II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего
задания.
|
1. Вопросы по теории сложного предложения:
- Назовите основные
виды сложных предложений.
- Что общего между
различными видами сложных предложений и в чём отличие?
- Какими способами
соединяются простые предложения в составе сложного?
- Какое предложение в
составе сложноподчинённого называется главным, а какое придаточным?
-Изобразите полученную
информацию в виде схемы или таблицы (1 ученик у доски)
Виды предложений по
количеству грамматических основ
Вид предложенияия
|
Количество
граммати- ческих основоснов
|
Средства
связи между частями
|
Схема
|
Пример
|
Простое
|
1
|
–
|
[ — = ].
|
|
Сложное
|
cложно-
сочинённое
|
2 и >
|
и, а, но, да,
или
|
[— = ]1, и [— = ]2
|
|
сложно-подчинённое
|
2 и >
|
что,
чтобы, потому что, если, как, где, когда, который
|
[— = ]1, (что — =)2
|
|
бессоюзное
|
2 и >
|
–
|
[— = ] 1, [— = ] 2.
|
|
2.
Проверка домашнего упражнения 26.
- Прочитайте из домашнего упражнения 26 сложные предложения. Докажите, что
прочитанные предложения сложные, укажите вид сложных предложений.
-
Объясните в них постановку знаков препинания.
– Составьте на доске схему предложения, синтаксический разбор
которого вы проводили дома (2–3 человека у доски).
Самооценка по алгоритму.
Запишите под диктовку, расставьте знаки препинания:
Перед весной
бывают дни такие:
Под плотным
снегом отдыхает луг,
Шумят деревья
весело-сухие,
И теплый ветер
нежен и упруг.
И легкости своей
дивится тело,
И дома своего
не узнаешь,
А песню ту, что
прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.
- Определите тему стихотворения.
- Какие виды связи вы заметили в стихотворении А.
Ахматовой?
- Как называется приём, состоящий в повторении
определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф? Найдите
его в тексте.
- Какую роль играет этот приём?
- Обозначьте известные орфограммы.
|
Познавательные УУД
1. Владеть
разными видами аудирования (ознакомительным, выборочным).
2. Анализировать, классифицировать, делать
выводы.
3. Представлять модели объектов в
знаково-символической форме.
|
IV. Углубление понятия о сложносочинённом предложении.
Деление сложносочинённых предложений по союзам и значению на группы.
|
1.
Системное обобщение. Работа с учебником.
Текст параграфа
203 оформите в виде небольшой таблицы «Группы ССП», приведите примеры ССП. Сделайте
вывод.
с соединительными союзами ССП
|
с разделительными союзами ССП
|
с противительными союзами ССП
|
И, да, да и, а (в значении и), тоже,
также
|
Или, либо, не то- не то, то-то, то ли – то ли
|
Но, а, да (в значении но), однако,
зато.
Частицы же, только в значении союза
|
Гроза разразилась, и дождь освежил
томящуюся землю. (А.Куприн.)
|
То ли гречка цветет, то ли речка
течет… (Н.Рыленков.)
|
Все проходит, да не все забывается.
(И.Бунин.)
|
Вывод:
от значения союза зависит смысл отношений между частями сложносочинённого
предложения.
|
Познавательные УУД
1.
Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (таблица,
схема).
2. Давать определения основных понятий,
представлять модели объектов в знаково-символической форме.
3.
Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать связи.
Коммуникативные УУД
1. Владеть
монологической речью.
2. Адекватно использовать речевые средства
для решения коммуникативных задач.
|
V. Развитие учебно-языковых и правописных умений.
|
Упр.
31 – развивается умение находить сложные предложения и определять значение
предложений, вид союзов, составлять схемы сложных предложений, определять
функцию знаков препинания. Синтаксический разбор одного из сложных
предложений на выбор.
Анализ текста.
Запись под диктовку с объяснением постановки знаков
препинания. Составление схем предложений.
Все
меньше звуков в ночи, и все тише они. И поля молчат, и село уснуло, и все
кругом заглохло. Ночь как бы постепенно наливалась тишиной и вот уже налилась
дополна, до самых краев. (С. Шуртаков.)
- Озаглавьте
текст. Определите его тип. Укажите глаголы, употребленные в переносном
значении. Как это связано с особенностями стиля?
- Укажите
лексические средства, с помощью которых автор передает мотив тишины в
природе. (Меньше звуков, тише, молчат, уснуло, заглохло, тишина.)
- Случайно
ли, с вашей точки зрения, употребление однокоренных глаголов совершенного и
несовершенного вида в одном предложении? (Наливалась — налилась; используя
видовые пары, писатель передает продолжительность, повторяемость действия, а
затем его результат).
-
Какое значение имеет союз И, к какой группе союзов он относится?
- Прочитайте
второе предложение, опустив повторяющийся союз и. Сравните с записанным. В
каком случае с большей выразительностью передается состояние покоя, тишины?
(Повторяющийся союз и заставляет делать паузы при чтении предложения,
что как бы замедляет происходящее — наступление ночной тишины.)
- Что
еще указывает на длительность происходящего? (Повторение слова все в
первом предложении.)
Внимание
учащихся обращается на то, что мотив тишины заканчивается усиленным аккордом
— словами, выступающими в роли синонимов (дополна, до краев).
Развивается умение находить в тексте
сложные предложения, составлять их схемы, определять роль знаков препинания.
Устно комментируются схемы предложений.
Схематический диктант. Составьте
предложения к предложенным схемам:
[
двусост.], и [ двусост.].
[
двусост. ],или [ двусост].
[ безлич. ],зато [ двусост.].
– развивается умение «читать» и понимать
схемы предложений, конструировать предложения по схемам.
Работа в парах по одной из схем (учитель
называет номер схемы для пары). Проверка коллективная.
|
Познавательные УУД
1.
Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст,
схема).
2. Анализировать, сравнивать,
группировать, устанавливать связи.
Коммуникативные УУД
1. Владеть навыками аудирования (ознакомительного,
выборочного).
2. Передавать в устной и письменной форме содержание
прочитанного и прослушанного текста.
3. Строить связное монологическое высказывание.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.