Окружающий мир
1 класс
ТЕМА: «Почему нужно есть много овощей и фруктов?»
Цели:
1) систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах;
2) познакомить детей с витаминами, раскрыть их значение для
здоровья человека;
3) учить соблюдать правила гигиены при употреблении овощей
и фруктов;
4) развивать
критическое мышление; учить слышать и слушать друг друга, работать группами,
парами; анализировать и обобщать, стимулировать самостоятельную поисковую и
познавательную деятельность, повысить интерес к изучению предмета.
5) прививать и воспитывать у детей бережное
отношение к своему здоровью, культуру личной гигиены;
Задачи урока (для учителя):
1.
Создать проблемную
ситуацию для мотивации обучающихся к учебной деятельности и формулирования ими
учебной проблемы о значении овощей и фруктов в питании человека.
2.
Помочь обучающимся
выдвинуть на основе проблемного вопроса
версии о пользе овощей и фруктов, определить способы поиска решения проблемы.
3.
Способствовать применению
в ходе выполнения упражнений, творческой работы новых знаний о пользе овощей и
фруктов для формирования у обучающихся культуры здорового питания.
4.
Организовать
контрольно-оценочную деятельность обучающихся на уроке.
Планируемые результаты обучающихся:
Предметные:
· иметь представление о разнообразии овощей и
фруктов, приводить примеры
основных фруктов и овощей, узнавать фрукты и овощи;
· называть значение
овощей и фруктов в питании человека;
· называть пользу витаминов для здоровья человека;
· соблюдать правила гигиены при употреблении
овощей и фруктов.
Метапредметные:
регулятивные:
· понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
· планировать учебную деятельность;
· удерживать учебную задачу в течение урока;
· отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
познавательные:
· группировать (классифицировать) овощи и фрукты
на основе выделения главных признаков каждой группы с использованием цветных
фишек;
· различать овощи и фрукты, выращиваемые в своей
местности и в тёплых краях;
· выдвигать гипотезы, определять способы решения
проблем;
· находить в учебнике информацию о витаминах в
соответствии с заданием, работать с разными
видами информации и ориентироваться в ней;
· различать значение
витаминов А, В, С в жизнедеятельности человека;
·
развивать
умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
коммуникативные:
· строить монологические высказывания;
·
сочинять и
рассказывать сказочную историю о витаминах по рисунку;
· работать в группах на основе приёмов
взаимодействия (распределение обязанностей, обсуждение разных точек зрения,
умение договариваться в случае разногласий, представление результата
деятельности).
Личностные:
· проявлять мотивацию к изучению нового
учебного материала;
· способность к самооценке на основе критерия
успешности учебной деятельности;
· понимать значение пользы овощей и фруктов,
витаминов, содержащихся в них;
· понимать необходимость соблюдения правил
гигиены при употреблении овощей и фруктов;
· понимать пользу витаминов для здоровья
человека.
Тип урока: комбинированный.
Данная тема изучается в разделе «Почему и зачем?»
Методы применяемые на уроке (пассивные и активные): словесный, практический,
проблемно-поисковый,
демонстрационный, стимулирующий
Технологии: информационно-коммуникационная
технология, метод интеллекткарт, информационно-коммуникативная технология и
здоровьесберегающая технология.
Учебные материалы: учебник «Окружающий мир. 1
класс» (автор А.А.Плешаков); рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, карточки
с кроссвордами, фонограмма частушек, презентация, картинки овощей и фруктов,
Мудрая Черепаха, Муравьишка Вопросик, таблички с названиями станций;
рисунки с друзьями – Витаминами, корзинка с муляжами овощей и фруктов,
фишки, светофоры, электронное приложение к учебнику.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Мы - умные!
Мы - дружные!
Мы - внимательные!
Мы - старательные!
Мы - отлично учимся!
Всё у нас получится!
- Покажите зеленый глазок светофора, если у вас хорошее настроение,
красный – если вас что-то тревожит, если настроение не очень хорошее.
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего
задания.
- Для того чтобы чему-то научиться, что нужно иметь,
какие качества необходимы нам, чтобы урок был интересным и плодотворным?
- Правильно, терпение, трудолюбие, старательность,
аккуратность, внимательность, самостоятельность. Все эти качества мы и возьмём
на наш удивительный урок - урок окружающего мира.
- В начале урока мы вспомним наше путешествие по
лесам, по пёстрым лугам с Мудрой Черепахой и Муравьишкой.
- Давайте, вспомним, о чём мы говорили на прошлом
уроке и поделимся своими знаниями?
( звучит аудиозапись «Звуки леса»)
- Да, мы опять очутились с вами в лесу. А это –
хозяин леса Старичок–Лесовичок. Он живёт в лесу, охраняет деревья, цветы,
травы, птиц и животных. Ведь есть такие люди, которые забывают, что природа не
всегда умеет защититься, если будут уничтожены деревья, травы, цветы, птицы и
звери – на планете мы останемся одни. Вот поэтому Старичок–Лесовичок и просит
вас взять в руки зелёный и красный карандаши.
- Готовы?
- Сейчас поиграем в игру: «Правила вежливости» и
вспомним правила поведения в природе. Тест позволяет проверить себя и оценить свои достижения.
- Я читаю вам предложение, если вы согласны –
положите зеленую фишку, если нет – положите красную. (Самопроверка по слайду)
Игра
«Правила вежливости»
1.
Ветки не ломайте, деревья
не качайте, ни травинку, ни лист зря не срывайте.
2.
В лесу можно поиграть:
листьями побросаться, венки плести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени ещё
вырастет.
3.
Наконец – то в лесу можно
пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не помешаешь! Ведь людей нет.
4.
Старайтесь не шуметь, а то
лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
5.
Пучеглазую лягушку,
ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше
бы совсем их не было.
6.
Звери всякие нужны – звери
всякие важны. Каждый из них в природе делает своё дело. Не пугайте животных!
7.
Пришёл на луг, нарви
большой букет цветов.
8.
Не ловите бабочек, они так нужны цветам!
- Давайте не нарушать правила поведения в природе,
тогда природа будет здорова. А я хочу на нашем уроке поговорить о нашем с вами
здоровье, как его сберечь и укрепить.
Всем известно, всем
понятно,
Что здоровым быть приятно.
Только надо знать,
Как здоровым стать.
- Ребята, прочитайте, под каким
девизом мы будем работать на уроке?
«Я здоровье берегу, сам себе я помогу».
- О чем будем сегодня
говорить? (О
здоровье)
- Итак, предлагаю отправиться в путешествие в
город Здоровейск.
"В
путь – дорогу собирайся,
За здоровьем отправляйся!
Чух-чух! Чух-чух!
Мчится поезд во весь дух!
Паровоз гудит: Тороплюсь!
Тороплю-ю-ю-сь! "
- А вот и жители города. Что это? - Это овощи и фрукты.
3. Постановка
целей, формулирование темы урока.
- Ребята, наш верный друг любознательный –
Муравьишка-Вопросик принёс целую корзину овощей и
фруктов.
- А для чего Муравьишке так много овощей и фруктов? (Они
полезны. В них много витаминов.)
- Так как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на
уроке?
- Правильно, овощи, ягоды и фрукты – витаминные
продукты.
- Откройте учебники на с. 54 и прочитайте тему урока.
- Чему мы будем сегодня учиться?
- Что узнаем нового на уроке? (Научимся различать
овощи и фрукты. Узнаем что такое витамины. Расширим наши знания об овощах и
фруктах, повторим правила личной гигиены.)
4. Работа по
теме урока.
Хозяйка однажды с базара пришла
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу.
- Кто запомнил, что принесла хозяйка? Как это назовем,
одним словом? (овощи). Правильно, первая наша остановка на станции
«Овощная».
- Я сейчас буду загадывать загадки про овощи, а вы
будьте внимательны.
- На грядке длинный и зеленый
А в кадке желтый и соленый. (Огурец)
- Скинули с Егорушки
Золотые перышки –
Заставил Егорушка
Плакать без горюшка. (Лук)
- Маленький, горький,
Луку брат. (Чеснок)
- Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (Репка)
Что
красно снаружи,
Бело
внутри.
С
зелёным хохолком на голове? (Редис)
Хоть я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла.
Сладка на вкус.
Узнали вы? Я… (Свёкла)
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
На грядке нет сочней… (Помидора)
Красный
хвост в землю врос,
А
зелёный хвост снаружи. (Морковь)
На с.54 учебника отметьте
зелеными фишками овощи. (Взаимопроверка в парах)
-
Я - яркий, сладкий,
налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики -
Из далекой Африки. (Апельсин)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)
Листья - плотные да
лаковые
Плоды - желтые да лакомые. (Груша)
Отгадайте ребус:
АНА
С
Как назовём одним словом? (фрукты)
Посмотрите на с.54, какие фрукты мы
не назвали? (дыня, банан, виноград). Отметьте красными фишками фрукты
на картинке.
5. Физкультминутка
- Нас ждет
следующая станция, но впереди - препятствие... речка!
К речке быстрой мы спустились, |
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это брасс.
Одной, другой - это кроль.
Все, как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
Но не отправимся домой.
6.
Продолжение работы по теме урока
- Мы
прибыли на вторую станцию «Фруктовая».
- А теперь давайте подумаем, как отличить фрукты от
овощей? (Фрукты растут в саду, они сладкие, кисло-сладкие, овощи растут в
огороде не сладкие).
|
Овощи
|
Фрукты
|
Какие на вкус?
|
несладкие
|
кисло-сладкие
|
Где растут?
|
в огороде
|
в саду
|
Чем полезны?
|
много витаминов
|
много витаминов
|
- Теперь вы знаете, чем отличаются
овощи от фруктов. Выполните задание в тетради на с. 43. Фрукты подчеркните
красным цветом, овощи – зелёным цветом. Проверьте себя по учебнику на с. 89.
- Мудрая Черепаха решила сварить
борщ, а Муравьишка – компот. Давайте им поможем?
- У вас на партах картинки с
овощами, фруктами и ягодами и две кастрюли. В одну кастрюлю положите все для борща, а в другую – для компота.
- Фрукты приготовили для вас задание, разгадайте
кроссворд:
|
1в
|
и
|
н
|
о
|
г
|
р
|
а
|
д
|
2м
|
а
|
н
|
д
|
а
|
р
|
и
|
н
|
|
|
3г
|
р
|
а
|
н
|
а
|
т
|
|
|
|
|
4г
|
р
|
у
|
ш
|
а
|
|
|
|
|
5л
|
и
|
м
|
о
|
н
|
|
6а
|
п
|
е
|
л
|
ь
|
с
|
и
|
н
|
|
|
|
|
|
7а
|
н
|
а
|
н
|
а
|
с
|
|
|
8ф
|
р
|
у
|
к
|
т
|
ы
|
|
|
Слова для 1, 4, 5, 6, 7 строчек ученики находят на
рисунке на стр. 54 учебника.
Задание для
строк 2, 3 и 8 читает учитель:
1. Этой
кистью не рисуют и не красят. (Виноград)
2. Младший
брат апельсина. (Мандарин)
3. Маленькая
печка с красными угольками. (Гранат)
4. Что за фрукт на вкус хорош
И на
лампочку похож,
Бок зеленый солнцем греет,
Он
желтеет и краснеет? (Груша)
5. Очень кислый фрукт, его добавляют в чай. (Лимон)
6. Жёлтый,
круглый, ты откуда?
- Прямо с солнечного юга.
Сам на солнышко похож.
Можешь съесть меня, но только
Раздели сперва на дольки.
Как меня ты назовёшь?
(Апельсин)
7. Фрукт у нас не растущий, жёлтый с хохолком. (Ананас)
8. Как
назвать это всё одним словом? (Фрукты)
Ученики
вписывают слова и получают слово: «ВИТАМИНЫ».
- Наше путешествие не закончено. Мы
приехали на станцию «Витаминная».
- Ребята, как вы думаете, почему появилось это слово?
(Дети пробуют объяснить.)
- Витамины - это вещества, которые содержаться
в овощах, фруктах; они полезны для организма человека. Кто уже сумеет ответить
на вопрос Муравьишки: «Почему нужно есть много овощей и фруктов?» (Ученики
высказывают свои мнения.)
- Мудрая
Черепаха приготовила для вас задание, которое поможет вам узнать о пользе
витаминов. Она предлагает вам прочитать текст, который лежит на ваших партах.
Ягоды, фрукты, овощи – основные источники
витаминов, таких как Витамин А, Витамин В, Витамин С и другие, которые
необходимы для здоровья.
Большинство витаминов в организме человека не накапливаются, а
поступают в организм человека с пищей. Вот почему ягоды, овощи и фрукты должны
быть в рационе ребёнка регулярно. Полезно круглый год употреблять в пищу разнообразные
овощи, фрукты, ягоды, так как в каждом из них и разные витамины. Полезно есть
салаты, приготовленные из свежих овощей и фруктов. Фрукты и фруктовые соки
рекомендуется употреблять за 1 час до или после еды. ( Витамин В – читать «Бэ»,
С – «Це»)
Про витамины
Без витаминов жить
нельзя!
Они – надёжные друзья.
Они спасают от болезней:
Простуды, гриппа и цинги.
Нет ничего вкусней, полезней,
Чем апельсины, груши, яблоки.
Когда мы бегаем и ходим,
Физически мы устаём,
И тут на помощь к нам приходит
Веществ полезных батальон:
С – витамин в цветной капусте,
В укропе, свежих овощах;
Он снова в действие запустит
Уставших клеток бодрый ряд.
А – витамин хранит морковь,
капуста и ,конечно, помидор,
Расти поможет выше, шире,
Улучшит зрение и зубы укрепит.
Я напоследок Вам желаю
Болезней никогда не знать!
Да, говоря о витаминах,
Что ещё можно пожелать?!
Ягоды, фрукты, овощи – основные источники витаминов,
которые необходимы для здоровья.
Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам
нужен Витамин А. Он помогает предупредить инфекцию. При
недостатке Витамина A у человека становится плохое зрение,
развивается болезнь под названием «куриная слепота»; люди, страдающие «куриной
слепотой», плохо видят вечером и ночью. Витамин А содержится в
салате, моркови, капусте, помидорах, перце, абрикосах, яблоках и в других
фруктах и овощах.
Помни истину простую
Лучше видит только тот,
Кто жуёт морковь сырую
Или сок морковный пьёт.
Ягоды, фрукты, овощи – основные источники витаминов,
которые необходимы для здоровья.
Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите
огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен Витамин В (читать
В - Бэ). Этот витамин способствует хорошей работе
мозга, сердца, мышц, полезен при росте детей. Он содержится во всех свежих
фруктах и овощах – помидорах, свёкле, в бананах, яблоках, киви, малине, во
всех злаках. Витамин В должен постоянно восполняться в
организме.
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Чёрный хлеб полезен всем,
И не только по утрам.
Ягоды, фрукты, овощи – основные источники витаминов,
которые необходимы для здоровья.
Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать
при болезнях, вам нужен Витамин С (читать С– «Цэ»)! Витамин
С прячется в чесноке, луке, апельсинах, кабачках, помидорах, лимонах,
грушах.
От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну, а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Никогда не унываем
И улыбка на лице,
Потому что принимаем витамины АВС.
-
Объясняю правила работы.
-
Все вы в группе получили тексты. Поскольку разобраться одному сложно, вы
будете работать сегодня сообща.
-
Для этого вы объединитесь в группы по одинаковому тексту, что говорит цвет
кружочка на листке.
-
Что вы делаете в группе?
1. Вам надо
прочитать текст каждому;
2. Понять смысл
прочитанного;
3. Перевести эту
информацию в графическую форму – в виде,
схемы, рисунка, таблицы – решите сами.
-
Задание понятно? Приступайте к работе.
Самостоятельная работа детей.
( чтение текста и выделение главных
слов для составления схемы – для чего нам нужны витамины, в каких овощах и
фруктах они содержатся?)
Рассказы детей у доски.
- Кто может рассказать, что он узнал
сегодня на уроке? (Представитель группы у доски рассказывает всё, что
узнал на уроке при помощи своей схемы)
- Все согласны?
- Может быть, кто-нибудь из вас
желает дополнить ответ или задать вопрос?
- Подумайте, что ещё не сказали из
того, что узнали? (Дополнения, вопросы детей)
- Ребята, на с.55 давайте прочитаем вывод Мудрой
Черепахи.
- Муравьишка решил съесть морковку с грядки и тут появилась Злючка-
Грязючка! Она очень обрадовалась! А почему? Что нужно сделать, чтобы она
исчезла? (Помыть овощи и помыть руки.) Молодцы! Придумайте сказочную
историю по рисунку в учебнике на с. 55. про Злючку-Грязючку.
7. Физкультминутка
Руку протяните,
Яблочко сорвите.
Стал ветер веточку качать,
Трудно яблочко достать.
Подпрыгну,
Руку протяну,
Быстро яблочко сорву.
8. Закрепление изученного материала
Частушки.
- А сейчас мы послушаем частушки, в которых говорится о пользе
витаминных продуктов. Они нужны не только для здоровья, но и для красоты.
Мы — веселые девчата.
Красотой рекорды бьем.
Красоты своей рецепты
В огороде мы берем.
У меня фигурка тонка
И высокий каблучок.
Я не буду есть котлеты -
Мне пожарьте кабачок!
На себе всегда ловлю
Восхищенья взоры!
Красоту мне и здоровье
Дарят помидоры.
Я секрет румян достала
У прабабки Феклы:
Лучше
всех румян заморских
Сок от нашей свеклы!
Я — румяная девчонка
И танцую ловко!
Потому
что ем всегда
Свежую морковку.
Не болеем больше гриппом,
Не боимся сквозняка -
Все таблетки заменяет
Нам головка чеснока.
- Итак, мы приехали в город Здоровейск, но
жителям города нужна наша помощь, давайте им поможем. Они прислали нам
телеграммы.
- В городе началась эпидемия гриппа. Боюсь заболеть.
Помогите! Катя.
1-й ряд придумывает блюда, которые помогут Кате.
- В последнее время нет аппетита. Подскажите, что делать? Бусинка.
2-й ряд помогает Бусинке.
- Стал хуже видеть. А я люблю читать. Выручайте! Феликс.
3-й ряд помогает Феликсу.
- Теперь, я думаю, наши друзья справятся со своими проблемами и будут
здоровы.
9. Итог урока
- Вернёмся к учебной задаче урока.
- Назовите тему нашего урока?
- Где выращивают фрукты и овощи? Для чего
нужно есть фрукты и овощи? (В них витамины и полезные
вещества.)
- Что такое витамины? (Полезные вещества, которые находятся в овощах
и фруктах).
- Почему нужно есть много овощей и фруктов? (Чтобы хорошо расти, хорошо видеть, иметь крепкие зубы;
чтобы быть сильным, иметь хороший аппетит и не огорчаться и плакать по
пустякам; чтобы реже простужаться, быть бодрым, быстрее выздоравливать при
болезни.)
Что нужно сделать,
прежде чем съесть овощи или фрукты?
-
После этого читается объяснение Мудрой Черепахи на стр.
55 учебника.
-
Продолжите предложения:
Я понял (поняла), что …
Я хочу быть здоровым (здоровой), поэтому я …
10. Рефлексия
- Я думаю, что наш урок не прошёл бесследно. Что вы
всё поняли, для чего надо есть много овощей и фруктов. Желаю вам расти
крепкими, здоровыми и умными. Пусть будут добрыми ваши сердца. А на память о
нашем уроке подарим гостям рецепт салата из овощей и фруктов.
Ягоды, фрукты, овощи – основные источники
витаминов, таких как Витамин А, Витамин В, Витамин С и другие,
которые необходимы для здоровья.
Большинство витаминов в организме человека не накапливаются, а
поступают в организм человека с пищей. Вот почему ягоды, овощи и фрукты должны
быть в рационе ребёнка регулярно. Полезно круглый год употреблять в пищу
разнообразные овощи, фрукты, ягоды, так как в каждом из них и разные витамины.
Полезно есть салаты, приготовленные из свежих овощей и фруктов. Фрукты и
фруктовые соки рекомендуется употреблять за 1 час до или после еды. ( Витамин В
– читать «Бэ», С – «Це»)
Ягоды,
фрукты, овощи – основные источники витаминов, которые необходимы для
здоровья.
Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам
нужен Витамин А. Он помогает предупредить инфекцию. При
недостатке Витамина A у человека становится плохое зрение,
развивается болезнь под названием «куриная слепота»; люди, страдающие «куриной
слепотой», плохо видят вечером и ночью. Витамин А содержится в
салате, моркови, капусте, помидорах, перце, абрикосах, яблоках и в других
фруктах и овощах.
Ягоды,
фрукты, овощи – основные источники витаминов, которые необходимы для
здоровья.
Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите
огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен Витамин В (читать
В - Бэ). Этот витамин способствует хорошей работе
мозга, сердца, мышц, полезен при росте детей. Он содержится во всех свежих
фруктах и овощах – помидорах, свёкле, в бананах, яблоках, киви, малине, во
всех злаках. Витамин В должен постоянно восполняться в
организме.
Ягоды, фрукты, овощи – основные источники витаминов,
которые необходимы для здоровья.
Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать
при болезнях, вам нужен Витамин С (читать С– «Цэ»)! Витамин
С прячется в чесноке, луке, апельсинах, кабачках, помидорах, лимонах,
грушах.
ВИТАМИН ____
В ЧЁМ КАКАЯ
СОДЕРЖИТСЯ? ПОЛЬЗА?
______________ ________________
______________ ________________
______________ ________________
______________ ________________
______________ ________________
______________ ________________
ВИТАМИНЫ
Основные источники
витаминов _______
_________________________________________________________________________________________________________
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.