Главная / Другое / Разработка урока по основам права

Разработка урока по основам права

План учебного занятия № 11


Преподаватель: Кстаубаева У.А.

Предмет: основы права

Группа: ПКК-227

Тема занятия: Основы семейного права. Закон РК "О браке и семье".

Дата: 11.12.2014 г

Тип занятия: Комбинированный урок

Форма проведения: урок – практикум

Методы и приемы: критического мышления, проблемный, кейс – технология, ИКТ, словесный, наглядный, ролевая игра.

Цель занятия:

Образовательная: опираясь на статьи кодекса «О браке и семье» РК, показать, как семейное законодательство отражает интересы супругов, родителей и детей, систематизировать и закрепить  теоретические знания по законодательству  о браке и семье

Развивающая: способствовать развитию аналитического и логического мышления, навыки правильной и грамотной речи, развивать умения анализа и синтеза, сравнения, обобщения, умения делать выводы;

Воспитательная: способствовать нравственному воспитанию, воспитанию чувства гражданской ответственности, способствовать формированию ответственного отношения к семье, воспитывать правосознание юных граждан Республики Казахстан,

Оснащение занятия: мультимедийная презентация, извлечения из Кодекса «О браке и семье», закона «О правах ребенка в РК», Конвенции о правах ребенка, Всеобщей декларации прав человека, схемы, таблица, видеоролик «Что это?».

Межпредметные связи: история Казахстана, всемирная история, основы политологии и социологии

Литература:

Литература основная:

  1. Основы государства и права Республики Казахстан / Под ред. Г. Сапаргалиева. Алматы, 2004

  2. Конституция Республики Казахстан. – Алматы, 2010.

Дополнительная:

  1. Вакуленко В.А., Уколова И.Е., Королькова Е.С. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. 2-е издание – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004

  2. Семейный кодекс Республики Казахстан. – Алматы.2011г.

  3. Закон «О браке и семье»

  4. Конвенция о правах ребенка

Ход и хронометраж урока

Этапы урока

Содержание этапа

Время

1

Организационный момент

Приветствие.

Дата, тема урока на доске. Отметка отсутствующих в журнале, проверка санитарного состояния.

1-2 мин


Контроль знаний

  1. Вместо пропущенных слов вставить слова, прочитать предложение и ответить на вопросы (2 человека)

  2. Решить ребус и объяснить значение терминов (4 человека)

  3. Решить ситуации (2 человека)

  4. Решить ситуации (2 человека)

  5. Работа по карточкам «Да», «Нет» (4 чел)

  6. Найди ошибку (5 чел)

  7. Ролевая игра «Личные и имущественные права супругов»(5 чел.)

15 мин

3

Метод изложения нового

материала


Перечень освещаемых вопросов

Устный, с конспектированием, «мозговой штурм»





  1. Права и обязанности родителей.

  2. Права и обязанности детей.

  3. Опека и попечительство


Работа с кейсом № 1. Задание: разобрать ситуацию, ответить на вопросы кейса и заполнить таблицу «Права и обязанности родителей». Просмотр видеоотрывка «Опека и попечительство». Информация преподавателя о понятиях «опека», «попечительство» (слайд - презентация)

Работа с кейсом № 2 «Права и обязанности детей».

Просмотр видеоролика «Что это?»

35 мин

4

Самостоятельная работа

учащихся

Работа со статьями кодекса «О браке и семье»

7 мин

5

Закрепление материала

Итоговое тестирование по пройденной теме

15 мин

6

Подведение итогов занятия

Выставление и комментирование оценок.

5 мин.

7

Домашнее задание



СРС: «Письмо к родителям»

5 мин.





Роспись преподавателя ________________________


.

















Ход урока:

Этапы урока

Содержание этапа

Время

Организационный момент

Здравствуйте, садитесь. Итак, сегодня мы продолжим изучение темы «Основы семейного права. Закон «О браке и семье»». На прошлом занятии мы начали знакомиться с основными понятиями в семейном праве, анализировали некоторые статьи из Кодекса «О браке и семье», которые в частности касались отношений супругов, их правам и обязанностям, а сегодня на уроке мы выясним, какими правами и обязанностями обладают родители и дети, рассмотрим, как семейное законодательство отражает интересы семьи, а также к нашему глоссарию добавим несколько новых терминов из данной области права.

2 мин

Контроль знаний

И прежде чем мы вновь обратимся к нормативно – правовым документам, давайте вспомним материал предыдущего урока. У вас на столах лежат задания, которые вы должны выполнить. Работаем в парах. Для подготовки я даю вам пару минут. Отвечаем по порядку, по заданиям.

Задание 1: Вместо пропущенных слов вставить слова, прочитать предложение и ответить на вопросы (2 человека)

…..(Семейное) право – это отрасль права, которая регулирует отношения между людьми в связи со вступлением в …..(брак), созданием … (семьи), рождением и воспитанием ….. (детей); определяют права и … (обязанности) супругов, … (родителей), … (детей).

Вопрос: Какие термины, по вашему мнению, являются главными, которые используются в семейном праве? (все)

Задание 2: Решить ребус и объяснить значение терминов (4 человека)

ПРАВО -

ЗАГС -

СЕМЬЯ -

БРАК -

Задание 3: Решить ситуацию и указать, какие условия необходимы для вступления в брак.

Гражданин Н., 50 лет, проживающий в Астане и имеющий жену и двух несовершеннолетних детей, подал заявление о вступлении в брак с гражданкой М, 45 лет, проживающей в Шымкенте. В регистрации брака им было отказано. Почему?

Задание 3: Решить ситуацию и указать, какие условия необходимы для вступления в брак.

Родственники 22-летней девушки, которая в течение трёх лет встречалась с молодым человеком, заявили ему: «Если ты не вступишь в законный брак с нашей Ольгой, то потеряешь дальнейшую работу и можешь поставить крест на своей дальнейшей карьере». Какие правовые нормы были нарушены родственниками Ольги?

Задание 4: Решить ситуацию и указать условия, препятствующие заключению брака?

Гражданин Петров В. (19 лет) и Иванян И. (16 лет) подали заявление о заключении брака в органы ЗАГСа. Им было отказано. Почему?

Задание 4: Решить ситуацию и указать условия, препятствующие заключению брака?

После брака гражданка Ветрова Г. узнала, что ее муж страдает наследственным психическим заболеванием. Она обратилась в органы ЗАГСа с заявлением о расторжении брака. В нем она указала болезнь мужа основной причиной развода. Права ли Ветрова?

Задание 5: Работа по карточкам «Да», «Нет». Ответьте положительно или отрицательно на утверждение и опираясь на статьи Закона «О браке и семье» докажите его (5 чел)

  1. Брачный договор может заключатся в любой период брака (да)

  2. Супруги могут иметь раздельное имущество (да).

  3. Драгоценности жены после развода не подлежат разделу (нет)

  4. В случае временной нетрудоспособности один из супругов обязан содержать другого (да)

  5. Наследство, полученное одним из супругов делится пополам в случае развода (нет)

Задание 6: Найди ошибку (5 чел)

Согласно статье 29 Кодекса РК  «О браке и семье»:

- супруги пользуются равными правами,  но обязанности несет только супруга;

-  только супруг имеет право выбора рода деятельности, профессии, местожительства и может решить эти вопросы без согласия супруги;

-  супруга может самостоятельно  решать вопросы материнства,   воспитания, образования детей;

-  супруги могут строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, по желанию заботиться о здоровье, развитии своих детей и их благосостоянии.

-  право выбора супругами фамилии не является личным правом каждого, супруга обязана взять фамилию супруга.

Задание 7: Ролевая игра «Юридическая консультация» (5 чел).

Ситуация № 1

Клиентка: Уважаемый адвокат, я собираюсь разводиться с мужем. Объясните мне, пожалуйста, как будет поделено между мной и им имущество?

Задание для адвоката:

Дать консультацию по разделу имущества своей клиентке, опираясь на статьи Кодекса «О браке и семье». Что вы ей ответите? Какие вопросы вы задали бы своей клиентке, прежде чем дать ответ?

2

Ситуация для адвоката: Супруги Виноградовы после свадьбы вселились в дом, принадлежавший на праве собственности жене. В период пребывания в браке они приобрели автомобиль, домашнюю обстановку, электробытовые приборы, видеотехнику, а также пианино для дочери — ученицы музыкальной школы. Кроме того, муж получил по наследству дорогой столовый сервиз и ковры.

Задание: Как решить спор по закону? (опираясь на статьи)


Жена: мы решили развестись, но у нас возникли проблемы по разделу имущества. Я требую половину имущества!

Муж: мне полагается большая часть имущества, потому что моя зарплата была в 3 раза больше чем твоя и на мои деньги сделан ремонт дома, так что фактически он мой!

Подведение итогов актуализации знаний:

Итак, мы с вами повторили, какие условия нужны для брака, а какие ему препятствуют, рассмотрели и личные и имущественные права и обязанности супругов, повторили термины из семейного права, такие как «брак», «семья».

15 мин

Метод изложения нового

материала


Перечень освещаемых вопросов

Устный, с конспектированием, «мозговой штурм»





  1. Права и обязанности родителей.

  2. Права и обязанности детей.

  3. Опека и попечительство


Вводное слово преподавателя:

Но, как вы прекрасно знаете, семья – это не только муж и жена. А муж и жена, не только супруги, но еще и мама с папой – родители. Сегодня на уроке мы рассмотрим права и обязанности родителей и детей, в ходе анализа кодекса «О браке и семье» узнаем, что такое «опека» и «попечительство» и в чем разница между ними. Для этого вы объединитесь в группы по 4 человека и получите кейс с нормативно – правовыми документами по теме. В каждом кейсе дана ситуация, которую надо решить, опираясь на законодательство. Кроме этого, вы должны заполнить таблицу «Права и обязанности родителей» (для 1 группы) и «Права и обязанности детей» (для 2 группы).

Работа с кейсами № 1-2. Задание: разобрать ситуацию, ответить на вопросы кейса и заполнить таблицу «Права и обязанности родителей».

Кейс № 1

Студент 1 курса колледжа общественного питания и сервиса, несовершеннолетний Иванов систематически пропускал занятия. Родители, когда их вызвали в колледж, заявили о том, что он их не слушается, и они повлиять на него не могут, предоставив администрации колледжа самим решать судьбу их сына.

Вопросы:

  1. Правомерен ли отказ родителей от воспитания сына?

  2. Какое наказание они могут за это понести, согласно законодательству РК?

  3. Какие нормативно – правовые документы регламентируют действия родителей в данном случае?

  4. Какие обязательства несут родители, согласно кодекса «О браке и семье»?

Кейс № 2

Несовершеннолетняя студентка колледжа, находясь в гражданском браке со своим однокурсником, тоже не достигшим 18 лет, родила ребенка. Родители с обеих сторон, мотивируя тем, что им нужно продолжать обучение, потребовали передать малыша на воспитание бездетной тете молодой мамы.

Вопросы:

  1. Правомерно ли требование родителей?

  2. Какими правами обладают несовершеннолетние родители, согласно законодательству РК?

  3. Какие нормативно - правовые документы можно применить в данном случае?

  4. Какие права имеют родители, согласно Кодекса «О браке и семье»?


Работа с кейсами № 3-4 Задание: разобрать ситуацию, ответить на вопросы кейса и заполнить таблицу «Права и обязанности детей».

Кейс № 3

Мама Цалоева Хасана, после развода со своим мужем, который был ингушем, решила изменить имя своего сына на Арман и дать ему свою девичью фамилию Абиев, а также сменить и национальность сына. Но тот отказался. Мама, ссылаясь на свое право решать за несовершеннолетнего сына важные жизненные вопросы, настаивала на изменении и обратилась в соответствующие органы.

Вопросы:

Какой ответ дадут соответствующие органы?

Имеет ли право мама Хасана поступать подобным образом?

Какой нормативно- правовой документ, статью закона можно привести, отстаивая права Хасана?

На что имеют право дети, согласно законодательству Казахстана? (приведите как можно больше документов).

Таким образом, мы выяснили, на что имеют право дети, и давайте немного подробнее остановимся на одном аспекте – это защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

А как защищаются права и интересы детей, у которых нет родителей?

В таких случаях над ними либо устанавливается опека или попечительство, либо усыновление или их берут на патронатное воспитание. Остановимся подробнее на 2-х терминах.

Опека - опека - правовая форма защиты прав и интересов детей, не достигших четырнадцати лет, и лиц, признанных судом недееспособными.

Попечительство - правовая форма защиты прав и интересов ребенка (детей) в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также совершеннолетних лиц, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.

Опека или попечительство устанавливается в целях содержания, воспитания и образования детей, а также для защиты их имущественных и неимущественных прав и интересов.

Органами опеки и попечительства являются местные исполнительные органы. 

Опека и попечительство устанавливается в течение месяца с момента, когда соответствующим органом стало известно о необходимости установления над лицом опеки или попечительства. Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

Опекунами (попечителями) могут быть только совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

1) лиц, признанных судом недееспособными или ограничено дееспособными;

2) лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

3) отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее исполнение возложенных на него законом обязанностей;

4) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

5) лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия.

(Просмотр видеоотрывка «Опека и попечительство»).

Итак, в чем заключается разница между опекой и попечительством?

(Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, а над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет).

Таким образом, мы с вами рассмотрели, в чем же заключаются права детей. Но не забывайте, что у детей, кроме прав есть еще и обязанности. А в чем заключаются обязанности детей. Давайте послушаем еще одну группу, которая работала над кейсом по обязанностям детей.

Кейс № 4


После женитьбы сына, гражданка Белозерова, не найдя общего языка со снохой вынуждена была уйти из дома и жить отдельно на съемной квартире. Однако средств на оплату квартиры ей не хватало. Она обратилась за помощью к сыну. Тот, ответил, что она сама виновата в сложившейся ситуации и отказался помочь.

Белозерова вынуждена была обратиться в суд.

Вопросы:

  1. Удовлетворит ли суд притязания Белозеровой?

  2. В каком случае сын Белозеровой может быть освобожден от обязанности содержать свою мать?

  3. На какие законы будет опираться суд при вынесении решения?

  4. Какие обязанности несут совершеннолетние дети?

15 мин

Самостоятельная работа

учащихся

Работа со статьями кодекса «О браке и семье»

5 мин

Закрепление материала

Итак, все вопросы, нами проанализированы, а теперь давайте закрепим полученные знания:

1. Права родителей в отношении детей:
А) Не равны (у матери больше прав)
Б) Могут быть изменены по соглашению сторон

С) Не равны (у отца больше прав)

Д) Равны

Е) У них нет прав

2. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется:

А) Родителями (лицами, их заменяющими).

Б) Органом опеки и попечительства.

С) Прокурором

Д) Судом.

Е) Все вышеперечисленное.

3. Над кем устанавливается опека?

А) Над детьми, достигшими возраста четырнадцати лет.

Б) Над лицами, признанными судом недееспособными вследствие психического заболевания или слабоумия.

С) Над детьми, не достигшими возраста десяти лет.

Д) Над детьми, не достигшими возраста двенадцати лет.

Е) Над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, а также над лицами, признанными судом недееспособными вследствие психического заболевания или слабоумия.

4. Над кем устанавливается попечительство?

А) Над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими веществами.

Б) Над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

С) над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими веществами.

Д) Над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, а также над лицами, признанными судом недееспособными вследствие психического заболевания или слабоумия.

Е) Над несовершеннолетними в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет.

5. Допускается ли назначение одного опекуна или попечителя для нескольких лиц?

А) Допускается органом опеки и попечительства.

Б) Допускается, если нет противоречий между интересами подопечных.

С) Допускается в судебном порядке.

Д) Допускается по желанию лиц, над которыми осуществляется опека.

Е) Не допускается.

6. Лица, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на:

А) Уважение их человеческого достоинства;

Б) Заботу со стороны опекуна (попечителя);

С) Совместное с ним проживание

Д) Сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением;

Е) Все вышеперечисленное.

7. В каком возрасте допускается перемена фамилии, имени, отчества гражданам Республики Казахстан?

А) По достижении ими двенадцатилетнего возраста.

Б) По достижении ими восемнадцатилетнего возраста.

С) По достижении ими десятилетнего возраста.

Д) По достижении ими шестнадцатилетнего возраста.

Е) Не допускается ни при каких случаях.

8. В каких случаях дети освобождаются от обязанности содержать своих детей?

А) Если родители признаны судом недееспособными.

Б) Если родители нетрудоспособные.

С) Если родители уклонялись от выполнения обязанностей родителей и были лишены родительских прав.

Д) По собственному желанию детей.

Е) Нет правильного ответа.

9. В течение, какого срока устанавливается опека, и попечительство когда соответствующим органам стало известно о необходимости установления над лицом опеки или попечительства?

А) В течение десяти дней.

Б) В течение пятнадцати дней.

С) По истечении одного месяца.

Д) По истечении двадцати дней.

Е) В течение месяца.

10. Лица, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на:

А) Уважение их человеческого достоинства;

Б) Причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;

С) Защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя).

Д) Получение жилого помещения в случае его отсутствия в соответствии с жилищным законодательством;

Е) Все вышеперечисленное, и иные права, установленные законодательством.

10 мин

Подведение итогов занятия

Выставление и комментирование оценок.

Итак, мы рассмотрели правоотношение родителей и детей в семье. Пройдет немного времени, и каждый из вас станет по закону «свободным от родительской опеки», а значит, полностью ответственным за свою судьбу, свои дела и поступки, воспитание своих будущих детей. Но даже, став взрослыми, вне зависимости от того сколько вам лет, вы все равно для своих родителей останетесь детьми, которых они любят, о которых они заботятся. И не, потому что это предписывает им закон, а потому что вы их дети. И вы тоже не забывайте говорить им «спасибо» и «люблю», пока у вас есть такая возможность. Я хочу предложить вам посмотреть видео «Что это?».

5 мин.

Домашнее задание



СРС: «Письмо к родителям»

5 мин.

































Разработка урока по основам права
  • Другое
Описание:

Разработка урока по основам права на тему "Основы семейного права. Закон "О браке и семье"". На занятии  студенты решали различные ситуации из области семейного права, разгадывали ребусы, анализировали статьи кодекса "О браке и семье". 

Тип занятия:Комбинированный урок

Форма проведения: урок – практикум

Методы и приемы: критического мышления, проблемный, кейс – технология, ИКТ, словесный, наглядный, ролевая игра.

Цель занятия:

Образовательная:   опираясь на статьи кодекса «О браке и семье» РК, показать, как   семейное законодательство отражает интересы супругов, родителей и детей, систематизировать и закрепить  теоретические знания по законодательству  о браке и семье

Развивающая:способствовать развитию аналитического и логического мышления, навыки правильной и грамотной речи, развивать умения анализа и синтеза, сравнения, обобщения, умения делать выводы;

Воспитательная: способствовать нравственному воспитанию, воспитанию чувства гражданской ответственности, способствовать формированию ответственного отношения к семье, воспитывать правосознание юных граждан Республики Казахстан,

Оснащение занятия: мультимедийная презентация, извлечения из Кодекса «О браке и семье», закона «О правах ребенка в РК», Конвенции  о правах ребенка, Всеобщей декларации прав человека, схемы, таблица, видеоролик «Что это?».

 

Межпредметные связи: история Казахстана, всемирная история, основы политологии и социологии

Автор Кстаубаева Умитшах Ануарбековна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1217
Номер материала 10014
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓