Главная / Начальные классы / Разработка урока по основам религиозных культур и светской этики по теме "Нравственные идеалы"

Разработка урока по основам религиозных культур и светской этики по теме "Нравственные идеалы"

hello_html_m1e704150.gifhello_html_m407a6a01.gifhello_html_m283024f1.gifТема «Нравственные идеалы»



Цель : раскрыть понятие нравственного идеала на примере образов русских богатырей, солдат-защитников Отечества.

Задачи:

- воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, любви к русскому народу, к русской земле;

- формировать уважительное отношение детей к Родине и её историческому прошлому, вызывать стремление думать и размышлять о нравственном смысле поступков, принятых решениях;

- развивать умение работать в группах, умение высказываться, слушать и слышать, оппонировать.



п/п

Этапы урока

Ход урока

примечание

1

Проверка домашнего задания.




2

Словарная работа.


Ребята, мы с вами уже встречали понятие «нравственный поступок», кто помнит, что оно обозначает? ( это только то действие человека, которое он совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями. Это осознанное действие с определенной целью.)

Идеал - образец, нечто возвышенное, совершенное, благое и прекрасное; высшая цель стремления....

А что же такое нравственный идеал? (Под нравственными идеалами понимается процесс восприятия нравственных требований через образ нравственно возвышенной личности – носителя высокой духовности и моральных качеств, которой хочется подражать в реальной жизни.)

Для каждого исторического времени существовал свой нравственный идеал.


Слайд 1



Основные понятия записаны на доске

3

Новая тема

.

Тема урока «Нравственные идеалы»

Как вы думаете, кто мог служить нравственным идеалом в Древней Руси? (Богатыри)

Слайд 2

4

Прослушивание отрывка из песни Игоря Растеряева «Богатыри»

Про какого богатыря вы услышали в песне?

Мысленно перенесемся в далекие, ушедшие времена - когда росло и ширилось древнерусское государство. В труде и борьбе проходила жизнь русского человека.

Назовите былинных героев которых вы еще знаете? ( Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович) .



5

Сообщение подготовленных учащихся

Илья Муромец – самый любимый герой в народе. Он почитает своих родителей, просит у них «благословеньица « на добрые дела». Нравится его уважительное отношение к людям, степенность и достоинство. Илья один побеждает полчища татар, осадивших Чернигов. Побеждает он и Соловья разбойника, от которого стонала русская земля.

Добрыня Никитич – это верный товарищ Ильи Муромца . Он наделен необычайной силой. Народ чтил в Добрыне ум и находчивость. Добрыня –меткий стрелок , он вежлив, добр, ненавидит притворство и хамство, хитрость, ложь.

Алеша Попович- статен, красив, умен , сподвижник Ильи и Добрыни Никитича в защите Отечества, он беспощаден к своим врагам. Он хитроват, это качество высмеивается в былина.

Святогор -Ужасный великан, Старший богатырь величиною с гору, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии. В сказаниях народа древний воин передаёт свою силу Илье Муромцу.

Микула Селянинович - Микула берет даже не силой, а выносливостью. Он – первый  представитель земледельческого быта, могучий крестьянин-пахарь.

Михаил Потык —  представитель земской служилой силы, он — непосед, возможно изначально его имя звучало как Поток, что значило «бродячий, кочевой». Он является идеалом кочевника.

Чурила Пленкович олицетворение молодости, дерзости и богатства. Слава о нем шла впереди него.


Слайд 3





Сообщение сопровождается показом презентации



























Слайд 4

6

Просмотр фрагмента мульфильма «Илья Муромец»

Про какого богатыря мы смотрели отрывок из мультфильма? Что вы можете сказать про этого богатыря? Какие его качества вы можете отметить?


7

Работа по учебнику

Найдите в учебнике (стр. 51) и сформулируйте правила честного поединка.


Слайд 5



Работа в группах

8

Слушание музыки






















Ребята, предлагаю вам послушать отрывок из произведения. Как называется произведение? Кто автор?

(“Вставайте, люди русские!” из кантаты “Александр Невский” С. Прокофьева)

О каком воине прозвучала музыка из кантаты С. Прокофьева? Князь Александр Ярославич – один из наиболее почитаемых и любимых в народе героев- защитников земли Русской. Чем же он заслужил такую славу?

Он со своей дружиной одержал победу над щведскими войсками на реке Неве, за что и получил имя – Александр Невский... А ещё он разбил немецких рыцарей на льду Чудского озера, освободив Новгородские земли.


Слайд 6

Кантата (итал. cantata, от лат. саntare — петь) — вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра


9

Работа с рисунком

Как выглядит Александр Невский?

(Мужественным, спокойным и сильным.... Фигура князя собранная и подтянутая, грозная и величественная… На нём тяжёлые доспехи… Он весь как будто бы выкован из стали... Александр опирается на меч и готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападёт на его родную землю.)


Слайд 7

10



Работа с пословицами

Выберите пословицу, которая больше всех соответствует теме нашего урока

Кто смел, тот на коня сел.



Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.



На вид богатырь, а сердце как у птенца.


Богатырь умрёт —имя его останется.


Богатыря узнаешь на поле брани

.
Дуб, словно богатырь стоит, не шелохнется.


Не родом богатырь славен, а подвигом.



Головой думай, а силой борись.

Плохой воин — богатырь для своих знакомых.






Слайд 8





Работа в группах

11

Беседа

А есть ли в наше время люди, которых можно назвать богатырями? Обоснуйте свой ответ.

Как Илья Муромец предстает перед нами герой – маршал Великой Отечественной Георгий Константинович Жуков. Много у него заслуг пере отечеством. Сильный, мужественный, волевой человек. Командовал армиями и всегда выходил победителем.

21 марта 2010 года погиб Евгений Чернышев, спасая людей из горящего на севере Москвы бизнес-центра. Эвакуация проводилась в сложных условиях открытого горения и сильного задымления. То, что ни один из сотрудников здания не погиб, заслуга полковника Чернышева, который лично руководил операцией спасения. Начальник службы пожаротушения Москвы Евгений Чернышев на пожарах никогда не отсиживался в машине, руководя действиями подчиненных по рации. Всегда бывал в эпицентре. В этот раз никто с уверенностью не мог утверждать, что в горящем здании людей не осталось. Чернышев вернулся, дав команду остальным пожарным оставаться снаружи. Вскоре полковник сообщил, что воздух в его дыхательном аппарате заканчивается. Связь была прервана. Потом в помещении, где он находился рухнула кровля.

Во время занятий по огневой подготовке в Белогорске Амурской области погиб командир батальона связи майор Сергей Солнечников. После броска военнослужащим срочной службы боевая граната попала в бруствер окопа и оказалась у ног его сослуживцев. Майор накрыл гранату своим телом, защитив солдат от осколков.

Таких примеров можно привести много.

Слайд 9

12



Подведение итогов.











В наши дни мы можем сказать такие слова: "Есть еще на Руси, кому постоять за землю Русскую!"?

Ребята, в заключение нашего урока мне хочется пожелать вам стать такими же доблестными, преданными Родине, настоящими защитниками Отечества, о каких вы узнали сегодня на уроке.



Слайд 10

13

Составление сенквейна

1 строка

1 существительное



Работа в группах

2 строка

2

прилагательных



3 строка

3

глагола



4 строка

Фраза

из 4 слов





5 строка

Синоним существительного







14

Оценивание работы на уроке

Оценивают внутри группы. ( Выбери тот смайлик, который соответствует твоим достижениям на уроке)

Слайд 11

15

Домашнее задание

Выберите для себя интересное задание и выполните его дома.

1. Нарисовать защитника Отечества.

2. Написать рассказ о защитнике Отечества в твоей семье или подготовить презентацию.

3. Выучить и рассказать стихотворение о защитнике Отечества.

Слайд 12

16

Исполнение песни «Богатырская наша сила»

Сегодня на уроке все хорошо поработали, я предлагаю закончить наш урок хорошей песней про богатырей.







Разработка урока по основам религиозных культур и светской этики по теме "Нравственные идеалы"
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока основам религиозной культуры и светской этики в модуле "Светская этика" по теме "Нравственные идеалы".

Целью урока является раскрытие понятия нравственного идеала на примере образов русских богатырей, солдат-защитников Отечества.

В ходе урока решаются задачи:

- воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, любви  к русскому народу, к русской земле;

- формировать уважительное отношение детей к Родине и её историческому прошлому, вызывать стремление думать и размышлять о нравственном смысле поступков, принятых решениях;

- развивать умение работать  в группах, умение высказываться, слушать и слышать, оппонировать.

Автор Солдатова Людмила Павловна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 856
Номер материала 27158
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓