Главная / Русский язык и литература / Разработка урока по русскому языку

Разработка урока по русскому языку

План – конспект урока русского языка в 5 классе

Учитель: Селиванова Т.В.

Тема урока: обобщение и систематизация знаний в 5 классе по теме “Синтаксис. Пунктуация”.

Форма урока: урок-путешествие в сказку.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: обобщение знаний по теме “Синтаксис. Пунктуация”

Задачи урока:

Образовательные:

- обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при

изучении темы «Синтаксис и пунктуация»;

- проверить умения находить и выделять грамматическую основу и второстепенные члены предложения, строить схемы предложений разных видов, отличать простые и сложные предложения;

· закреплять умение правильно оформлять на письме предложения разных видов.

Развивающие:

- учитывать и развивать индивидуальные способности учащихся;

- развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

- через разнообразие форм повышать интерес к изучению русского языка;

- прививать интерес к чтению литературных произведений.

Методы: словесные, наглядные, практические, направленные на развитие творчества, самостоятельности.

Оборудование урока:

- компьютер, презентация Power Point

- учебник «Русский язык» под редакцией В.В.Бабайцевой;

- раздаточный материал для учащихся;

- жетоны для отрядов, смайлы для изображения настроения.

Для проведения урока выбрана игровая технология. Реализация игровых приемов и ситуаций на уроке происходит следующим образом:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи

(помочь Елисею спасти Любаву и завоевать княжескую почесть; помогая Елисею, мы должны обобщить знания по теме “Синтаксис. Пунктуация”)

  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, учебная деятельность подчиняется правилам игры

(на различных препятствиях Елисея встречаются задания, связанные с темой урока; ребята работают в группах – отрядах, выполняют задания и набирают жетоны; на доске отслеживается, чей отряд быстрее и качественно поможет Елисею; за быстрый и правильный ответ отряду будет выдаваться жетон; в конце урока подведутся итоги)

  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом

(отряды помогли Елисею преодолеть очередное препятствие)

Прогнозируемый результат (формируемые компетентности):

учащиеся оперируют основными понятиями раздела «Синтаксис»; распознают главные и второстепенные члены предложения; используют соответствующие термины; конструируют, составляют и правильно употребляют в речи словосочетания и основные виды предложений с учётом разнообразия речевых задач.



Ход урока

1. Организационный момент

- Ребята! Сегодня урок русского языка буду проводить я. Меня зовут Татьяна Витальевна. Посмотрите, к нам пришло много гостей. Мы покажем им, как работаем на уроках. Я вижу, что настроение у каждого из вас разное. Но думаю, что наша совместная работа на уроке доставит удовольствие, и мы получим радость от общения друг с другом.

- Урок сегодня будет необычный – урок-путешествие в сказку “Добрыня Никитич и Змей Горыныч”. Вы смотрели эту сказку? Итак, начнем.

Палаты княжеские.

Давным-давно это было. На Руси правил князь. Была у него племянница – Любава. Полюбила Любава Елисея (СЛАЙД 2) – гонца княжеского. Князь был против их женитьбы. И чтобы разлучить Любаву с Елисеем, князь договорился с купцом Колываном (СЛАЙД 3) о похищении Любавы. А после объявил: “Кто Любаву спасёт, за того я отдам её замуж!” Узнав об этом, Елисей сразу помчался её спасать. Давайте поможем ему в этом.

Вы поделены на три группы -пары. А так как в княжеской Руси дружина состояла из отрядов, то ваши группы будут называться отрядами. Задача каждого отряда - как можно быстрее помочь Елисею спасти Любаву и завоевать княжескую почесть. Мы на доске будем отслеживать, чей отряд быстрее и качественно помогает Елисею. За быстрый и правильный ответ отряду будет выдаваться жетон. В конце урока мы подведем итоги.

Проверим вашу готовность.

2. Введение в тему. Целеполагание.

Задание 1

Кроссворд

Цель: отгадав этот кроссворд, вы узнаете, по какой теме будут задания, с которыми столкнется Елисей.

Каждому отряду даются одинаковые кроссворды (Приложение 1). Кто быстрее отгадает слово по горизонтали? (выдается жетон)

- Молодцы, …отряд.

Итак, все задания сегодня будут по теме «Синтаксис и Пунктуация».

Ребята, а что изучает синтаксис? (Синтаксис - это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение)

Что изучает пунктуация? (расстановку знаков препинания).

Давайте вместе определим, что мы должны сделать, исходя из темы «Синтаксис и пунктуация»… (Ответы детей)

Совершенно верно, сегодня на уроке, помогая Елисею, мы должны обобщить знания по этой теме. Это наша цель. (СЛАЙД 4)

Напомните мне, какие темы вы изучили в разделе «Синтаксис и пунктуация»? (ответы детей). Хорошо, все эти знания сегодня вам пригодятся на следующих этапах урока (СЛАЙД 5)

Работа в тетради:

- Запишите в тетради дату, тему урока.

3. Повторение и обобщение изученного материала. Путешествие по этапам.

Задание 2.

Река

- Долго ли, коротко ли ехала дружина с Елисеем и вот вышла к реке. (СЛАЙД 6)

Через реку мост, но огромный камень закрыл дорогу. А на камне – надписи с четырех сторон. Если воины по этим надписям правильно составят предложение, то камень откроет путь.

Ребята, на какие две группы делятся члены предложения? Что такое грамматическая основа предложения? Перечислите второстепенные члены предложения. Следующее задание помогает закрепить умение находить главные и второстепенные члены в предложении.

Составьте предложение. Запишите его в тетрадь. Подчеркните грамматическую основу предложения: (СЛАЙД 7)

  • из предложения Камень – преграда на твоем пути взять подлежащее (камень);

  • из предложения Этот камень упал с высокой скалы взять сказуемое (упал);

  • добавить определение из предложения Через глубокую реку не перейдешь (глубокую);

  • из предложения В одну реку не войдешь дважды взять обстоятельство, выраженное существительным с предлогом (в реку).

Команде, которая первой назовет предложение – жетон.

Итак, у вас получилось предложение Камень упал в глубокую реку. Назовите грамматическую основу предложения. Молодец, отряд… . Какие умения вы показали в этом задании? ( умения находить главные и второстепенные члены предложения. )

Таким образом, путь свободен, и мы можем идти дальше.

Задание 3

Избушка Бабы Яги

Перешел Елисей реку, а за ней – дремучий лес. В этом лесу стоит Избушка Бабы Яги. (СЛАЙД 8) Выполняя задание от Бабы Яги, мы закрепим умение заменять словосочетание одного вида другим, будем развивать свой словарный запас.

Каждому отряду выдается карточка с заданием:

Замените сочетания двух существительных сочетаниями существительных с прилагательными. Запишите в тетрадь полученные словосочетания. Обозначьте главное слово в словосочетании. (Приложение 2).

Образец:

хоромы князя – княжеские хоромы.

Лучи солнца, жители города, изба из дерева, сила богатыря, указ царя.

Отряд, выполнивший первым, называет первое словосочетание, второй отряд – второе словосочетание, третий – следующее и так далее. За каждое правильно составленное словосочетание– жетон.

Молодцы! Вы справились с заданием. Отряд … показал лучшие умения составлять словосочетания нужного вида. Баба Яга указала Елисею дальнейший путь.



Задание 4

Пещера Змея Горыныча

Долго Елисей искал Любаву, и вот перед ним оказалась пещера Змея Горыныча, а вход в нее закрыт. (СЛАЙД 9)

Давайте вместе с Елисеем поищем Любаву в пещере. Но чтобы открыть вход в пещеру, нужно выполнить задание на карточке. Цель этого задания – поупражняться в расстановке знаков препинания в соответствии с изученными правилами, обосновать их выбор.

Каждому отряду выдается карточка с заданием:

Расставьте знаки препинания в предложениях, объясните постановку знаков препинания. Задание выполнять на карточке. (Приложение 3).

  1. Пещера следующее препятствие.

  2. Змей Горыныч помоги нам отыскать Любаву.

  3. Отдохните в пещере а утром продолжайте путь.

  4. Позади у вас было много препятствий и камень у моста и дремучий лес и закрытый вход в пещеру.

Отряды вывешивают на доску листы с выполненными заданиями.

При проверке задается вопрос:

- Какой еще знак препинания можно поставить во втором предложении? От чего это зависит?

За каждый правильно поставленный знак препинания – жетон. За существенные добавления другой команды – жетон.

Итак, выполняя это задание, какие темы мы повторили? ( постановку тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными; постановку запятой в предложении с обращением; постановку запятой в сложном предложении). Лучше всех в этот раз потрудился … отряд.

В пещере Змея Горыныча Любавы не оказалось. Отправился Елисей дальше. Дошел он до терема купца Колывана. (СЛАЙД 10)

Задание 5

Терем купца Колывана

Чтобы открыть ворота этого терема, надо выполнить следующее задание.

Цель этого задания: повторить знаки препинания при прямой речи.

Каждому отряду выдается карточка с заданием:

К словам автора допишите прямую речь, правильно расставьте знаки препинания при прямой речи. (Приложение 4).

1) Змей Горыныч сообщил: ______ .

2) _______ ! – возмутился Колыван.

3)______ ? – спросил Елисей.

Отряд, который выполнил задание первым, начинает отвечать, затем остальные отряды. Другим отрядам можно исправлять ошибки, допущенные соперниками. За это отряд получает дополнительный жетон.

Итак, какое умение мы применяли в этом задании? (мы повторили расстановку знаков препинания при прямой речи). С этим заданием лучше всех справился … отряд. Благодаря этим ребятам ворота терема Колывана открыты.

Задание 6

Букет цветов.

Освободив Любаву от злого Колывана, решил Елисей набрать букет цветов и подарить его Любаве. И мы с вами в этом ему поможем.

Каждому отряду надо подобрать нужные лепестки к своей серединке и объяснить свой выбор. Цель этого задания – изобразить в виде схемы-цветка признаки второстепенных членов предложения. (Приложение 5).

На доске висит три серединки цветов, на них изображены: пунктирная линия, волнистая линия и пунктирная линия с точкой. Каждому отряду даются лепестки (по 12штук). На лепестках перечислены вопросы, значение этих второстепенных членов предложения, их название. Необходимо выбрать нужные лепестки к своей серединке, а затем вывесить их на доску к своей серединке и объяснить свой выбор. За каждый правильный ответ- жетон.

С этим заданием лучше всех справился …отряд. Молодцы! Красивый букет получился. Любаве он очень понравился.

Задание 7

Свадьба.

Вернулись наши герои к князю. Но князь заупрямился, не хочет выдавать Любаву замуж за гонца княжеского. Давайте поможем Елисею, докажем, что он храбрый, смелый воин и достойный жених для Забавы Путятишны.

Для этого сейчас каждый из вас сядет за компьютеры и выполнит на оценку небольшой тест.

Молодцы, ребята. Благодаря вам и вашим хорошим оценкам, согласился князь и приказал он созвать людей знатных, да гостей почётных, и сыграли они свадьбу Елисея с Любавою. (СЛАЙД 11)

4. Итог урока. Домашнее задание.

Вот и закончилось наше путешествие в сказку. Окинем на прощание мысленным взором еще раз наш путь.

(Сегодня на уроке мы обобщили и систематизировали знания по теме “Синтаксис. Пунктуация”. Мы многое успели сделать, помогая Елисею: повторили теоретические сведения по этой теме, составляли предложения, словосочетания, вспомнили правила расстановки знаков препинания, признаки всех членов предложения.)

Молодцы! Я довольна, что вы многое помните, вы хорошо поработали. Какие трудности встретились вам при выполнении задания? Над чем ещё надо поработать?

Впереди у вас контрольная работа по этой теме, и чтобы лучше подготовиться к ней, дома вы выполните задание по уровням. (разноуровневое задание на карточках Приложение 6.)

5.Награждение победителей. Рефлексия.

Подведем итоги: какой отряд набрал наибольшее количество жетонов.

Отряд, который занял I место получают за урок “пятерки”, отряды, которые заняли “второе” и «третье» места, получают “четверки”.

Рефлексия настроения и рефлексия результативности

Наш урок подходит к завершению. Изменилось ли у вас настроение? Покажите это на «смайлике» и оцените свою работу на уроке с помощью «лесенки знаний» Приложение 7.

Учащиеся прикрепляют свои смайлики на определённые «ступеньки», выслушивается 2-3 комментария.

Молодцы! Урок окончен. Спасибо за ваше усердие и старание!

Литература:

  1. Русский язык: Учебник для 5-го класса / Бабайцева В.В.. и др. М.: Просвещение, 2012.

  2. Русский язык. 5 класс. Тесты. Дидактические материалы / А.М. Якунина. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с. – (Экспресс-проверка знаний). С. 57-61.

  3. Интернет-ресурсы.















Приложение 1



Кроссворд по теме «Синтаксис. Пунктуация»



2

































5














3











4












1










































































































По вертикали:

  1. Главный член предложения, обозначающий действие предмета. (Сказуемое)

  2. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? и обозначает признак предмета. (Определение)

  3. Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. (Обращение)

  4. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия. (Обстоятельство)

  5. Два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. (Словосочетание)



По горизонтали:

  1. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение. (Синтаксис)








Приложение 2



Хоромы князя – княжеские …….

лучи солнца –

жители города –

изба из дерева –

сила богатыря –

указ царя –



Хоромы князя – княжеские …….

лучи солнца –

жители города –

изба из дерева –

сила богатыря –

указ царя –





Хоромы князя – княжеские …….

лучи солнца –

жители города –

изба из дерева –

сила богатыря –

указ царя –





Приложение 3



  1. Пещера следующее препятствие.

  2. Змей Горыныч помоги нам отыскать Любаву.

  3. Отдохните в пещере а утром продолжайте путь.

  4. Позади у вас было много препятствий и камень у моста и дремучий лес и закрытый вход в пещеру.







  1. Пещера следующее препятствие.

  2. Змей Горыныч помоги нам отыскать Любаву.

  3. Отдохните в пещере а утром продолжайте путь.

  4. Позади у вас было много препятствий и камень у моста и дремучий лес и закрытый вход в пещеру.







  1. Пещера следующее препятствие.

  2. Змей Горыныч помоги нам отыскать Любаву.

  3. Отдохните в пещере а утром продолжайте путь.

  4. Позади у вас было много препятствий и камень у моста и дремучий лес и закрытый вход в пещеру.







  1. Пещера следующее препятствие.

  2. Змей Горыныч помоги нам отыскать Любаву.

  3. Отдохните в пещере а утром продолжайте путь.

  4. Позади у вас было много препятствий и камень у моста и дремучий лес и закрытый вход в пещеру.



Приложение 4





1) Змей Горыныч сообщил: _____________________ .

2) _______________________ ! – возмутился Колыван.

3)____________________________ ? – спросил Елисей.





1) Змей Горыныч сообщил: _______________________ .

2) ________________________ ! – возмутился Колыван.

3)_____________________________ ? – спросил Елисей.





1) Змей Горыныч сообщил: ________________________ .

2) _________________________ ! – возмутился Колыван.

3)______________________________ ? – спросил Елисей.







1) Змей Горыныч сообщил: ________________________ .

2) _________________________ ! – возмутился Колыван.

3)______________________________ ? – спросил Елисей.







Приложение 6

Домашнее задание:

Уровень 1. Дописать предложения:

  • Синтаксис – это…

  • Пунктуация изучает…

  • Подлежащее и сказуемое составляют…

  • Все члены предложения делятся на …

  • В распространённом предложении есть…

  • Обращение не является…

  • Сложное предложение состоит из…

  • К второстепенным членам предложения относятся …

  • Дополнение отвечают на вопросы ….

  • Определение подчёркивается …

  • Второстепенный член предложения, который обозначает место, время или способ действия, называется …



Уровень 2. Составить новое предложение, выполняя задания:

  • Из предложения Парашютисты опустились в центре стадиона взять сказуемое.

  • Из предложения Вдруг послышались легкие шаги взять определение.

  • Добавить подлежащее из предложения На щеках тают снежинки.

  • Взять существительное, выступающее в роли дополнения, в предложении Тропинки в саду засыпали листья. Употребить данное существительное в винительном падеже с предлогом НА.

  • Дополнить полученное предложение однородными членами.

  • Записать полученное предложение и и выполнить его синтаксический разбор.

Уhello_html_m3b2bfaba.gifровень 3. Составить небольшой текст, используя предложения по схемам:

  1. .

hello_html_m810dd9b.gifhello_html_m810dd9b.gif

  1. , и .

А

П



  1. : « ».

hello_html_m41fed3f8.gifhello_html_mda6d8ef.gifhello_html_c384f6c.gifhello_html_mda6d8ef.gif

  1. : , , .



Разработка урока по русскому языку
  • Русский язык и литература
Описание:

Для проведения урока выбрана игровая технология. Реализация игровых приемов и ситуаций на уроке происходит следующим образом:

·        дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи

(помочь Елисею спасти Любаву и завоевать княжескую почесть; помогая Елисею, должны обобщить знания по теме “Синтаксис. Пунктуация”)

  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, учебная деятельность подчиняется правилам игры

(на различных препятствиях Елисея встречаются задания, связанные с темой урока; ребята работают в группах – отрядах, выполняют задания и набирают жетоны; на доске отслеживается, чей отряд быстрее и качественно поможет Елисею; за быстрый и правильный ответ отряду будет выдаваться жетон; в конце урока подведутся итоги)

  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом

 (отряды помогли Елисею преодолеть очередное препятствие)

Прогнозируемый результат (формируемые компетентности):

 

учащиеся оперируют основными понятиями раздела «Синтаксис»; распознают главные и второстепенные члены предложения; используют соответствующие термины; конструируют, составляют и правильно употребляют в речи словосочетания и основные виды предложений с учётом разнообразия речевых задач.

Автор Селиванова Татьяна Витальевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 539
Номер материала 47642
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓