Главная / Начальные классы / Разработка урока по ОРКСЭ " Семейные праздники" 4 класс

Разработка урока по ОРКСЭ " Семейные праздники" 4 класс

План-конспект

Организационная информация

ФИО

Ипатенкова Жанна Геннадьевна

Место работы

МБУСОШ №48 г. Нижнеудинска

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

ОРКСЭ Модуль «Основы светской этики»

Класс

4 класс

Номер урока

28

Тема урока

Семейные праздники

Методическая информация

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель урока

Создать условия для осознания значимости семейных праздников в жизни человека.

Задачи урока

Личностные: способствовать воспитанию нравственного отношения к семейным ценностям, формированию позитивного образа семьи чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям; развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям и родословной;

Метапредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы, развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы

Предметные: ознакомить учеников с государственными, народными, религиозными и календарно-обрядовыми праздниками; развивать умение общаться с членами семьи, знакомыми; воспитывать интерес к народным традициям. Развивать навыки поисковой работы.


Технологии, методы и приёмы

ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), АМО (активные методы обучения) технология работы в группе; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.

Оборудование и материалы

Мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран, колонки); презентация «Семейные праздники»; шары, с написанными на них буквами.

Список учебной и дополнительной литературы

Основы светской этики. 4-5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений.  – М. : Просвещение, 2010. – 63 с. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы : справ.материалы для общеобразоват. учреждений.  – М. : Просвещение, 2010. Презентация по теме урока «Семейные праздники». Словарь Ожегова С. И.

Ход и содержание урока

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Метод.

коммент

I.Организа-ционный этап. Мотивация.

Цель – обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся на предстоящую совместную деятельность, личностную значимость учебного материала в жизни учащихся.

Дети входят в класс, который празднично украшен.





Дети могут танцевать, кружиться с шариком, поиграть, перебрасывать шар.





Объединяются в группы по цвету шарика у них в руке.



Делятся с товарищами своим настроением.

Учитель приглашает детей и каждому вручает воздушный шарик определенного цвета.



Прислушайтесь к своему настроению, и выполните те действия, которые вам хотелось бы совершить в данный момент.



Приглашает детей объединиться в группы по цвету шарика.



А сейчас обратитесь к своим товарищам, подарите им свою улыбку и позитивный настрой на урок.


Класс празднично украшается шарами.









Звучит веселая песня

2 минуты

II.Этап актуализации знаний

Цель: с помощью групповой работы обобщить свои знания и выяснить степень усвоения заданного на дом, найти более полные и правильные ответы.


Дети делятся на 4 группы по цвету шариков и выполняют поставленную задачу.



Группы представляют свою работу.








Организует работу в группах.

-Каждый из вас дома составил перечень правил этикета. Ваша задача обобщить и составить перечень правил в группе, а затем представить их (каждый ученик добавляет что-то новое свое).




5 минут

III.Постановка учебной задачи

1.Цель – активизация мыслительной деятельности, умение находить общее и различие, формулирование темы урока.

Дети смотрят и отвечают.







Отвечают: праздники.

Коллективная работа.









Шары выставляются на слайде, составляется слово «праздник».



Подбирают прилагательные к каждой букве слова.





Формулируют тему урока: праздник.





Дети ставят цели.

Узнать какие бывают праздники? откуда они появились? Как отмечаются разные праздники? Чем отличаются? Какое значение имеют?




Посмотрите на слайд. назовите одним словом, что объединяет все эти фотографии?



Правильно.



- Обратите внимание на шарики. Чем отличаются некоторые шарики, что в них особенного?



Предлагаю из них составить слово.







Праздник (слайд 3) – это событие! Какое? подберите прилагательные к каждой букве этого слова.



-Озвучьте тему нашего урока, опираясь на слайд (сдайд 3)



-Предлагаю поставить цели урока.



Учитель фиксирует цели на доске.














Слайд 2 Просмотр видеоряда.



Обратить внимание детей, что на шарах написаны буквы (слайд 3)



На слайде3 по клику мыши пояаляются слова прилагательные



5 минут

2.Цель – выявить первоначальные знания детей по теме «Праздник»; подготовить к восприятию новой темы.

Дети дают свое объяснение слова «праздник».







Работают с учебником, и один ученик зачитывает объяснение слова.
























Создать условия для изучения нового материала. – Попробуйте сами объяснить понятие слова «праздник»?



Организовать работу с учебником. Откройте учебник на с.58. Давайте проверим правильность нашего объяснения.



-А вот такое определение дано в толковом словаре Ожегова С.И. (прочитать из словаря и это определение появляется на экране .



Из всего сказанного предлагаю сделать вывод « Что такое праздники?»





2 минуты

























Слайд 4

IV.Этап изучения новых знаний. Самостоятельная работа учащихся.

Цель – ознакомить учеников с государственными, народными, религиозными и семейными праздниками; создать условия для осознания значимости семейных праздников в жизни человека, воспитывать интерес к народным традициям.

Учащиеся работают в парах и записывают: Новый год, 8 Марта, день рождения, День Победы, новоселье, свадьба, День защитника Отечества, Рождество Христово, День знаний, День учителя, День Матери, День России.



Высказывают свои предположения.



Дети дают свои ответы.





Работают с учебником и готовят ответы (с.58).



Сравнивают ответы





Дети работают в группах и представляют свои ответы (народные, государственные, семейные и общественные).







Дают свои объяснения.

















ФИЗМИНУТКА





Работают в парах и представляют результаты работы: какие есть семейные праздники? Как они появились? Традиции семейных праздников.













Дети представляют мини-сообщения о своих семейных праздниках (фото, рисунки).



Варианты ответов: семейные праздники отмечают в кругу семьи по домашнему тепло и уютно.



















Ответы детей.









Работа с иллюстрацией в учебнике.

















Отвечают и аргументируют свой ответ.





Работа в парах и ответы детей.




Организуется работа в парах. – Праздников множество и они различны. Работа в парах: запишите, какие праздники вы знаете.



Каждая пара называет по два праздника, а затем дополняют.





- Посмотрите на слайд , какие праздники вы здесь узнаете?

- Знаете ли вы, как и когда появились праздники у людей?



Организовать работу с учебником. - Откройте учебник на с.58. Давайте проверим правильность наших ответов.



Организовать работу в группах. Воспользуйтесь учебником на с.59. – Обсудите в группе и представьте, по какому принципу можно разделить большинство праздников на группы. Какие? (слайд)



- Как вы понимаете: праздники общественные, государственные, народные?



- Сегодня мы поговорим о тех праздниках, которые особенно близки и знакомы каждому из нас – о семейных праздниках.(слайд)



-Обсудите в парах и скажите, что бы вы хотели узнать о семейных праздниках?









Попытайтесь самостоятельно ответить на данные вопросы.

Задать дополнительные вопросы (слайд)



- Какие семейные праздники у вас самые любимые? Как они у вас проходят?



- Сделайте вывод: что же отличает семейные праздники от других праздников?

- На праздники принято дарить подарки. Кто из вас любит получать подарки? Какие подарки вам дарили, и по какому поводу? А кто больше любит дарить подарки? Почему?

- Давайте узнаем, откуда пришла традиция дарить подарки.

- Найдите ответ в тексте на с. 59.



-Древнейшая традиция приношения божествам даров сохранилась в подарках. Обратите внимание на иллюстрацию учебника на с.58. – Каким должен быть подарок?

- А где мы можем взять подарок?

- В какой подарок мы вкладываем больше души, в тот , который делаем своими руками? Почему? Аргументируйте свой ответ.

- Обсудите в парах, какой подарок можно сделать своими руками?





2 минуты

























Слайд 5















3 минуты



















Слайд 6 2 минуты

















1 минута











Слайд 7































Слайд 8









10 минут



































































2 минуты



















1 минута

V.Этап применения ранее изученного. Практическая работа учащихся.

Цель – умение работать в группе, вести учебный диалог, работать с дополнительной литературой, расширение кругозора учащихся, использовать жизненный опыт, развитие речи, умение выражать свои мысли слушать и дополнять ответ товарища.









Дети фиксируют и представляют свои правила поведения.















Представляют стихотворение Г.Остера где дают не правильные советы о правилах поведения в гостях.



Дети говорят правила поведения на празднике.




- Каждый праздник имеет свой порядок проведения или ритуал. Спланируйте в группах, что нужно продумать заранее, чтоб наш семейный праздник был (обращение к прилагательным на доске).

- Давайте подумаем: 1,2 группы: что может испортить праздник?, 3,4 группы: составьте правила поведения на празднике.



- Сейчас вам дети расскажут стихотворение Г. Остера. Послушайте и скажите так ли нужно себя вести в гостях.





- Сделайте вывод, как нужно вести себя в гостях.
















Слайд 9









5 минут

VI.Этап контроля и самоконтроля.

Цель – проверить усвоение материала.

Ответы детей.

- Давайте проверим, как вы усвоили тему урока.

Проведем блиц-опрос. Я загадываю загадки, а вы отвечаете, о каком празднике идет речь и к какой группе праздников относится.

Праздник – это …. .

Семейные праздники отличаются от других тем, что…



2 минуты

Подобранны загадки о различных праздниках.

VII.Этап сопоставления знаний до и после урока

Цель – сравнение знаний по теме, которые были в начале и в конце урока, выделение актуальных знаний.

Обобщают полученные знания.

- Давайте обратимся к записям целей урока. Какие вопросы остались без ответа?

- Что узнали нового?



1 минута




























VIII.Постановка задания на дом.

Творческая работа: открывается фестиваль поздравлений: стихи, открытки, подарки своими руками. Конкурс: нарисовать свой праздничный лист календаря по выбору или  выдвинуть свои инициативы по новым праздничным датам, поддерживающим ценности семьи (День семейного очага, день семейного общения (отдыха, работы), день семейных традиций, день далеких предков и будущих потомков и др.) (слайд 11)

IX.Этап рефлексии.

Цель – вспомнить, проанализировать и оценить свою работу на уроке.

Работа детей с листами самооценки.

- Оцените свою работу на уроке, работу вашей группы, и понравился ли вам урок.

-На партах у вас лежат цветные шарики, выбери любой цвет, и приклейте его на большой шар.

Желтый цвет- урок мне понравился и у меня было хорошее настроение; красный цвет- на уроке мне не все было интересно; зеленый – урок совсем не был интересен.

1 минута


Цель – формирование позитивного образа семьи.

Обращают еще раз внимание на фотографии

- Дети посмотрите еще раз на ваши фотографии семейных праздников.

- Самое дорогое, что есть в жизни человека – это семья. Во время семейных праздников родные люди ощущают заботу и любовь друг друга. К сожалению, в повседневной жизни мы редко говорим слова любви близким людям, а семейные праздники дают нам лишнюю возможность напомнить родным как они дороги нам. Будьте внимательны друг к другу и цените каждый день, проведенный в кругу семьи. (слайд 10)

1 минута



Слайд 10



















































Разработка урока по ОРКСЭ " Семейные праздники" 4 класс
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока по ОРКСЕ, модуль "Основы светской этики". Тема урока "Семейные праздники".

Тип урока- урок изучения нового материала.

Цель урока - создать условия для осознания значимости семейных праздников в жизни человека.

Задачи урока-  Личностные: способствовать воспитанию нравственного отношения к  семейным ценностям, формированию позитивного образа семьи  чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям; развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям и родословной; 

Метапредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать  умение извлекать  фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать  выводы, развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь),  творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и  работу группы

    Предметные: ознакомить учеников с государственными, народными, религиозными и календарно-обрядовыми праздниками;  развивать умение общаться с членами семьи, знакомыми; воспитывать интерес к народным традициям. Развивать навыки поисковой работы.

Технологии, методы и приёмы-ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), АМО (активные методы обучения) технология работы в группе; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.
 

Автор Ипатенкова Жанна Геннадьевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1513
Номер материала 44945
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓