Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыРазработка урока по русскому языку на тему: "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода" (4 класс).

Разработка урока по русскому языку на тему: "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода" (4 класс).

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №1 г Агрыз РТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок русского языка в 4 классе по ФГОС с применением сингапурской методики.

Тема: Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода

(урок открытия новых знаний).

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                           Составила: Альмухаметова Р.Р.,

                                                                                                                           учитель начальных классов гимназии №1

                             

 

 

 

 

      Тема: Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода (урок открытия новых знаний).

Цели: научить правильно писать ь после шипящих на конце имён существительных, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм;

Планируемые достижения учащихся:

1)предметные: умение находить в словах орфограмму – букву ь после шипящих на конце имён существительных, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм;

2)метапредметные: определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму; развивать умение  аргументировать свою точку зрения; преобразовывать информацию, выделять главное,

Оборудование:  учебник, карточки с заданиями, тетрадь, разноцветные кружочки для самооценки, менеджмент.

 

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя на уроке

Деятельность учащихся на уроке

Формирование УУД на каждом этапе урока

1.Организационный  момент. Мотивационный настрой.

Настрой на работу

- Тишина!

Добрый день, дорогие ребята! Сейчас у нас урок русского языка.

 Давайте улыбнемся, друг другу и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

Подготовка класса к работе.

Организация рабочего места, настрой на работу.

 

 

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Интеллектуальная разминка

 

 

 

 

 

-Проведем разминку:

1) Отвечаем быстро, хором:

-Предложение состоит……..(из слов).

-Всегда ставится запятая перед союзами…..(а, но)

-Дательный падеж отвечает на вопросы…..(кому? чему?)

-Главные члены предложения это…..(подлежащее и сказуемое).

Учащиеся отвечают

 

 

 

 

 

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 

 

 

3.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) -Откройте тетради и оформите работу (число, классная работа)

Чистописание.

2)Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации.

Спишите слова:

рожь            нож

ночь            ключ

мышь          камыш

-Обсудите в группе, что общего у этих слов?

-Теперь обсудите, чем они различаются?

 

-Сформулируйте основной вопрос урока.

-Сравните свою формулировку с авторской на с. 137

 

Запись в тетради.

 

 

 

 

Учащиеся списывают со слайда слова.

 

 

Учащиеся работают в группах.

 

-Все слова на шипящую в конце . В некоторых пишется ь, в некоторых не пишется. Почему пишется ь и не пишется.

 

По учебнику:  - В каких случаях пишется ь после букв шип. в конце слов-имен  существительных?

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Построение проекта выхода из затруднения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Вот у нас возник проблемный вопрос на который мы с вами должны ответить. Итак, кто скажет тему сегодняшнего урока?

 

- Хорошо. Чему мы будем учиться на уроке?

 

-Сейчас мы поработаем по структуре «Финк – райт – раунд - робин» (подумай-запиши-обсуди в команде).

Перед вами лежат карточки. Прочитайте имена существительные. На какие 2 группы их можно разделить? Какую надпись вы сделаете над каждым столбиком?

Даю 2 мин времени. Думаете, обсуждаете и записываете свои ответы в тетрадях с новой строчки в 2 столбика. Отвечать будете по очереди. Начнут №4.

 

 

 

 

-Какие 2 столбика слов у вас получились? Какую закономерность вы заметили в написании этих имен существительных? Отвечают №4.

 

 

-Сформулируйте правило самостоятельно.

 

 

-Прочитайте правило по учебнику на с. 5.

-Можно ли дописать в 1 столбик слова – дверь, тетрадь, а во 2 – лом, столб? Почему?

 

 

 

-Правописание ь после шипящих в конце имен существительных.

-Правильно писать ь в конце существительных после шипящих.

 

Учащиеся работают по структуре

«Финк – райт – раунд - робин» (подумай-запиши-обсуди в команде).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись в тетрадях:

ь

-

Ночь

Душ

Ложь

Страж

Дочь

Муж

Мышь

Нож

-В конце существительных после шипящих ж.р. ь пишется, а в м.р. – ь не пишется.

 

 

 

 

-Потому что эти существительные не на шипящую.

Регулятивные: планирование , прогнозирование;

Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Физминутка.

-А сейчас мы с вами отдохнем по структуре «Микс – пэа - шэа».  Встали все, задвиньте стулья. Вы под музыку перемешиваетесь в классе. Когда я  остановлю музыку,  скажу «В пары!». Вы должны встать в пары с ближним к вам учеником, поприветствовать друг друга. Я  задам  вопрос и дам время подумать. Вы по очереди будете отвечать 30 с. (по «Таймд – пэа - шэа»).  После чего должны поблагодарить партнера.

1) Что такое имя существительное?

2)Как отличить И.П. и В.П.?

3)Когда еще в русском языке употребляется ь в именах существительных? (для обозначения мягкости согласного, как разделительный ь, ь после шипящих в ж.р.)

Учащиеся под музыку выполняют структуру «Микс – пэа - шэа». 

Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

 

6. Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

-Прочитайте по слайду предложения, найдите существительные с шипящей на конце слова, если в слове нужно написать ь , то вы обозначаете +, если не нужно, то-.

1.«Родила царица в ноч. не то сына, не то доч.». (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)

2.«Дама сдавала в багаж.  диван, чемодан, саквояж.». (С.Я. Маршак «Багаж»)

3.«Дремлет чуткий камыш.,  тиш.,  безлюдье вокруг». (И. Никитин «Осень»)

-Передаем листочки по часовой стрелке и проверяем работы. Проверка: + + - - - +.

Учащиеся работают со слайдом, обозначая только + или -.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объясняют свою позицию, проверяют работу соседа.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону в группе.

-Сейчас мы будем работать по структуре «Сингл – раунд – робин».  Прочитайте по карточкам  существительные, проставьте, где нужно ь. На эту работу вам дается 1 мин. Потом 4 ученика в одной команде по очереди отвечают по одному разу.

Клич.   , шалаш.   , реч.   , печ.   , луч.  ,  дрож.   , брош.  , матч.  , гореч.  , гараж.  , карандаш.  ,  кирпич.    , еж.   , товарищ..

 Учащиеся  работают  в группе,    применяют правила письма ь после шипящих. Через 1 мин 4 ученика  одной команды по очереди отвечают по одному разу, продолжают следующая команда.

 

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в группе, поиск и выбор информации.

7. Рефлексия деятельности

(итог урока)

-Какое правило мы с вами вывели?

Самооценка результатов деятельности. (смотри слайд).

 

Красный - Работаю отлично, со всеми заданиями справляюсь. Могу помочь товарищу.

Зеленый - Работаю хорошо, иногда нуждаюсь в помощи.

Желтый  - Работать было интересно, но были проблемы, прошу помощи.

 

Дом задание 1) упр 174   или

2) сочинить небольшой рассказ с им. сущ ж.р. на ь.

 –В конце слова после шипящих в именах сущ. ж.р. ь пишется, в м.р. – не пишется.

Самооценка при помощи кружков.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Регулятивные: контроль, оценка.

      Используемая литература:

1.      Бунеев Р.Н., Методические рекомендации для учителя, Москва, Баласс, 2013 г.

2.     Бунеев Р.Н., Русский язык, 3 кл, Москва, Баласс, 2013г.

 

Приложение

Карточка №1

Карточка №1

Ночь, страж, нож, мышь, дочь, муж, душ, лож.

Карточка №1

Ночь, страж, нож, мышь, дочь, муж, душ, лож.

Карточка №1

Ночь, страж, нож, мышь, дочь, муж, душ, лож.

Карточка №1

Ночь, страж, нож, мышь, дочь, муж, душ, лож.

 

 

Карточка №2

 

Карточка №2

Клич.   , шалаш.   , реч.   , печ.   , луч.  ,  дрож.   , брош.  , матч.  , гореч.  , гараж.  , карандаш.  ,  кирпич.    , еж.   , товарищ..

Карточка №2

Клич.   , шалаш.   , реч.   , печ.   , луч.  ,  дрож.   , брош.  , матч.  , гореч.  , гараж.  , карандаш.  ,  кирпич.    , еж.   , товарищ..

Карточка №2

Клич.   , шалаш.   , реч.   , печ.   , луч.  ,  дрож.   , брош.  , матч.  , гореч.  , гараж.  , карандаш.  ,  кирпич.    , еж.   , товарищ..

Карточка №2

Клич.   , шалаш.   , реч.   , печ.   , луч.  ,  дрож.   , брош.  , матч.  , гореч.  , гараж.  , карандаш.  ,  кирпич.    , еж.   , товарищ..

Карточка №2

Клич.   , шалаш.   , реч.   , печ.   , луч.  ,  дрож.   , брош.  , матч.  , гореч.  , гараж.  , карандаш.  ,  кирпич.    , еж.   , товарищ..

Карточка №2

Клич.   , шалаш.   , реч.   , печ.   , луч.  ,  дрож.   , брош.  , матч.  , гореч.  , гараж.  , карандаш.  ,  кирпич.    , еж.   , товарищ..

Карточка №2

Клич.   , шалаш.   , реч.   , печ.   , луч.  ,  дрож.   , брош.  , матч.  , гореч.  , гараж.  , карандаш.  ,  кирпич.    , еж.   , товарищ..

Карточка №2

Клич.   , шалаш.   , реч.   , печ.   , луч.  ,  дрож.   , брош.  , матч.  , гореч.  , гараж.  , карандаш.  ,  кирпич.    , еж.   , товарищ..

Карточка №2

Клич.   , шалаш.   , реч.   , печ.   , луч.  ,  дрож.   , брош.  , матч.  , гореч.  , гараж.  , карандаш.  ,  кирпич.    , еж.   , товарищ..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока по русскому языку на тему: "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода" (4 класс)."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Овощевод

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

  

 Урок по русскому языку составлен по УМК "Школа 2100". На уроке поставлены такие цели как: учить правильно писать ь после шипящих на конце имён существительных, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм. Урок построен на основе системно - деятельностного подхода.

 

 На уроке  используется коллективная форма работы, работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа с карточками,  используется физкультминутка, как элемент здоровьесберегающей технологии, элементы сингапурской методики.

Дается дифференцированное домашнее задание.

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 536 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 388
    • DOCX 25 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Альмухаметова Рамиля Рахматулловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 10 лет
    • Подписчики: 8
    • Всего просмотров: 38994
    • Всего материалов: 17

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 224 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 6 059 человек

Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

Учитель начальных классов

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 2675 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 483 человека

Курс повышения квалификации

Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 257 человек из 51 региона
  • Этот курс уже прошли 1 263 человека

Мини-курс

Создание контента и заработок в онлайн среде: регулирование, продвижение и монетизация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 242 человека из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 63 человека

Мини-курс

Маркетинг и продажи: стратегии и инструменты для успешного бизнеса

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Дизайн-проектирование: практические и методологические аспекты

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе