Главная / Начальные классы / Разработка урока по окружающему миру во 2 классе (МК Плешакова А. А.)

Разработка урока по окружающему миру во 2 классе (МК Плешакова А. А.)

hello_html_15fe85ca.gifhello_html_15fe85ca.gifhello_html_15fe85ca.gifhello_html_15fe85ca.gifhello_html_15fe85ca.gifhello_html_15fe85ca.gifhello_html_m1f5e7e5f.gifhello_html_m1f5e7e5f.gifhello_html_m1f5e7e5f.gifhello_html_m1f5e7e5f.gifhello_html_m1f5e7e5f.gifhello_html_m1f5e7e5f.gifМБОУ «СОШ №48» г. Рязани







Урок окружающего мира

2 класс

Тема. Правила вежливости.



Кузнецова И. А.





03.03.2014.









Цель: формировать навыки культуры общения и поведения: взаимоотношения с окружающими людьми.

Задачи.

  1. Учить соблюдать правила вежливости при общении со сверстниками и взрослыми, использовать основные формы приветствия, просьбы, прощания, пожелания, извинения; познакомить с понятием «культура поведения».

  2. Развивать речь, внимание, мышление, творческие способности, умение наблюдать, делать выводы

  3. Воспитывать уважение к старшим, к своим ровесникам, прививать основы гендерного воспитания, доброжелательное отношение к окружающим.

Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать «вежливые» слова в общении с другими людьми; обсуждать вопрос о культуре поведения.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 2 класс авт. Плешаков А. А., толковые словари разных авторов, проектор, экран, ноутбук; набор карточек с вежливыми словами, картинки, правила вежливости на листах, смайлики.

























Ход урока.



Этапы урока



Деятельность учителя



УУД


Мотивация к деятельности


- Ребята, поприветствуйте наших гостей своими улыбками, а теперь посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и тихонечко скажите какое-нибудь доброе слово.

Слайд 1 * - Покажите смайлика, который отражает ваше настроение сейчас. Слайд 2 * Сегодня на улице ясно, солнечно, тепло. Пусть и в нашем классе царит такое же солнечное настроение (обратиться к солнышку).

- Вы готовы приступить к работе?  Начинаем! *

Регулятивные

Коммуникативные

Актуализация знаний
















- Чтобы работа была успешной, с чего надо начинать? (Надо начинать с повторения.) - Готовы к поверке своих знаний? (Готовы.) - Какой раздел мы сейчас изучаем? (Общение.) - Что такое общение? (Взаимные отношения.) - Где мы общаемся? (В школе, дома, на улице, в транспорте.) - На прошлом уроке мы с вами говорили об общении в школе. Кто напомнит, что нужно делать, чтобы это общение было приятным? (Соблюдать правила поведения, принятые в школе, в обществе.) - Что такое культура общения? (Это вежливая речь, культурное поведение, доброе уважительное отношение к человеку.) На доску - А нужна ли культура общения в школе? Почему? - На доске размещены ваши рисунки, в которых отражены правила поведения в школе. Прокомментируйте их. Открыть доску - А как же нужно вести себя на уроках? Назовите основные правила. (Обратиться к схемам на доске)

Личностные

Коммуникативные

Целеполагание и мотивация


- Ребята, как вы думаете, с каким человеком приятно общаться, создайте его словесный портрет. (Этот человек должен быть…)

- Вы хотите сказать, что приятно общаться с человеком, который опрятен, спокоен, вежлив, добр, воспитан. Мы можем!.. сказать, что такой (вежливый) человек знает правила … вежливости.

- Определите тему нашего урока? (Правила вежливости). Слайд 3 - Какую цель поставим? Слайд 4

Узнать правила вежливости. Научиться пользоваться правилами вежливости. Задачи нашего урока. Хотите узнать:

1. Что такое (понятие) «вежливость», «вежливые слова»?

2. Значение вежливых слов в жизни человека?

3. Какие вежливые слова нужно использовать в конкретных ситуациях. 4. Что такое (понятие) «культура поведения».

Регулятивные

Коммуникативные

«Открытие» нового знания












































































































- Ребята, мы назвали слова «вежливость», «вежливый человек». А вы когда-нибудь задумывались, что эти слова обозначают? - Поднимите руку, кто из вас может ответить на этот вопрос? - Что нам может помочь узнать об этом поточнее? (толковый словарь, или интернет). - Заглянем в толковый словарь. (Ученик читает из словаря). Слайд 5

- Вежливость*- это моральное качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.

Вежливость* – учтивость, благовоспитанность, соблюдение бытовых приличий.
(Толковый словарь русского языка Ушакова)

Вежливость*- это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

Вежливость — одно из важнейших качеств воспитанного человека. – Какое понятие вам более понятно? Почему? * - А вам, ребята, интересно, откуда появилось слово «Вежливость»? Внимание на экран. - До VI-го века в русском языке широко употреблялось слово «ВЕЖЕ». * «ВЕЖЕ» ------------ знаток. «ВЕЖЕ» ------------- ведать, знать. * «ВЕЖЕ» – это человек, который знает, как вести себя в той или иной ситуации. «ВЕЖЕСТВО» – превратилось в «вежливость». «ВЕЖЕСТВО» – качество ценное и обязательное. - Подберите антоним к слову «вежливость». (Невежество) – Поднимите руку, кто считает себя вежливым человеком.

- А кто невежей? Почему вы так думаете? - В обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». Почему им дали такое название? (С помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение.) - Скажите, ребята, а какими словами люди начинают своё общение? (Люди начинают своё общение со слов здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день, добрый вечер.)

- А какие из этих слов можно говорить взрослому человеку, какие сверстникам?

- «Здравствуйте». Это самое обычное и вместе с тем важное слово, которое характеризует человека, как вежливого, приветливого.

- А что значит это слово? (Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья.)

- У каждого слова, есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами приоткроем эту тайну, узнаем, когда появилось это слово. Слайд 6

В очень давние - давние времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни «здравствуйте», ни «до свидания». Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (настоящих врачей тогда не было), сказал им: «Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если никто ему не желает здоровья? Призадумались пещерные люди и решили говорить при встрече друг другу «Здравствуйте». Это значит «Будьте здоровы»! «Здравствуйте» - сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше.

- Вот поэтому говорят, что слово « здравствуйте» - это «волшебное» слово, которое может помочь в исцелении. Слайд 7

- Я сама не волшебница и у меня нет волшебной палочки, но у меня есть сердце, которое знает волшебные слова. А ещё моё сердце умеет дружить с другими сердцами. Сейчас оно переговаривается с чьим - то маленьким сердечком: Тук- тук! Тук-тук! Тише, ребята! Давайте послушаем, какие простые, но дорогие слова знают Ваши сердечки. А для этого, мы будем передавать большое сердце из рук в руки и называть волшебные слова.

- Как нужно произносить волшебные слова? (Тихим голосом, глядя в глаза. Дети передают из рук в руки сердце и называют волшебные слова.)

- Сколько вы знаете волшебных слов! Молодцы! Слайд 3 .

- Посмотрите на экран. Среди них есть те, которые мы не назвали?

- Ребята, а что вы испытываете, когда к вам вежливо обращаются. (Радость, желание творить добро, настроение поднимается.)

- А что произойдёт, если люди перестанут говорить вежливые слова? (Люди начнут болеть, перестанут общаться друг с другом.)

- Каждый из нас любит, когда к нему обращаются вежливо, но и сами не должны забывать о «волшебных» словах. Мы должны разговаривать с любым человеком так, как бы мы хотели, чтобы разговаривали с нами. Слайд 4

- Итак, первое правило вежливости. (Ученики читают правило на экране.)

- Каждое слово употребляется в определённой ситуации. Слайд - Давайте попробуем распределить слова по группам в зависимости от использования их в речи. Но сначала определим название этих групп.

- В каких ситуациях мы используем эти слова? (На доску: приветствие, пожелания, прощание, просьба, благодарность, извинение.)

Работа в группах. - Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Для каждой команды - розовый лист с названием группы слов и с вежливыми словами. Посовещайтесь и выберите те слова, которые относятся к вашей группе в зависимости от использования их в речи. На доску – название групп. (Правила работы в группе.)

- Проверка. (Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер. Формы пожеланий: всего хорошего, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути. Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте. Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас. Формы благодарности: благодарю, спасибо. Формы извинения: простите, извините.)

Познавательные


Физкульт-

минутка


- Если я называю вежливое слово или выражение – встаём, а если обычное – сидим

Спасибо, добрый вечер, хорошая погода, благодарю, за окном дождь, извините, спокойной ночи, передай тетрадь, чистая тетрадь, пожалуйста, хорошая, оценка, простите, дружные ребята.

- Игра «Будь внимательный» (выполнять действие, если есть вежливое слово).

Встаньте, пожалуйста; поднимите правую руку; поднимите левую руку, пожалуйста; погладь соседа по голове; опустите руку, пожалуйста; поверните голову влево, пожалуйста; посмотри на свои руки, поставьте руки на пояс, присядьте, пожалуйста.

Коммуникативные

Личностные

Создание проблемы

- Ребята, как вы считаете, человека, который знает волшебные слова можно назвать вежливым? (Нет, нужно ими пользоваться.) - Рассмотрите рисунки на с. 52. Какие слова должны сказать ребята в этих ситуациях? Работа в парах.

- У вас на парте лист. Соотнесите слова с номером картинки и поставьте его перед словом. (Правила работы в паре.)

Слова на карточках: прости, извини, пожалуйста, до свидания, здравствуйте, спасибо, благодарю, до свидания, спокойной ночи.

Проверка. - А у вас такие ситуации бывают? Вы не забываете ими пользоваться?


Включение в систему знаний и повторений


















































Звенит телефонный звонок. Учитель берёт трубку.

Мне позвонил медведь Слайд 12

Да как начал, как начал реветь.

- Погодите, медведь, не ревите

Объясните, чего вы хотите.

Но он только «му», да «му»

А к чему, почему – не пойму!

Повесьте, пожалуйста, трубку!

- Получился у нас разговор? (Нет)

- Ой, а вы слышите, в ваших учебниках тоже раздаются тел. звонки! Слышите? Ну-ка, откройте быстренько учебники на стр. 53.

- Прочитайте, пожалуйста, разговор между попугаем Ильёй и псом Рыжиком. (Про себя, вслух.)

- Получились телефонные разговоры? (Нет.)

- Какие этапы разговора обязательно должны быть?

Приветствие. Клик.

Представление себя. Клик.

Объяснение цели своего звонка. Клик.

Благодарность. Клик.

Прощание. Клик.

- Эти этапы присутствовали в прослушанных тел. разговорах? (Нет.)

- Давайте попробуем показать правильный тел. разговор? Работа в парах. - Разыграем ситуацию. Саша звонит другу, чтобы узнать домашнее задание. К телефону подошла мама друга. ( Разбор ситуации.)

- Послушаем образец разговора и сравним. Диск (тема). - Мы с вами, ребята, назвали вежливые слова, которые помогают людям общаться. Но способов правильного общения множество.

- Посмотрите на экран или в учебник на с. 55. Вы видите разные жизненные ситуации, с которыми нам приходится сталкиваться.

- На какой картинке герои ведут себя правильно? Почему? (Ответы детей.)

- Что на этих картинках не так? Как надо поступить? (Ответы детей.)

- Итак, второе правило вежливости. (Ученики читают правило на экране.) - Вежливые слова и вежливые поступки – культура поведения. Культура поведения украшает человека, помогает людям общаться друг с другом.

- Некоторые невежи считают вежливые поступки воспитанных людей странными. - Давайте прочитаем рассказ Сережи и Нади «Волшебные поступки», с. 54. - Как вы объясните "странное" поведение папы? (Папа вежливый, культурный человек.) - Что можно сказать о попугае Илье? (Он не знает правил культурного поведения, поэтому поведение папы считает странным.) - Чему бы мальчики могли поучиться у папы Сережи и Нади? (Если мужчина в дверях встречает женщину, сначала он должен пропустить ее, а потом пройти сам. Из транспорта мужчина должен выйти первым, а потом подать руку даме и помочь спуститься по ступенькам. Мужчина должен помочь женщине нести тяжелые вещи, или сумки.) - Вежливость — первая и самая приятная добродетель. (Джон Локк) - В каждом из нас есть маленькое солнышко. Наше солнышко подарило каждому по лучику. Это солнце - доброта. А какое доброе дело вы совершили за последнее время? - Видите, как много добрых дел вы совершили. - Не только слова должны быть добрыми, но и поступки. Чтобы за них не приходилось краснеть ни родителям, ни друзьям. Добрый человек, как и солнышко, согревает своим теплом, светом, улыбкой окружающих его людей. Именно с добрыми ребятами приятно дружить. - Итак, третье правило вежливости. (Ученики читают правило на экране.) - Прочитаем стихотворение о доброте…(Читают по строчке.)

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта - не пряник. Не конфета.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети!!!

- Что помогает нам определить вежливость, доброе отношение того, кто нам обращается? (Конечно же, улыбка. Именно с улыбки друг к другу и нашим гостям мы начали урок.)

Коммуникативные

Личностные

Регулятивные


Проект


- Ребята, думаю вас теперь можно назвать знатоками культуры поведения. - Ребята, как вы считаете, все ли ученики нашей школы помнят о правилах вежливости? А мы можем им помочь вспомнить их. Ваши предложения.

- Предлагаю создать свою памятку «Правила вежливости». (Листочек зелёного цвета каждому.) Но это будет вашим домашним заданием.

Памятка «Правила вежливости»:

1. При встрече - …. здоровайся.

2. Уходя - ….. прощайся.

3. Если тебе помогли, выручили - скажи …. «спасибо».

4. За свои ошибки, неправильные проступки - ….. извиняйся.

5. Если о чём-то просишь, то не забывай сказать - …. «пожалуйста».

Регулятивные

Коммуникативные

Домашнее задание




Домашнее задание. 1. Записать пословицу о вежливости и добре. Создать памятку «Правила вежливости». 2. По выбору. - Прочитать текст на стр. 52 – 55 учебника и подготовить пересказ. - Подобрать и подготовить стихи и рассказы для детей о вежливости.

А самое главное стараться всегда и везде соблюдать правила культурного поведения. Слова: « До свиданья!», «Спасибо!», «Простите», «Пожалуйста», «Здравствуйте» - Щедро дарите! Дарите прохожим, Друзьям и знакомым. В троллейбусе, в парке, В школе и дома. Слова эти очень и очень важны. Они человеку как воздух нужны. Без них невозможно на свете прожить. Слова эти надо с улыбкой дарить.



Рефлексия






- Что вы узнали? Чему научились?

- Узнали, что такое (понятие) «вежливость»? (Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека.) «Вежливые слова» - это волшебные слова, приветствия, пожелания, прощания, просьбы, благодарности, извинения.

- Значение вежливых слов в жизни человека. (Разговаривай с любым человеком так, как бы ты хотел, чтобы разговаривали с тобой. Ты будешь жить счастливо и будешь окружен друзьями.) - Использование вежливых слов в различных ситуациях.

- Узнали правила при разговоре по телефону. - Что такое (понятие) «культура поведения». (Вежливые слова и вежливые поступки.)

- Что нам помогало справиться с задачей? (Личный опыт, знания). - Какие трудности еще остаются?

- Вежливость в себе можно развивать.

  • 1. Изучение этикета. Для того чтобы следовать общепринятым нормам поведения вежливого человека – эти нормы необходимо знать. Изучая этикет и стараясь ему следовать, человек воспитывает в себе вежливость.

  • 2. Чтение. Не каждый начитанный человек вежлив – но каждый вежливый человек начитан. Чем шире кругозор человека – тем с большим уважением он относится к окружающим; и тем ближе он к воспитанию в себе вежливости.

  • 3. Работа над собой. Развивая в себе умение внимательно, не перебивая, слушать собеседника – человек вырабатывает в себе вежливость.

  • 4. Общение. Нет ничего лучше для достижения вежливости, чем вдумчивое общение с вежливым человеком.

- Выберете смайлика, соответствующего вашему настроению. Если вы уверены, что будете следовать нашим правилам – голубого, если постараетесь, но не уверены, что справитесь – жёлтого, если вы не хотите быть вежливым человеком – сиреневого.

Регулятивные


Оценивание работы.

Итог урока.


- Ребята, я вам благодарна за активную работу на уроке (оценки), за уважение друг к другу, доброе отношение во время работы в группах и парах. Поблагодарите и вы своих товарищей за дружную хорошую работу.

- Урок окончен. На следующем уроке вас ждёт экзамен на вежливость (тест) - Подарите своё солнышко вместе с вежливым словом любому из наших гостей.

Личностные

Культура общения - это вежливая речь, культурное поведение, доброе уважительное отношение к человеку.





Культура

поведения –

вежливые слова и вежливые поступки.









Вежливость –

это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.




Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.

Жан Жак Руссо









Приветствие

здравствуйте

доброе утро

добрый день

добрый вечер







Пожелания

всего хорошего

будьте здоровы

спокойной ночи

приятного аппетита

доброго пути





Прощание

до свидания

до скорой встречи

прощайте









Просьба

пожалуйста

будьте добры

будьте любезны

прошу вас









Благодарность

благодарю

спасибо













Извинение

простите

извините





























Приветствие


здравствуйте


доброе утро


добрый день


добрый вечер


всего хорошего


будьте здоровы


спокойной ночи


приятного аппетита


доброго пути


до свидания


до скорой встречи


прощайте


пожалуйста


будьте добры


будьте любезны


прошу вас


благодарю


спасибо


простите


извините



























Пожелания


здравствуйте


доброе утро


добрый день


добрый вечер


всего хорошего


будьте здоровы


спокойной ночи


приятного аппетита


доброго пути


до свидания


до скорой встречи


прощайте


пожалуйста


будьте добры


будьте любезны


прошу вас


благодарю


спасибо


простите


извините













Прощание


здравствуйте


доброе утро


добрый день


добрый вечер


всего хорошего


будьте здоровы


спокойной ночи


приятного аппетита


доброго пути


до свидания


до скорой встречи


прощайте


пожалуйста


будьте добры


будьте любезны


прошу вас


благодарю


спасибо


простите


извините













Просьба


здравствуйте


доброе утро


добрый день


добрый вечер


всего хорошего


будьте здоровы


спокойной ночи


приятного аппетита


доброго пути


до свидания


до скорой встречи


прощайте


пожалуйста


будьте добры


будьте любезны


прошу вас


благодарю


спасибо


простите


извините













Благодарность


здравствуйте


доброе утро


добрый день


добрый вечер


всего хорошего


будьте здоровы


спокойной ночи


приятного аппетита


доброго пути


до свидания


до скорой встречи


прощайте


пожалуйста


будьте добры


будьте любезны


прошу вас


благодарю


спасибо


простите


извините













Извинение


здравствуйте


доброе утро


добрый день


добрый вечер


всего хорошего


будьте здоровы


спокойной ночи


приятного аппетита


доброго пути


до свидания


до скорой встречи


прощайте


пожалуйста


будьте добры


будьте любезны


прошу вас


благодарю


спасибо


простите


извините













Памятка

«Правила вежливости»

1. При встрече - ______________.

2. Уходя - ___________________.

3. Если тебе помогли, выручили - скажи _____________________.

4. За свои ошибки, неправильные проступки - _________________.

5. Если о чём-то просишь, то не забывай сказать - _____________.


Памятка

«Правила вежливости»

1. При встрече - ______________.

2. Уходя - ___________________.

3. Если тебе помогли, выручили - скажи _____________________.

4. За свои ошибки, неправильные проступки - _________________.

5. Если о чём-то просишь, то не забывай сказать - _____________.




Памятка

«Правила вежливости»

1. При встрече - ______________.

2. Уходя - ___________________.

3. Если тебе помогли, выручили - скажи _____________________.

4. За свои ошибки, неправильные проступки - _________________.

5. Если о чём-то просишь, то не забывай сказать - _____________.




Памятка

«Правила вежливости»

1. При встрече - ______________.

2. Уходя - ___________________.

3. Если тебе помогли, выручили - скажи _____________________.

4. За свои ошибки, неправильные проступки - _________________.

5. Если о чём-то просишь, то не забывай сказать - _____________.





Памятка

«Правила вежливости»

1. При встрече - ______________.

2. Уходя - ___________________.

3. Если тебе помогли, выручили - скажи _____________________.

4. За свои ошибки, неправильные проступки - _________________.

5. Если о чём-то просишь, то не забывай сказать - _____________.


Памятка

«Правила вежливости»

1. При встрече - ______________.

2. Уходя - ___________________.

3. Если тебе помогли, выручили - скажи _____________________.

4. За свои ошибки, неправильные проступки - _________________.

5. Если о чём-то просишь, то не забывай сказать - _____________.



Разработка урока по окружающему миру во 2 классе (МК Плешакова А. А.)
  • Начальные классы
Описание:

 

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. УМК "Школа России".

 

Цель: формировать навыки культуры общения и поведения: взаимоотношения с окружающими людьми.

 

 

Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать «вежливые» слова в общении с другими  людьми; обсуждать вопрос о культуре поведения.

Задачи.

 

1.     Учить соблюдать правила вежливости при общении со сверстниками и взрослыми, использовать основные формы приветствия, просьбы, прощания, пожелания, извинения; познакомить с понятием «культура поведения».

 

2.     Развивать речь, внимание, мышление, творческие способности, умение наблюдать, делать выводы

 

3.     Воспитывать уважение к старшим, к своим ровесникам, прививать основы гендерного воспитания, доброжелательное отношение к окружающим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. УМК "Школа России".

 

Цель: формировать навыки культуры общения и поведения: взаимоотношения с окружающими людьми.

 

Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать «вежливые» слова в общении с другими  людьми; обсуждать вопрос о культуре поведения.

 


 

 

 


 

 

 


Автор Кузнецова Ирина Анатольевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1115
Номер материала 18708
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓