , карандаш. , кирпич. , еж. , товарищ..

Карточка №2

Клич. , шалаш. , реч. , печ. , луч. , дрож. , брош. , матч. , гореч. , гараж. , карандаш. , кирпич. , еж. , товарищ..

Карточка №2

Клич. , шалаш. , реч. , печ. , луч. , дрож. , брош. , матч. , гореч. , гараж. , карандаш. , кирпич. , еж. , товарищ..

Карточка №2

Клич. , шалаш. , реч. , печ. , луч. , дрож. , брош. , матч. , гореч. , гараж. , карандаш. , кирпич. , еж. , товарищ..

Карточка №2

Клич. , шалаш. , реч. , печ. , луч. , дрож. , брош. , матч. , гореч. , гараж. , карандаш. , кирпич. , еж. , товарищ..

Карточка №2

Клич. , шалаш. , реч. , печ. , луч. , дрож. , брош. , матч. , гореч. , гараж. , карандаш. , кирпич. , еж. , товарищ..


















Разработка урока по русскому языку на тему: "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода" (4 класс).
  • Начальные классы
Описание:

  

 Урок по русскому языку составлен по УМК "Школа 2100". На уроке поставлены такие цели как: учить правильно писать ь после шипящих на конце имён существительных, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм. Урок построен на основе системно - деятельностного подхода.

 

 На уроке  используется коллективная форма работы, работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа с карточками,  используется физкультминутка, как элемент здоровьесберегающей технологии, элементы сингапурской методики.

Дается дифференцированное домашнее задание.

 

 

 

Автор Альмухаметова Рамиля Рахматулловна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 495
Номер материала 23722
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓