Наименование
занятия
|
|
Текст
|
Общая цель
|
-
|
Способствованию
формирования умений работать с текстом;
|
Результаты
обучения для учителей (ожидаемые результаты)
|
|
- Учащиеся
продемонстрируют умения:
понимать текст; извлекать информацию из
текста и анализировать её; использовать разные приёмы работы с информацией;
высказывать свои мысли в устной и письменной форме; работать в группе (играть
определенные роли, уметь слышать и слушать друг друга).
|
Основные идеи,
отработанные на занятии
|
|
Данный урок
проводится в 9 классе после урока «Культура речи»
|
Приёмы работы с
текстом
|
|
Таблица «З-Х-У»;
прием «Инсерт»; корзина вопросов, «Синквейн»; тонкие, толстые, творческие
вопросы;
|
1. Организационный
этап
9.00-9.02
(2 мин.)
Фаза вызова
2. Мотивационный
этап
9.02-9.05
(3 мин.)
9.05-9.07
(2 мин.)
3.Этап целеполагания
9.07-9.10
(3 мин.)
Фаза реализации
смысла
4. Этап
восприятия текста
9.10-9.15
(5 мин.)
9.15-9.19
(4 мин.)
9.19-9.23
(4 мин)
5. Этап
анализирующего
наблюдения
9.23-9.27
(4 мин.)
Физкульминутка
9.27-9.31
(4 мин)
Фаза рефлексии
6. Этап
обобщения
9.31-9.35
(4 мин.)
9.35-9.38
(3 мин.)
7.Оценивание
9.38-9.39
(1 мин.)
8.Итоги
9.39-9.41
(2 мин.)
9.Домашнее
задание
9.41-9.42
(1 мин.)
Оценивание
9.42-9.43
(1 мин.)
10. Рефлексия
урока
9.43-9.45
(2 мин.)
|
Записи учителя
по уроку:
Дата
проведения:
Деление на группы
(состав - 4-5 человек) и распределяют роли:
- капитан;
- секретарь;
- хранитель
времени.
-У вас на партах
лежит листочек с загадкой, прочтите её самостоятельно.
После, один
человек читает вслух, а остальные ученики сопровождают его чтение глазами.
Кто без нот и без
свирели
Лучше всех выводит
трели,
Голосистее,
нежней?
Кто же это? …
(Соловей)
(Показ изображения
соловья) Слайд.
- Прочитайте это
слово орфографически, так как оно написано. А теперь орфоэпически, в
соответствии с нормами произношения.
- Как вы
догадались, что это соловей?
. Сегодня речь
пойдет о птицах, а именно о ночных певцах. (Слайд №3)
- Предлагаю вам
заполнить таблицу «З-Х-У» Что вы знаете об этих птицах. (Приложение
2), Таблица З-Х-У:
Знаю
(кто? когда? откуда?)
|
Хочу знать
|
Узнал
|
|
|
|
пока только 1
колонку, прошу опираться на свои знания с уроков биологии, музыки и
литературы.
- Переходим к
заполнению 2 колонки. Что вы сегодня хотите узнать на уроке нового и
интересного?
Вопрос: Перечислите, какие вы знаете источники информации? Как вы думаете, а
что может быть источником необходимой нам информации? - Правильно, текст «Ночные
птицы» (Приложение 1). Учебник «Русская речь» под ред. Шманова Н.Н стр.195
- Давайте
определим тему и цель урока. (Слайд №4)
- Прочитайте
внимательно текст, промаркируйте его, используя приём «Инсерт» (Приложение
3).
- А теперь у меня
есть к вам целая корзина вопросов:
1) Докажите, что
это текст.
2) Определите к
какому типу и стилю речи относится этот текст.
3) Назовите способ
связи предложений в тексте.
4) Найдите в
тексте слово, которое можно назвать обобщающим.
- Вернёмся к
маркировке текста. Обсудите в своих группах прочитанный материал, и
обменяйтесь мнениями, что было для вас знакомым, новым, о чем думали иначе, и
о чем захотелось узнать подробнее.
(Идёт обсуждение).
Деформированный
текст.
Работа в группах.
Прочитаем, что получилось у вас? Какой признак помог создать текст?
Заполняем по ходу
урока таблицу. Признаки текста. О чем этот текст. Какова его тема?
Тезисный конспект
работы:
1.Тема ( про
что?)Основная мысль (что именно сказано про это Что?)
2.Ключевые слова
(самые важные, опорные)
3.Анализ
предложенных учащимися заголовков.
4.Определить стиль
речи.
5. Тип речи.
Доказательства.
А что такое трели?
Трель – это
переливчатый звук. Что знаете о соловье?
- Предлагаю
послушать настоящую соловьиную трель?
(Включается
аудиозапись)
- На что похожа
песня соловья? Как она звучит? ПЕРЕЛИВЧАТО.
- Продолжаем
работу, и я снова предлагаю обратиться к тексту
Задания группам (Приложение 4): представьте, что вы корреспонденты. Составьте 5
вопросов по тексту, чтобы закрепить информацию: 2 тонких, 2 толстых и 1
творческий. Помните: задаешь вопрос, сам знай на него ответ!
(Дети составляют
вопросы и задают их друг другу).
- Вы поэты из
Японии. Ваша задача написать «Синквейн».
(Составляют стих и
зачитывают его.)
- Все в жизни
начинается и заканчивается. Близится к завершению наш урок. Работаем с оценочными
листами. (Приложение 7) Приготовьте оценочные листы. Укажите свою Ф И. И
заполните 1 графу «Взаимооценка», используя критерии оценивания. (Слайд №13)
- Подведём итоги:
Вернемся к заполнению таблицы «З-х-У». Заполним 3 колонку. Вопрос: что узнали
сегодня нового?
- Внимание! Д/з:
(Слайд №14) (Приложение 8) Обязательное для всех: 1) Напишите мини-сочинение
(повествование, описание) о любой птице.
На выбор: 1)
Найдите в произведениях устного народного творчества про птиц.(пословицах,
поговорках, сказках). Или 2) Придумайте сказку о соловье.
- Если
определились с д/з, то снова работаем с оценочными листами. Заполните 2
графу - оцените себя сами, используя критерии оценивания. (Слайд №14)
– Посмотрите, 3
графа останется пустой, т. к. это оценка за д/з, которую вы получите на
следующем уроке и только потом мы определим итоговую оценку.
Рефлексия:- А теперь предлагаю вам оценить эффективность нашего урока,
используя рефлексию-смайлик (Приложение 5). Приклейте смайлик на таблицу .
Спасибо за урок!
Реквизиты: слайды, бумага, ручка, флипчарты, маркеры, приложения
|
http://www.youtube.com/watch?v=SoJsVMBufu4
Рефлективный
анализ урока русского языка после моего проведения
Тема: Текст.
Место занятия в
учебном процессе: Типы речи. Текст.
Форма занятия: Урок-практикум.
Ведущая
технология: Технология критического мышления,
Цель урока:
Способствованию формирования умений работать с текстом;
Задачи урока:
Повторить понятие
текста и его составляющие.
Совершенствовать
умения работать с информацией разными способами.
Развивать
мыслительно-речевую деятельность учащихся.
Организовать
групповую форму деятельности для развития коммуникативной компетенции учащихся.
Приёмы работы с
текстом: Таблица «З-Х-У»; прием «Инсерт»; корзина
вопросов, «Синквейн»; тонкие, толстые, творческие вопросы;
Ожидаемый
результат: Учащиеся продемонстрируют умения:
понимать текст;
извлекать информацию из текста и анализировать её; использовать разные приёмы
работы с информацией; высказывать свои мысли в устной и письменной форме;
работать в группе (играть определенные роли, уметь слышать и слушать друг
друга).
Оборудование к
уроку:
Компьютер,
проектор, презентация;, приложения.
Ход занятия:
1. Организационный
этап (2 мин.)
Делятся на группы
(состав - 4-5 человек) по полоскам: длинные, средние, короткие и распределяют
роли:
- капитан;
- секретарь;
- хранитель времени.
- Здравствуйте
ребята! Наш урок сегодня и обычный и необычный…Так пусть хорошее настроение
сопутствует нам на протяжении всего занятия. Напоминаю правила работы в группе:
(Слайд №2) .
-У вас на партах
лежит листочек с загадкой, прочтите её самостоятельно.
После, один
человек читает вслух, а остальные ученики сопровождают его чтение глазами.
Кто без нот и без
свирели
Лучше всех выводит
трели,
Голосистее,
нежней?
Кто же это? …
(Соловей)
(Показ изображения
соловья) Слайд.
- Прочитайте это
слово орфографически, так как оно написано. А теперь орфоэпически, в
соответствии с нормами произношения.
- Как вы
догадались, что это соловей?
. Сегодня речь
пойдет о птицах, а именно о ночных певцах. (Слайд №3)
Предлагаю вам
заполнить таблицу «З-Х-У» Что вы знаете об этих птицах. (Приложение
2), Таблица З-Х-У:
Знаю
(кто? когда?
откуда?)
|
Хочу
узнать
|
Узнал
|
|
|
|
пока только 1
колонку, прошу опираться на свои знания с уроков биологии, музыки и литературы.
Заполняют 1 колонку таблицу «З-Х-У», опираясь на свои знания.
Фаза вызова
2. Мотивационный
этап (3 мин.)
- Переходим к
заполнению 2 колонки. Что вы сегодня хотите узнать на уроке нового и
интересного?
Заполняют 2
колонку таблицы «З-Х-У», определяя то, что хотят узнать.
Таблица «З-Х-У»:
Знаю
(кто? когда?
откуда?)
|
Хочу
узнать
|
Узнал
|
Кто
такой соловей.
|
Какой
бывает соловей?
|
|
Вопрос:
Перечислите, какие вы знаете источники информации? Как вы думаете, а что может
быть источником необходимой нам информации?
Ответы детей:
Текст, интернет, словари, энциклопедии.
Правильно, текст
«Ночные птицы» (Приложение 1). Учебник «Русская речь» под ред. Шманова Н.Н
стр.195- Давайте определим тему и цель урока
Дети формулируют
тему урока и определяют цель.
- Текст.
- Будем учиться
работать с текстом.
2.Фаза реализации
смысла. Приём «Инсерт» (Приложение 3).-
Прочитайте внимательно текст, промаркируйте его, используя приём «Инсерт» . Дети
читают текст и маркируют его, используя
Прием «Инсерт»
I
|
interastive
|
|
N
|
noting
|
«V»
- знаю
|
S
|
system
|
«!» - новое для
меня
|
Е
|
effektive
|
«-» - думал
иначе
|
R
|
Reading
and
|
«?» - хочу
узнать
|
Т
|
thinking
|
|
- А теперь у меня
есть к вам целая корзина вопросов:
1) Докажите, что
это текст.
2) Определите к
какому типу и стилю речи относится этот текст.
3) Назовите способ
связи предложений в тексте.
4) Найдите в
тексте слово, которое можно назвать обобщающим.
(Показать
энциклопедии…)
Дети фронтально
отвечают на вопросы.
- Вернёмся к
маркировке текста. Обсудите в своих группах прочитанный материал, и
обменяйтесь мнениями, что было для вас знакомым, новым, о чем думали иначе, и о
чем захотелось узнать подробнее.
(Идёт обсуждение).
Дети обсуждают маркированный текст сначала в группах, а потом все вместе
2.Деформированный
текст.
Работа в группах.
Прочитаем, что получилось у вас? Какой признак помог создать текст?
Заполняем по ходу
урока таблицу. Признаки текста. О чем этот текст. Какова его тема?
Тезисный конспект
работы:
1.Тема ( про
что?)Основная мысль (что именно сказано про это Что?)
2.Ключевые слова
(самые важные, опорные)
3.Анализ
предложенных учащимися заголовков.
4.Определить стиль
речи.
5. Тип речи.
Доказательства.
А что такое трели?
Трель – это
переливчатый звук. Что знаете о соловье?
- Предлагаю
послушать настоящую соловьиную трель?
(Включается аудиозапись)
- На что похожа
песня соловья? Как она звучит? ПЕРЕЛИВЧАТО.
3.Этап восприятия
текста
- Продолжаем
работу, и я снова предлагаю обратиться к тексту
Задания группам
(Приложение 4): представьте, что вы корреспонденты. Составьте 5 вопросов по
тексту, чтобы закрепить информацию: 2 тонких, 2 толстых и 1 творческий.
Помните: задаешь вопрос, сам знай на него ответ!
- Вы поэты из
Японии. Ваша задача написать «Синквейн».
Синквейн - это
стихотворение, состоящее из пяти строк.
Можно сказать,
что синквейн – это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.
Схема
синквейна:
1 строка –
существительное (одно ключевое слово, определяющее содержание, тему).
2 строка – два
прилагательных, характеризующих данное понятие.
3 строка – три
глагола, показывающих действие в рамках заданной темы.
4 строка –
короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней.
5 строка – одно
слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства,
ассоциации, связанные с данным понятием.
(Составляют стих и
зачитывают его.)
(Дети
демонстрируют свои работы).
- Все в жизни
начинается и заканчивается. Близится к завершению наш урок. Работаем с
оценочными листами. Приготовьте оценочные листы. Укажите свою ФИ. И заполните
1 графу «Взаимооценка», используя критерии оценивания.
Оценочный лист
____________________________________________
(Ф И)
Взаимооценка
|
Самооценка
|
Оценка
за д/з
|
Итоговая
|
|
|
|
|
Взаимооценка
детей
в группе.
Критерии
оценивания
1. Взаимооценка
в группе
• «5» -
Был активен, применял свои знания, делал выводы.
• «4» -
Участвовал в работе, помог своими знаниями.
• «3» -
Старался, но ничем не смог помочь своей группе.
- Подведём итоги:
Вернемся к заполнению таблицы «З-Х-У». Заполним 3 колонку. Вопрос: что узнали
сегодня нового?
Дети заполняют
таблицу «З-Х-У».
- Внимание! Д/з:
(Слайд) (Приложение 8) Обязательное для всех: 1) Напишите мини-сочинение
(повествование, описание) о любой птице.
На выбор: 1)
Найдите в произведениях устного народного творчества про птиц.(пословицах,
поговорках, сказках). Или 2) Придумайте сказку о соловье.
- Если
определились с д/з, то снова работаем с оценочными листами. Заполните 2 графу
- оцените себя сами, используя критерии оценивания. (Слайд)
- Если
определились с д/з, то снова работаем с оценочными листами.
Дети определяют и
записывают д/з.
Заполните 2 графу
- оцените себя сами, используя критерии оценивания.
2. Самооценка
• «5» -
материал усвоен, могу объяснить другим.
• «4» -
материал усвоен, готов к выполнению домашнего задания.
• «3» -
материал усвоен, но есть вопросы.
– Посмотрите, 3
графа останется пустой, т. к. это оценка за д/з, которую вы получите на
следующем уроке и только потом мы определим итоговую оценку.
- А теперь
предлагаю вам оценить эффективность нашего урока, используя рефлексию-смайлик
Положите выбранный вами смайлик в оценочный конверт.
Почерпнул много
полезного. Могу рассказать другим.
|
Может быть
что-то и пригодится.
|
Ничего нового не
узнал.
Бесполезно
потратил время.
|
Спасибо за урок!
Мои размышления и
выводы после урока:
Урок
провела в свободной форме. Деление на группы и работать в группе не составило
труда, а вот среди учащихся явно заметила определенный уровень сотрудничества.
Ощущалось взаимопонимание, взаимоподдержка. Вопросы с моей стороны не были
ограничены по уровням развития детей или группы. На ответы по возможности
давала время. Поняла, что слово, манера говорить имеет немаловажную роль в обучении;
если детей поддержать и оказать помощь, что я и делала: то у них развивается
саморегулируемое обучение.
Содержание
урока соответствовало поставленным целям. Цели урока достигнуты.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.