Главная / Начальные классы / Разработка урока по окружающему миру "Для чего люди выращивают культурные растения"

Разработка урока по окружающему миру "Для чего люди выращивают культурные растения"

Открытый урок по окружающему миру во 2 классе

УМК «Перспективная начальная школа»

Учитель начальных классов – Паномаренко С.В.

Тема: «Для чего люди выращивают культурные растения?»

Тип урока: Открытие нового знания

Цели:

  • сформировать понятие «культурные» растения;

  • назвать признаки, отличающие «культурные» растения от дикорастущих» растений;

  • познакомить с «культурными» растениями разных групп;

  • расширить кругозор учащихся о «культурных» растениях.

Личностные результаты: формирована мотивационная основа учебной деятельности; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата; осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому содержанию; возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

Метапредметные результаты обучения: учащиеся принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие с поставленной задачей; осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; выделяют нужную информацию для решения практической или учебной задачи; работают с соседом по парте: распределяют работу между собой и соседом, выполняют свою часть работы, осуществляют взаимопроверку выполненной работы, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, интересуются чужим мнением и высказывают свое собственное мнение.

Предметные результаты обучения: учащиеся в ходе урока выделяют существенные признаки культурных растений, отличающих их от дикорастущих; строят логическую цепь рассуждений в устной форме по предложенному плану; выполняют действия по предложенному плану.

Оборудование: О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов, учебник «Окружающий мир», тетрадь для самостоятельной работы, компьютер, проектор, экран, презентация, экологические знаки, плакаты с вопросами, схемы, изображения Миши и Маши, рисунки растений, карточки с названиями культурных растений.

Ход урока

  1. Организационный момент

Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке Учебник, ручка, карандаш? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!

  • Какой у нас сейчас урок?

  • Чем мы занимаемся на уроке окружающего мира? Важно на каждом уроке делать открытия, узнавать новое. И сегодня на уроке нам предстоит серьезная и интересная работа, которая поможет найти ответ на многие вопросы в повседневной жизни. Готовы?

    1. Проверка домашнего задания

  • Какую главу мы закончили на прошлом уроке? (Разнообразие растений).

  • Какая у нас была последняя тема? (Правила поведения в природе).

  • Какие правила надо соблюдать, общаясь с природой? Что обозначает этот знак? (Учитель показывает знаки, дети рассказывают правила поведения на природе.)

  • Почему так важно бережно относиться к растениям? (От зеленых растений зависят животные и люди.)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если вместе я и ты,

Если мы сорвём цветы –

Опустеет вся планета, и не будет красоты.

Если мы все будем соблюдать эти правила, то сохраним природу, а, значит, и жизнь на нашей планете.

  1. Актуализация и мотивация (Цель: учить ориентироваться в книге, работать с оглавлением. Формулировка цели урока).

  • Поработаем с оглавлением.

  • Какую следующую главу мы будем изучать. (Культурные растения. Продолжительность жизни растений).

  • С какой темы начнем. (Для чего люди выращивают культурные растения).

  • Какую страницу откроем? (Стр. 87).

  • Прочитайте название сегодняшней темы урока.

  • Предположите о чем сегодня мы будем говорить? (О культурных растениях).

  • Попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока. (Мы должны ответить на вопрос, «Какие растения мы называем культурными и для чего люди их выращивают»).

- А зачем нам нужно это знать? (Чтобы наши знания использовать в жизни).

IV. Постановка учебной проблемы.

  • Попробуем ответить на вопрос «Чем дикорастущие растения отличаются от культурных?»

  • Давайте прочитаем, что сказала Маша про культурные растения с. 87-

88.

  • Чему же удивился Миша? (Откуда они берутся)

  • Давайте поможем Мише разобраться, откуда берутся одуванчик, осот, лебеда, которые никто не сажал.

  • Посмотрите, какая пиктограмма изображена рядом с вопросом на с. 88. (Повтори пройденное).

V. Повторение

  • Рассмотрите рисунок на экране (слайд 1).

  • Кого вы видите рядом с репейником и грушей? (Собаку),

  • Что она делает? (Чешется)

  • Кто догадался, почему она чешется? (На ее шерсти репейник)

  • Кто сообразил с помощью кого семена репейника попали в сад? (Репейник колючий вот он и зацепился за шерсть собаки. А она стала чесаться да и скинула его рядом с яблоней).

Репейник и многие другие растения расселяются в природе с помощью своих колючих плодов с крючками и зацепками. Они цепляются за каждого, кто проходит мимо (за шерсть собаки, овцы, коровы, лошади, за одежду человека), и таким образом «проезжают» немалое расстояние, прежде чем упадут на землю.

  • Вспомните, как еще расселяются семена растений? (С помощью ветра и воды).

  • Так чем же отличаются культурные растения от дикорастущих? (Культурные растения люди сажают, а дикорастущие расселяются сами).

VI. Поиск решения учебной проблемы.

  • А что вы еще знаете о культурных растениях. Кроме того, что человек их сажает сам? (Человек заботится о них, поливает, рыхлит, пропалывает от сорняков).

  • Дикорастущие растения растут без вмешательства человека и где есть для них подходящие условия. К ним они приспособились. А культурные растения выращивает человек и сам ухаживает.

  • Подумайте, почему растения, о которых заботится человек, называют культурными? Они, что воспитанные, а другие невоспитанные?

  • Я попросила Лешу посмотреть, что обозначает в словаре слово культура. (Сообщение ученика. Культура в переводе с латинского обозначает возделывание и обрабатывание. Человек выводил культурные

растения из дикорастущих еще в древние времена. Первобытный человек отбирал понравившиеся ему вкусные семена, плоды, корм и сеял нужные растения поблизости от своего жилища. Чтобы плоды вырастали крупнее и вкуснее, человек поливал растения и ухаживал за ними. Так было положено начало возделыванию растений. С тех пор появились на земле культурные растения.)

VII. Физкультминутка (слайд 2)

  • Давайте поиграем. Игра называется «Путаница». Если вы видите культурное растение, вы приседаете, а если дикорастущее шагаете.

VIII. Первичное закрепление

  • Сейчас выполним работу в тетради для самостоятельной работы, упражнение №50 (индивидуальное выполнение) с проверкой на экране (слайд №3)

  • Проверим себя. Прочитайте культурные растения.

  • Кто выполнил задание без ошибок?

  • У кого были ошибки? Какие?

  • Закрываем тетради.

-Чему учились, выполняя это задание? (Отличать дикорастущие растения от культурных).

  • Так чем же отличаются культурные растения от дикорастущих? (Культурные растения люди специально сажают в поле, в саду, в огороде.)

  • Итак, мы с вами выяснили, какие же растения называют культурными и почему их так называют?

  • Давайте теперь подумаем, а для чего люди стали выращивать культурные растения. (Высказывание учащихся).

  • Посмотрите в учебнике на с. 88- 89 и прочитайте, что об этом сообщил Миша.

  • Посмотрите, каким цветом помечены главные слова Миши. Будем обращать внимание на синий цвет.

  • Итак, Миша разделил растения на 4 группы в зависимости от того, зачем человек их выращивает.

  • Какие у Миши получились группы? (Растения нужны для питания, для домашних животных, для изготовления тканей, для красоты).

  • Узнаем, на какие группы разделила культурные растения Маша.

  • Прочитаем в учебнике на с. 91.

  • Вы заметили, что Маша затрудняется назвать группу, в которую входит лён? Её можно назвать «прядильные», так как из этих растений сначала делают нитки (прядут), а потом из ниток - ткани.

  • На какие группы разделила культурные растения Маша?

IX. Работа в группах

- Поработаем в группах. У каждой группы на столе лежит конверт с карточками, на которых написаны названия растений. Вы обсуждаете, к какой группе оно относится, и определяете на схеме Маши в нужное место.

  • Проверим, как вы справились с этой работой.

  • Итак, у нас две схемы, два способа деления культурных растений на группы. Сравним эти схемы.

  • Что общего? (Миша и Маша делят одни и те же растения.)

  • Чем отличаются? (Разные группы.)

  • Почему так получилось? На какой вопрос отвечал Миша? (Для чего люди выращивают культурные растения?) (Учитель прикрепляет вопрос к схеме Миши.)

  • На какой вопрос отвечала Маша? (Какие культурные растения выращивают люди?) (Учитель прикрепляет вопрос к схеме Маши.)

-Кто правильно разделил на группы культурные растения? (Миша и Маша оба правы).

X. Закрепление изученного

1. Выступление учащихся.

  • Сегодня к уроку ребята приготовили загадки. Вам необходимо отгадать загадку, и определить, к какой группе можно отнести данное растение. (Учащиеся загадывают загадки)

2. Отгадайте загадки

С неба

Солнце золотое Золотые льет лучи. В поле дружною стеною Золотые Усачи. (Пшеница) (Рассказ учащегося о пшенице.)

  • Отгадайте следующую загадку.

Что две недели зеленится, Две недели колосится, Две недели отцветает. Две недели наливает, Две недели подсыхает? (Рожь)

(Рассказ учащегося о ржи.)

  • К какой группе культурных растений мы можем отнести эти растения? (К зерновой).

XI. Работа в парах.

  • Вам необходимо будет в парах собрать картинку и ответить на следующие вопросы:

  1. Как называется растение?

  2. Где растет?

3) К какой группе культурных растений относится?

XII. Подведение итогов. Рефлексия.

  • Наш урок заканчивается. Давайте подведем итог.

  • Какую цель ставили на уроке? (Выяснить какие бывают растения; чем отличаются культурные растения от дикорастущих).

Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный (знаю и умею применять), жёлтый (знаю, но не всегда могу применять), красный (не уверен в своих знаниях).

Домашнее задание

Чтобы продолжить разговор о культурных растениях вы дома поработаете с учебником стр. 87-91, задание в тетради для самостоятельной работы стр. 36, № 51.



Разработка урока по окружающему миру "Для чего люди выращивают культурные растения"
  • Начальные классы
Описание:

Урок окружающего мира" был проведен во 2 классе (УМК ПНШ). Тема урока "Для чего люди выращивают культурные растения". В ходе урока учащиеся выделяли существенные признаки культурных растений, отличающих их от дикорастущих; познакомились с культурными растениями разных групп. На уроке ребята работали с оглавлением учебника, с тетрадью для самостоятельных работ. К уроку учащиеся самостоятельно готовили загадки о растениях, работали в парах и группах. Работая в парах ребята собирали картинку и отвечали на вопросы:

Как называется растение?

Где растет?

Автор Паномаренко Светлана Владимировна
Дата добавления 24.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1094
Номер материала 5158
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓