Открытый урок
Русский язык 8 класс
Тема
урока: Двусоставные и односоставные предложения
Цель
урока: познакомить с темой, дать
понятие о видах односоставных предложений; закрепить умение различать односоставные
и двусоставные предложения; формировать умение находить, характеризовать и
употреблять в речи односоставные предложения; относить их к группе глагольных
или назывных; обеспечить развитие у школьников умений анализировать текст,
логически излагать свои мысли, используя литературный язык, аргументировать,
доказывать, выделять главное, сравнивать, обобщать; воспитывать бережное
отношение к русскому языку, к природе, содействовать осознанию ценности
русского языка.
Урок-знакомство
Оборудование: карточки,
презентация
Ход урока
I.
Вступительное слово учителя, постановка задачи урока.
Эпиграф: «Каждой
осенью я расцветаю вновь»…
- Эпиграфом к
нашему уроку я взяла слова А.С.Пушкина. Сегодня на уроке будут звучать стихи
А.С.Пушкина.
2.Повторение: Что
называется предложением?
Какие бывают по
цели высказывания? (повествовательные,
вопросительные, побудительные)
По интонации? (восклицательные, невосклицательные)
Какие бывают
предложения по наличию второстепенных предложений? (распространенные и
нераспространенные).
Какие бывают по строению? (простые, сложные)
По составу? (двусоставные, односоставные)
3.Синтаксический разбор предложения
Каждой осенью я
расцветаю вновь.(повествовательное, невосклицательное, распространенное,
простое, прямой порядок слов, двусоставное)
II. Слово
учителя.
1.- Времена года –
удивительное явление природы. Осень – это чудесная, прекрасная пора. Особенно
ранняя осень. Её называют «волшебной», «золотой». Пейзаж ранней осени немного
грустный и задумчивый. Многие художники и поэты обращались к теме осени.
- Пушкин пишет:
«Каждой осенью я расцветаю вновь»… Подтверждение этому – его творчество. Осенью
поэту писалось легче и больше. Многие русские художники обращались к теме
осени.
2.- Запишем строки
из стихотворений А.С.Пушкина.
Роняет лес багряный
свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле…
Октябрь уж
наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей.
Дохнул осенний хлад.
3.Задание.
- Подчеркните грамматическую основу;
4.
Вопросы:- Какие перед
вами предложения по наличию грамматической основы?
(Двусоставные).
- Почему мы их
называем двусоставными?
(Есть и подлежащее
и сказуемое).
- Какие строки
поэта об осени знаете вы? Давайте запишем их.
- Запишем
следующие строки.
Мороз и солнце;
день чудесный!
Какая
ночь! Мороз трескучий,
На
небе ни единой тучи;
Подруга
дней моих суровых,
Голубка
дряхлая моя!
Глядишь
в забытые вороты
На
черный отдаленный путь;
- Подчеркните
грамматическую основу предложений.
- Чем интересны
эти предложения?
(В них один
главный член).
- Как называются
предложения с одним главным членом?
(Односоставные).(слайды)
Прочитайте примеры
4.Работа по
учебнику, правила стр 110,116
III.
Закрепление материала.
1) Задание.
Выразительно прочитайте строки из стихотворений А.С.Пушкина, обозначьте
грамматическую основу; определите тип предложения.
Зима!..
Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как–нибудь.
Вот север, тучи
нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Во глубине
сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадёт ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Ведут ко мне коня;
в раздолии открытом,
Махая гривою, он всадника несёт,
И звонко под его блистающим копытом
Звенит промерзлый дол и трескается лёд.
2) Запишите
предложения.
1. - Зима!
2. – Ведут ко мне
коня.
- Сделайте
синтаксический разбор предложений.
- Чем отличаются
предложения?
(В первом
предложении только один главный член, а во втором предложении есть и главный
член и второстепенные члены).
- Как мы называем
такие предложения?
(Распространенные
и нераспространенные предложения).
- Значит,
односоставные предложения могут быть распространенными и нераспространенными.
3).Подберите однокоренные
слова к слову и разберите по составу:
зима - зимушка,
зимний, зимовать,зимовка.
4).Выпишите
односоставные предложения
5).Распространите
односоставные предложения
6).Работа по
учебнику стр 110,упр3 спишите предложения и подчеркните грамматические основы
предложений
7).Фонетический
разбор слова: история - [ис-то-ри-йа]
8).Синквейн
Осень
Идет, наступает
Золотая, холодная,
дождливая
Медленно наступает
холодная осень.
Листья
IV.
Подведение итогов.
- Сегодня на уроке
мы познакомились с предложениями двусоставными и односоставными. Также
прочитали и записали много замечательных строк из стихотворений А.С.Пушкина.
Действительно, его поэзия неиссякаема. Читая Пушкина, мы становимся лучше, в
нас пробуждаются самые светлые, добрые, самые благородные чувства.
V.
Домашнее задание: упр 1,стр 116, выучить правила на стр 110,116
Приложение
Карточка №1
Выполните синтаксический разбор предложения:
Ночь. Вокруг тишина.
Ручеек лишь журчит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит…
Карточка №2
Выполните синтаксический разбор предложения:
Далеко загадочно блестит одинокая звезда.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.