Главная / Русский язык и литература / разработка урока по русскому языку

разработка урока по русскому языку

Наименование занятия



Текст

Общая цель


Способствованию формирования умений работать с текстом;


Результаты обучения для учителей (ожидаемые результаты)

  • Учащиеся продемонстрируют умения:

понимать текст; извлекать информацию из текста и анализировать её; использовать разные приёмы работы с информацией; высказывать свои мысли в устной и письменной форме; работать в группе (играть определенные роли, уметь слышать и слушать друг друга).

Основные идеи, отработанные на занятии


Данный урок проводится в 9 классе после урока «Культура речи»


Приёмы работы с текстом


Таблица «З-Х-У»; прием «Инсерт»; корзина вопросов, «Синквейн»; тонкие, толстые, творческие вопросы;

























1. Организационный этап

9.00-9.02

(2 мин.)


Фаза вызова

2. Мотивационный этап

9.02-9.05

(3 мин.)



9.05-9.07

(2 мин.)




3.Этап целеполагания

9.07-9.10

(3 мин.)

Фаза реализации смысла


4. Этап восприятия текста

9.10-9.15

(5 мин.)



9.15-9.19

(4 мин.)

9.19-9.23

(4 мин)




















5. Этап

анализирующего наблюдения

9.23-9.27

(4 мин.)









Физкульминутка

9.27-9.31

(4 мин)


Фаза рефлексии


6. Этап обобщения

9.31-9.35

(4 мин.)


9.35-9.38

(3 мин.)


7.Оценивание

9.38-9.39

(1 мин.)


8.Итоги

9.39-9.41

(2 мин.)





9.Домашнее задание

9.41-9.42

(1 мин.)


Оценивание

9.42-9.43

(1 мин.)




10. Рефлексия

урока

9.43-9.45

(2 мин.)





Записи учителя по уроку:

Дата проведения:

Деление на группы (состав - 4-5 человек) и распределяют роли:

- капитан;

- секретарь;

- хранитель времени.

-У вас на партах лежит листочек с загадкой, прочтите её самостоятельно.

После, один человек читает вслух, а остальные ученики сопровождают его чтение глазами.

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? … (Соловей)

(Показ изображения соловья) Слайд.

- Прочитайте это слово орфографически, так как оно написано. А теперь орфоэпически, в соответствии с нормами произношения.

- Как вы догадались, что это соловей?

. Сегодня речь пойдет о птицах, а именно о ночных певцах. (Слайд №3)

- Предлагаю вам заполнить таблицу «З-Х-У» Что вы знаете об этих птицах. (Приложение 2), Таблица З-Х-У:


Знаю

(кто? когда? откуда?)



Хочу знать


Узнал



 

пока только 1 колонку, прошу опираться на свои знания с уроков биологии, музыки и литературы.


- Переходим к заполнению 2 колонки. Что вы сегодня хотите узнать на уроке нового и интересного?


Вопрос: Перечислите, какие вы знаете источники информации? Как вы думаете, а что может быть источником необходимой нам информации? - Правильно, текст «Ночные птицы» (Приложение 1). Учебник «Русская речь» под ред. Шманова Н.Н стр.195

- Давайте определим тему и цель урока. (Слайд №4)

- Прочитайте внимательно текст, промаркируйте его, используя приём «Инсерт» (Приложение 3).


- А теперь у меня есть к вам целая корзина вопросов:

1) Докажите, что это текст.

2) Определите к какому типу и стилю речи относится этот текст.

3) Назовите способ связи предложений в тексте.

4) Найдите в тексте слово, которое можно назвать обобщающим.

- Вернёмся к маркировке текста. Обсудите в своих группах прочитанный материал, и обменяйтесь мнениями, что было для вас знакомым, новым, о чем думали иначе, и о чем захотелось узнать подробнее.

(Идёт обсуждение).


Деформированный текст.

Работа в группах. Прочитаем, что получилось у вас? Какой признак помог создать текст?

Заполняем по ходу урока таблицу. Признаки текста. О чем этот текст. Какова его тема?

Тезисный конспект работы:

1.Тема ( про что?)Основная мысль (что именно сказано про это Что?)

2.Ключевые слова (самые важные, опорные)

3.Анализ предложенных учащимися заголовков.

4.Определить стиль речи.

5. Тип речи. Доказательства.


А что такое трели?

Трель – это переливчатый звук. Что знаете о соловье?

- Предлагаю послушать настоящую соловьиную трель?

(Включается аудиозапись)

- На что похожа песня соловья? Как она звучит? ПЕРЕЛИВЧАТО.




- Продолжаем работу, и я снова предлагаю обратиться к тексту

Задания группам (Приложение 4): представьте, что вы корреспонденты. Составьте 5 вопросов по тексту, чтобы закрепить информацию: 2 тонких, 2 толстых и 1 творческий. Помните: задаешь вопрос, сам знай на него ответ!

(Дети составляют вопросы и задают их друг другу).


- Вы поэты из Японии. Ваша задача написать «Синквейн».

(Составляют стих и зачитывают его.)

- Все в жизни начинается и заканчивается. Близится к завершению наш урок. Работаем с оценочными листами. (Приложение 7) Приготовьте оценочные листы. Укажите свою Ф И. И заполните 1 графу «Взаимооценка», используя критерии оценивания. (Слайд №13)

- Подведём итоги: Вернемся к заполнению таблицы «З-х-У». Заполним 3 колонку. Вопрос: что узнали сегодня нового?

- Внимание! Д/з: (Слайд №14) (Приложение 8) Обязательное для всех: 1) Напишите мини-сочинение (повествование, описание) о любой птице.

На выбор: 1) Найдите в произведениях устного народного творчества про птиц.(пословицах, поговорках, сказках). Или 2) Придумайте сказку о соловье.

- Если определились с д/з, то снова работаем с оценочными листами. Заполните 2 графу - оцените себя сами, используя критерии оценивания. (Слайд №14)

– Посмотрите, 3 графа останется пустой, т. к. это оценка за д/з, которую вы получите на следующем уроке и только потом мы определим итоговую оценку.

Рефлексия:- А теперь предлагаю вам оценить эффективность нашего урока, используя рефлексию-смайлик (Приложение 5). Приклейте смайлик на таблицу .

Спасибо за урок!

Реквизиты: слайды, бумага, ручка, флипчарты, маркеры, приложения





http://www.youtube.com/watch?v=SoJsVMBufu4

































Рефлективный анализ урока русского языка после моего проведения

Тема: Текст.

Место занятия в учебном процессе: Типы речи. Текст.

Форма занятия: Урок-практикум.

Ведущая технология: Технология критического мышления,

Цель урока: Способствованию формирования умений работать с текстом;

Задачи урока:

Повторить понятие текста и его составляющие.

Совершенствовать умения работать с информацией разными способами.

Развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся.

Организовать групповую форму деятельности для развития коммуникативной компетенции учащихся.

Приёмы работы с текстом: Таблица «З-Х-У»; прием «Инсерт»; корзина вопросов, «Синквейн»; тонкие, толстые, творческие вопросы;

Ожидаемый результат: Учащиеся продемонстрируют умения:

понимать текст; извлекать информацию из текста и анализировать её; использовать разные приёмы работы с информацией; высказывать свои мысли в устной и письменной форме; работать в группе (играть определенные роли, уметь слышать и слушать друг друга).

Оборудование к уроку:

Компьютер, проектор, презентация;, приложения.

Ход занятия:

1. Организационный этап (2 мин.)

Делятся на группы (состав - 4-5 человек) по полоскам: длинные, средние, короткие и распределяют роли:

- капитан;

- секретарь;

- хранитель времени.

- Здравствуйте ребята! Наш урок сегодня и обычный и необычный…Так пусть хорошее настроение сопутствует нам на протяжении всего занятия. Напоминаю правила работы в группе: (Слайд №2) .

-У вас на партах лежит листочек с загадкой, прочтите её самостоятельно.

После, один человек читает вслух, а остальные ученики сопровождают его чтение глазами.

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? … (Соловей)

(Показ изображения соловья) Слайд.

- Прочитайте это слово орфографически, так как оно написано. А теперь орфоэпически, в соответствии с нормами произношения.

- Как вы догадались, что это соловей?

. Сегодня речь пойдет о птицах, а именно о ночных певцах. (Слайд №3)

Предлагаю вам заполнить таблицу «З-Х-У» Что вы знаете об этих птицах. (Приложение 2), Таблица З-Х-У:


Знаю

(кто? когда? откуда?)



Хочу узнать


Узнал



 

пока только 1 колонку, прошу опираться на свои знания с уроков биологии, музыки и литературы. Заполняют 1 колонку таблицу «З-Х-У», опираясь на свои знания.

Фаза вызова

2. Мотивационный этап (3 мин.)

- Переходим к заполнению 2 колонки. Что вы сегодня хотите узнать на уроке нового и интересного?

Заполняют 2 колонку таблицы «З-Х-У», определяя то, что хотят узнать.

Таблица «З-Х-У»:


Знаю

(кто? когда? откуда?)


Хочу узнать


Узнал

 Кто такой соловей.

Какой бывает соловей?

 


Вопрос: Перечислите, какие вы знаете источники информации? Как вы думаете, а что может быть источником необходимой нам информации?

Ответы детей: Текст, интернет, словари, энциклопедии.

Правильно, текст «Ночные птицы» (Приложение 1). Учебник «Русская речь» под ред. Шманова Н.Н стр.195- Давайте определим тему и цель урока

Дети формулируют тему урока и определяют цель.

- Текст.

- Будем учиться работать с текстом.

2.Фаза реализации смысла. Приём «Инсерт» (Приложение 3).- Прочитайте внимательно текст, промаркируйте его, используя приём «Инсерт» . Дети читают текст и маркируют его, используя

Прием «Инсерт»

I


interastive




N


noting


«V» - знаю


S


system


«!» - новое для меня


Е


effektive


«-» - думал иначе


R


Reading and


«?» - хочу узнать


Т


thinking





- А теперь у меня есть к вам целая корзина вопросов:

1) Докажите, что это текст.

2) Определите к какому типу и стилю речи относится этот текст.

3) Назовите способ связи предложений в тексте.

4) Найдите в тексте слово, которое можно назвать обобщающим.

(Показать энциклопедии…)

Дети фронтально отвечают на вопросы.

- Вернёмся к маркировке текста. Обсудите в своих группах прочитанный материал, и обменяйтесь мнениями, что было для вас знакомым, новым, о чем думали иначе, и о чем захотелось узнать подробнее.

(Идёт обсуждение). Дети обсуждают маркированный текст сначала в группах, а потом все вместе

2.Деформированный текст.

Работа в группах. Прочитаем, что получилось у вас? Какой признак помог создать текст?

Заполняем по ходу урока таблицу. Признаки текста. О чем этот текст. Какова его тема?

Тезисный конспект работы:

1.Тема ( про что?)Основная мысль (что именно сказано про это Что?)

2.Ключевые слова (самые важные, опорные)

3.Анализ предложенных учащимися заголовков.

4.Определить стиль речи.

5. Тип речи. Доказательства.


А что такое трели?

Трель – это переливчатый звук. Что знаете о соловье?

- Предлагаю послушать настоящую соловьиную трель?

(Включается аудиозапись)

- На что похожа песня соловья? Как она звучит? ПЕРЕЛИВЧАТО.


3.Этап восприятия текста

- Продолжаем работу, и я снова предлагаю обратиться к тексту

Задания группам (Приложение 4): представьте, что вы корреспонденты. Составьте 5 вопросов по тексту, чтобы закрепить информацию: 2 тонких, 2 толстых и 1 творческий. Помните: задаешь вопрос, сам знай на него ответ!

- Вы поэты из Японии. Ваша задача написать «Синквейн».

Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Можно сказать, что синквейн – это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.

Схема синквейна:

1 строка – существительное (одно ключевое слово, определяющее содержание, тему).

2 строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

3 строка – три глагола, показывающих действие в рамках заданной темы.

4 строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней.

5 строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

(Составляют стих и зачитывают его.)

(Дети демонстрируют свои работы).

- Все в жизни начинается и заканчивается. Близится к завершению наш урок. Работаем с оценочными листами. Приготовьте оценочные листы. Укажите свою ФИ. И заполните 1 графу «Взаимооценка», используя критерии оценивания.


Оценочный лист


____________________________________________

(Ф И)


Взаимооценка

Самооценка

Оценка за д/з

Итоговая








Взаимооценка детей в группе.

Критерии оценивания

1. Взаимооценка в группе

«5» - Был активен, применял свои знания, делал выводы.

«4» - Участвовал в работе, помог своими знаниями.

«3» - Старался, но ничем не смог помочь своей группе.

- Подведём итоги: Вернемся к заполнению таблицы «З-Х-У». Заполним 3 колонку. Вопрос: что узнали сегодня нового?

Дети заполняют таблицу «З-Х-У».

- Внимание! Д/з: (Слайд) (Приложение 8) Обязательное для всех: 1) Напишите мини-сочинение (повествование, описание) о любой птице.

На выбор: 1) Найдите в произведениях устного народного творчества про птиц.(пословицах, поговорках, сказках). Или 2) Придумайте сказку о соловье.

- Если определились с д/з, то снова работаем с оценочными листами. Заполните 2 графу - оцените себя сами, используя критерии оценивания. (Слайд)

- Если определились с д/з, то снова работаем с оценочными листами.

Дети определяют и записывают д/з.

Заполните 2 графу - оцените себя сами, используя критерии оценивания.

2. Самооценка

«5» - материал усвоен, могу объяснить другим.

«4» - материал усвоен, готов к выполнению домашнего задания.

«3» - материал усвоен, но есть вопросы.

Посмотрите, 3 графа останется пустой, т. к. это оценка за д/з, которую вы получите на следующем уроке и только потом мы определим итоговую оценку.

- А теперь предлагаю вам оценить эффективность нашего урока, используя рефлексию-смайлик Положите выбранный вами смайлик в оценочный конверт.

36_2_25

Почерпнул много полезного. Могу рассказать другим.



36_2_70

Может быть что-то и пригодится.

36_2_24

Ничего нового не узнал.

Бесполезно потратил время.

Спасибо за урок!


Мои размышления и выводы после урока:

Урок провела в свободной форме. Деление на группы и работать в группе не составило труда, а вот среди учащихся явно заметила определенный уровень сотрудничества. Ощущалось взаимопонимание, взаимоподдержка. Вопросы с моей стороны не были ограничены по уровням развития детей или группы. На ответы по возможности давала время. Поняла, что слово, манера говорить имеет немаловажную роль в обучении; если детей поддержать и оказать помощь, что я и делала: то у них развивается саморегулируемое обучение.

Содержание урока соответствовало поставленным целям. Цели урока достигнуты.








разработка урока по русскому языку
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок провела в свободной форме. Деление на группы и работать в группе не составило труда, а вот среди учащихся явно заметила определенный уровень сотрудничества. Ощущалось взаимопонимание, взаимоподдержка. Вопросы с моей стороны   не были ограничены  по уровням развития детей или группы. На ответы по возможности давала время. Поняла, что слово, манера говорить имеет немаловажную  роль в обучении; если детей поддержать  и оказать помощь, что я и делала: то у них развивается саморегулируемое обучение.

 

   Содержание урока  соответствовало поставленным целям.  Цели  урока  достигнуты.

Автор Айталиева Зульфия Сарсембаевна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 390
Номер материала 19505
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓