Открытый урок по
русскому языку в 9Б классе.
Тема урока: Сложноподчиненные предложения цели
Цель урока: познакомить с темой, повторить
пройденное, виды разборов, формирование умения определять спп цели и другие
придаточные предложения по видам, формирование умения различать в предложении
главное и придаточное, составлять схемы предложений, развитие речи, привитие
интереса к русскому языку, к жизни выдающего казахского ученого Ш.Уалиханова
Урок-знакомство
Оборудование: презентация,карточки
Ход урока.
I.
Организационный момент.
II. Опрос
домашнего задания: правила
1. Что
называется сложным предложением?
Какие
разновидности сложных предложений мы изучили?
Что
называется СПП?
Какие
виды СПП мы уже знаем? Например.
Что
вам известно о сложноподчиненных предложениях с придаточными
обстоятельственными?
Перечислите
виды придаточных обстоятельственных.
2. Синтаксический
разбор предложения:
1. Солнце уже садилось, когда туристы закончили(2)
осмотр дома-музея Шохана Уалиханова.
Закончили-конец, законченный,
кончик,заканчивающий,концовка.
3.Карточки
-2 ученика.
III.Новая
тема: 1. Сложноподчиненные предложения цели-
(Мақсат бағыныңқылы сабақтас құрмалас сөйлем) (слайд)
сопоставительная грамматика.
1).Қазақ
тiлiн үйрену үшiн, көп кiтап оқыдық. – Чтобы выучить казахский язык, мы прочитали много книг.
2).Дәмдi тамақтану үшiн, бiз мейрамханаға бардық. – Чтобы вкусно покушать, мы пошли в ресторан.
3).Институтқа ерте
жету үшiн, бiз тез жүрдiк. – Чтобы пораньше добраться до института, мы шли быстро.
4).Оқу үшiн келдiм. – Я приехал, чтобы учиться.
2.
Работа по развитию речи:
1).
Чтение текста стр105
2).
Презентация «Жизни Шохана Уалиханова», дополнительный материал , консультанты.
3.
Правило стр107(слайд)
4.Работа
по учебнику, упр2 стр107-составьте предложение, схему, сделайте синтаксический
разбор, выполните морфологический разбор слова: в экспедицию
Ш.Уалиханов
отправился в экспедицию(3) в Кашгар для того, чтобы собрать ценнейшие сведения,
имевшие политическое и научное значение.(4)
5.
Работа по группам
1группа-Пунктуационная разминка.
Правильно
расставьте знаки препинания(слайд)
1).Бабушка
Айганым организовала школу, чтобы Шохан получил начальное образование.
2).
Ученый потратил целый час на то, чтобы найти нужную книгу.
3).
Летом
ученики посетили село Сырымбет, где провел свои детские годы Шохан Уалиханов.
4). Для того
чтобы Шохан продолжил свое образование, отец его повез в Омск.
2.
группа-Графический диктант, составьте схемы только спп: (слайд)
1.
Воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать.
2.
Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова “замечать”
употребить слово “дорожить”.
3.
Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нем, пока нормально и
беспрепятственно дышим.
4. Но все же, неправда, - замечаем.
5.
Даже и наслаждаемся, когда потянет с юга теплой влагой, когда промыт он майским
дождем, когда облагорожен грозовыми разрядами.
6. Не всегда ведь мы дышим равнодушно и буднично.
7.
Бывают сладчайшие, драгоценные глотки воздуха, которые человек помнит всю
жизнь.
Схемы
предложений:
1. [...тогда], когда ( ). 2. Чтобы ( ),[
]. 3. [ ], пока ( ).
4. [ ]. 5. [ ], когда ( ). 6. [ ].
7. [ ], (которые...).
6.
Конструирование предложений(слайд)
Соедините придаточные предложения с главными,
составьте схемы предложений, фонетический разбор- мое
1. Через 10 лет я приехал туда,
|
2. Когда я открыл окно,
|
3. Я не знаю,
|
4. Как только кончился теплый летний ливень,
5.Чтобы сохранить мир на Земле,
|
|
1. комната наполнилась ароматом сирени.
|
2. мы выбежали босиком на улицу.
|
3.люди должны объединиться.
|
4. где проходит граница между Европой и Азией.
5.где прошло мое детство.
|
|
7.Аналитическая
работа: найдите соответствие между схемами и предложениями, расставляя знаки препинания
в предложениях(слайд)
1).В стенах кадетского корпуса будущий ученый получил
первые знания которые помогли формированию его личности.
2).Уалиханов совершает свою знаменитую
поездку в Кашгарию которая принесла ему славу отважного путешественника и
крупного ученого.
3). В том месте где
зашло солнце небо ещё грело багряными полосами.
1.[…_____===],
{которые === ….}. 2.[ ___===], { которая …..___...}.
3.[…,{
где __==….}, ___===…]. 4.[…===____...], {где …___...}.
5.[
___===], {которая ….===...}. Ответы:1-1,2-5,3-3
8.Тест
(проверка, слайд)
Тест
на определение видов СПП по значению придаточных.
1.
Укажите вид придаточного предложения в СПП: Здесь трудились и мужественно
умирали наши предки, чтобы жизнь стала прекрасной.
А.
определительное
Б.
изъяснительное
В.
обстоятельственное
2.Укажите
вид придаточного предложения в СПП: Туристы расположились на берегу реки,
лишь бы только отдохнуть.
А.
определительное
Б.
изъяснительное
В.
обстоятельственное
3. Укажите вид придаточного предложения в
СПП: Когда дорогу размыло дождём, по краям образовались рытвины.
А.
определительное
Б.
изъяснительное
В.
Обстоятельственное
4.
Найдите четвёртое лишнее.
А.
Начинало смеркаться, когда Гринёв подошёл к дому коменданта.(А.Пушкин)
Б.Чтобы
утешить бедного Савельича, я дал ему слово впредь без его согласия не
располагать ни одной копейкою. (А.Пушкин)
В.
Он с нетерпением дожидался этого мгновения, с которого начиналась его
самостоятельная жизнь.
Г.
Пока
я учился в школе, брат работал на заводе.
5.
Верно ли определён вид придаточного предложения? (СПП с придаточным
определительным)
Опадает листва, чтобы теплее укутать землю перед
холодами.
А.
верно
Б.
неверно
9.Самостоятельная
работа упр5 стр108
IV Итог
урока.
1.Оценивание
V. Дома: выучить
правила стр107,составить 3 предложения о жизни Ш.Уалиханова, используя спп
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.