Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРазработка урока по русскому языку.9 класс Тема:

Разработка урока по русскому языку.9 класс Тема:

Скачать материал

Сведения об авторе: Радюкова Елена Викторовна

Тюменская обл., ЯНАО, г. Ноябрьск

МБОУ СОШ №9, учитель русского языка и литературы.

Разработка урока по русскому языку.9 класс

 

Тема: Основные группы ССП по значению и союзам. Знаки препинания в ССП.

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.

Цели как деятельность учеников.

Метапредметные:

М/п: пользоваться разными приёмами аудирования, извлекать и преобразовывать информацию (в схему); анализировать,

сравнивать, обобщать.

Предметные:

- отличать сложные предложения от простых, определять вид сложного предложения, составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам, правильно пунктуационно оформлять сложные предложения, определять роль знаков препинания в них, производить синтаксический разбор.

- понимать содержание прочитанного (прослушанного) текста, воспроизводить его по частям (абзацам) с соблюдением речевых и

правописных норм.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания.

 

 

1.      Вопросы по теории сложного предложения:

- Назовите основные виды сложных  предложений.

- Что общего между различными видами сложных предложений и в чём отличие?

- Какими способами соединяются простые предложения в составе сложного?

- Какое предложение в составе сложноподчинённого называется главным, а какое придаточным?

-Изобразите полученную информацию в виде схемы  или таблицы (1 ученик у доски)

 

 

Виды предложений по количеству грамматических основ

Вид предложенияия

Количество граммати- ческих основоснов

Средства связи между частями

 

Схема

 

Пример

 

 

 

 

 

 

 

Простое

1

[ — = ].

 

Сложное

cложно- сочинённое

2 и >

и, а, но, да, или

[— = ]1, и [— = ]2

 

сложно-подчинённое

2 и >

что, чтобы, потому что, если, как, где, когда, который

[— = ]1, (что — =)2

 

бессоюзное

2 и >

[— = ] 1, [— = ] 2.

 

 

 

 

2. Проверка домашнего упражнения  26.

 

    - Прочитайте из домашнего упражнения 26 сложные предложения. Докажите, что прочитанные предложения сложные, укажите вид сложных предложений.

- Объясните в них постановку знаков препинания.

 

– Составьте на доске схему предложения, синтаксический разбор которого вы проводили дома (2–3 человека у доски).

Самооценка по алгоритму.

Запишите под диктовку, расставьте знаки препинания:

 Перед весной бывают дни такие:

 Под плотным снегом отдыхает луг,

 Шумят деревья весело-сухие,

 И теплый ветер нежен и упруг.

 И легкости своей дивится тело,

 И дома своего не узнаешь,

 А песню ту, что прежде надоела,

      Как новую, с волнением поешь.

- Определите тему стихотворения.  

- Какие виды связи вы заметили в стихотворении А. Ахматовой?

- Как называется приём, состоящий в повторении  определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф? Найдите его в тексте.

 - Какую роль играет этот приём?

 - Обозначьте известные орфограммы.

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительным, выборочным).

2. Анализировать, классифицировать, делать выводы.

3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Введение в тему урока.

 

 

– Прочитайте схемы.

 [ – = ], и [ –  = ].

 

 [ – = ], или [ –  = ].

 

      [ – = ], но [ –  = ].

 

– Сформулируйте тему и цель урока.

 

 

– Прочитайте тему урока в учебнике (§ 203) и проверьте, подтвердились ли ваши предположения.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать цель урока.

IV. Углубление понятия о сложносочинённом предложении. Деление сложносочинённых предложений по союзам и значению на группы.

 

1.      Системное обобщение. Работа с учебником.

Текст параграфа 203 оформите в виде небольшой таблицы «Группы ССП», приведите примеры ССП. Сделайте вывод.

 

с соединительными союзами            ССП

с разделительными союзами ССП

с противительными союзами            ССП

 

И, да, да и, а (в значении и), тоже, также

Или, либо, не то- не то, то-то, то ли – то ли

Но, а, да (в значении но), однако, зато.

Частицы же, только в значении союза

Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю. (А.Куприн.)  

То ли гречка цветет, то ли речка течет… (Н.Рыленков.)

Все проходит, да не все забывается. (И.Бунин.)

 

Вывод: от значения союза зависит смысл отношений между частями сложносочинённого предложения.

 

 

      

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (таблица, схема).

2. Давать определения основных понятий, представлять модели объектов в знаково-символической форме.

3. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать связи.

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

 

V. Развитие учебно-языковых и правописных умений.

 

 

Упр. 31 – развивается умение находить сложные предложения и определять значение предложений, вид союзов, составлять схемы сложных предложений, определять функцию знаков препинания.   Синтаксический разбор одного из сложных предложений на выбор.

 

Анализ текста.

   Запись под диктовку с объяснением постановки знаков препинания. Составление схем предложений.

 

Все меньше звуков в ночи,  и все тише они. И поля молчат,  и село уснуло,  и все кругом заглохло. Ночь как бы постепенно наливалась тишиной и вот уже налилась дополна, до самых краев. (С. Шуртаков.)

-  Озаглавьте текст. Определите его тип. Укажите глаголы, употребленные в переносном значении. Как это связано с особенностями стиля?

 -  Укажите лексические средства, с помощью которых автор передает мотив тишины в природе. (Меньше звуков, тише, молчат, уснуло, заглохло, тишина.)

-  Случайно ли, с вашей точки зрения, употребление однокоренных глаголов совершенного и несовершенного вида в одном предложении? (Наливалась — налилась; используя видовые пары, писатель передает продолжительность, повторяемость действия, а затем его результат).

 - Какое значение имеет союз И, к какой группе союзов он относится?

-  Прочитайте второе предложение, опустив повторяющийся союз и. Сравните с записанным. В каком случае с большей выразительностью передается состояние покоя, тишины? (Повторяющийся союз и заставляет делать паузы при чтении предложения, что как бы замедляет происходящее — наступление ночной тишины.)

- Что еще указывает на длительность происходящего? (Повторение слова все в первом предложении.)

 

Внимание учащихся обращается на то, что мотив тишины заканчивается усиленным аккордом — словами, выступающими в роли синонимов (дополна, до краев).

 

 Развивается умение находить в тексте сложные предложения, составлять их схемы, определять роль знаков препинания.

Устно комментируются схемы предложений.

 

Схематический диктант. Составьте предложения к предложенным схемам:

 

 [ двусост.], и [ двусост.].

 

 [ двусост. ],или [ двусост].

 

      [ безлич. ],зато [ двусост.].

 

развивается умение «читать» и понимать схемы предложений, конструировать предложения по схемам.

Работа в парах по одной из схем (учитель называет номер схемы для пары). Проверка коллективная.

 

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, схема).

2. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать связи.

 

 

 

Коммуникативные УУД

1. Владеть навыками аудирования (ознакомительного, выборочного).

2. Передавать в устной и письменной форме содержание прочитанного и прослушанного текста.

3. Строить связное монологическое высказывание.

VI. Свободный диктант.

 

Упр.39

Можно организовать работу по одному абзацу: содержание и языковые особенности; можно только по содержанию и композиции, можно как графический диктант: учитель читает предложения, а ученики рисуют только схемы.

Коммуникативные УУД

1. Владеть навыками аудирования (ознакомительного, выборочного).

2. Передавать в устной и письменной форме содержание прочитанного и прослушанного текста.

3. Строить связное монологическое высказывание.

VII. Итог урока.

 

– Опираясь на записанную  таблицу, составьте устное связное высказывание по теме «Группы ССП».

 

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение.

– Над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

 

Регулятивные УУД

1. Соотносить цель и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VIII. Домашнее задание.

 

На выбор: упр. 35 или создать по данному в классе образцу сочинение-миниатюру из трёх предложений на одну из тем «Ливень», «Метель», «Гроза».

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока по русскому языку.9 класс Тема:"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по охране труда

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Разработка урока по русскому языку для 9 класса по теме: "Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам. Знаки препинания в  сложносочинённых предложениях " представлена в виде технологической карты. Конспект можно использовать на уроке обобщения и систематизации изученного.

Цели как деятельность учеников.

Метапредметные: пользоваться разными приёмами аудирования, извлекать и преобразовывать информацию (в схему); анализировать,

сравнивать, обобщать.

Предметные:

- отличать сложные предложения от простых, определять вид сложного предложения, составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам, правильно пунктуационно оформлять сложные предложения, определять роль знаков препинания в них, производить синтаксический разбор.

- понимать содержание прочитанного (прослушанного) текста, воспроизводить его по частям (абзацам) с соблюдением речевых и

правописных норм.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 713 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Предложный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. 6 класс VIII вид. ОВЗ.
  • Учебник: «Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)*», Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.
  • Тема: Склонение прилагательных мужского и среднего рода
  • 01.10.2020
  • 700
  • 35
«Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  (VIII вид)*», Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 580
    • DOCX 96.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Радюкова Елена Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Радюкова Елена Викторовна
    Радюкова Елена Викторовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 53917
    • Всего материалов: 44

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 70 человек из 35 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 73 регионов

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 322 человека из 64 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 535 человек из 68 регионов

Мини-курс

Методология физического воспитания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инновационные технологии в краеведческой и географической работе со школьниками: применение туристических приемов для эффективного обучения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Педагогические аспекты работы с баснями Эзопа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе