Открытый урок по окружающему миру
во 2 классе
УМК «Перспективная начальная школа»
Учитель начальных классов –
Паномаренко С.В.
Тема:
«Для чего люди выращивают культурные растения?»
Тип
урока: Открытие нового знания
Цели:
ü сформировать
понятие «культурные» растения;
ü назвать
признаки, отличающие «культурные» растения от дикорастущих» растений;
ü познакомить
с «культурными» растениями разных групп;
ü расширить
кругозор учащихся о «культурных» растениях.
Личностные
результаты: формирована мотивационная основа учебной
деятельности; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной
деятельности; самоанализ и самоконтроль результата; осознание неполноты знаний,
проявление интереса к новому содержанию; возможность научиться проявлять
познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
Метапредметные
результаты обучения: учащиеся принимают и
сохраняют учебную задачу; планируют свое действие с поставленной задачей;
осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивают
правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; выделяют нужную
информацию для решения практической или учебной задачи; работают с соседом по
парте: распределяют работу между собой и соседом, выполняют свою часть работы,
осуществляют взаимопроверку выполненной работы, участвуют в коллективном
обсуждении проблемы, интересуются чужим мнением и высказывают свое собственное
мнение.
Предметные
результаты обучения: учащиеся в ходе урока
выделяют существенные признаки культурных растений, отличающих их от
дикорастущих; строят логическую цепь рассуждений в устной форме по
предложенному плану; выполняют действия по предложенному плану.
Оборудование:
О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов, учебник «Окружающий мир», тетрадь
для самостоятельной работы, компьютер, проектор, экран, презентация,
экологические знаки, плакаты с вопросами, схемы, изображения Миши и Маши,
рисунки растений, карточки с названиями культурных растений.
Ход
урока
I.
Организационный
момент
Проверь, дружок, Готов ли ты начать
урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке Учебник, ручка, карандаш? Проверили?
Садитесь! С усердием трудитесь!
- Какой у нас сейчас
урок?
- Чем мы занимаемся
на уроке окружающего мира? Важно на каждом уроке делать открытия, узнавать
новое. И сегодня на уроке нам предстоит серьезная и интересная работа, которая
поможет найти ответ на многие вопросы в повседневной жизни. Готовы?
II. Проверка
домашнего задания
- Какую
главу мы закончили на прошлом уроке? (Разнообразие растений).
- Какая у нас была
последняя тема? (Правила поведения в природе).
- Какие правила надо
соблюдать, общаясь с природой? Что обозначает этот знак? (Учитель показывает
знаки, дети рассказывают правила поведения на природе.)
- Почему так
важно бережно относиться к растениям? (От зеленых растений зависят животные
и люди.)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если вместе я и ты,
Если мы сорвём цветы –
Опустеет вся планета, и не будет красоты.
Если
мы все будем соблюдать эти правила, то сохраним природу, а, значит, и жизнь на
нашей планете.
III. Актуализация
и мотивация (Цель: учить ориентироваться в
книге, работать с оглавлением. Формулировка цели урока).
- Поработаем с
оглавлением.
- Какую
следующую главу мы будем изучать. (Культурные растения. Продолжительность
жизни растений).
- С какой
темы начнем. (Для чего люди выращивают культурные растения).
- Какую страницу
откроем? (Стр. 87).
- Прочитайте
название сегодняшней темы урока.
- Предположите
о чем сегодня мы будем говорить? (О культурных растениях).
- Попробуйте
сформулировать цель сегодняшнего урока. (Мы должны ответить на вопрос, «Какие
растения мы называем культурными и для чего люди их выращивают»).
-
А зачем нам нужно это знать? (Чтобы наши знания использовать в жизни).
IV. Постановка
учебной проблемы.
-
Попробуем
ответить на вопрос «Чем дикорастущие растения отличаются от культурных?»
- Давайте прочитаем,
что сказала Маша про культурные растения с. 87-
88.
- Чему же удивился
Миша? (Откуда они берутся)
- Давайте поможем
Мише разобраться, откуда берутся одуванчик, осот, лебеда, которые никто не
сажал.
- Посмотрите,
какая пиктограмма изображена рядом с вопросом на с. 88. (Повтори
пройденное).
V. Повторение
- Рассмотрите
рисунок на экране (слайд 1).
- Кого вы видите
рядом с репейником и грушей? (Собаку),
- Что она делает?
(Чешется)
- Кто догадался,
почему она чешется? (На ее шерсти репейник)
- Кто
сообразил с помощью кого семена репейника попали в сад? (Репейник колючий
вот он и зацепился за шерсть собаки. А она стала чесаться да и скинула его
рядом с яблоней).
Репейник и
многие другие растения расселяются в природе с помощью своих колючих плодов с
крючками и зацепками. Они цепляются за каждого, кто проходит мимо (за шерсть
собаки, овцы, коровы, лошади, за одежду человека), и таким образом «проезжают»
немалое расстояние, прежде чем упадут на землю.
- Вспомните, как еще
расселяются семена растений? (С помощью ветра и воды).
-
Так
чем же отличаются культурные растения от дикорастущих? (Культурные растения
люди сажают, а дикорастущие расселяются сами).
VI. Поиск
решения учебной проблемы.
- А что вы еще
знаете о культурных растениях. Кроме того, что человек их сажает сам?
(Человек заботится о них, поливает, рыхлит, пропалывает от сорняков).
- Дикорастущие
растения растут без вмешательства человека и где есть для них подходящие
условия. К ним они приспособились. А культурные растения выращивает человек и
сам ухаживает.
- Подумайте, почему
растения, о которых заботится человек, называют культурными? Они, что
воспитанные, а другие невоспитанные?
- Я попросила
Лешу посмотреть, что обозначает в словаре слово культура. (Сообщение
ученика. Культура в переводе с латинского обозначает возделывание и
обрабатывание. Человек выводил культурные
растения
из дикорастущих еще в древние времена. Первобытный человек отбирал
понравившиеся ему вкусные семена, плоды, корм и сеял нужные растения поблизости
от своего жилища. Чтобы плоды вырастали крупнее и вкуснее, человек поливал
растения и ухаживал за ними. Так было положено начало возделыванию растений. С
тех пор появились на земле культурные растения.)
VII.
Физкультминутка
(слайд 2)
- Давайте
поиграем. Игра называется «Путаница». Если вы видите культурное растение, вы
приседаете, а если дикорастущее шагаете.
VIII.
Первичное
закрепление
-
Сейчас
выполним работу в тетради для самостоятельной работы, упражнение №50 (индивидуальное
выполнение) с проверкой на экране (слайд №3)
- Проверим себя.
Прочитайте культурные растения.
- Кто выполнил
задание без ошибок?
- У кого были
ошибки? Какие?
- Закрываем тетради.
-Чему
учились, выполняя это задание? (Отличать дикорастущие растения от культурных).
- Так чем же
отличаются культурные растения от дикорастущих? (Культурные растения люди
специально сажают в поле, в саду, в огороде.)
- Итак, мы с вами
выяснили, какие же растения называют культурными и почему их так называют?
- Давайте
теперь подумаем, а для чего люди стали выращивать культурные растения.
(Высказывание учащихся).
- Посмотрите
в учебнике на с. 88- 89 и прочитайте, что об этом сообщил Миша.
- Посмотрите, каким
цветом помечены главные слова Миши. Будем обращать внимание на синий цвет.
-
Итак,
Миша разделил растения на 4 группы в зависимости от того, зачем человек их
выращивает.
-
Какие
у Миши получились группы? (Растения нужны для питания, для домашних
животных, для изготовления тканей, для красоты).
- Узнаем, на какие
группы разделила культурные растения Маша.
- Прочитаем в
учебнике на с. 91.
- Вы заметили, что
Маша затрудняется назвать группу, в которую входит лён? Её можно назвать
«прядильные», так как из этих растений сначала делают нитки (прядут), а потом
из ниток - ткани.
- На какие
группы разделила культурные растения Маша?
IX. Работа в
группах
-
Поработаем в группах. У каждой группы на столе лежит конверт с карточками, на
которых написаны названия растений. Вы обсуждаете, к какой группе оно
относится, и определяете на схеме Маши в нужное место.
- Проверим, как вы
справились с этой работой.
-
Итак,
у нас две схемы, два способа деления культурных растений на группы. Сравним эти
схемы.
- Что общего?
(Миша и Маша делят одни и те же растения.)
- Чем
отличаются? (Разные группы.)
- Почему так
получилось? На какой вопрос отвечал Миша? (Для чего люди выращивают
культурные растения?) (Учитель прикрепляет вопрос к схеме Миши.)
-
На
какой вопрос отвечала Маша? (Какие культурные растения
выращивают люди?) (Учитель прикрепляет вопрос к схеме Маши.)
-Кто
правильно разделил на группы культурные растения? (Миша и Маша оба правы).
X.
Закрепление изученного
1.
Выступление учащихся.
- Сегодня к
уроку ребята приготовили загадки. Вам необходимо отгадать загадку, и
определить, к какой группе можно отнести данное растение. (Учащиеся
загадывают загадки)
2. Отгадайте загадки
С неба
Солнце золотое Золотые льет лучи. В
поле дружною стеною Золотые Усачи. (Пшеница) (Рассказ учащегося
о пшенице.)
- Отгадайте
следующую загадку.
Что две недели зеленится, Две
недели колосится, Две недели отцветает. Две недели наливает, Две недели
подсыхает? (Рожь)
(Рассказ учащегося о ржи.)
- К какой группе
культурных растений мы можем отнести эти растения? (К зерновой).
XI. Работа в
парах.
-
Вам
необходимо будет в парах собрать картинку и ответить на следующие вопросы:
1) Как называется
растение?
2) Где растет?
3) К какой группе культурных растений
относится?
XII.
Подведение итогов. Рефлексия.
-
Наш
урок заканчивается. Давайте подведем итог.
- Какую цель
ставили на уроке? (Выяснить какие бывают растения; чем отличаются культурные
растения от дикорастущих).
Оцените
свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный (знаю и умею
применять), жёлтый (знаю, но не всегда могу применять), красный (не уверен в
своих знаниях).
Домашнее
задание
Чтобы
продолжить разговор о культурных растениях вы дома поработаете с учебником стр.
87-91, задание в тетради для самостоятельной работы стр. 36, № 51.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.