Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРазработка урока по русскому языку

разработка урока по русскому языку

Скачать материал

Наименование  занятия

 

 

Текст

Общая  цель

 

  1.  

Способствованию  формирования  умений работать с текстом;

 

Результаты обучения  для учителей (ожидаемые результаты)

  •  
  • Учащиеся продемонстрируют умения:

понимать текст; извлекать информацию из текста и анализировать её; использовать разные приёмы работы с информацией; высказывать свои мысли в устной и письменной форме; работать в группе (играть определенные роли, уметь слышать и слушать друг друга).

Основные идеи, отработанные на занятии

 

      

Данный урок проводится в 9 классе после урока «Культура речи»

 

Приёмы работы с текстом

 

               

Таблица «З-Х-У»;  прием «Инсерт»;  корзина вопросов, «Синквейн»;  тонкие, толстые, творческие вопросы;


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Организационный этап

9.00-9.02

(2 мин.)

 

Фаза вызова

2. Мотивационный этап

9.02-9.05

(3 мин.)

 

 

9.05-9.07

(2 мин.)

 

 

 

3.Этап целеполагания

9.07-9.10

(3 мин.)

Фаза реализации смысла

 

4. Этап восприятия текста

9.10-9.15

(5 мин.)

 

 

9.15-9.19

(4 мин.)

9.19-9.23

(4 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Этап

анализирующего наблюдения

9.23-9.27

(4 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкульминутка

9.27-9.31

(4 мин)

 

Фаза рефлексии

 

6. Этап обобщения

9.31-9.35

(4 мин.)

 

9.35-9.38

(3 мин.)

 

7.Оценивание

9.38-9.39

(1 мин.)

 

8.Итоги

9.39-9.41

(2 мин.)

 

 

 

 

9.Домашнее задание

9.41-9.42

(1 мин.)

 

Оценивание

9.42-9.43

(1 мин.)

 

 

 

10. Рефлексия

урока

9.43-9.45

(2 мин.)

 

 

 

 

Записи  учителя по  уроку:

Дата проведения:

Деление  на группы (состав - 4-5 человек) и распределяют роли:

- капитан;

- секретарь;

- хранитель времени.

-У вас на партах лежит листочек с загадкой, прочтите её самостоятельно.

После, один человек читает вслух, а остальные ученики сопровождают его чтение глазами.

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? … (Соловей)

(Показ изображения соловья) Слайд.

- Прочитайте это слово орфографически, так как оно написано. А теперь орфоэпически, в соответствии с нормами произношения.

- Как вы догадались, что это соловей?

. Сегодня речь пойдет о птицах, а именно о ночных певцах. (Слайд №3)

- Предлагаю вам заполнить таблицу «З-Х-У»  Что вы знаете об этих птицах. (Приложение 2),          Таблица З-Х-У:

 

Знаю

(кто? когда? откуда?)

 

 

 Хочу знать

 

Узнал

 

 

 

пока только 1 колонку, прошу опираться на свои знания с уроков биологии, музыки и литературы.

 

- Переходим к заполнению 2 колонки. Что вы сегодня хотите  узнать на уроке нового и интересного?

 

Вопрос: Перечислите, какие вы знаете источники информации? Как вы думаете, а что может быть источником необходимой нам информации? - Правильно, текст «Ночные птицы» (Приложение 1). Учебник «Русская речь» под ред. Шманова  Н.Н стр.195

- Давайте определим тему и цель урока. (Слайд №4)

- Прочитайте внимательно текст, промаркируйте его, используя приём «Инсерт» (Приложение 3).

 

- А теперь у меня есть к вам целая корзина вопросов:

1) Докажите, что это текст.

2) Определите к какому типу и стилю речи относится этот текст.

3) Назовите способ связи предложений в тексте.

4) Найдите в тексте слово, которое можно назвать обобщающим.

- Вернёмся к маркировке текста. Обсудите в своих группах  прочитанный материал, и обменяйтесь мнениями, что было для вас знакомым, новым, о чем думали иначе, и о чем захотелось узнать подробнее.

(Идёт обсуждение).

 

Деформированный текст.

Работа в группах. Прочитаем, что получилось у вас? Какой  признак помог создать текст?

Заполняем по ходу урока таблицу. Признаки текста. О чем этот текст. Какова его тема?

Тезисный конспект работы:

1.Тема ( про что?)Основная мысль (что именно сказано про это Что?)

2.Ключевые слова (самые важные, опорные)

3.Анализ предложенных учащимися заголовков.

4.Определить стиль речи.

5. Тип речи. Доказательства.

 

А что такое трели?

Трель – это переливчатый звук. Что знаете о соловье?

- Предлагаю послушать настоящую соловьиную трель?

(Включается аудиозапись)

- На что похожа песня соловья? Как она звучит? ПЕРЕЛИВЧАТО.

 

 

 

- Продолжаем работу, и я снова предлагаю обратиться к тексту

Задания группам (Приложение 4): представьте, что вы корреспонденты. Составьте 5  вопросов по тексту, чтобы закрепить информацию: 2 тонких, 2 толстых и  1 творческий. Помните: задаешь вопрос, сам знай на него ответ!

(Дети составляют вопросы и задают их друг другу).

 

- Вы поэты из Японии. Ваша задача написать «Синквейн».

(Составляют стих и зачитывают его.)

- Все  в жизни начинается и заканчивается. Близится к завершению наш урок.  Работаем с оценочными листами. (Приложение 7) Приготовьте оценочные листы. Укажите свою Ф И. И заполните 1 графу «Взаимооценка», используя критерии оценивания. (Слайд №13)

- Подведём итоги: Вернемся к заполнению таблицы «З-х-У». Заполним 3 колонку. Вопрос: что узнали сегодня нового?

- Внимание! Д/з: (Слайд №14) (Приложение 8) Обязательное для всех: 1) Напишите мини-сочинение  (повествование, описание) о любой птице.

На выбор: 1) Найдите в произведениях  устного народного творчества  про птиц.(пословицах, поговорках, сказках). Или 2) Придумайте сказку о соловье.

- Если определились с д/з, то снова работаем с оценочными листами.  Заполните 2 графу - оцените себя сами, используя критерии оценивания. (Слайд №14)

– Посмотрите, 3 графа останется пустой, т. к. это оценка за д/з, которую вы получите на следующем уроке и только потом мы определим итоговую оценку.

Рефлексия:- А теперь предлагаю вам оценить эффективность нашего урока, используя рефлексию-смайлик (Приложение 5). Приклейте  смайлик на таблицу .

Спасибо за урок!

Реквизиты: слайды, бумага, ручка, флипчарты, маркеры, приложения    

 

 

 

http://www.youtube.com/watch?v=SoJsVMBufu4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлективный анализ урока русского языка  после моего проведения

Тема:  Текст.

Место занятия в учебном процессе: Типы речи. Текст.

Форма занятия: Урок-практикум.

Ведущая технология: Технология критического мышления,

Цель урока: Способствованию  формирования  умений работать с текстом;

Задачи урока:

Повторить понятие текста и его составляющие.

Совершенствовать умения работать с информацией разными способами.

Развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся.

Организовать групповую форму деятельности для развития коммуникативной компетенции учащихся.

Приёмы работы с текстом: Таблица «З-Х-У»;  прием «Инсерт»;  корзина вопросов, «Синквейн»;  тонкие, толстые, творческие вопросы;

Ожидаемый результат: Учащиеся продемонстрируют умения:

понимать текст; извлекать информацию из текста и анализировать её; использовать разные приёмы работы с информацией; высказывать свои мысли в устной и письменной форме; работать в группе (играть определенные роли, уметь слышать и слушать друг друга).

Оборудование к уроку:

Компьютер, проектор, презентация;, приложения.

Ход занятия:

1. Организационный этап (2 мин.)

Делятся на группы (состав - 4-5 человек)  по полоскам: длинные, средние, короткие и распределяют роли:

- капитан;

- секретарь;

- хранитель времени.

- Здравствуйте ребята! Наш урок сегодня и обычный и необычный…Так пусть хорошее настроение сопутствует нам на протяжении всего занятия. Напоминаю правила работы в группе: (Слайд №2) .

-У вас на партах лежит листочек с загадкой, прочтите её самостоятельно.

После, один человек читает вслух, а остальные ученики сопровождают его чтение глазами.

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? … (Соловей)

(Показ изображения соловья) Слайд.

- Прочитайте это слово орфографически, так как оно написано. А теперь орфоэпически, в соответствии с нормами произношения.

- Как вы догадались, что это соловей?

. Сегодня речь пойдет о птицах, а именно о ночных певцах. (Слайд №3)

Предлагаю вам заполнить таблицу «З-Х-У»  Что вы знаете об этих птицах. (Приложение 2),          Таблица З-Х-У:

 

Знаю

(кто? когда? откуда?)

 

 

Хочу узнать

 

Узнал

 

 

 

пока только 1 колонку, прошу опираться на свои знания с уроков биологии, музыки и литературы. Заполняют 1 колонку таблицу «З-Х-У», опираясь на свои знания.

Фаза вызова

2. Мотивационный этап  (3 мин.)

- Переходим к заполнению 2 колонки. Что вы сегодня хотите узнать на уроке нового и интересного?

Заполняют 2 колонку таблицы «З-Х-У», определяя то, что хотят узнать.

Таблица «З-Х-У»:

 

Знаю

(кто? когда? откуда?)

 

Хочу узнать

 

Узнал

 Кто такой соловей.

Какой бывает соловей?

 

 

Вопрос: Перечислите, какие вы знаете источники информации? Как вы думаете, а что может быть источником необходимой нам информации?

Ответы детей: Текст, интернет, словари, энциклопедии.

Правильно, текст «Ночные птицы» (Приложение 1). Учебник «Русская речь» под ред. Шманова  Н.Н стр.195- Давайте определим тему и цель урока

Дети формулируют тему урока и определяют цель.

- Текст.

- Будем учиться работать с  текстом.

2.Фаза реализации смысла.  Приём «Инсерт» (Приложение 3).- Прочитайте внимательно текст, промаркируйте его, используя приём «Инсерт» . Дети читают текст и маркируют его, используя

Прием «Инсерт»

I

 

interastive

 

 

 

N

 

noting

 

«V» - знаю

 

S

 

system

 

«!» - новое для меня

 

Е

 

effektive

 

«-» - думал иначе

 

R

 

Reading and

 

«?» - хочу узнать

 

Т

 

thinking

 

 

 

 

- А теперь у меня есть к вам целая корзина вопросов:

1) Докажите, что это текст.

2) Определите к какому типу и стилю речи относится этот текст.

3) Назовите способ связи предложений в тексте.

4) Найдите в тексте слово, которое можно назвать обобщающим.

 (Показать энциклопедии…)

Дети фронтально отвечают на вопросы.

- Вернёмся к маркировке текста. Обсудите в своих группах  прочитанный материал, и обменяйтесь мнениями, что было для вас знакомым, новым, о чем думали иначе, и о чем захотелось узнать подробнее.

(Идёт обсуждение). Дети обсуждают маркированный текст  сначала в группах, а потом все вместе

2.Деформированный текст.

Работа в группах. Прочитаем, что получилось у вас? Какой  признак помог создать текст?

Заполняем по ходу урока таблицу. Признаки текста. О чем этот текст. Какова его тема?

Тезисный конспект работы:

1.Тема ( про что?)Основная мысль (что именно сказано про это Что?)

2.Ключевые слова (самые важные, опорные)

3.Анализ предложенных учащимися заголовков.

4.Определить стиль речи.

5. Тип речи. Доказательства.

 

А что такое трели?

Трель – это переливчатый звук. Что знаете о соловье?

- Предлагаю послушать настоящую соловьиную трель?

(Включается аудиозапись)

- На что похожа песня соловья? Как она звучит? ПЕРЕЛИВЧАТО.

 

3.Этап восприятия текста

- Продолжаем работу, и я снова предлагаю обратиться к тексту

Задания группам (Приложение 4): представьте, что вы корреспонденты. Составьте 5  вопросов по тексту, чтобы закрепить информацию: 2 тонких, 2 толстых и  1 творческий. Помните: задаешь вопрос, сам знай на него ответ!

- Вы поэты из Японии. Ваша задача написать «Синквейн».

Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк.

 Можно сказать, что синквейн – это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.

      Схема синквейна:

1 строка – существительное (одно ключевое слово, определяющее содержание, тему).

2 строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

3 строка – три глагола, показывающих действие в рамках заданной темы.

4 строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней.

5 строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

(Составляют стих и зачитывают его.)

(Дети демонстрируют свои работы).

- Все  в жизни начинается и заканчивается. Близится к завершению наш урок.  Работаем с оценочными листами.  Приготовьте оценочные листы. Укажите свою ФИ. И заполните 1 графу «Взаимооценка», используя критерии оценивания.

 

Оценочный лист

 

____________________________________________

(Ф И)

 

Взаимооценка

Самооценка

Оценка за д/з

Итоговая

 

 

 

 

 

 

Взаимооценка  детей в группе.

Критерии оценивания

1.         Взаимооценка в группе

•          «5» -  Был активен, применял свои знания, делал выводы.

•          «4» -  Участвовал в работе, помог своими знаниями. 

•          «3» -   Старался, но ничем не смог помочь своей группе.

- Подведём итоги: Вернемся к заполнению таблицы «З-Х-У». Заполним 3 колонку. Вопрос: что узнали сегодня нового?

Дети заполняют таблицу «З-Х-У».

- Внимание! Д/з: (Слайд) (Приложение 8) Обязательное для всех: 1) Напишите мини-сочинение  (повествование, описание) о любой птице.

На выбор: 1) Найдите в произведениях  устного народного творчества  про птиц.(пословицах, поговорках, сказках). Или 2) Придумайте сказку о соловье.

- Если определились с д/з, то снова работаем с оценочными листами.  Заполните 2 графу - оцените себя сами, используя критерии оценивания. (Слайд)

- Если определились с д/з, то снова работаем с оценочными листами. 

Дети определяют и записывают д/з.

Заполните 2 графу - оцените себя сами, используя критерии оценивания.

2.         Самооценка

•          «5» - материал усвоен, могу объяснить другим.

•          «4» -  материал усвоен, готов к выполнению домашнего задания.

•          «3» - материал усвоен, но есть вопросы.

– Посмотрите, 3 графа останется пустой, т. к. это оценка за д/з, которую вы получите на следующем уроке и только потом мы определим итоговую оценку.

- А теперь предлагаю вам оценить эффективность нашего урока, используя рефлексию-смайлик Положите выбранный вами смайлик в оценочный конверт.

36_2_25

Почерпнул много полезного. Могу рассказать другим.

 

 

36_2_70

Может быть что-то и пригодится.

36_2_24

Ничего нового не узнал.

Бесполезно потратил время.

                                                           Спасибо за урок!

 

Мои размышления и выводы после урока: 

    Урок провела в свободной форме. Деление на группы и работать в группе не составило труда, а вот среди учащихся явно заметила определенный уровень сотрудничества. Ощущалось взаимопонимание, взаимоподдержка. Вопросы с моей стороны   не были ограничены  по уровням развития детей или группы. На ответы по возможности давала время. Поняла, что слово, манера говорить имеет немаловажную  роль в обучении; если детей поддержать  и оказать помощь, что я и делала: то у них развивается саморегулируемое обучение.

   Содержание урока  соответствовало поставленным целям.  Цели  урока  достигнуты.

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока по русскому языку"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инженер по обслуживанию многоквартирного дома

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок провела в свободной форме. Деление на группы и работать в группе не составило труда, а вот среди учащихся явно заметила определенный уровень сотрудничества. Ощущалось взаимопонимание, взаимоподдержка. Вопросы с моей стороны   не были ограничены  по уровням развития детей или группы. На ответы по возможности давала время. Поняла, что слово, манера говорить имеет немаловажную  роль в обучении; если детей поддержать  и оказать помощь, что я и делала: то у них развивается саморегулируемое обучение.

 

   Содержание урока  соответствовало поставленным целям.  Цели  урока  достигнуты.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 986 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.01.2015 395
    • DOCX 168.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Айталиева Зульфия Сарсембаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 3132
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 230 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Мини-курс

Цифровая трансформация в бизнесе: аспекты управления и развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Организация и контроль занятий со студентами специальных медицинских групп

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективные стратегии продаж: воронка, агрегаторы и мессенджеры

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе