Главная / Русский язык и литература / разработка урока по русскому языку

разработка урока по русскому языку

Тема: Имя существительное.

Повторение изученного в 5 классе

Цель:

  1. Систематизировать полученные знания, подготовить учащихся к проверке знаний по теме “Имя существительное”.

  2. Развивать связную устную и письменную речь, логическое мышление, внимание учащихся, формировать умение работать в заданном темпе;
    развивать умение аргументировать свой ответ, приводить примеры к правилу.

  3. Воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза.

Думаю, что сегодня урок принесет нам радость общения друг с другом.

- Ребята, мы отправляемся с вами в страну Морфологию. Что же это за страна и кто в ней обитает? ( Раздел русского языка, в котором изучаются слова, как части речи.) Наш путь лежит в самую древнейшую область. Вот что говорит о себе эта область:

Слайд 1

«Давно живу я в мире этом,

Даю названья всем предметам».

Что же это за область?

Какие же названья предметам дает существительное?

Слайд 2

Живые существа: мальчик..

Явления природы: молния..

Явления общественной жизни: митинг..

Признак как предмет: высь..

Действие как предмет: беготня…

Давайте вспомним все, что вы знаете об имени существительном. (правило)

Слайд 3-4 (признаки постоянные и непостоянные, роль в предложении)

Какова тема нашего сегодняшнего урока?

Кто сможет сформулировать цель урока?

Послушайте стихотворение поэта А.Фета.

Подумайте, чем оно интересно? (в нем из 22 слов – 14 существительных, каждое из которых – картина, нет ни одного глагола)

Слайд 5

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной. Ночные тени.

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений.

Милого лица.

Попытайтесь и вы представить какую – нибудь картину, используя одни существительные, можно, конечно, сочетать их с прилагательными. (ответы учащихся)

.

2. Мобилизация внимания.

Прослушайте текст. Определите его стиль. Тип речи.

Озаглавьте текст.

Подчеркните все известные орфограммы, объясните их написание.

Какие светлые, особенные ночи в феврале! В лесу легко замечаешь след санной дороги. Далеко уходит узкая тропинка. С неба струится белесоватый свет луны. Искрится белая пороша, и на ее синеющей снежной белизне отражается мерцание звезд. В такие ночи обычно охотники устраивают засады на волков, лисиц и зайцев.

Вся снежная равнина и лесные поляны светятся, как один огромный, беззвучный зеркальный зал. Очаровательны эти ночи!

(По Д.Зуеву.)

  1. Почему писатель называет ночной февральский лес беззвучным? Зеркальным залом?

  2. Подобрать синонимы к слову очаровательный

  3. Каким синонимом можно заменить слово струится (свет)? (льется)

  4. Найдите однокоренные слова (лес, лесной; свет, светлый, светятся) и разные формы одного и того же слова (снежный, снежная)

  5. Определите род, число, падеж существительных.

  6. Сделать синтаксический разбор выделенного предложения.

  7. Сделать морфологический разбор существительного с неба

  8. Фонетический разбор слова поляны

Физкультпауза под скроговорки.

1 упражнение. ИП: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны головы вперед-назад, влево-вправо («В мире есть четыре брата: север, юг, восток и запад»).

2 упражнение. ИП: ноги на ширине плеч, правая вверх,. Махи руками с изменением положения рук после двух махов («Шла Саша по шоссе и сосала сушку»).

3 упражнение. ИП: ноги на ширине плеч. Круговые вращения туловища по часовой стрелке и против часовой стрелки («Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали»).

4 упражнение. ИП: основная стойка. Ходьба на месте с захлестыванием голени («От топота копыт пыль по полю летит»)

5 упражнение. ИП: ноги вместе. Подъем на носках – при опускании пятками не касаться пола («Ехал Грека через реку,/ видит Грека в реке рак./ Сунул Грека в реку руку -/ рак за руку Греку цап»)

Тест Слайд 6

1)Вставьте, где нужно, ь после шипящих.

Если он отсутствует, клеточку оставьте пустой.

Пустош.., радость встеч.., меч.., ветош.., молодеж.., из-за кладбищ..

ь



ь

ь


2)Вставьте Е и И в окончания существительных в предложном падеже.

В кител.., в подземель.., в помещени.., в котлован.., в ущель.., на взморь..



е

е

и

е

е

е

3) Вставьте О или Е после шипящих и Ц в окончания существительных.

Свеч..й, сторож..м, пальц..м, кирпич..м, месяц..м, лапш..й

о

е

е

о

е

о



7. Мини – сочинение. Слайд 7.

Представьте, что в один из выходных дней вы пошли на прогулку.

Напишите мини – сочинение по опорным словам.

Прогулка, лыжи, снежные шапки, следы.

Чтение сочинений.

8.Рефлексия. (НТ) настроение, трудности. Слайд 8.

Данная рефлексия помогает отследить, важна ли была данная работа для учащегося, возникали ли затруднения и самое главное настроение помогает отследить уровень психологической комфортности на уроке.

Вот и подходит к концу наше занятие. Чем мы сегодня занимались на уроке?

Урок окончен, благодарю учеников за работу на уроке.

(Слайды прилагаются )







































Какие светлые, особенные ночи в феврале! В лесу легко замечаешь след санной дороги. Далеко уходит узкая тропинка. С неба струится белесоватый свет луны. Искрится белая пороша, и на ее синеющей снежной белизне отражается мерцание звезд. В такие ночи обычно охотники устраивают засады на волков, лисиц и зайцев.

Вся снежная равнина и лесные поляны светятся, как один огромный, беззвучный зеркальный зал. Очаровательны эти ночи!

(По Д.Зуеву.)


разработка урока по русскому языку
  • Русский язык и литература
Описание:

 Тема: Имя существительное.

Повторение изученного в 5 классе

Цель:

1.     Систематизировать полученные знания, подготовить учащихся к проверке знаний по теме “Имя существительное”.

2.     Развивать связную устную и письменную речь, логическое мышление, внимание учащихся, формировать умение работать в заданном темпе;
развивать умение аргументировать свой ответ, приводить примеры к правилу.

3.     Воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

 Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза.

Думаю, что сегодня урок принесет нам радость общения друг с другом.

- Ребята,  мы отправляемся с вами в страну Морфологию. Что же это за страна и кто в ней обитает? ( Раздел русского языка, в котором изучаются слова, как части речи.) Наш путь лежит в самую древнейшую область. Вот что говорит о себе эта область:

Слайд 1

«Давно живу я в мире этом,

Даю названья всем предметам».

Что же это за область?

Какие же названья предметам дает существительное?

Слайд 2

Живые существа: мальчик..

Явления природы: молния..

Явления общественной жизни: митинг..

Признак как предмет: высь..

Действие как предмет: беготня…

Давайте вспомним все, что вы знаете об имени существительном. (правило)

Слайд 3-4  (признаки постоянные и непостоянные, роль в предложении)

Какова тема нашего сегодняшнего урока?

Кто сможет сформулировать цель урока?

Послушайте стихотворение поэта А.Фета.

Подумайте, чем оно интересно? (в нем из 22 слов – 14 существительных, каждое из которых – картина, нет ни одного глагола)

Слайд 5

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной. Ночные тени.

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений.

Милого лица.

Попытайтесь и вы представить какую – нибудь картину, используя одни существительные, можно, конечно, сочетать их с прилагательными. (ответы учащихся)

.

2. Мобилизация внимания.

Прослушайте текст. Определите его стиль. Тип речи.

Озаглавьте текст.

Подчеркните все известные орфограммы, объясните их написание.

Какие светлые, особенные ночи в феврале! В лесу легко замечаешь след санной дороги. Далеко уходит узкая тропинка. С неба струится белесоватый свет луны. Искрится белая пороша, и на ее синеющей снежной белизне отражается мерцание звезд. В такие ночи обычно охотники устраивают засады на волков, лисиц и зайцев.

Вся снежная равнина и лесные поляны светятся, как один огромный, беззвучный зеркальный зал. Очаровательны эти ночи!

                                                                                   (По Д.Зуеву.)

1.     Почему писатель называет ночной февральский лес беззвучным? Зеркальным залом?

2.     Подобрать синонимы к слову очаровательный

3.     Каким синонимом можно заменить слово струится (свет)? (льется)

4.     Найдите однокоренные слова (лес, лесной; свет, светлый, светятся) и разные формы одного и того же слова (снежный, снежная)

5.     Определите род, число, падеж существительных.

6.     Сделать синтаксический разбор выделенного предложения.

7.     Сделать морфологический разбор существительного с неба

8.     Фонетический разбор слова поляны

Физкультпауза под скроговорки.

1 упражнение. ИП: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны головы вперед-назад, влево-вправо («В мире есть четыре брата: север, юг, восток и запад»).

2 упражнение. ИП: ноги на ширине плеч, правая вверх,. Махи руками с изменением положения рук после двух махов («Шла Саша по шоссе и сосала сушку»).

3 упражнение. ИП: ноги на ширине плеч. Круговые вращения туловища по часовой стрелке и против часовой стрелки («Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали»).

4 упражнение. ИП: основная стойка. Ходьба на месте с захлестыванием голени («От топота копыт пыль по полю летит»)

5 упражнение. ИП: ноги вместе. Подъем на носках – при опускании пятками не касаться пола («Ехал Грека через реку,/ видит Грека в реке рак./ Сунул Грека в реку руку -/ рак за руку Греку цап»)

Тест Слайд 6

1)Вставьте, где нужно, ь после шипящих.

Если он отсутствует, клеточку оставьте пустой.

Пустош.., радость встеч.., меч.., ветош.., молодеж.., из-за кладбищ..

ь

 

 

ь

ь

 

2)Вставьте Е и И в окончания существительных в предложном падеже.

В кител.., в подземель.., в помещени.., в котлован.., в ущель.., на взморь..

 

е

е

и

е

е

е

3) Вставьте О или Е после шипящих и Ц в окончания существительных.

Свеч..й, сторож..м, пальц..м, кирпич..м, месяц..м, лапш..й

о

е

е

о

е

о

 

7. Мини – сочинение. Слайд 7.

Представьте, что в один из выходных дней вы пошли на прогулку.

Напишите мини – сочинение по опорным словам.

Прогулка, лыжи, снежные шапки, следы.

Чтение сочинений.

8.Рефлексия. (НТ) настроение, трудности. Слайд 8.

Данная рефлексия помогает отследить, важна ли была данная работа для учащегося, возникали ли затруднения и самое главное настроение помогает отследить уровень психологической комфортности на уроке.

Вот и подходит к концу наше занятие. Чем мы сегодня занимались на уроке?

Урок окончен, благодарю учеников за работу на уроке.

(Слайды прилагаются )

 

 

 

Автор Досжанова Айгуль Базарбаевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 464
Номер материала 51836
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓