Главная / Физика / Разработка урока по организации проектной деятельности на уроке в 7 классе по теме "Атмосферное давление""

Разработка урока по организации проектной деятельности на уроке в 7 классе по теме "Атмосферное давление""

Урок по организации проектной деятельности по теме « Атмосферное давление» в 7 классе

Цели:

Расширение и углубление знаний учащихся по данной теме, полученных на уроке и в ходе самостоятельной работы;

Развитие у учеников познавательного интереса, расширение кругозора учащихся, формирование научного мировоззрения.

Задачи:

Образовательная: вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс; формирование навыков по исследовательской деятельности; повторение, расширение и углубление знаний, полученных при изучении темы “Атмосферное давление”.

Воспитательная: воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам одноклассников; воспитание личной ответственности за выполнение коллективной работы; развивать познавательный интерес к предмету, показать пользу полученных знаний.

Развивающая: развитие умений и способностей учащихся работать самостоятельно; расширение кругозора, повышение эрудиции, развитие интереса к экспериментальной физике; научить видеть вокруг физические явления, уметь их правильно объяснять.

Оборудование: стакан, открытка, бутылка с водой, колба, пробка с подключенной трубкой, насос, пол литровые банки (3 шт), газета, огарок свечи, две пробирки, входящие друг в друга, пластиковые бутылки, спиртовка, шило или спица, кусок оконного стекла, воронка, вантуз или присоска, стеклянная трубка с поршнем, фанерная дощечка 10х10 см, волейбольная камера, кнопки, или зажимы, спички, бутылка с широким горлышком, вареное яйцо, шприц, пробка от бутылки, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Презентация “Атмосферное давление”

ХОД УРОКА.

1-й этап. Погружение в проект

О

1 ученик

Не было б рассветов дивных, разноцветных в небе радуг,

Утренней, туманной дымки

И плывущих облаков…

2 ученик

Атмосферой называют океан воздушный этот.

Хочешь знать о нём побольше?

Ну, так слушай и внимай!





рганизационный момент: Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку. 1 ученик

Удивительное дело, жить в воздушном океане,

Голубом, огромном, чистом,

Пить его и не тонуть.

2 ученик

Без него, без океана, жизнь была бы очень странной,

Впрочем, даже и не странной:

Просто не было б её.

Уважаемые участники конференции, ее организаторы рады приветствовать вас. Сегодня мы заслушаем отчеты лабораторий института о результатах их работы. Также вы сегодня выступите в роли экспертов, вы должны будете оценить работы других групп по следующей схеме: первую группу оценивает вторая, вторую – третья и т. д.

Наш институт работает над проблемой «Атмосферное давление и жизнь на Земле» (Слайды 1 – 5). В лабораториях института рассматривались следующие вопросы:

1. История открытия атмосферного давления
2. Измерение атмосферного давления и его использование
3.Живыебарометры
4. Атмосферное давление и медицина

5. Эксперименты по атмосферному давлению

Атмосфера, окружающая нашу планету, определяет все жизненные процессы на Земле и оказывает большое влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

В настоящее время всем известно, что воздух имеет вес и оказывает давление на все окружающие нас предметы, но до XVII века даже ученые об этом не знали. Об этом сообщение сотрудников лаборатории «История изучения физических явлений». (Слайды 6 - 21).

Сведения о погоде необходимы людям разных профессий – летчикам, астрономам, радистам, полярникам, медикам, ученым. А что бы получать сведения о давлении атмосферы потребуются приборы .О них сейчас и пойдёт речь в выступлении руководителя группы, работающей над научной темой «Измерение атмосферного давления и его использование». (Слайды 22 -33).

А сейчас мы предоставляем слово сотрудникам экспериментальной лаборатории. Эксперименты, которые мы с вами рассмотрели в презентации, очень трудно проделать: ртуть для нас ядовита, лошади мы даже одной не найдем, поэтому я предлагаю каждой группе выполнить проект. (Слайды 34 - 37).

Задача проекта: выполнить эксперимент, наглядно демонстрирующий наличие атмосферного давления. Эксперименты должны быть наглядными, простыми и доступными.

В процессе работы над проектом вы должны:

  • Выбрать эксперимент

  • Поставить цель

  • Записать предполагаемый результат

  • Подобрать необходимое оборудование

  • Найти пояснительный рисунок

  • Показать эксперимент

  • Анализируем полученный результат

  • Объяснить его

2-й этап. Организация деятельности

Учащиеся распределяют роли в группе, выбирают из литературы, какой эксперимент они будут показывать (приложение 1).

3-й этап. Осуществление деятельности

Учащиеся работают активно, самостоятельно, сообща и каждый в соответствии со своим амплуа. Выбирают нужные приборы, изготавливают самодельные конструкции. Пробуют провести эксперимент. По необходимости консультируются с учителем.

4-й этап. Презентация

Ученики демонстрируют свои эксперименты, объясняют их. Рефлексируют свою деятельность и оценивают результат своей работы, а так же работу других групп. Дают взаимооценку деятельности и ее результативности. Результаты само - и взаимооценки заносят в оценочный лист и обсуждаются. (см. приложение 2)

А как живые организмы приспосабливаются к атмосферному давлению? Помогает ли атмосферное давление предсказать погоду? О проделанной работе нам расскажут сотрудники исследовательской лаборатории, которые работали над темой «Живые барометры». (Слайды 38 - 51). Кроме того, сотрудники лаборатории приготовили для всех присутствующих сюрприз – буклет «Живые барометры». Вручить буклеты каждому присутствующему в зале.

На каждом шагу нас окружают множество вещей и приспособлений, которыми мы пользуемся, но очень редко задумываемся о том, какие физические явления положены в основу их действия.

Сотрудники одной из лабораторий института изучали, как же используется атмосферное давление в медицине. Сейчас они познакомят с этим нас. Презентация «Атмосферное давление и медицина» (Слайды 52 - 65). (Или бюллетень на эту же тему)

Итак, можно подвести итог нашей конференции. Из сообщений следует, что достигнуты определенные успехи в изучении данного вопроса.

Давайте посмотрим, как вы оценили своих коллег.

Закончу наше заседание словами «В физике есть своя гармония, скрытая от глаз непосвящённых! И почувствовать эту гармонию может только пытливый, любознательный человек ». Наш урок окончен.

Литература

  1. Библиотека электронных наглядных пособий “Физика 7-11” Министерство образования РФ “Кирилл и Мефодий” 2003.

  2. Билимович Б.Ф. Физические викторины в средней школе. - М. , 1968.

  3. Гальперин Л. Занимательная физика. – М. , 1998.

  4. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике М. , 1977.

  5. Камин А. Л. Физика. Развивающее обучение. – Ростов-на-Дону, 2003.

  6. Кац Ц. Б. Биофизика на уроках физики. – М., 1974.

  7. Ланге В. Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. – М., 1974.

  8. Пёрышкин А. В. Физика 7 класс. – М. , 2002.

  9. Сергеев А. В. Наблюдения учащихся при изучении физики. – Киев, 1987.

  10. Тихомирова С. А. Физика в пословицах, загадках и сказках. – М. , 2002

  11. Учебное электронное издание “Физика 7-11” практикум. - “Физикон”, 2004.

  12. Элиот Л. , Уилкокс У. Физика – М., 1975.





Приложение 1

ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ДОКАЗЫВАЮЩИЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ АТМОСФЕРНОГО ДАВЛЕНИЯ.

ОПЫТ 1.

Стакан налить до половины водой, положить в него какой-нибудь груз (например, стирку, скрепку и т.п.), закрыть листом бумаги и, придерживая рукой, перевернуть. Несмотря на то, что изнутри на бумагу давят воздух, вода и груз, она не обрывается.

Под тяжестью воды и груза бумажка слегка прогибается, объем воздуха увеличивается, и его давление становится меньше атмосферного. Поэтому внешнее атмосферное давление может уравновесить давление содержимого стакана.

ОПЫТ 2.

При помощи атмосферного давления можно показать фонтан в разряженном пространстве. Возьмите стеклянный шар или колбу с подключенной трубкой. Отсосите из шара воздух в 3-4 приема, каждый раз зажимая конец трубки, чтобы в нее не входил воздух. Опустите конец трубки в воду, и вы увидите внутри шара фонтан.

Фонтан будет гораздо лучше, если отсасывать воздух не ртом, при помощи насоса.

При откачивании воздуха внутри шара создается разряженное пространство, и атмосфера заталкивает в шар воду.

ОПЫТ 3.

Взять две пробирки, входящие друг в друга. В большую пробирку налить воды и вставить меньшую. Прибор перевернуть. Вода вытечет по каплям, а внутренняя пробирка поднимется вверх.

когда вода вытечет, давление между стенками пробирок будет меньше атмосферного и атмосферный воздух, действуя изнутри на малую пробирку, поднимет ее вверх.

ОПЫТ 4.

Возьмите пластиковую бутылку и сделайте при помощи раскаленной иглы в дне несколько отверстий. В результате дно выглядит как решето. Налейте в бутылку воды и закройте бутылку пробкой. В результате вода перестает выливаться из бутылки. А еще говорят, что воду нельзя носить в решете!!!

Когда пробка не закручена, атмосфера выдавливает воду из бутылки. Если пробку закрутить на воду действует только давление воздуха в бутылке, а его давление мало и вода не выливается.

ОПЫТ 5.

Чайный стакан наполнить до половины водой и закрыть куском ПОРИСТОЙ бумаги (это может быть: салфетка, туалетная бумага, газета) а сверху еще куском оконного стекла. Придерживая стекло рукой, перевернуть стакан вверх дном, а затем возвратить в прежнее положение. Удерживая стекло рукой, убедитесь, что стакан прочно прилип к нему и не падает.

промокательная бумага впитывает часть воды, вследствие этого давление внутри стакана будет меньше атмосферного. Поэтому внешнее атмосферное давление прижимает кусок стекла к краям стакана.

ОПЫТ 6.

Возьмите вантуз, который применяется в сантехнике, смочите его края водой и прижмите к книге, которая положена на стол. Выдавите часть воздуха из вантуза, а затем поднимайте его. Вместе с ним поднимается и книга. Вместо вантуза можно использовать присоску от мыльницы. Вантуз – приспособление, которое обычно применяется для продувки засорившихся труб.

ОПЫТ 7.

Возьмите пластиковую бутылку и сделайте при помощи раскаленной иглы в дне несколько отверстий. В результате дно выглядит как решето. Так же сделайте одно отверстие в пробке. Налейте в бутылку воды и закройте бутылку пробкой. Если закрыть отверстие в пробке пальцем вода перестает выливаться из бутылки. Если не закрывать отверстие в пробке - вода выливается через отверстия в дне.

Когда мы перекрываем отверстие в пробке, мы закрываем доступ атмосфере, и она не давит на воду. Как только мы открываем отверстие в пробке, атмосфера начинает давить и вода выливается.

ОПЫТ 8.

В бутылку с широким горлышком (из-под кетчупа или молока) облить бутылку кипятком и быстро закрыть горлышко круто сваренным и очищенным яйцом. Яйцо постепенно втягивается и проваливается

внутрь бутылки.

Пламя нагревает воздух в бутылке. И часть его выходит наружу. Когда бутылку накрывают яйцом, воздух в ней охлаждается, давление его падает и внешнее атмосферное давление загоняет яйцо в бутылку.

ОПЫТ 9.

С помощью барометра – анероида измерьте атмосферное давление на первом и последнем этажах здания школы. Определите по полученным данным расстояние между этажами .

При изменении давления с высотой на 1 мм РТ. ст., высота изменяется на 12 м.

ОПЫТ 10.

Монета лежит на блюдечке под водой. Как её достать, не замочив рук?

Взять стакан, прогреть его кипятком и перевернуть в сосуд с водой. По мере остывания воздуха в стакане, в нём уменьшается давление, и вода будет подниматься внутри стакана.

Опыт 11.

Если на конец шприца вместо иголки надеть пробку /чтобы закрыть отверстие/, а затем вытягивать поршень, создавая под ним разряжение, то после отпускания поршня можно услышать резкий хлопок, и поршень втягивается.













Оценочный лист группы № 1 Приложение 2

тема «История открытия атмосферного давления»

Ф.и.

Какую работу выполнял

оценка


Афонина Дарья





Глобина Ксения





Соболева Мария





Фролова Юлия




ОЦЕНИТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СВОИХ ОДНОКЛАССНИКОВ.


ПОНРАВИЛОСЬ

НЕ ПОНРАВИЛОСЬ

ГРУППА 1 «История открытия атмосферного давления»



ГРУППА 2 «Эксперименты по атмосферному давлению»



ГРУППА 3 «Живые барометры»





ГРУППА 4 «Атмосферное давление и медицина»




ГРУППА 5«Измерение и применение атмосферного давления»










Задания группам Приложение 3

1 группа – сотрудники лаборатории «История изучения физических явлений». Тема: «История открытия атмосферного давления»

ОПЫТ 1.

Стакан налить до половины водой, положить в него какой-нибудь груз (например, стирку, скрепку и т.п.), закрыть листом бумаги и, придерживая рукой, перевернуть. Несмотря на то, что изнутри на бумагу давят воздух, вода и груз, она не обрывается.

ОПЫТ 2.

При помощи атмосферного давления можно показать фонтан в разряженном пространстве. Возьмите стеклянный шар или колбу с подключенной трубкой. Отсосите из шара воздух в 3-4 приема, каждый раз зажимая конец трубки, чтобы в нее не входил воздух. Опустите конец трубки в воду, и вы увидите внутри шара фонтан.

Фонтан будет гораздо лучше, если отсасывать воздух не ртом, при помощи насоса.

ОПЫТ 3.

Возьмите два стеклянных стакана или две банки, огарок свечи, немного газетной бумаги и ножницы. Поставьте зажженный огарок в один из стаканов. Вырежьте из нескольких слоев газетной бумаги круг диаметром немного большим, чем внешний край стакана. Затем вырежьте середину круга таким образом, чтобы большая часть отверстия стакана оставалась открытой. Смочите бумагу водой, полученную эластичную прокладку положите на верхний край первого стакана. Осторожно поставьте на прокладку перевернутый второй стакан и прижмите его к бумаге так, чтобы внутреннее пространство обеих стаканов оказалось изолированным от внешнего воздуха. Свеча вскоре потухнет. Теперь взявшись рукой за верхний

  • Подобрать необходимое оборудование

  • Изготовить пояснительный рисунок

  • Показать эксперимент

  • Объяснить его

  • Создать презентацию

2 группа – сотрудники экспериментальной лаборатории. Работали с опытами, подтверждающими существование атмосферного давления

ОПЫТ 4.

Взять две пробирки, входящие друг в друга. В большую пробирку налить воды и вставить меньшую. Прибор перевернуть. Вода вытечет по каплям, а внутренняя пробирка поднимется вверх.

ОПЫТ 5.

Возьмите пластиковую бутылку и сделайте при помощи раскаленной иглы в дне несколько отверстий. В результате дно выглядит как решето. Налейте в бутылку воды и закройте бутылку пробкой. В результате вода перестает выливаться из бутылки. А еще говорят, что воду нельзя носить в решете!!!

ОПЫТ 6.

Чайный стакан наполнить до половины водой и закрыть куском ПОРИСТОЙ бумаги (это может быть: салфетка, туалетная бумага, газета) а сверху еще куском оконного стекла. Придерживая стекло рукой, перевернуть стакан вверх дном, а затем возвратить в прежнее положение. Удерживая стекло рукой, убедитесь, что стакан прочно прилип к нему и не падает.

  • Подобрать необходимое оборудование

  • Изготовить пояснительный рисунок

  • Показать эксперимент

  • Объяснить его

  • Создать презентацию



3 группа – сотрудники лаборатории по изучению практического применения атмосферного давления. Тема: «Как живые организмы приспосабливаются к атмосферному давлению?»

ОПЫТ 7.

Возьмите воронку и приложите ее к щеке. Откачивайте воздух из воронки или при помощи рта, или при помощи насоса. Под воронкой наблюдается вздутие щеки.

ОПЫТ 8.

Возьмите вантуз, который применяется в сантехнике, смочите его края водой и прижмите к книге, которая положена на стол. Выдавите часть воздуха из вантуза, а затем поднимайте его. Вместе с ним поднимается и книга. Вместо вантуза можно использовать присоску от мыльницы. Вантуз – приспособление, которое обычно применяется для продувки засорившихся труб. [7]

ОПЫТ 9.

Возьмите стеклянную трубку, опущенную в сосуд с водой, поршень. Опустите поршень до соприкосновения с водой и поднимите его вверх. Вода начинает подниматься за поршнем. Дело в том, что атмосфера действует на воду вниз. Вода передает это давление в трубку снизу вверх. Вот атмосферное давление и поднимает воду вслед за поршнем. [8]

  • Подобрать необходимое оборудование

  • Изготовить пояснительный рисунок

  • Показать эксперимент

  • Объяснить его

  • Создать презентацию

4 группа – сотрудники лаборатории «Физика вокруг нас». Тема: «Как используется атмосферное давление в медицине?», «Как атмосферное давление влияет на самочувствие человека?»

ОПЫТ 10.

По размеру вырежьте из старой волейбольной камеры резиновую прокладку и прикрепите ее кнопками или зажимами к фанере. В полулитровую стеклянную банку положите немного бумаги и подожгите ее. Дав ему немного прогореть, закройте банку дощечкой. Огонь погаснет. Через 1-2- сек. Поднимите дощечку. Вместе с ней поднимается и банка, в которую втянулась резина.

ОПЫТ 11.

Возьмите пластиковую бутылку и сделайте при помощи раскаленной иглы в дне несколько отверстий. В результате дно выглядит как решето. Так же сделайте одно отверстие в пробке. Налейте в бутылку воды и закройте бутылку пробкой. Если закрыть отверстие в пробке пальцем вода перестает выливаться из бутылки. Если не закрывать отверстие в пробке - вода выливается через отверстия в дне.

ОПЫТ 12.

В бутылку с широким горлышком (из-под кетчупа или молока) опустить зажженную бумагу и быстро закрыть горлышко круто сваренным и очищенным яйцом. Яйцо постепенно втягивается и проваливается внутрь бутылки.

  • Подобрать необходимое оборудование

  • Изготовить пояснительный рисунок

  • Показать эксперимент

  • Объяснить его

  • Составить презентацию

5 группа – сотрудники исследовательской лаборатории. Тема: «Помогает ли атмосферное давление предсказать погоду?».

Опыт 13

С помощью барометра-анероида измерьте атмосферное давление на первом и последнем этажах здания школы. Определите по полученным данным расстояние между этажами.

Опыт 14

Положите на стол длинную деревянную линейку так, чтобы её конец выходил за края стола. Сверху застелите стол газетой, разгладив газету руками, чтобы она плотно лежала на столе и линейке. Резко ударьте по свободному концу линейки. Объясните наблюдаемое явление.

Опыт 15

Монета лежит на дне блюдечка, сверху налита вода. Как не намочив рук и не наклоняя блюдечко, достать монету.

  • Подобрать необходимое оборудование

  • Изготовить пояснительный рисунок

  • Показать эксперимент

  • Объяснить его

  • Создать презентацию.













Разработка урока по организации проектной деятельности на уроке в 7 классе по теме "Атмосферное давление""
  • Физика
Описание:

Данный урок проводился в рамках городского методического семинара по проектной деятельности обучающихся.

Класс был разделён на группы. Каждой группе было дано индивидуальное задание.

Изучали материал по 4 направлениям: 

1.История открытия атмосферного давления;

2. Измерение атмосферного давление и его использование;

3. Живые барометры;

4. Атмосферное давление и медицина.

Весь материал был представлен в виде презентации, кроме того по 3 пункту ребята приготовили прайс-лист "Живые барометры", а по 4 разделу представили выставку медицинских устройств, где используется атмосферное давление. 

 

 

 

Автор Загрийчук Галина Иринарховна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 447
Номер материала 23519
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓